Ветхозаветное священство

    

Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев 21, 10). В буквальном переводе оно значит великий священник. Слово коген происходит от глагола коган — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово коган означало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев 4, 3), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Священников Писание называет просто коген — без прилагательного великий. Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты.

Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами.

Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в святая святых. Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств.

Первосвященник Первосвященник
    

Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх 28, 4–39).

Ефод (от еврейского глагола афад — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как наплечник. В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи.

Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых для постоянной памяти пред Господом (Исх 28, 29). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.

Наперсник. Наперсник назывался судным. Слово судный толкователи Писания связывают с загадочными словами урим и туммим. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним (Исх 28, 30). Есть предположение, что посредством урима открывалась воля Божия, получалось откровение, отсюда слово судный.

В наперсник спереди были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, по четыре в ряду. В верхних углах наперсника было два золотых кольца. Они соединялись с помощью двух золотых цепочек нарамниками. Внизу по углам наперсника тоже было два золотых кольца, но они были с исподней, внутренней, стороны. Ношение на груди (у сердца) камней с именами двенадцати сыновей Иакова указывало на духовное отношение первосвященника к своему народу.

К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Плоды гранатовых яблок отличались сладостью и символизировали сладость возвещаемого первосвященником закона. По подолу были также золотые колокольчики. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть (Исх 28, 35). Входя в место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в священные одежды, входил как представитель народа и ходатай за него.

Хитон — бахромчатая риза, вытканная из виссона в шашечку, мелкими квадратиками.

На голове был кидар — повязка из виссона. К нему крепился золотой полуобруч — диадема святости — с надписью: святыня Господня. Надпись указывала на то, что он носил грехи сынов Израилевых. Головной убор первосвященника не описан в Священном Писании. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обычной священнической повязки из льняной ткани, поверх которой была другая, из узорчатой фиолетовой ткани с кованым золотым венком.

Пояс первосвященника был очень длинным. У жителей Востока пояс — необходимая принадлежность, чтобы стягивать широкие, развевающиеся одежды. В Библии мы находим указание на символическое значение пояса: опояшь чресла твои (4 Цар 4, 29). Это означало быть готовым к трудам.

Сам Господь не только установил описанные виды одежд священников и первосвященника, но и предписал обряд посвящения для каждой ступени иерархии.

Посвящение в первосвященника и священника состояло из четырех главных актов. Расскажем о каждом:

1. Омовение водою. Исследователи полагают, что очищалось все тело, а не только руки и ноги. Такое омовение принимал первосвященник в праздник — день Очищения. Это было не только физическое действие, но и нравственно-символическое. Оно являлось прообразом высочайшей святости и безукоризненной чистоты первосвященника Нового Завета — Иисуса Христа.

2. Облачение в священные одежды — символ того служения, в которое вступал первосвященник или священник.

3. Помазание священным елеем (о приготовлении его говорится в 30-й главе книги Исход). Елей, предназначенный для помазания Аарона и четырех его сыновей, был приготовлен особым способом. В его состав входили: самоточная смирна (смола миррового кустарника), кора коричного дерева, благовонный тростник, имевший пахучие корни, кассия (ароматная кора).

Помазание служило видимым знаком подачи Богом особой благодатной силы. В помазании человек получал дар Святого Духа. Святой пророк Исаия говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (Ис 61, 1–2; выделено нами. — Авт.).

В Израиле помазывались священным елеем не только священники, но и пророки и цари. Помазанье Аарона как первосвященника отличалось от помазания его сыновей-священников. На голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, вероятно, лицо и одежды. Священникам помазывались только лицо и одежда.

4. Жертвоприношение. Посвящаемые приносили три жертвы: за грех, всесожжение и специальную жертву посвящения.

Жертва посвящения сходна с жертвой мирной. Кровь закланного овна поливалась на правое ухо, большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. На ухо — чтобы лучше слышать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выполнять заповеди Божии. На ноги — чтобы беспорочно входить в святилище. Далее: кровь и миро смешивались и ими окроплялись священные одежды посвящаемых. Затем на руки посвящаемых возлагались те части жертвенного животного, которые посвящались Богу (тук, курдюк и печень). Возлагались также: один круглый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опреснок). Посвящаемый потрясал этим, прежде чем это предавалось сожжению. Это указывало на будущее служение, которое заключалось главным образом в приношении жертв. Посвящение заканчивалось трапезой, что символизировало союз (общение) с Богом.

Посвящение первосвященников и священников совершалось семь дней. Все эти дни они не должны были отходить от дверей скинии.

Обязанности священников. Священники были посредниками между Богом и Его народом. Прежде всего им надлежало служить в святилище, у жертвенника всесожжения, который был во дворе, и у жертвенника курения, стоявшего в святом. На первом жертвеннике приносили жертвы, а на втором возжигали фимиам. Они полагали еженедельно хлебы на стол предложения. Поддерживали постоянный огонь во дворе на алтаре всесожжений. Снимали с него каждодневный пепел. В торжественные дни трубили в трубы. В конце общественных жертвоприношений благословляли верующих.

Священники обязаны были учить израильтян закону Господню и разрешать спорные вопросы. Священники должны были быть без телесных недостатков и чужды всякой нечистоты, избегать осквернения. Их нравственная репутация должна была быть безупречной.

Первосвященники кроме обычных жертвоприношений, которые совершали и священники, имели две особые обязанности. В великий день Очищения приносить особые жертвоприношения и входить в святое святых для окропления кровью жертвы за грех крышки ковчега Завета. В важных делах через урим и туммим испрашивать волю Божию (см.: Чис 27, 21).

Заседание Великого Синедриона. Американская энциклопедия 1883 г. Заседание Великого Синедриона. Американская энциклопедия 1883 г.
    

В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев 21, 14). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего.

Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его (Чис 8, 21–22). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой.

Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия.

В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме.

22 мая 2017 г.

×