Патриарх Исаак

    

Исааку было тридцать семь лет, когда умерла его мать. Авраам посылает своего старшего раба Елиезера на родину в Месопотамию взять сыну Исааку жену. Было недопустимо, чтобы произошло смешение продолжателя избранного рода с потомками Хама — хананеями, которые населяли Палестину.

Женой Исаака стала его родственница Ревекка — внучка брата Авраама Нахора, сестра Лавана. Исаак и Ревекка жили в любви. Их брак упоминается в молитвах чинопоследования Таинства брака. Святитель Филарет Московский пишет: «Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккой может быть образом обручения Христа с Церковью» (Записки. Ч. 2. С. 195).

У них двадцать лет не было детей. Когда Исааку исполнилось шестьдесят лет, Ревекка родила ему двух сыновей-близнецов. Еще во чреве матери братья стали биться, и Ревекка вопросила Господа, Который ей сказал: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт 25, 23).

Первый вышедший младенец был красный и весь в волосах. Последнее определило имя его — Исав, что по-еврейски означает волосатый. Красный цвет кожи дал родившемуся и происшедшему от него народу другое имя — Едом.

Затем родился брат его, который рукою держался за пятку брата. Поэтому он был назван Иаков (от евр. акев — пятка). Он был человеком кротким. Любил жизнь сосредоточенную. Исав стал искусным звероловом. Отец любил Исава, а Ревекка — Иакова. Весьма точная психологическая подробность Библии. Сам кроткий и тихий, отец любил деятельного сына, который своей активностью как бы восполнял характер отца. Деятельная по своему характеру Ревекка любила своего нежного младшего сына.

Однажды Исав пришел с поля очень усталый и голодный. Он попросил у брата поесть красного, как сказано в тексте (Быт 25, 30). Воспользовавшись состоянием брата, Иаков просил продать ему первородство. Исав, видимо, был в крайней степени немощи, потому что сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт 25, 32). Иаков дал ему хлеба и кушанья из чечевицы.

Хотя право первородства было формально закреплено позже в законе Моисея, с глубокой древности существовала привилегия перворожденного. Первенцы были носителями и наследниками Божественных благословений и обетований. Но для восприятия их нужна была сильная вера. Ее-то у Исава не было, поэтому Бог попустил ему потерять первородство. Тем более что сам Исав им не дорожил. Когда Исаак состарился, у него сильно ослабло зрение. Он послал Исава за дичью, чтобы тот приготовил его любимое кушанье. После этого патриарх собирался благословить перед смертью своего старшего сына. Ревекка, слышавшая их беседу, сказала любимому сыну: принеси из стада двух козлят, и я приготовлю отцу твоему кушанье. Он поест и благословит тебя. На это Иаков ответил, что Исав косматый, а он гладкий, поэтому отец узнает его. Ревекка взяла богатые одежды Исава, надела на Иакова, а руки и шею обложила кожею козлят. Исаак ощутил запах от одежд Исава и благословил Иакова. Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку и Иакова, видя здесь действие Божественного Промысла: «Не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что Сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение предречение» (Беседы на книгу Бытия. LIII).

Потомки Исава составили воинственный горный народ на юге Палестины, на горе Сеир. Из него произошел царь Ирод Старший, пытавшийся убить Богомладенца Иисуса.

19 мая 2017 г.

×