Православный календарьПравославный календарь
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.

Американская мелодия Юрия Богаткевича

Среди ближайших родственников Юрия Богаткевича – вокалиста, композитора, аранжировщика популярной белорусской группы «Сябры» – более десяти священнослужителей. Мы пытались подсчитать точно, но не удалось. Потому что священники – и со стороны многочисленной дедушкиной родни, и не менее многочисленной – бабушкиной. Прадедушка – протоиерей Ермолай Сурвило – претерпел за веру и был расстрелян в 1941 году.

Юрий живет в десяти часах лета от родного Минска и в полутора часах езды от Нью-Йорка. В пятнадцати минутах езды от своего приходского – Александро-Невского – собора и совсем рядом с храмом-памятником равноапостольному князю Владимиру и 1000-летию Крещения Руси. Рядом с этим известными в русской Америке храмами – менее известный Тихвинский, что напротив Александро-Невского собора, но не менее любимый местными православными, ибо в нем пребывает чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Здесь же – Георгиевский храм, которые построили казаки, обосновавшиеся здесь после Второй мировой по соседству с российскими же калмыками. Одни построили православный храм, другие – по соседству – буддийский дацан.

Здесь можно встретить тех, кому за 100 лет от роду. Некоторые – с титулами, но их уже по пальцам можно пересчитать. На надгробных плитах на местных кладбищах – известные в России имена.

И если в центральной, например, Америке до ближайшего храма православным приходится добираться 2-3 часа, то здесь ситуация более чем благоприятная. Ведь именно места вокруг Нью-Йорка и в штате Нью-Джерси выбирали – и по сей день выбирают – эмигранты русскоязычные. И здесь никто не спросит: «А есть ли в Америке, где помолиться православным?» Люди знают, что есть.

Здесь Юрий с женой Илоной и сыном Виталием живут уже 18 лет. Илона – тоже певица, бывшая солистка Государственного эстрадно-симфонического оркестра Белоруссии, а в детстве – еще и юная актриса.

До этого семья сменила два места жительства, несколько разных работ в трех штатах Америки и несколько приходских храмов.

– Я почему-то по старым временам очень грущу и всегда мечтал жить в таком знаковом русском месте. Район Лейквуд – Джексон в Нью-Джерси – одно из самых больших поселений первой русской эмиграции. Бывшие офицеры, министры, князья стали заниматься тут сельским хозяйством, устроили несколько ферм. Тех ферм уже нет, на их месте – супермаркеты, рестораны и кинотеатры, но остался казачий музей, Русский дом «Родина» – бывший центр помощи эмигрантам – и культурный центр для подрастающего поколения. С одной стороны, такая связь времен стала для нас неожиданной, а с другой – я мечтал о такой связи, – рассказывает Юрий.

Несоветское детство

– Родился я в замечательной семье. Первые 6 лет, до 1969 года, мы жили в Минске, в квартирке при Свято-Духовском кафедральном соборе. Настоятелем собора служил в те годы мой дедушка – митрофорный протоиерей Виталий Богаткевич.

Свято-Духов кафедральный собор города Минска Свято-Духов кафедральный собор города Минска
    

Что мне запомнилось из детства, так это «дедушкина атмосфера»: его теплые объятия, любая мелочь, которой он придавал воспитательный элемент. Угощал дедушка меня шоколадом – я не мог разорвать обертку, достать шоколадку и съесть ее. Мне нужно было аккуратно разрезать обертку и предложить шоколад старшим, а потом уже съесть самому.

Если мы ходили гулять в лес, то обязательно там что-то мастерили. Однажды он рассказал мне случай, который меня очень поразил. Как-то в детстве друг пригласил его на охоту и ранил там уточку. Это так его потрясло, что с тех пор он никогда на охоту не ходил и меня учил, что любая жизнь имеет ценность, и сам очень трепетно относился и к людям, и к животным.

Дедушка был из рода польских князей, которые в 1863–64 году, после восстания, были высланы в Россию. Там они позже обзавелись семьями и стали селиться ближе к польской границе – в Белоруссии.

Родился дедушка в семье священника – иерея Константина Богаткевича. В начальной школе он учился в Петрограде – там у прадедушки был приход. Потом семья в 1918 году, спасаясь от голода, переехала в Белоруссию. Все пять братьев дедушки тоже стали священниками.

В 1934-году, после рукоположения во иереи, дедушка получил назначение на приход в местечко Столбцы, где служил до 1951 года. Во время немецкой оккупации в Столбцах размещался лагерь военнопленных. В день пленному давали 200 грамм хлеба и тарелку супа, непонятно из чего приготовленного. Ежедневно пленных водили на погрузочно-разгрузочные работы, где они трудились по 8–12 часов. Тяжелые физические нагрузки медленно убивали их. Каждый день в лагере были смерти. Выпускник Виленской духовной семинарии и магистратуры Варшавского университета, дедушка хорошо знал немецкий и польский языки, мог договариваться с начальством лагеря. Сначала он попросил у немецкого коменданта разрешения отпевать покойных и совершать богослужения в лагере. А бабушка, матушка Нина Ермолаевна, за разовое разрешение коменданта пекла домашние немецкие булочки (в детстве ее воспитывала гувернантка из Германии, которая и научила языку и немецкой кулинарии). Получая в знак благодарности корзину булочек от отца Виталия, комендант разрешал ему проход в лагерь и по праздникам. Так начавшееся общение с комендантом через «булочки» позволило батюшке затем организовать в Столбцах три пункта ежедневного кормления прихожанами военнопленных, собирать по деревням благочиния медикаменты, продовольствие, одежду и передавать их пленным. Панический страх коменданта перед эпидемиями дал отцу Виталию возможность размещать больных пленных по домам жителей Столбцов для лечения. После выздоровления они уходили «долечиваться» в лес к партизанам.

В 1951 году семья переехала в Минск, где дедушка был назначен настоятелем Свято-Духова кафедрального собора и секретарем епархиального управления. Служить в те годы приходилось в условиях сталинских, а затем и хрущевских «тихих гонений». Отец Виталий был талантливым организатором и проповедником, защитником Церкви. Девять лет он служил настоятелем, но наибольшие проблемы у него начались с хрущевской властью, когда он не давал закрывать Крестовую церковь в Минске, отказался доносить коммунистам на своих собратьев по вере, на прихожан, мешал их планам. Тогда госбезопасность выполняла указания Хрущева по ликвидации Церкви изнутри. За это его наказали и сослали в город Толочин Витебской области.

Там дедушка был настоятелем Покровского храма, ездил служить за 150 километров от Минска до последних дней своей жизни.

За отцом Ермолаем пришли красноармейцы в кожаных куртках и увезли

Бабушка моя – матушка Нина Ермолаевна Сурвилло – также родом из семьи священника. Ее отец – протоиерей Ермолай Сурвилло – служил в городке Леонполь Витебской области. В семье было 8 детей, и некоторые братья бабушки пошли по духовной линии. С конца 1939 года в Западной Белоруссии проходили массовые аресты. Священников, ксендзов зверски убивали. Были даже случаи, когда сажали на кол. Прихожане предупреждали отца Ермолая: «Батюшка, за вами придут! Убегайте!» Но прадедушка помолился и сказал им: «Чему суждено, то будет». В начале июля 1941 года за отцом Ермолаем пришли красноармейцы – в кожаных куртках, с красными звездами – и увезли.

Позже стало известно, что его забрали «бойцы» из спецполка НКВД, цель которых была – арестовывать людей по спискам, составленным местными коммунистами, и которым было важно количество задержанных. Только за три дня до начала войны было арестовано более 22 тысяч белорусов. 22 июня 1941 года началась война с немцами, а НКВД продолжало арестовывать невиновных. Сфабриковали против прадеда обвинения и через неделю расстреляли. В 2008 году его реабилитировали. Папин брат в Белоруссии получил в архиве КГБ копию «дела» отца Ермолая. Как с ним тогда обращались, видно по изменению почерка подписи арестованного в документах.

– Как проходили праздники и будни подростка из верующей семьи?

– В 1969 году наша семья переехала в район-новостройку. Дедушка часто приезжал ко мне, особенно когда я болел. В городе дедушка ходил в костюме, летом – еще и в соломенной шляпе с полями. Отец Виталий любил привозить мне шоколадные конфеты с фруктовой начинкой и всегда советовал запивать их водой.

Мне хорошо запомнились рождественские вечера. По местной традиции под скатерть мы клали сено или солому, наряжали елку, дедушка вешал лампочки и восьмиконечную звезду, которую сделал сам.

Рождество у нас в Белоруссии праздновалось особо торжественно. Все постились. А в сочельник готовили постные блюда: любили густой суп из лука и грибов с начиненными грибами «ушками», формой похожими на пельмени. Еще одним популярным постным блюдом, которое появилось под влиянием польских традиций, были «слижики» с маковым молочком. Сначала толкли мак с орехами и медом – получалось маковое молочко. Из постного теста в духовке пекли маленькие пресные булочки – «слижики», которые и заливали молочком. К этому блюду подавали кисель из клюквы. Бабушка брала гитару, дедушка – мандолину, пели «Двенадцать разбойников», русские старинные песни. Потом подрос я и стал аккомпанировать им на гитаре.

В то же время, как и все мои сверстники, я слушал группы «Queen», «Pink Floyd», «Beatles». В такой атмосфере проходило мое детство.

«Сябры»

– Как вы пришли в ансамбль Сябры?

– Еще в школе я участвовал в художественной самодеятельности, сочинял песни, делал аранжировки. Даже пел в ресторане. В 15 лет меня заметил один из саксофонистов группы «Сябры». В то же время меня прослушали и «Верасы», а в армии – и «Песняры». Владимир Мулявин пригласил меня в студию при ансамбле.

После школы я поступил в Минский институт культуры на факультет дирижирования академическим хором. Через 4 года меня направили на службу в армию... в Минск, хотя никого об этом в военкомате не просил. Мои друзья служили в музыкальном оркестре «Ровесник» при штабе ПВО в Минске, они как раз демобилизовывались, и им нужна была замена. Руководил оркестром известный в то время прапорщик Юрий Ламброзо. И если некоторые вспоминают об армии как о чем-то страшном, то у меня об этих полутора годах службы остались только хорошие впечатления.

Уже после армии Анатолий Ярмоленко пригласил меня в действующий ансамбль «Сябры». Там я проработал с 1986-го по 1992 год. Это была очень хорошая школа. У «Сябров» тогда был самый пик популярности, и мы давали огромное количество концертов. Для Гомельской филармонии мы обязаны были отработать 103 концерта в квартал – без фонограмм, разумеется, их тогда и не было. Работали мы в одном городе – и сразу переезжали в другой.

Первая моя аранжировка – песня «У криницы», музыка Олега Иванова, – стала хитом. Потом последовали аранжировка за аранжировкой: «Малиновое лето» Леонида Захлевного, произведения Игоря Лученка и других композиторов.

– Поясните, пожалуйста, какое значение для песни имеет аранжировка?

– Аранжировка – это то, что из мелодии, написанной композитором, делает песню: раскладывает мелодию на многоголосье, придает ей драматизм и динамическое развитие.

Работая в «Сябрах», я делал многочисленные аранжировки песен, но у меня было желание самому писать и писать о том, что мне дорого. Шесть лет я проработал с Анатолием Ярмоленко в «Сябрах». После того как часть коллектива ушла, мы создали группу «Рождество». Название символичное: это и рождение коллектива, и мой любимый праздник Рождества Христова. Название также накладывало на нас обязательства фильтровать репертуар. Поэтому я старался включать песни со смыслом. В 1993 году, работая в Германии, я написал песню «Лодка белая» на стихи Владимира Некляева, которую с тех пор постоянно исполняют белорусские певцы на своих концертах, а также на фестивале «Славянский базар».

Школа смирения

– Когда вы отправились в Америку и как вписывались в американскую действительность?

– В 1996 году бывший бас-гитарист ансамбля «Песняры» Борис Бернштейн пригласил меня несколько лет поработать в Америке. Я согласился, потому что в Белоруссии тогда было сложно заработать на концертах. Я к тому времени уже подрабатывал в Государственном эстрадном оркестре Белоруссии под руководством Михаила Финберга, где Илона была солисткой. В то время мы часто ездили в Германию, сотрудничали с немецкими музыкантами и часто выступали у бывших русских на вечеринках. Потом на такой гонорар дома можно было жить целый год.

Отец Иоанн мне очень понравился: добрые глаза, а сам – весь воздушный

В Америке нас встретили, и мы отправились в Атланту, столицу штата Джорджия, в только что открывшийся русский ресторан «Тройка». Нам оплатили жилье, страховку. Вскоре к одному музыканту приехала погостить жена, верующая. Она говорит: надо найти церковь. Мы нашли церквушку святой Марии Египетской, где я познакомился с отцом Иоанном Таунсендом. Американский батюшка, отец Иоанн мне очень понравился: добрые глаза, а сам – весь воздушный. Я стал ходить к нему на исповедь и пел в церковном хоре. Он помог многим ребятам из Белоруссии, России, Украины. Некоторые из них стали священниками и сейчас служат в Америке.

В ресторане мы работали с 1997 по 1999 год. Приехала моя семья – жена с трехлетним сыном. Мы даже собрались напротив храма дом покупать. Но к тому времени ресторан закрылся, и нас пригласили в открывшийся ресторан в Балтиморе.

Отец Иоанн дал нам адрес местной Преображенской церкви, где я тоже пел в хоре, и мы даже сделали запись и выпустили диск. Но и оттуда пришлось уехать из-за работы. Интересно, что как только в одном месте работа заканчивалась, сразу на горизонте появлялась другая.

Мы переехали в штат Нью-Джерси, где живем уже 18 лет, и до работы – в ресторан «Петр Великий», что в пригороде Нью-Йорка, – ездим почти полтора часа в одну сторону. Но это здесь не считается большим расстоянием.

Сначала было морально тяжело. Причем касается это всех – не только русских или выходцев из Восточной Европы. Но интересно, как в Америке «работает» смирение. Это как свежий глоток кислорода, оно открывает входы и выходы.

Было искушение славой, а сейчас надо себя смирять

Хотя... Концерт на сцене ненамного отличается от ресторана. Все зависит от того, как ты работаешь. Можно и в ресторане отдавать больше, чем на концерте. Мы в одном и том же ресторане работаем уже 18 лет. У нас интернациональная программа. Поем до 6-ти часов кряду. И люди ходят к нам в ресторан годами, как на концерт.

Вообще, все происходящее – это ведь разные этапы нашей жизни. Нам суждено было заниматься творчеством, прикоснуться к славе, когда мы собирали целые стадионы, дворцы спорта, когда за нами бегали поклонницы. И болели мы, потому что на гастроли ехали с юга – в Норильск, и нам кололи антибиотики, потому что у всех была высокая температура, а надо было петь. Было искушение славой, а сейчас надо себя смирять. Здесь начинаешь все сначала, но уже со своим сложившимся взглядом, со своим опытом, своим багажом. И вот что я скажу: если знаешь, что такое послушание, то тебе легче воспринимать ситуацию. Одни этого не понимают, потому и ломаются; кто-то уезжает. Другие сжимают зубы и идут дальше, зная, ради чего или ради кого все это делают.

– Интересно, что много лет назад вы получали визу и вид на жительство как «особо талантливые люди» – есть такая категория визы в Америке, а на самом деле...

– Мы отказались от мысли, что на родине были «особенными»: здесь надо было становиться как все и впрягаться в каждодневную жизнь.

Я продолжаю делать аранжировки для знакомых музыкантов. Мы с Илоной также закончили терапевтическое отделение университета Монтклер и с 2003 года работаем еще и директорами по развлекательным мероприятиям для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в специальных дневных центрах. Терапевтическая программа занятий очень разнообразна. Это занимательная и музыкальная деятельность, в которой задействован мозг, память, ассоциации, моторика, физическая память. У нас есть хор, оркестр, мы организуем концерты. Все это больных людей очень поддерживает, они общаются и домой идут активные, в приподнятом настроении. Я считаю, что работаю по специальности. Оказывать людям психологическую помощь – дело благодарное. Не все же время гастролировать!

– Как живут пожилые в Америке? Разница между тем, как люди стареют, в странах СНГ и Америке есть?

– Неважно, где ты живешь – в Америке, Белоруссии, России или любой другой стране. Все зависит от внутренней «копилки» человека. Важно, какие духовные богатства накопил человек за свою жизнь, потому что все накопленное в старости или помогает, или мешает. В любой стране можно увидеть светлого старичка, который на все смотрит широко распахнутыми, как у младенца, глазами. И лик у него одухотворенный. А можно увидеть страшные глаза, в которых отражается весь опустошенный внутренний мир человека. В старости все недостатки усиливаются: одни пожилые люди становятся очень капризными, требовательными, другие, наоборот, более терпеливыми.

– В Нью-Джерси вы тоже пришли в храм. Чем, на ваш взгляд, отличается церковная жизнь в России, странах бывшего СНГ от церковной жизни в православной Америке?

– Когда мы в 1999 год переехали в Лейквуд, я стал ходить в собор святого Александра Невского, где служит протопресвитер Валерий Лукьянов – известный священник, которого рукополагал святитель Иоанн Шанхайский.

Отец Валерий рассказывал, что когда они жили в Китае, туда приезжали агенты из Советского Союза и агитировали вернуться в Советский Союз, но святитель Иоанн не благословил свою паству возвращаться. И почти все из эмигрантов, кто тогда вернулся, погибли. Отец Валерий, тогда еще юноша, был в числе тех, кто, по благословению святителя Иоанна, с острова Тубабао на Филиппинах выехал в США. Владыка Иоанн ездил в Америку и обращался к американскому правительству с просьбой принять русских беженцев из Китая. И святитель добился разрешения на въезд в Америку пяти тысяч русских.

Мы уже более десяти лет живем в Джексоне, по соседству с Лейквудом, и Свято-Александро-Невский храм является нашим приходским храмом, где я также пою в хоре. Что касается прихожан, старая эмиграция, конечно, оказала свое влияние на их поведение, культуру, даже манеру одеваться в храм.

Наши семейные отношения окрепли в Америке

– Ваш сын вырос в Америке. Делали ли вы что-то, чтобы отодвинуть его ассимиляцию? Как проходило его вхождение в американскую жизнь? Насколько важна семья для детей приезжающих за границу?

Юрий:

– Сложно проходило вхождение. Виталий, которого мы назвали в честь моего дедушки, приехал в Америку в трехлетнем возрасте. Он только недавно научался по-русски говорить, а тут оказалось, что никто не понимает, о чем он говорит.

Илона:

– Однажды во дворе он подошел к детям, а они с ним не разговаривают, вообще не реагируют на него. Видимо, ему кто-то задал вопрос, а он не ответил. И они стали его игнорировать. Виталик стал сомневаться в себе. Это было страшное потрясение. А он такой человечек, который рос с нами на гастролях, вместо детсада ходил на репетиции эстрадно-симфонического оркестра. Он каждый день присутствовал при фантастических действах. И это была его естественная среда. Он очень быстро развивался, был общительным, много общался со взрослыми, привык к достойному общению. А тут его не воспринимают даже дети. После этого Виталик довольно долго не мог контактировать с детьми. Общаться со сверстниками он начал, только когда пошел в подготовительный класс.

– Как вы сами адаптировалась к действительности в одноэтажной Америке?

Илона:

– Мы – городские люди, и для нас система провинциального обитания немного неестественна. Но из-за того, что мы много времени проводили в семье, были сфокусированы на работе и воспитании сына, мы мало замечали что-то внешнее.

Правда, не всегда это было возможно. Из дома на работу мы выезжали в пятницу и работали все выходные, а Виталик оставался дома, и почти всегда с разными приходящими нянями. Проблема была в том, что часто было очень сложно найти человека, который мог бы находиться с ребенком подряд две ночи. Бывало, что мы его брали с собой, и он спал прямо под колонками на сцене. Утром мы возвращались домой и ложились спать.

Однажды, когда Виталик учился в подготовительном классе, учительница попросила детей рассказать, как они провели выходные. И сын сказал, что родители утром спали. В результате к нам прислали соцработника, чтобы разобраться в ситуации. Меня едва ни сочли неблагонадежной матерью. Какие это были переживания! А ведь я, пока ребенок адаптировался к школе, ходила туда в учебные дни и смотрела, как он привыкает, и сама помогала в классе.

Юрий:

– Нам вообще было непонятно, что пятилетнего ребенка в школе расспрашивают о подробностях жизни в семье. Виталик так испугался и потом повторял: «Я никогда им больше ничего не расскажу!»

Сейчас Виталию уже 22. Он закончил бизнес-школу Ратгерского университета по трем специальностям – бухгалтерия, финансы и экономика – и с осени начинает работать на Манхэттене, в одной из ведущих мировых финансовых компаний.

Первая любовь

– Что значит для вас семья вне родины?

Юрий:

– Для меня семья вне родины – это оторванность от родителей, от общения с родными. Живя в Белоруссии, мы много путешествовали, а здесь стараешься не брать лишнюю неделю отпуска, чтобы не вылететь из ритма оплаты по кредитам.

Илона:

– Эмиграция накладывает на человека огромный стресс. В эмиграции все для человека происходит в первый раз. Разлады в семье отвлекают людей от движения вперед, мать отвлекают от ребенка. У нас были свои несогласия, но чаще из-за того, что мы очень переживали друг за друга и старались друг друга чему-то научить. Это неправильно. Потому что когда взрослый человек учит другого взрослого, это приводит к конфликтам, а конфликты надо максимально обходить, особенно в ситуации, когда ты эмигрант. Семья – главный источник, где мы черпаем силы для общения с внешним миром. И если в семье разногласия, то где еще можно найти опору для того, чтобы общаться с этим миром?

– Что помогает вам сохранить семью?

Илона:

– У нас обоих это первая любовь...

Юрий:

– Мы познакомились, когда учились в институте. Я был на 3-м курсе, а Илона пришла на первый. У нас был общий хор, когда 2-3 раза в неделю мы собирались в одном зале, и я влюбился в первокурсницу...

Илона:

– На самом деле я его увидела на концерте, когда еще училась в школе. Вышел такой красавец в белом костюме и запел песню «Солнце» Яака Йоалы... Я смотрела на него и думала, что не могу влюбляться в таких красивых. А пел как!

Я очень долго была под впечатлением. И когда мы приехали с картошки, и он ко мне подошел знакомиться, я поняла, что это тот самый мальчик, которого я видела на концерте.

– Назовите вещи, которые вам здесь пришлось делать впервые.

Юрий:

– Получил права. Здесь, в пригороде, нет общественного транспорта, поэтому машина – это необходимость. Все впервые: дом покупали впервые, машины.

Илона:

– У нас обоих в Белоруссии очень сплоченные, дружные семьи. Здесь нам впервые не на кого было положиться, тем более – с маленьким ребенком. Первый наш дом в Нью-Джерси требовал ремонта, и мы впервые – своими руками – делали этот ремонт. Здесь крепла наша семья.

Творчество и деньги, как правило, друг с другом не дружат

– Какое место в вашей сегодняшней жизни занимает творчество?

– В Америке написал песни «Молитва» и «Ангел-хранитель», «Журавли», а также записал песню на стихи талантливого белорусского поэта Леонида Прончака «Старые храмы» в нашем с Илоной исполнении, музыка Александра Шаха с моими музыкальными добавлениями и аранжировкой.

Но сейчас музыкального творчества, конечно, гораздо меньше, чем до переезда в Америку. На родине родители были рядом, и мы занимались только творчеством. Даже если творчество не приносило денег, все равно можно было им заниматься. Кстати, творчество и деньги, как правило, друг с другом не дружат, потому что творчество – это поиск, а зарабатывание денег – ремесло. Когда ты занимаешься творчеством, ты не можешь полноценно работать. Это я понял в Америке. Но вдохновение по-прежнему посещает.

С Юрием и Илоной Богаткевич
беседовала Татьяна Веселкина

24 августа 2017 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 613 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина15 апреля 2019, 12:05
Помоги вам Господь,Юрий,Илона и Виталий!
Наталия20 июня 2018, 19:04
Спасибо за замечательную статью!
На всё Воля Божия!!!
Святой Чудотворец Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский тоже покинул Родину в страшные для неё времена, чтобы спасти тысячи людей. А сейчас благодаря всем тем православным, кто покинул Родину, во всём мире, почти в каждой стране, воздвигнуты величественные Православные Храмы и даже монастыри!!! Божественная Литургия служится на разных языках! Даже многие католики и протестанты перешли в Православие, побывав на великолепных службах в Наших Православных Храмах. Я даже знаю православных священников, которые раньше принадлежали другим конфессиям.
Слава Богу за всё!
Я тоже родом из Белоруссии и живу в Америке.
Так Богу угодно!




Варвара24 августа 2017, 12:22
Блаженны все, кто во все времена, при всякой власти не покидали свою Родину!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×