Если посмотреть на распорядок дня обычного человека, скорее всего, мы увидим: дом – работа – дом. В более крупном приближении - походы в магазины, поездки на дачу/за город по выходным, встречи с родственниками и друзьями. Живет себе человек, работает, думает о том, как накопить средств на отпуск (ведь так хочется наконец-то поехать на море, а лучше вообще – за границу) и чтобы хватило еще на ремонт, а еще ребенка нужно в школу отправлять…
Джинсы, отдых, распродажа!
А тут еще и на телефон пришло сообщение из любимого магазина одежды, что на подходе грандиозные скидки, и вспоминаешь, что неплохо было бы обновить гардероб. В общем – целый набор проблем – везде успеть, и чтобы голова потом не болела. И никуда от этого не деться – постоянно нужно думать о будущем, даже не об очень далеком, а просто о завтрашнем или послезавтрашнем дне.
Но вот вдруг человек решает прочесть Евангелие. Давно интересовала эта книга, но руки не доходили. Теперь вот дошли. И что же он там видит? А вот что: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф. 6, 25).
Как же быть? Ведь вечером сегодня родители в гости придут, нужно еще успеть сходить за тортом, да и жена давно на кухне трудится над вкусным угощением… А послезавтра как раз скидки, что же теперь - джинсы новые не покупать?! В Евангелии же сказано: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 26-30).
Как это все понять?! Ведь получается, что нужно жить только сегодняшним днем, не думая о будущем. Даже больше – уже сегодня не нужно думать о еде, одежде, обязанностях, потому что все это бессмысленно – нужно ждать, что все «упадет с неба». А как еще стать «птицей небесной»? Или другой вариант – это все сказано для духовно совершенных людей, для святых, которые от всего отказались, ушли в пустыни и провели свою жизнь в молитве. Иначе ведь не получится. Например, жена скажет мужу: «Знаешь, дорогой, я не буду больше готовить, потому что заботиться о пище – это грех». Или наоборот, муж – жене: «Я вот подумал – зачем дальше работать? Я решил быть, как цветок, который просто растет без труда и забот, а все остальное – это от лукавого». Странно как-то, согласитесь? Зато «по-евангельски»! Вы скажете – так не бывает, нормальные люди так не говорят! Но по собственному опыту могу сказать, что примеры – не выдуманные. Один мой знакомый, впервые открывший Евангелие, у меня прямо так и спросил: «Значит, мне теперь нужно бросить учебу, не думать ни о чем, не заниматься поиском средств к существованию? Ведь тут прямо сказано – не заботьтесь!»
Так заботиться или нет?
Что же имел в виду Господь Иисус Христос, когда произносил эти слова? Ведь получается только два варианта – либо бросить все и ждать «манны небесной», либо продолжать жить обычной жизнью с ее заботами, походами по магазинам, желаниями лучшей работы, хорошей зарплаты и так далее. То есть идти против Евангелия. Да и вообще - все это так сложно и «явно не для меня»! Ведь и само выражение «живет как птица небесная» приобрело сейчас скорее негативную окраску. Обычно под этими словами подразумевают человека, ведущего легкомысленную жизнь, не думающего и не заботящегося ни о чем.
Но если посмотреть на Евангелие немного внимательнее, то мы увидим еще и вот что. Да, Христос сказал – не заботьтесь. Но в то же время мы читаем в Евангелии, что ученики Христа продолжают заниматься своим обычным делом – ловлей рыбы (см. Лк. 5, 5-6; Ин. 21, 3). Сам Христос, судя по Евангелию, нередко принимал приглашения на обед и даже присутствовал на свадебном торжестве. При этом Его даже укоряли другие, что Он любит есть и пить (см. Мф. 11, 19). И тут совсем непонятно – Христос призвал не заботиться о пище и питии, но не отвергал пищу и питье, предложенное ему другими людьми. Ведь по логике Его же слов, нужно было отвергнуть все эти приглашения. Люди «заботились» о том, чем угостить Христа, нарушая Его же слова.
Другой пример – апостол Павел занимался изготовлением палаток (см. Деян. 18, 3). Это был довольно выгодный, но одновременно и не самый простой способ заработка. Палатки делали из разных материалов – это могла быть шерсть животных, кожа или льняное полотно. Сначала изготовлялись специальные полосы, которые затем сшивались. И сами палатки могли быть разные – от маленьких до больших, предназначенных для разных нужд – простой навес от солнца или палатка для длительного путешествия. Причем апостол Павел не раз говорил о том, что благодаря этому ремеслу он обеспечивал не только себя, но и своих спутников (см. Деян. 20, 34; 1 Кор. 4, 12). И больше того, в одном из посланий апостол говорит: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (1 Фес. 3, 10). Что же делать, как все это совместить и понять?
Правильное понимание заключается в том, что Христос учит слушателей (а вместе и с ними и нас самих) правильному отношению к пище, одежде, заботам, отношению к людям и Богу. Слова Христа о том, что Бог питает птиц – это пример нашего отношения к Промыслу Божию. Если Бог не забывает о птицах и цветах, то разве может Он забыть о человеке? Мы так привыкли заботиться о теле, что порой забываем о душе, требующей не меньшей заботы. Поэтому Христос и говорит – обеспечивая свою жизнь материально, не забывайте обеспечивать ее и духовно. Заботясь о сокровищах земных – деньгах, имуществе, – не забывайте и о сокровищах небесных – добрых делах, вере, любви и милосердии.
Можно вспомнить и древнюю заповедь – одну из десяти главных заповедей – шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Нигде в Евангелии мы не найдем слов, что эта заповедь отменена Христом. Много ли просит Господь – всего лишь одного дня. Как раз наоборот, Его слова можно понять как напоминание о том, что оставшийся один день из семи необходимо посвящать Богу и душе. Шесть дней вы заботились о материальном, теперь же пришло время духовных забот.
А если завтра нечего есть?
Актуальны ли слова Христа сейчас? Несомненно. Современный мир требует от человека еще более насыщенного и сложного ритма жизни. Заботы прибавляются каждый день, порой им не видно конца и края. Но хотя бы на один день в неделю нужно остановиться, вспомнить о Боге и душе. О том, что среди личных забот мы порой забываем о тех людях, которые окружают нас и ждут нашего внимания.
Тогда возникает другой вопрос – не будет ли греховным желание найти более хорошую работу, получать зарплату побольше, что особенно актуально во время затянувшегося финансового кризиса? Или желание переехать в новую квартиру, для покупки которой, соответственно, нужна совсем не маленькая сумма, а значит, еще большие заботы? Как соотнести все это со словами Христа?
Мне как священнику не раз задавали подобный вопрос. Все мы знаем о заповеди – возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Господь не запрещает нам любить себя, значит, не запрещает и заботиться о себе, желать себе лучшего, искать лучшего. Ведь любовь проявляется именно в заботе. Грехом становится себялюбие, забывающее о том, что кроме моего «я», есть и другие люди. Если переводить слова заповеди на современный язык, то получится примерно так – «твое я не центр вселенной, не забывай и о других людях». Поэтому желание заработать не должно превращаться в сребролюбие и жадность к деньгам. Греховным станет «заработок любой ценой», особенно если цена эта не всегда честная.
Если нашим храмом станет ближайший торгово-развлекательный центр, поглощающий все свободное время, если главную задачу мы будем видеть только в том, чтобы успеть «схватить» побольше скидок, даже если эти вещи нам не особенно и нужны… Вот тогда можно смело сказать, что обычные насущные заботы как-то незаметно превратились в идола, занявшего место Бога. Но ведь не вещи должны владеть нами, а совсем наоборот. В этом и кроется смысл слов Христа.
Но можно посмотреть на евангельскую фразу и под другим углом. Каждому знакома ситуация, когда даже самая незначительная проблема порой способна довести человека до крайности. Как в таком случае жить дальше? Как не довести себя до истощения? Как не надорваться, борясь за собственное выживание? Ведь вроде бы и сложа руки не сидишь, работаешь в поте лица, пытаешься преодолевать трудности, но их почему-то меньше не становится, а только больше и больше. Или вообще придет мысль – «а если завтра будет нечего есть?»
Я думаю, что Христос, предостерегая нас от излишних житейских забот, призывает нас довериться Богу, положиться на Него. Верить в то, что помощь придет, и трудности, казалось бы, непреодолимые, разрешатся. Ведь вера и есть доверие. Без доверия невозможны отношения не только с Богом, но и с людьми. Христос хочет, чтобы мы научились доверять. Там, где есть доверие – там надежда, а если есть надежда, то все, чего мы боимся, что порою ввергает нас в ступор, становится лишь очередным препятствием, которое нужно просто перешагнуть.
Продолжение цикла бесед о «сложных» местах Евангелия следует
Газета «Саратовская панорама» №33 (1114), 23 августа 2017 г.