Христианином быть легко. Для этого ничего особенного не нужно. Если только пару раз в год зайти в ближайший храм. Один раз, чтобы набрать святой воды в праздник Крещения 19 января, второй – освятить куличи накануне Пасхи. Еще иногда можно поставить свечки. Еще очень важно помнить, что после Нового года будет Рождество, а значит, в супермаркетах и торговых центрах будут рождественские скидки и распродажи… А вообще, христиане какие-то странные. Ходят на исповедь, рассказывают о своих грехах. А у меня никаких грехов, собственно, и нет…
Ницше против
Кому-то христианство кажется и вовсе чем-то устаревшим и ненужным. Вы только подумайте — в XXI веке верить, что две тысячи лет назад какой-то необразованный Сын плотника умер и воскрес?! Мы же образованные люди – летаем в космос, лечим неизлечимые еще 50 лет назад болезни. В наше прогрессивное время подчиняться каким-то устаревшим правилам? Ну уж нет.
Хотя и это все не ново. Примерно века с XVIII-го люди обвиняют христианство в «устаревшести» и «ненужности». А один беспокойный немецкий философ, грезивший наступлением эры сверхлюдей, громогласно объявил всем о смерти Бога (Фридрих Ницше – Ред.).
Но бывают и совсем уж удивительные истории. Однажды один юноша, живший за границей, оказался, правда, не совсем добровольно, на лекции другого известного философа и богослова (отца Сергия Булгакова – русского философа, ставшего впоследствии священником, жил в эмиграции – Ред.). Вполне обычная ситуация: учителя решили, что мальчишкам, только и думающим о том, как бы побыстрее сбежать с уроков, будет очень полезно послушать выступление мыслителя с мировым именем. И не важно, что он пишет свои мысли для взрослых, а не для детей. Мыслитель говорил о христианстве и христианских добродетелях. Рассказывал о терпении и смирении, о кротости и тихости… И разве можно было поверить ему, когда еще и ста лет не прошло с тех пор, как Ницше «организовал» Богу «похороны»?
Поэтому юноша (звали его Андрей) решил покончить с верой в Бога раз и навсегда. Но предварительно он решил прочитать книгу, на которую постоянно ссылался известный лектор. Эта книга – Евангелие, а если в Евангелии все точно так, как было на беседе – долго и скучно, – то лучше задвинуть его на дальнюю полку и никогда больше не открывать. Но, как не раз рассказывал потом Андрей, произошло вот что:
«Я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос…».
И вот представьте: отец Андрея – русский дипломат, занимавший высшие должности в императорском иностранном ведомстве, мать – сестра знаменитого композитора Александра Скрябина. Сам Андрей после школы получил медицинское образование в Сорбонне… Его ждала блестящая светская карьера (с его-то образованием, и происхождением). Но… Он стал монахом, а потом священником. Весь христианский мир знает Андрея, как митрополита Сурожского Антония (Блума). Вряд ли его можно считать необразованным или отсталым. Он хотел покончить с христианством, но неожиданно и необъяснимо для многих других, стал самым ревностным христианином, примером кротости, терпения и смирения, от которых он когда-то шарахался, как от огня.
Вот на что способно Евангелие, на первый взгляд, «скучная и ненужная в наше время» Книга.
«Бунт», который побеждает
Но я приведу и другой пример. Еще более неожиданный и своеобразный. Один из самых успешных и противоречивых рок-музыкантов 70-х, 80-х и 90-х годов XX века Элис Купер, однажды сказал: «Легко пить пиво, очень легко разнести свой номер в отеле, а вот быть христианином – очень трудное испытание, это и есть настоящее бунтарство».
И как бы это ни казалось странным, христианство было бунтом с самого начала. Не случайно римские императоры-язычники преследовали христиан, предавали их пыткам и казням на аренах амфитеатров. Ведь христиане почитали Богом Иисуса Христа, распятого по приказу законного представителя римской власти.
Сейчас, когда яркие рекламные билборды продолжают на все лады кричать – «будь круче», «возьми от жизни все», «выйди за рамки правил», когда модно критиковать все и вся, когда плюнуть на любые авторитеты – это подвиг, сейчас христианство тоже будет бунтарством.
Мы привыкли ненавидеть врагов (а еще лучше, если удастся им отомстить), но Христос говорит в Евангелии: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), но как можно не осуждать родственников, друзей, соседей, просто незнакомых людей, правительство (свое ли или чужое)?
Когда завести интрижку на стороне от жены/мужа стало не только нормальным, но и даже модным (семья – это вообще что-то старое и отжившее), Христос говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5, 28).
А еще более странные фразы в Евангелии: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29); «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25); «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим… и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10, 21).
Следовать Христу и жить по Евангелию действительно очень сложно. Хотя бы потому, что Христос взошел на крест и принял смерть. Нам свойственно избегать страданий. Да что там страдания. Даже с самыми обычными – житейскими проблемами – не хочется особенно связываться.
Евангелие можно сравнить с зеркалом. Зеркало помогает нам увидеть себя со стороны и привести себя в порядок. Сколько раз в день мы смотрим на себя в зеркало? Думаю, не один и не два. А если попробовать столько же раз в день заглядывать в Евангелие? Это и правда сложно. Потому что Христос с евангельских страниц просит каждого из нас изменить себя, заглянуть внутрь, оценить свои поступки и мысли. Избавиться от всего того, что искажает нашего настоящего человека, созданного по образу и подобию Бога.
Всегда сложно преодолевать себя – прощать обиды, не осуждать, не отвечать злом на зло, считать других лучше себя, осознавать свои недостатки, проявлять терпение. Этому учит нас Евангелие. С другой стороны, нельзя отрицать и того, что Евангелие может стать для нас довольно сложной книгой, вызывающей множество вопросов. Но Евангелие – это книга, с которой нам нужно вырасти. Не в смысле – читать ее с самого детства, а духовно расти, снова и снова перечитывая евангельские строки.
«Трудных» мест и правда много. Некоторые из них уже были приведены выше. Я бы хотел постараться объяснить некоторые из них (в будущем цикле статей на страницах«СП» – Ред.). Как священник я часто советую людям читать Евангелие и обращаться с вопросами по «непонятным местам». И по своему опыту могу сказать, что есть ряд своего рода «общих мест», вызывающих сложности.
Но в любом случае, главное — наша решимость. Решимость жить христианской жизнью, которая будет сложной, которая, оказывается, не сводится к свечкам, воде и куличам. Евангелие призвано помочь нам встать на этот сложный и долгий путь, чтобы мы смогли пройти его, держа эту книгу в руках.
Фото из открытых источников
Газета «Саратовская панорама» № 30 (1111), 2 августа 2017 г.