Православная община сегодня

Написать эту статью меня побудила пришедшая случайно (случайно ли?) мысль о том, какой сегодня должна быть община православных христиан. Речь пойдет ни о юрлице, подлежащем государственной регистрации, а о живой общности живых людей, связанных крепкими узами веры, дела и просто дружбы.

Время больших храмов прошло. Наступил период храмов «шаговой доступности». Более того, наступил он не сегодня, не вчера, а позавчера. Людям нужно единение. Людям нужно общение. Им требуется социум своих единомышленников. Им требуется естественная «моральная» поддержка единоверцев, укрепление в вере и поднятие духа через пример брата во Христе, который живет так же, сталкивается с теми же проблемами, но где-то более успешен духовно. Пусть это словосочетание не смущает. Духовный успех, в противовес мирским заслугам, отражает наши маленькие победы в невидимой брани, которые нам по милости Божией дарованы.

У нас сложилась благочестивая традиция всё хорошее искать в прошлом. Настолько истощилось, обесцветилось настоящее в своих жизненных красках, что просто беда. И я за хорошим примером отправлюсь в недалекое (и далекое) прошлое.

Говоря про приходскую общину дореволюционной России, конечно, надо делать скидку на аграрность нашей страны. Подавляющее большинство населения проживало в деревнях, где религиозное единство дополнялось круговой порукой, совместным трудом, многослойными родственными связями… Однако храм для всех и так «повязанных» людей становился духовным и нравственным центром, при нем решались все важные вопросы. Через приход изыскивали средства на различные нужды, реализовывали проекты и даже бизнес-стартапы того времени (особенно ярко проявилось это в старообрядчестве), обсуждали волнующие вопросы эпохи с богословской точки зрения. Крепкое социальное образование, не правда ли? Помножишь на масштаб империи и в очередной раз горько вздохнешь о былом величии страны.

Хорошо ли вы знаете того, кто вместе с вами каждое воскресенье поет «Отче наш»? Знакомы ли вообще?

Сегодня, несмотря на регулярные заявления Святейшего и попытки людей на местах пробить некий застой в приходской жизни, никак не может решиться элементарная проблема знакомства постоянных прихожан друг с другом. Хорошо ли вы знаете того, кто вместе с вами каждое воскресенье поет «Отче наш»? Знакомы ли вообще? А ведь вы, как дети, обращаетесь в данный момент «едиными усты и единым сердцем» к своему Отцу. Много ли вам известно случаев, когда дети одного отца, обращаясь к нему, были незнакомы друг с другом?

Русские люди считали, что спасаться надо «всем миром», а не в одиночку

Я часто вспоминаю слова священномученика Симона (Шлеева), тогда архимандрита, обращенные к Временному правительству (еще не до конца понималась его временность в самом буквальном смысле), суть которых сводилась к тому, что приход в каноническом смысле – это основа Русского государства. Владыка исходил из вековых принципов Святой Руси, когда приход представлял собой не отдельных людей, собирающихся в храме на богослужение, а настоящую христианскую общину, для членов которой вера была образом жизни. Русские люди считали, что спасаться надо «всем миром», а не в одиночку. Оттого и добрые дела творили этим самым «миром», причем всем, то есть всей общиной. Общину постановил как необходимую единицу спасения Сам Господь наш Иисус Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).

Некий перекос в современной церковной политике привел к тому, что на священника легло бремя всевластия на приходе. Батюшка только-только отслужил Литургию, а ему уже миллион вопросов о стройке или о чем-нибудь еще. И на требы надо успеть, и с хозвопросами разобраться. Одним святым духом батюшка питаться не в силах, дома большая семья… Снова вернемся к дореволюционному опыту. В нормальном приходе священник служил, молился, справно исполнял требы и получал достойное жалованье от приходского совета, на котором лежали в том числе и мирские попечения, касающиеся и архитектурного облика храма, и организации приходской жизни, и многих других вопросов. Миряне, духовно грамотные (заметьте, не пишу: образованные – действительно, дипломов не имевшие, но в вере разбиравшиеся благодаря постоянному самообразованию пусть и по небольшому количеству доступных книг) и инициативные, часто сами строили церкви, украшали, обучали детей в самостоятельно организованных воскресных школах. И просили у архиерея священника на служение (либо сами рекомендовали кого-то из своего числа). Сегодня встречаются удручающие ситуации, когда на приходе к перегруженному заботами священнику сотрудники могут подходить за благословением по абсолютно несущественным вопросам.

Возрождение института активных мирян укрепит приходские общины, станет подспорьем священнослужителям

Мирянам необходимо возвращаться в активную приходскую жизнь. Сколько самых интересных должностей существовало в прошлые века в Церкви! Как активны были миряне, и какие серьезные обязанности на них возлагались! Именно возрождение института активных мирян поможет укрепить приходские общины, станет серьезным подспорьем священнослужителям в службе, катехизаторской и миссионерской работе, даже в решении возникающих жизненных трудностей у кого-то из членов общины.

Универсального механизма создания живой приходской общины нет. Господь дал нам дар творчества, который мы реализуем во всех аспектах нашей жизни. Главное – иметь целью возникновение общности на приходе. Важно ловить сердцем дух Христа, концентрировать внимание в своем сердце именно на нем и через призму духа строить свое общение с братьями. Иначе существует серьезный риск мирщения прихода, сосредоточения на формах объединения как на цели. В этом опасность множащихся на приходах «общественных» мероприятий, развития излишней самодеятельности. Повторюсь, поиск Христа, стремление всё пронизывать Его духом – вот критерий правильной настройки духовного компаса. Именно этот дух даст прихожанам подлинное единство, любовь, ощущение домашнего уюта на приходе.

Конечно, всех приходящих в храм не объединишь. До общины нужно внутренне дорасти каждому лично. Мы – не от мира сего, а потому и готовность пострадать за други своя, отдать последнюю рубашку, стать другом новому человеку, особенно при сегодняшних негласных правилах вежливой дистанцированности, есть определенный бунт против общественных норм. Готов ли каждый покинуть эту свою зону комфорта, уютного, обособленного, направить свою индивидуальность на служение живому организму людей? Далеко не всегда. Потому и от тех, кто вроде бы довольно давно посещает храм, можно услышать искренне удивленное: «А зачем нам эта община? Что, нельзя просто приходить молиться? Ну, можно еще чаю вместе в воскресенье попить, и этого вполне достаточно». Важно, чтобы те, у кого внутренне созрело желание стать частью общины, это желание смогли реализовать.

Мне довелось в течение нескольких лет довольно плотно заниматься изучением и созданием нескольких православных общин. И на приходах, и в рамках общественных организаций. Как итог работы – возникновение небольшого, но очень дружного и живого, молодого (в возрастном выражении прихожан) мужского (по преимущественному составу), придерживающегося в ряде вопросов старых принципов организации быта прихода. Да, община наша единоверческая, что, конечно, отличает ее по специфике, но никто не мешает современным православным приходам брать на вооружение благодатный многовековой опыт (в предыдущих статьях я постарался описать быт приходов, подобных нашему).

Мы – дети советских родителей, дети с отпечатком «поколения пепси». Православная община в своем живом выражении – очень ценное наследие, которое мы можем передать своим детям. Можем ли мы не восхищаться крепостью общин первых христиан, монашескими общинами древности, в которых общность была одним из залогов нравственного баланса? Нам трудно, мы до сих пор, к великому сожалению, не доросли до общинного жития, прельстившись предельным индивидуализмом. Но у нас есть шанс оставить серьезный задел для своих детей. И для нашей Родины. Другой, кроме России, у нас нет. Мы желаем ей процветания, мы кровно в этом заинтересованы. Это наш дом испокон века. Приход сегодня действительно может стать основой государства. Было бы желание. В первую очередь – прихожан. Церковь – это не религиозная организация со штатным расписанием и должностями. Церковь – это Тело Христово. Это мы с вами.

Владимир Басенков

18 сентября 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Приблизиться к подлинной общине во Христе Приблизиться к подлинной общине во Христе
Игумен Нектарий (Морозов)
Приблизиться к подлинной общине во Христе Приблизиться к подлинной общине во Христе
Игумен Нектарий (Морозов)
Каково наше место в приходской общине? Какие формы должно принимать миссионерское служение каждого из нас? Как настоятелю сформировать ядро общины, и каких ошибок важно избежать?
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Петр Давыдов
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Разговоры «за жизнь» у костра
Петр Давыдов
Три истории о том, как по-разному складываются отношения в общине между «бедными» и «богатыми» прихожанами, что может сплотить приход в христианскую семью и, наоборот, разделить на «касты».
Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке
Маргарита Коваленко
Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке
Маргарита Коваленко
Нам, рожденным в СССР или на постсоветском пространстве, нужно где-то учиться быть матерями и отцами, мужьями и женами, бабушками и дедушками…
Комментарии
р.Б.Сергий20 сентября 2017, 22:44
Татиане.19.09.13:57.То что протестанты спасаются,да еще общением-очень спорно.Хотелось бы иметь единомысленную общину.Но для этого нужно всем постараться:и клиру и прихо-жанам.Для начала уяснить,что же такое спасение и чем оно достигается.(Воскресные школы для взрослых и детей).Что главное и что второстепенное.Слушал передачу на эту тему.Батюшка с амвона говорит:наша прихожанка....скоро должна родить ребёнка,давайте помолимся,чтобы у неё все было благополучно.Можно предложить посетить детей-сирот,инвалидов,оказать нуждающимся помощь,стройка/уборка храма.В процессе совместной деятельности люди общаются,знакомятся.Вот и будет семья- православная община.
Михаил19 сентября 2017, 18:11
Александр Б
Присоединяюсь к вопросу.
Зачем в храмах меняют настоятелей?
Я тоже наблюдал это несколько раз в московских храмах.
Причем как раз в храмах, где община сформировалась.
Татьяна19 сентября 2017, 13:57
Я понимаю,что истина в православии,но общения,честно не хватает,какого-то единодушия. Я ранее была(занесло) у протестантов,и знаете,там очень много молодёжи,потому что общение для них очень важно,этим очень многие спасаются,будучи уже в аду..
Алексей19 сентября 2017, 12:46
Время иное... * А почему, простите, храмовый сайт не может стать дополнительной площадкой общения людей? И храмовый электронный читальный зал... Конечно, для такого сайта и умная структура нужна, - а будет формальная отписка, туда никто и не пойдет... И правильно сделает... * Подобрал себе собеседников-храмчан по родственным вопросам - с ними и общайся; все под контролем батюшки... * Может, сразу не отказываться?
Юра19 сентября 2017, 09:14
http://www.pravoslavie.ru/96527.html
Ирина18 сентября 2017, 21:47
У нас в храме сильная сплоченная община.... Совместная благотворительность, театр, поездки, спорт.... Много всего и правда здорово! Я в этот круг не вхожу (ну на то чисто семейные причины), но в лицо знаю практически всех постоянных прихожан. Только вот в храм люди входят отстраненно, как в метро. Если здороваешься или поздравляешь с Праздником, часто встречаю недоуменный взгляд.... Вот отчего так? Для меня загадка.
Сергий18 сентября 2017, 21:45
Братцы,это утопия - формировать общину внешними мерами. Проснитесь,будет снова революция. Люди привыкли потреблять друг друга и в общине будут напрягать вместо служения за радость. Дай,Боже, мудрости пастырям,это их дело - формировать приход-общину.
Грешник Александр18 сентября 2017, 18:43
Слава Богу за все!
Александр Б18 сентября 2017, 18:16
Серьёзная тема, очень.
В ближаёшее воскресение в храме куда я по милости Божией прихожу 14 лет, восстанавливали...
Но общины настоящей нет.
Причину вижу и в психологии современных христиан, а так же ещё в одном.
Постоянная ротация священников в том числе настоятелей(!!!) Откуда это...?
От правящего архиерея правильно, а зачем??? Вот и нет общины. Новый настоятель!- это новые правила на приходе новые прихожане (пришедшие за своим патырем с прежнего места служения) они не могут стать братьями тёплого общения с местной общиной...
это я сам видел неоднократно!!!...
Зачем это...? Итак, срочно прекратить ротацию. Священник должен сроднится с храмом и со своей общиной вот и весь секрет.
Кирилл18 сентября 2017, 17:51
Спасибо за статью! Проблема подобного рода общин в их закрытости, причем не говорю про старообрядцев, где уровень закрытости в разы выше. Кроме того, пример старообрядцев показал, что можно в общине возвести в идола обряд и поставить под сомнение личное мнение члена общины...Таким образом, это может оттолкнуть людей образованных и мыслящих, а также поставить под сомнение спасение членов общины.
Прихожанка18 сентября 2017, 17:18
Я перестала стремиться к тому, чтобы узнать, кто поет рядом "Отче наш". Было время страдала, что меня не принимают в свой круг "особо приближенных ко Христу". Теперь я успокоилась, надо Бога искать, а не людей, люди меня не приняли и неправда, что я не стремилась, все "бабки" целуются у солеи и все как надо) хорошо хоть батюшки меня знают и здороваются.В итоге я теперь хожу в Сретенский монастырь, тот храм, который я считала свои приходом теперь для меня просто храм, где служит батюшка,который, как мне казалось меня знает ( два года исповеди только у него), но и это мне "показалось".МНе не хочется туда ходить и нет никаких чувств, прохожу мимо и все.Говорят одно,а на деле.Любви и жертвы нет
Николай18 сентября 2017, 14:16
(Было бы желание. В первую очередь – прихожан.) С вышесказанным надо согласиться.В то же время не стоит забывать народную мудрость:"Каков пастырь , таков и приход" К нам 20 лет назад в сельский приход направили священника, который думал ,что ему построят дом,назначат ежемесячную плату,приобретут машину и т. п. Оказалось ,что в нашем приходе много захожан, а прихожан можно посчитать на пальцах.С годами наш пастырь понял ,что ему никто ничего не должен , а назорейство он принял на себя добровольно.С Божией помощью построили храм,образовали общину ,живем -радуемся жизни.Слава Тебе за нашу неутолимую жажду Богообщения.
Слава Тебе, Боже, во веки.
Марина18 сентября 2017, 13:15
В нашем храме действует исторический клуб! Экскурсии, паломнические поездки - это невероятно объединяет людей и помогает лучше узнать историю своей страны! Конечно, для организаторов это большая нагрузка. Но кто знает, наверняка в каждом храме есть такой активист, который смог бы взвалить на свои плечи груз организаторской работы, нашёлся бы интересный историк, который согласился бы прочесть одну лекцию после службы в воскресенье в приходском домике... А чай и печенье всегда легко организовать! Главное - задаться целью! Всем помощи Божией в благих начинаниях!
Анна18 сентября 2017, 10:16
Спасибо. Замечательно сказано, без шапкозакидательных настроений, но уверенно и по делу.
Василий18 сентября 2017, 10:09
Есть много способ прийти к мысли, что я один спасаюсь, а все катятся в ад.
Люди книжные видят спасение в тонкостях догматики и начитанности в святых отцах, интеллигентные - в либеральности взглядов, многодетные родители в чадородии, благочестивые в способах правильно поставить свечку, общительные в активности на приходе, любящие военную форму в казачестве, политически активные в спасении России. Есть еще милосердные - но они, может быть, правы.
Как офицер запаса я отучен спасать Россию в нерабочее время, поэтому лучше буду спасаться со Златоустом, а если Владимир хочет спасаться общением с верными и заодно спасать страну - то это его Бог надоумил.
Илья18 сентября 2017, 08:08
Спаси Христос!
Вопрос очень важный, особенно - в миссионерском плане. Почти от всех сектантов с кем довелось общаться, я слышал историю, как в поисках Бога они приходили в первую очередь в православный храм, но неизменно встречали там все что угодно, кроме братской любви и теплоты. Полагаю, что происходит это именно от духа индивидуализма. Да и захожане приходя, видят просто много людей. Для них, не искушенных пока в богословии, очень важно видеть именно земное проявление нашей религиозности. Здесь, конечно, без общинной жизни тяжело что-то им предложить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×