Москва, 19 сентября 2017 года

В Москве 18 сентября, в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова прошел международный семинар «Православие и наука: история, современность, будущее», посвященный такой вечно актуальной теме как конфликт веры и научного знания, тому, возможно ли согласовать данные науки и научное мировоззрение с христианской религией, или между ними все же лежит сегодня непереходимая пропасть.
Семинар был организован в форме своеобразного диспута, центральным пунктом которого стали два полемично направленных друг против друга выступления (каждое примерно по 45 минут). Первую лекцию под названием «Наука и вера в наше время: вместе или нет?» прочитал математик и доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Николаевич Паршин. Вторую – «Физика и религиозная метафизика в восточно-христианской культуре» – кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. Затем состоялась небольшая публичная дискуссия. Ее модератором выступил кандидат философских наук, руководитель отдела Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН Дмитрий Сапрыкин.

Между тем, по мнению Паршина все же, действительно, многие противоречия между наукой и религией не являются выдуманными, они вполне реальны. Например, вера в творение человека и живых существ Богом (креационизм) противоречит современным эволюционным представлениям, а христианские представления о жизни и развитии человека с момента зачатия противоречат практике современной медицины, в рамках которой человеческий эмбрион можно подвергнуть диагностике генетических дефектов и в случае их наличия уничтожить.
Однако Алексей Николаевич все же считает, что наука и религия, независимо от их отношения друг другу, должны быть включены в единое мировоззрение. Далее в ходе своей лекции он сослался на ряд примеров из истории ряда наук, когда те или иные ученые черпали отдельные идейные мотивы и вдохновение для своего творчества в богословии. Так, например, в книге «Мир как пространство и время» выдающегося русского математика и физика А.А. Фридмана (1888–1925), автора теории расширяющейся Вселенной, видны явные переклички с мыслями блаженного Августина о природе времени из его «Исповеди». А Георг Кантор, создатель теории множеств, читал отцов Церкви, патристику и схоластику. Как сказал историк математики Феликс Клейн в своих «Лекциях по истории развития математики в XX веке», «недаром Георг Кантор, творец теории множеств, учился у схоластиков».

Как отметил Н.К. Гаврюшин, краеугольные для традиции европейской науки и философии понятия «природа» и «сущность» не употребляются в Новом Завете. В Православии неизмеримо важнее «деятельное уподобление Богу» (Константин Философ). И если в разных науках идет постоянная смена гипотез, в истории культуры эволюционирует само понятие науки, то истина Христова остается одной и той же. Наука стремится к объективному знанию, стремясь как можно больше элиминировать субъективное, но тогда она не может ничего сказать нашему сердцу.
Состоявшийся семинар хорош тем, что, представив разные позиции, многие вопросы отставил открытыми и заставил задуматься над ними слушателей и посетителей мероприятия. Хорошо бы, чтобы традиция таких публичных диспутов с активным участием церковной общественности была продолжена.
Также перед семинаром прошло открытие фотовыставки, посвящённой выдающимся русским учёным из МГУ им. Ломоносова, преимущественно математикам, в жизни и творчестве которых Православие играло большое значение.
Мероприятие было организовано крупнейшей научной институцией Греции ― Национальным исследовательским фондом.