Правда и ложь фильма «Молчание» (+ВИДЕО)

Хотелось бы поделиться мыслями о фильме Мартина Скорсезе «Молчание». Я его посмотрел по двум причинам. Во-первых, увидел на некоторых православных сайтах положительные рецензии: мол, Скорсезе снял христианский фильм; ну а во-вторых, потому что он касается христианской миссии в Азии, к чему я имею некоторое отношение.

Сразу скажу, что фильм на самом деле не христианский. Он, без сомнения, выдающийся, но по своему месседжу не христианский вовсе. Тем не менее вопросы, которые в нем поднимаются, вполне серьезные и заслуживают разговора.

Итак, поговорим о сюжете. Действие фильма происходит в XVII веке, когда в Японии начались жесточайшие гонения на католиков. Христианство было под запретом, миссионеров изгнали, местных христиан заставляли отречься от веры и перейти в буддизм, несогласных убивали, и порой весьма жестоко.

Двое молодых католических священников – отец Родригес (блондин) и отец Гарупе (брюнет) – узнают, что их учитель, вдохновивший их на служение и отправившийся миссионером в Японию, теперь отрекся от Христа. Они отказываются в это верить и просят дозволения съездить и разобраться во всем самостоятельно. И епископ их отпускает. Честно говоря, выглядит данный момент весьма неестественно. Каждый священник где-то служит, у него есть его сфера ответственности. Отпустить его с этого места значит, что епископу нужно будет найти ему замену. А тут сразу два священника просятся поехать в Японию, откуда они совершенно очевидно не вернутся, и епископ соглашается. При этом еще можно было бы понять, если бы их нагрузили какими-то дополнительными поручениями, например позаботиться о тех христианах Японии, которые сохраняют веру, или же составить более полный отчет о происходящем в стране – ну хоть что-нибудь. Но нет, двое священников говорят начальству: «Мы не верим, что наш семинарский учитель отрекся. Можно, мы съездим в Японию, которая полностью закрыта для католиков, и сами все проверим?» И в ответ слышат: «Можно». Просто фантастика!

И вот двое католических священников отправляются в Японию. Без знания языка и местных реалий, доверившись первому попавшемуся японскому пьянчуге. Непонятно, каков был их план. Как они собирались найти своего учителя? Просто ходить по стране и каждого встречного японца спрашивать на латыни, не знает ли он, где сейчас отец Феррейро?

Как бы то ни было, они оказываются в Японии, и их провожатый знакомит их с местными католиками, тайно сохраняющими веру. Надо сказать, что та часть фильма, где священники служат для тайных христиан, меня тронула. Хотя в тех странах, куда мы ездим, нет подобных гонений, но нередко мы видим такую же искренность и простоту веры новообращенных, их усердие и радость от возможности помолиться, причаститься…

Но вот появляются гонители… В фильме есть несколько действительно сильных сцен, как, например, когда христиане решают, кто из них пойдет в заложники к гонителям. Возникает вопрос: можно ли ради спасения жизней наступить на икону Христа? И тут появляется сцена, которая показывает разницу между отцом Родригесом и отцом Гарупе. Первый говорит, что можно наступить, а второй – что нельзя.

Здесь хорошо показано отличие гуманизма от христианства. Для гуманизма человек, причем именно в его земной жизни, – это высшая ценность; для христианства выше Христа ничего нет. Но этот конфликт взглядов только обозначается и далее никак не развивается. Пути священников расходятся, и в итоге отец Гарупе, для которого выше Христа ничего нет, принимает смерть как христианин вместе со своей паствой, а отец Родригес отрекается от христианства, принимает буддизм и много лет работает на репрессивную машину буддистской Японии, подавляющую христианство. Но внимание режиссера и его симпатии – с отцом Родригесом. Именно он главный герой фильма, отца Гарупе Скорсезе изображает как человека явно несимпатичного и быстро убирает со сцены.

А вот Родригес его интересует. Оказавшись в репрессивной машине антихристианских буддистских гонений, католический священник ведет себя как последовательный гуманист и в итоге после колебаний и волнений соглашается отречься от Христа и наступить на Его икону под предлогом спасения жизни тех бывших христиан, которые уже отреклись, но которых будут пытать до смерти, если он не отречется. При этом в конце режиссер показывает, что Родригес даже после отречения в глубине души продолжал верить во Христа. И это то, что нам показывает режиссер как в принципе приемлемый выход: и жизни людей спас, и веру свою сохранил.

Для христианина главное – остаться верным Христу, а не продление земной жизни любой ценой

Надо ли объяснять, насколько далек взгляд Скорсезе от христианского понимания мученичества? Пожалуй, надо. Если не верить в загробную жизнь и в то, что Христос тебя в ней встретит и утешит, то тогда, конечно, продление земной жизни любой ценой становится логичным поведением. Но тогда человек и не является христианином, а просто неверующим. Если же ты веришь, что все не кончается этой земной жизнью и что главная жизнь не эта, а та, что будет после смерти, то тогда для тебя становится главным не как долго протянется твоя земная жизнь, а как ты ее проживешь. Проживешь ли ты ее так, чтобы встретиться со Христом, или нет. Если в это верить, то понимаешь настоящих христианских мучеников и вообще настоящих верующих, как, например, мать одного из Севастийских мучеников, которая отказалась забирать его, еще живого, чтобы не лишить мученического венца, или мать Маккавейских мучеников, которая ободряла своих детей, убиваемых на ее глазах: она говорила им, что лучше умереть, чем нарушить верность Богу. Настоящих христиан не получалось «разводить» так, как «разводят» Родригеса: мол, отрекись не ради себя, а ради других, которых мы убьем, если ты не отречешься. Ведь это, получается, именно ты тогда будешь виноват в их мучениях и смерти. Настоящие христиане отвечали: нет. Виноват тот, кто мучает и убивает, а не тот, кого шантажируют этим.

Здесь стоит сказать, почему я в названии отзыва сказал про ложь фильма. В чем именно ложь? Давайте посмотрим. Мог ли оказаться в Японии во время гонений католический священник-гуманист? Мог, конечно. Мог ли он быть таким священником, который сразу после ареста, вместо того чтобы ободрить арестованных мирян, впадает в истерику? Да, мог. Мог ли он отречься, оправдывая себя тем, что делает это для спасения жизней незнакомых ему японцев? Мог. В общем, все это я не могу назвать ложью.

Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Молчание». Эту икону Христа должен попрать ногами главный герой Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Молчание». Эту икону Христа должен попрать ногами главный герой

Ложь в самом центральном эпизоде фильма. Родригес по ходу своего заключения и пыток жалуется на то, что почему-то не слышит голос Бога, голос Христа. Только молчание. И вот в тот момент, когда его ставят перед положенной на землю иконой, он, а вместе с ним и мы, зрители, вдруг слышим как бы голос Христа: «Наступи на Меня. Я понимаю твою боль. Твоя жизнь сейчас со Мной. Наступи».

Вот это и есть самая большая ложь фильма. Потому что настоящий Христос говорил прямо противоположное:

  • «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32–33);
  • «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10);
  • «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

А те речи, которые Скорсезе пускает как якобы слова Христа, настоящие мученики на самом деле часто слышали – но это был голос диавола. Иногда он говорил даже через палачей: «Да отрекись ты чисто внешне, никто ведь не требует от тебя на самом деле перестать верить, верь себе в душе в своего Христа сколько хочешь, вот просто сейчас отрекись, и все. И жизнь сохранишь, и веру. Покаешься потом». Настоящие мученики отвечали: нет. И победили мир.

Скорсезе представляет слова диавола как слова Христа и оправдывает путь отступников

А Скорсезе представляет слова диавола как слова Христа и оправдывает путь отступников. Фильм во многих отношениях очень талантливый, но вот эта чудовищная ложь – а большую ложь и представить сложно – отравляет, как яд, все хорошее, что есть в этой кинокартине.

Хорошего много. Я даже сейчас не о прекрасной операторской работе или очень ярких, живых образах японских христиан… То, что фильм показывает, насколько уродливо выглядят гонители христианства, – это хорошо. То, что фильм показывает историческую несостоятельность мифа о таком якобы мирном и пушистом буддизме, будто бы никогда никого не преследовавшем, – это тоже хорошо. Это правда. Буддистские монахи писали трактаты об оправдании гонений на христиан, чиновники-буддисты пытали и убивали массово христиан-католиков, это все исторические факты, и кроме Скорсезе никто не решился об этом снять фильм. Много что можно еще хорошего сказать, но ложь, которую продвигает режиссер, нивелирует всё. И фактически это разубеждение христиан идти на мученичество. Очень наглядно и со многих сторон показано, почему стоит отречься. Вот почему я не могу рекомендовать этот фильм к просмотру и очень удивлен тем похвальным рецензиям, что появились в его адрес на некоторых христианских сайтах.

Последнее, о чем еще стоит сказать. Во время встречи Родригеса с бывшим отцом Феррейро, который, как оказалось, действительно отрекся и убеждает его сделать то же, есть один аргумент. Феррейро говорит: «А с чего ты решил, что эти японцы-христиане страдают за Христа? Что они вообще правильно поняли наши христианские концепции? Да они на самом деле что-то свое там напридумывали и назвали это именами из нашего лексикона». Я не знаю про японцев-католиков XVII века, что они себе думали. Но если говорить вообще про народы Азии, то искренне воспринимать, понимать и исповедовать Христа вплоть до смерти они могут. Чтобы убедиться, достаточно прочитать описание мученичества 222 православных китайцев, убитых во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Это не так далеко от нас. Все описано со слов непосредственных очевидцев. Прочитайте. Это мученичество, которое ничем не отличается от уровня мучеников раннего христианства. И это так потому, что настоящие мученики слышат не молчание Христа, а получают от Него мужество, силу и подлинное знание.

Священник Георгий Максимов

20 сентября 2017 г.

Комментарии
Андрей22 мая 2024, 18:21
Лично у меня фильм вызвал духовное смущение и внутренний конфликт, что указало на пробелы в знаниях. Фильм хорош разве что как наглядное пособие по сатанинским уловкам, ведь очень часто в ад заманивают не кнутом а пряником, а зло часто рядится в овечью шкуру в данном случае в мнимый гуманизм. Смотреть можно но с рассуждением, но тем, кто читал Евангелие не вдумчиво как я, не очень знаком с жизнеописанием мученников за Христа, фильм как мне кажется принесет больше вреда и искушения, чем пользы.
Екатерина16 декабря 2021, 13:11
Спасибо большое, о. Георгий за Ваш комментарий к фильму "Молчание" На днях в рубрике "Евангелие день за днем" на радио Вера, в толковании прот. Антоний Борисов привел в пример смирения - Родригеса из книги "Молчание", автора Сюсаку Эндо. Сразу захотелось прочитать книгу и понять, как человек отрекся от Христа и какое принес покаяние, чтобы восстать от этого греха. Но в книге об этом ничего не сказано. Похоже, фильм снят довольно близко к тексту книги. И вот здесь самое непонятное... Как можно приводить в пример вероотступника, о котором дальше повествуется как он спокойно продолжает жить в Японии и умирает своей смертью, приняв чужое японское имя?
Дмитрий17 ноября 2021, 00:44
Да, действительно, отличие гуманизма от христианства... Да, действительно, либо вера в жизнь вечную, либо неверие. Все абсолютно правильно. Прекрасная статья. Спасибо отец Георгий. Я только что закончил смотреть этот фильм и не мог избавиться от неприятного послевкусия. И Вы мне его объяснили. Честно говоря, во время этой затянутой сцены, я все надеялся, что Родригес перестанет наконец сопли размазывать по .... лицу, и встанет на колени, и поцелует лежащую в пыли икону (пыль на ней как будто для этого была так классно показана). Правда потом по законам драматургии не получалось бы жизнеутверждающей концовки. А концовка должна быть жизнеутверждающей, поскольку искусство гуманистично.
Наталия 10 ноября 2021, 15:19
Каждый свое увидел в этом фильме. Я после просмотра плакала в Храме, и просила укрепить меня в вере, и простить мне моё маловерие. В этом же и исповедовалась.
Евгений Доманский15 декабря 2019, 21:41
Многозначительное "Молчание". Фильм снят талантливо, это однозначно. Он побуждает к размышлениям. О несостыковках в фильме уже писалось. Надо понимать в какое время снят фильм и как он вставлен в контекст современного мира. Из нашего мира сначала приходят простые мысли, но постепенно, спустя время, приходят и другие. Например, об искушении избранных. С простыми японцами христианами всё понятно, они предпочитают умереть, но отступить от Христа. Избранные это особая добыча. В фильме разворачивается технология искушения избранных по принципу «окна Овертона». От невозможного до невозможного надо сделать ряд шагов.
Анна16 сентября 2019, 04:57
Здравствуйте! Посмотрела фильм "Молчание" и решила найти отзывы. Замечательно, что наткнулась на Вашу рецензию! Знаете, если бы фильм поставил центральной фигурой отца Гарупо, он не дал бы мне пищи для размышлений. Когда же отец Родригес стоял над ликом Христа, я представляла себя на его месте. И вдруг оказалось, что это очень важно - размышлять над этим в моей спокойной и размеренной жизни. Как, оказывается, легко верить, когда верить дозволено! Когда стоит Храм, и каждое воскресенье служится в нем Литургия... Я полагаю себя православной христианкой. Но если будут гонения на Веру - что останется от меня? Насколько крепка я? Эти вопросы я себе никогда не задавала. А они важны!
Мария28 марта 2019, 17:23
Спасибо Вам большое за статью, совершенно согласна с Вами от первого до последнего слова, фильм антихристианский и оскорбительный, так там смакуются сцены отречения, с каким хладнокровием Родригес наступает на Христа в конце фильма.
Георгий26 сентября 2017, 16:36
Книгу-первоисточник написал японец-католик Сюсаку Эндо. В ней он поставил вопрос: что делать если не видишь ответа Христа на страдания, если не видишь поддержки. Думаю этот вопрос был у него самого. По книге непонятно откуда возникает мысль "Наступи на Меня..." - это мысли героя или действительно что-то извне. Автор принципиально не хотел давать ответ на этот вопрос. Более того, описание последующей невзрачной жизни героя, окончательного объяпонивания и скорой смерти идет уже не от первого лица, а от третьего. Автор как бы выходит из внутреннего мира героя, ибо там больше нет ничего ценного.

Жаль, что Скорцезе не выдержал эту тонкую грань и дал свою конкретную трактовку.
24 сентября 2017, 13:29
Спасибо, случайно совершенно смотрела этот фильм, и вот как раз этот момент что на икону можно якобы наступить , очень смутил.Все остальное возможно , человек слаб и так как дожил главный герой,это его путь.Нам не ведомом с какими словами на устах он умирал.
Наталия Ростова24 сентября 2017, 09:30
Наталии.21 сент.17:54.Внесу одно уточнение.Мои хорошие начальники разрешили мне на рабочем месте пользоваться интернетом (когда узнали,что сижу на сайте "Православие"),дома интернет я отключила,дабы не увлекаться.То есть,когда Вы мне писали,обвиняя меня даже в какой-то трусости и неспособности достойно ответить,я уже чисто физически ответить Вам не могла.А теперь ответ.Я по-прежнему считаю,что есть вопросы,на которые лучше объяснение получить от батюшки,они более компетентны. И по-прежнему думаю,что можно хоть с пеной у рта что-то доказывать,но в реальной ситуации можно повести себя совершенно противоположно.Очень хорошее объяснение Вам дала Алла.Всего хорошего!
Шушаник24 сентября 2017, 05:34
Спаси Господи,о.Георгий!
Фильм не смотрела,но Ваше видение
и рецензия вполне позволяют понять подмену Христианства гумманизмом.. что сейчас часто наблюдается в жизни.
Конечно быть преданным Христу и даже до смерти- удел не всех..так и наступает момент истины,выбора.
Ведь подобное случилось и в Грузии.. Снял Джелал-ад-Дин,завоевателей,купола с храмов и приказал вынести из них святыни. Почитаемые чудотворные иконы Господа и Богородицы. И стал призывать его жителей отречься от веры, а в знак верности ему и отречения от веры приказал жителям города попрать ногами иконы и плюнуть на них. Согнали всех к мосту. Более 100 тысяч человек..ни один не отрекся..дай Бог и нам быть верными даже до смерти
Андрей 22 сентября 2017, 22:11
Марина Анатольевна20 сентября 2017, 20:43
"Вот почему я не могу рекомендовать этот фильм к просмотру" - странная фраза..."
Не понял претензий к автору. Это самая главная фраза рецензии. И огромное ему спасибо за то, что избавил от негативных впечатлений, если бы пришлось "открывать" этот фильм самому. Теперь понятно: антихристианский фильм.
Из рецензии православного батюшки я понял, что основная "фишка" киношедевра - подмена христианского восприятия жизни "принципами гуманизма". Т.е. вместо веры в Бога, гуманисты из безбожной Европы, предлагают нам веру в человека. Вместо жизни вечной, пусть и с мученической смертью, - безболезненное прелестное существование, но только до вечной смерти.
Арина22 сентября 2017, 21:09
Не знаю, хотел ли Скорсезе оправдать путь отступников, но показал он совсем другое. Японец понял Родригеса лучше, чем тот сам себя, сказав: "Высокомерный, как все они, а значит в итоге отречется". Скорсезе показал, как может произойти сговор с собственной совестью под видом благих намерений или самооправдания. Показал, что отступничество не одномоментный акт. Кидиджиро, Феррейро и Родригес раз за разом делают это. Последние двое не только тем, что наступают на икону. Отспупничество не выход, мучитель не отстанет от своей жертвы, отступивший не найдет себе покоя. Покаяние не исчерпывается признанием своей слабости и вины. Хотел или нет Скорсезе, но показал именно это.
Наталия22 сентября 2017, 13:45
Алла, спасибо за вашу четкую и честную точку зрения. На самом деле страшный и жестокий выбор. Не для всех.
Алла22 сентября 2017, 00:23
Наталия, христианин должен оставаться верным Христу в любых обстоятельствах, что бы ни стояло на кону. Потому что только это на самом деле имеет значение. Человек должен на этой Земле сделать всё, чтобы спасти СВОЮ душу. Не чужие души, а СВОЮ. Губить свою душу, чтобы не подвергать других людей физическим страданиям - абсолютно несоразмерный обмен. Тем более, как вы сами сказали, они отреклись, значит потеряны. Спасать тела ценою души? Но позиция этих японцев в данном случае не имеет значения. Здесь нет выбора никакого - человек в конечном итоге отвечает только за себя. Если другие отреклись, смалодушничали - за это с них Бог и спросит. Твое дело - оставаться верным, невзирая ни на что.
Александр22 сентября 2017, 00:01
После просмотра фильма у меня возникла ассоциация с рассказом Борхеса " Три версии предательства Иуды", когда-то поразивившего меня своей неординарностью игры ума. Писатель выражает мысль, что Бог спрятался от людей в образе предателя, в образе Иуды.Дикая и несуразная ерунда для верующего человека, но для атеиста вершина диалектики, выход за грань добра и зла. Атеизм- младенчество души, поэтому и фильм получился детский в духовном плане. Спаси Господи.
Дмитрий21 сентября 2017, 23:05
Наталии: Первый просмотр фильма у меня вызвал много вопросов по поводу замысла режиссёра, и пришлось пересматривать оригинал японцев, который оказался совсем уж языческим. Тогда стало ясно, что Скорсезе приложил много усилий по изменению восприятия сюжета поближе к христианству, к взгляду на эту печальную историю глазами человека европейской культуры. Мой комментарий - не восхищение фильмом, а признание стараний режиссёра: есть основания считать, что он был искренним при создании картины. В сцены, когда прерывается молчание Бога для Родригеса и когда его тело сжигают, было вложено много усилий. По духу пораженчества фильм не могу воспринимать как христианский, в целом, считаю его неполезным.
АлександрГ. 21 сентября 2017, 22:28
Мы почему-то все время попадаем в одну и ту же ловушку, выводя за скобки третьих лиц, которые собственно говоря и ставят священника перед этим выбором. На деле, убийцы-то они. Это они сформулировали и поставили эту альтернативу перед священником. Это они преисполнены решимости убить. И это они будут убивать. И это они назначают священника виновным за то, что готовы сделать сами.
Наталия21 сентября 2017, 17:54
Наталия Ростова, на неудобные и сложные вопросы часто отвечают именно так, как ответили вы. То есть просто уходят от ответа.)) Бывает, ещё обвиняют задавшего такой вопрос, в сомнениях в вере, пишут ему: "не надо.." и т.д. А я считаю, что нет каверзных вопросов, есть нежелание или неумение отвечать на них.
Вопрос, который я задала, является одним из ключевых в фильме, между прочим. И как о нем не рассуждать, если мы именно для этого и высказываемся, обсуждая данную статью? Вы же тоже ее обсуждаете, и весьма активно.)
Наталия Ростова21 сентября 2017, 14:54
Наталии. Вот Вам,пожалуйста. Мой первый комментарий.Последняя строка. А именно - замысел режиссёра удался. Мало ему того,что сам когда-то от Бога отрёкся и встал на путь борьбы с Ним ( имеются ввиду его богохульные фильмы ), так ещё и смуту и раздрайв в ряды верующих вносит. Наталия, это фильм.Это художественная интерпретация. Не надо размышлять много о том,что, возможно, нам не полезно.Иначе, можно в своих размышлениях в такие дебри влезть...Жить надо здесь и сейчас. Прошлого уже нет,будущее ещё не наступило.Живём настоящим, и в нашем настоящем, храмы для всех открыты и за Веру не мучают.Слава,Богу,за всё!
21 сентября 2017, 12:02
Когда я хочу получить духовную пищу для ума и сердца, я всегда захожу на ваш замечательный сайт. Спасибо большое его создателям, редакторам, авторам. Не видела здесь еще проходных материалов.
Комментарий пишу первый раз в жизни, поскольку никогда не хотелось высказаться так, как сейчас. Собственно мысль одна - я гуманист до мозга костей. И в моем невежественном восприятии Христа - он тоже гуманист.Нам дана жизнь эта и надо её прожить. Пока ты жив - должен приносить пользу живущим. Устно предать свои принципы и Веру ради жизни своей и близких - о, не худший вариант. А обрекать на страдания людей ради эгоистичного желания встречи с Христом там и из-за страха мучений в аду?
Наталия Ростова21 сентября 2017, 11:34
Дмитрию. "Кому много дано, с того больше спросится". Кидиждиро вчерашний язычник,без году неделя,как христианин.Родригес - другое дело. Да,Господь простит отрёкшегося от Него.Может и ещё простит, и ещё. А потом, бах! И смерть сразу после отречения. И уже нет возможности покаяться.Заигрался. Родригес это понимает.Мне кажется,вот он как раз и потерял надежду сразу после своего отречения,умер духовно. А крест в его ладонях во время церемонии похорон,так это могла ему его японская жена положить. Такой вот художественный выпад Скорсезе, а фактически очередная ложь.Типа, ну ничего страшного,что отрекся от Бога,был ведь когда-то христианином,значит добрый Бог по старой памяти его Там не забудет...
Наталия21 сентября 2017, 11:21
Наталия Ростова, в вашем примере речь идёт о родных детях батюшки, за которых он лично несёт ответственность перед Богом. В фильме "Молчание" - несколько иная ситуация. Там Родригесу предлагается выбор: фактически повергнуть мучениям отрекшихся от Христа японцев. Им уже не нужен Христос! В случае верности Христу Родригеса японцы будут страдать недобровольно! Что им это даст? И имеет ли право христианин делать такой выбор: оставаться верным, губя других - отрекшихся от Христа?
Валерий Ивкин21 сентября 2017, 07:05
Фильм не смотрел, хотя очень мне рекомендовали. Критику его обсуждать поэтому не берусь. Недавно приехал мой друг из Нагасаки, где был в командировке 1,5 месяца. Я его спросил о религиозной ситуации в Нагасаки, каких конфессий там больше всего? К моему удивлению он ответил, что католиков там больше, чем синтоистов и буддистов вместе взятых. А это основные религии Японии. Так что плоды католической миссии на лицо видны. Я бы не стал так резко "мочить" католиков". Они в большем соприкосновении с иными религиями, чем мы. Это я особенно ощутил, покружив на самолёте над Стамбулом. Недавно. Очень полезно для ярых ревнителей и храмоборцев. Одни мечети в шахматном порядке...
сергей21 сентября 2017, 06:48
1226 год.Грузия.100000(СТО ТЫСЯЧ) мучеников тбилисских.
Дмитрий21 сентября 2017, 01:18
Скорсезе явно не удовлетворился японским оригиналом и пробовал найти выход - из ситуации предательства Христа. Он пробовал мучительно - это очень чувствуется по сценам, которые отличаются от оригинала - они самые сложные. Ключевая фигура в фильме - не Родригес, а Кидиждиро, японец, не раз отрекавшийся от Христа, но вновь стремившийся к нему. Когда Кидиждиро просит уже отрекшегося Родригеса об исповеди - вот момент, когда молчание Бога для Родригеса прерывается, и он понимает, что Бог всегда был рядом. Родригес не раскаивается - нет сил, но у него появилась надежда на покаяние, что символически показано в последней сцене - это сцена тайны человеческого сердца, тайны последних минут его жизни.
АлександрГ. 20 сентября 2017, 23:30
А о чем одна из самых тяжелых для понимания книга Иова? А ведь она о Верности Богу. Верности, несмотря ни на что. Там ведь тоже действия сатаны укладываются в ту же схему: "верен Богу, получи смерть близких, и посмотрим каков ты". Остался верным? Так получи лишение имущества. По-прежнему верен, так получи болезни. Ты еще по-прежнему верен? Так получи смерть в глазах жены и друзей. Все ты для них несуществуешь, ты для них умер. Да, там открыто не говорится: отрекись, иначе из-за твоего упрямства погибнут твои близкие, но это читается. Иов не отрекся и Господь воздал ему за верность его.
Алексей20 сентября 2017, 23:09
В рецензии не упомянуто следующее.

Первоисточник - знаменитый роман Сюсаку Эндо.

То, что "кроме Скорсезе никто не решился об этом снять фильм", это не так. Впервые роман был экранизирован в Японии (режиссёр Масахиро Синода, 1971 год). Кроме того, по самой теме преследования христиан в Японии, в самой Японии были сняты и другие фильмы: например, про Симабарское восстание ("Восстание христиан", режиссёр Нагиса Осима, 1962 год).
Марина Анатольевна20 сентября 2017, 20:43
"Вот почему я не могу рекомендовать этот фильм к просмотру" - странная фраза... А разве апостол Павел не ходил среди прекраснейших статуй эллинских богов и богинь? Но он остановился и указал Афинянам не на них, а на пустой пьедестал с надписью "неведомому Богу". И как при таких "рекомендациях" автора статьи не вспомнить Павловы же слова: "Я могу обладать всем, но ничто да не обладает мною". Для себя самой я это понимаю, как получаемые мною знания - я обладаю ими, а не они мною, поэтому, я лично, не могу запретить или (более дипломатично) "не рекомендовать к просмотру" что бы то ни было, ибо истинному христианину все споспешествует ко благу, ведь он назидается Духом Святым.
Галина20 сентября 2017, 19:57
Спаси Ваc Господи, Батюшка! Очень здравое рассуждение. Жаль только, что не все способны понять это. Сейчас очень низкая духовность у людей.
Елена Киев20 сентября 2017, 19:57
И еще фильм о человеческой немощи,о том, как трудно любить грешника , как легко его осудить и самому согрешить, об одиночестве,о гордости и самости. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Но фильм католический, надо это учитывать при просмотре.
Наталия Ростова Продолжение20 сентября 2017, 19:35
А по поводу чужой боли,согласна с Вами.Только вот вспомнилась одна история про батюшку,которого пытали в застенках НКВД.Долго пытали,пока не привели его детей и не стали им выкручивать руки, у него на глазах.Батюшка только глаза закрыл и шептал что-то.А когда сыновья один за другим в обморок упали, он,думая,что дети умерли,только произнёс : " Слава,Тебе,Боже! Благодарю,что так быстро отмучились!".Нет у меня слов,чтоб это комментировать...Это очень тяжело.
Наталия Ростова20 сентября 2017, 19:26
Елене Киев.Я ребёнком с родителями оказалась на Севере, в Якутии.В 9 лет познакомилась с протестантами.А потому что на много тысяч километров тогда не было ни одного православного храма.Я думала,что если бы тогда мне встретился хороший православный батюшка,из меня можно было вылепить добрую монахиню...А так, пришлось идти к Богу трудным путём,падая и поднимаясь, и опять падая.Прям,как тот грешник в фильме,который сетовал,что живёт не в то время.А теперь я так не думаю.И никогда не укорю Бога,что в детстве мне не встретился хороший православный наставник.Я живу в нужное время и всегда в нужном месте.И это мой путь.И я уже не ищу виноватых.
АлександрГ. 20 сентября 2017, 17:51
Елена Амосова20 сентября 2017, 15:48. Виноват все-таки тот, кто убивает, а не тот кто отказывается делать то, что ему говорят убийцы. На деле это и есть ловушка сатаны. Мы достаточно часто видим ее в различных заявлениях политиков в том числе и сейчас. Например, обвинения России в страданиях мирных жителей в Сирии. Типа, если бы Россия не вмешалась, то Асада давно бы убрали и мирные жители бы не страдали. Забывают только при этом сказать, кто бы тогда победил. А заодно не говорят, как эти самые потенциальные победители резали головы на тех территориях, где они победили. Это только один пример, а их можно привести множество.
Елена Киев20 сентября 2017, 17:39
Одно дело, если терпишь ты свою боль, а если терпят другие? Вопрос сложный. И ответить на него сейчас можно только теоретически. В фильме о. Родригес все время отпускает грехи малодушному,(как впрочем и я)христианину,который страдает от своего малодушия и грешит снова и снова. Если бы было другое время, говорит он( христианин), то и я бы был хорошим христианином.Фильм о многом , не только о предательстве, страданиях, самомнении , малодушии,но и о любви, пустоте без Христа, прощении, пастырях и пастве, о невозможности жизни без Него, о душевном и духовном. Меня фильм сначала раздавил,но потом заставил задуматься о многом, о моей вере,о сидении на двух стульях, о страданиях ближних и т.д.

Мария20 сентября 2017, 16:49
В целом согласна. Запад вообще несет, их кинематограф уже вовсю готовит людей к приходу антихристра. Но все же, раз подняли тему отречения - прокомментируйте пожалуйста историю Мосия Шила из "Тараса Бульбы" - он тоже отрекся от Христа, но только для виду. И помер, прославляя православную Русскую землю...
Всеволод20 сентября 2017, 16:25
Отче, а как же Вы в книге "Без Церкви нет спасения" в пух и прах разносите тезис "иногда сторонники убеждения о том, что еретики могут спастись, приводят в пример католических или протестантски миссионеров, убитых иноверцами, и спрашивают: неужели вы даже про них, пострадавши за Христа до смерти, посмеете сказать, что в будущем веке они будут отлучены о Христа?" - и таким образом соглашаетесь с Феррейро. По-Вашему ведь всё равно умученные японцы попали в ад.
Елена Амосова20 сентября 2017, 15:48
Я фильм не смотрела, но меня интересует тема мученичества и ее реализация в данный исторический момент.

Если правильно поняла, тут такая ситуация:

"В фильме Родригес отрекается от Христа вроде ради того, чтобы гонители не мучали до смерти уже отрекшихся японцев. То есть эти японцы уже отреклись! Если бы Родригес остался верен Христу, то их бы подвергли жестоким пыткам и умертвили".

То есть, здесь видим, что за личную преданность Христу предполагается платить чужими мучениями.

В таком случае, однозначной модели поведения нет и быть не может.
Наталия Ростова Продолжение20 сентября 2017, 15:06
Самое главное принять решение, именно в тот момент,когда тебя сатана,уговаривает отречься от Бога.Принять решение- это самое главное. И Господь уже не оставит. Главный герой фильма Родригес, как это не банально звучит,слишком долго разговаривал с сатаной.Вот и договорился...Когда-то писали об одном нашем солдатике..Его боевики в Чечне,раненого, распяли на кресте.А наши,пытаясь снять его,шептали - "Терпи,братишка,сейчас,сейчас". На что он им в ответ:" Не снимайте меня,пока, мне ТУТ ТАК ХОРОШО...". Вот,так называемая, анестезия Божия.
Наталия Ростова20 сентября 2017, 14:58
Меня интересовал как-то вопрос мученичества.И я пристала с этим к нашему приходскому батюшке, на минуточку - кандидатом Богословия.Так вот он мне сказал,что это его личная субъективная точка зрения, и он думает,что в каждом человеке заложен потенциал.И в каждом есть желание совершить подвиг,а в контексте Православия- это пострадать за Веру,за Христа.Но, когда конкретно доходит до дела,вмешивается дьявол и у человека появляется страх. Страх предстоящих мучений,страх боли,страх смерти.У каждого же свой порог болевых ощущений.И в этот момент надо усиленно взывать,прям вопить ко Христу.И Он не оставит.Будет что-то наподобие анестезии.Но...
Дионисий\20 сентября 2017, 14:24
Елене Киев: Вы прочтите внимательно, что о. Георгий написал: "КАК БЫ голос Христа". Конечно же, это НЕ голос Христа.
Ольга20 сентября 2017, 12:43
А что если попытаться увидеть в фильме "Молчание" такой смысл (?):
не все способны быть мучениками, не у всех есть такая сила, храбрость (может быть, мученичество- это даже дар от Бога). Но Бог всех любит и терпит и готов простить даже предателей.
Да, отец Родригес предал Бога, но, может быть, это его человеческая мера,следствие его неспособности в принципе быть мучеником, отсутствие должной отваги для такого подвига.
Ведь и Иуду Бог бы простил, если бы тот покаялся.

А вообще, в названии фильма кроется вопиющая несправедливость - разве молчит Бог, разве "молчание" - Его ответ на мольбы чад, обращающихся к Нему?
Может быть, молчание Бога - это ощущение автора, следствие его "неверности"?
Наталия Ростова Продолжение20 сентября 2017, 11:42
Вообще, насколько я помню,фильм этот Скорсезе мечтал снять ещё 30 лет назад и все 30 лет вынашивал это план. Режиссёр, когда-то учащийся в католической семинарии, и хотевший стать священником, вдруг резко меняет свою жизнь и снимает откровенно богохульные фильмы. И вот, по его словам, в 75 лет,наконец-то время пришло для этого "шедевра".Конечно,можно подумать,что всю свою жизнь он мучился духовными вопросами и жаждал узнать Бога.Но его проблема в том,что он искал Веру, с которой можно жить вполне земной жизнью.Ультимативная вера.Очень удобно.Можно спасти человека,отрекаясь от Бога и думать,что правильно поступил.Можно оправдать Иуду,считая,что его сделали козлом отпущения.Но это неправильно.
Екатерина20 сентября 2017, 11:11
Спасибо, что полностью подтвердили мои неоднозначные размышления об этом фильме. Теперь мне полностью ясно, от чего во время просмотра веяло гнильцой. Спаси, Господи, и вразуми нас грешных!
Наталия Ростова20 сентября 2017, 10:56
Я смотрела этот фильм давно. Ощущения,как будто на змею наступила.Мерзко. Действительно, в фильме ложь и подмена понятий. Великое заблуждение думать,что можно отречься от Христа "понарошку". "Ты,главное,наступи на образ Христа и можешь дальше преспокойно себе верить". Нет. Не получится. Это уже прямое отречение и не стоит себя тешить,что не отрёкся.Отрёкся ещё как.И не получится,как в детстве,скрестить пальцы за спиной,не прокатит. Не советую смотреть этот фильм, потом долго будете приходить в себя.Может быть,этот фильм попытка Мартина Скорсезе как-то реабилитироваться после его "Последнее Искушение Христа",но у него плохо получилось.А может и не попытка,а очередная издёвка над верующими.
Елена Киев20 сентября 2017, 10:26
"...вдруг слышим как бы голос Христа: «Наступи на Меня. Я понимаю твою боль. Твоя жизнь сейчас со Мной. Наступи»" А почему Вы считаете, что это "голос Христа", а не лукавого? После того как Родригес наступает , есть сцена падения и после падения, Родригес как мертвый... Фильм надо смотреть. Фильм для верующих. Он христианский,но католический. Фильм очень сильный и ставит множество вопросов нам, на которые трудно ответить нам расслабленным в период благополучия. Так что с автором статьи не согласна, простите.

Анна20 сентября 2017, 09:51
О. Георгий, спаси Господь! Очень всё понятно и чётко написано. Хотелось бы узнать Ваше мнение о "Матильде" и событиях вокруг этого фильма
Дмитрий Коробейников20 сентября 2017, 09:46
О. Георгий не упоминает такого явления как криптохристианство. Между тем Япония может рассматриваться как его частный, хотя и особенно тяжелый, случай - хотя не меньше скрытых христиан было на территории той же Османской империи. Считать ли людей, внешне перешедших в другую веру (а это, в том или ином виде, - апостасия), но продолжающих втайне верить в Христа, христианами? Скорсезе, как представляется, сфокусирован не на феномене святости в эпоху гонений, а скорее на проблеме скрытого исповедания христианской веры.
Сергий20 сентября 2017, 09:05
Спаси Вас Господи, батюшка, за ум Христов, за здравый смысл!К сожалению очень много наших фильмов о христианстве напичканы подобной ложью, только гораздо глубже упрятанной.Если сможете, напишите, пожалуйста, и о них!
Наталия20 сентября 2017, 08:37
У меня возник вопрос. В фильме Родригес отрекается от Христа вроде ради того, чтобы гонители не мучали до смерти уже отрекшихся японцев. То есть эти японцы уже отреклись! Если бы Родригес остался верен Христу, то их бы подвергли жестоким пыткам и умертвили. Наверное, умирая под пытками, эти японцы проклинали бы Родригеса, возможно, хулили бы и Христа, от Которого они уже отреклись. То есть они бы страдали недобровольно и бессмысленно: ведь от Христа они уже отреклись, все. Какую духовную пользу принесли бы им эти пытки, если им уже не был нужен Христос? Они бы уже и христианскими мучениками не были. Я не оправдываю Родригеса, но, видимо, поэтому он и отрёкся. Не было смысла в пытках японцев.
Иннокентий Мышкин20 сентября 2017, 08:25
Очень верно все подмечено. Видимо так будет всегда, когда пытаются создать иллюзию христианства, люди далекие от него. Дух святой должен руководить, а не наша испорченная воля.
Анна Резе20 сентября 2017, 05:06
Спасибо. Совсем близко время, когда пора собирать камни. Для меня. Благодарю за то, что предупреждаете о происках врага нашего. Помоги Вам Бог, в делах земных. отец Георгий и храни Вас Бог для мира.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×