Киев, 7 августа 2004 г.
В эти дни на Украине отмечается 70-летие переноса столицы УССР из Харькова в Киев. По данным издания "Факты", за статус украинской столицы Киев заплатил разрушением десятков уникальных церквей. В начале XX века не бывало в Киеве приезжего, который бы не отмечал: особую атмосферу в городе создают древние храмы и монастыри. Но именно эта атмосфера раздражала тех, кто в 1934 году принял решение перенести столицу УССР из Харькова в Киев, передает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. По мнению тогдашнего правительства республики, "город церквей и монастырей" должен был превратиться в "архитектурно завершенный, действительно социалистический центр Советской Украины".
О том, как воплощался этот замысел, рассказал в своей новой книге историк Александр Анисимов. "Социалистическая реконструкция" требовала решительной перестройки города, и она началась - с уничтожения храмов. В числе первых пал Михайловский Златоверхий собор XII века с колокольней, место которых должен был занять Правительственный центр. Нарком образования Владимир Затонский, раздраженный затянувшимися работами по съему древних мозаик в Михайловском Златоверхом, называл ученых - исполнителей работ "любителями древнего хлама". В результате, на месте Златоверхого устроили площадку для выгула собак. Иные храмы разрушали под благовидными предлогами: церковь Сретения на Львовской площади убрали ради "расширения местности", Иоанно-Златоустовская на улице Галицкой якобы мешала движению трамваев. "Пали" церковь Богородицы Пирогощей XII века, множество храмов XIX-- начала XX веков, шедевры украинского барокко, возведенные в конце XVII века: Богоявленский собор Киево-Братского монастыря и Военно-Николаевский собор. Колокольный звон запретили еще в 1930-м, так что, умирая, храмы не могли и голоса подать.
Если так относились к древним, намоленным храмам, то что уж говорить о тех, которые были не достроены. Две таких "незавершенки" рассматривались на предмет размещения в них... крематория. Слава Богу, нашлись трезвые головы, сообразившие, что размещать крематорий в густонаселенном районе просто бесчеловечно. Всего за время тогдашней "перестройки" было уничтожено 150 одних только православных храмов.
Повезло лишь тем, разрушение которых подпортило бы репутацию власти в глазах мировой общественности. Например, Софию отстояли французы, напомнив советскому правительству, что строил ее Ярослав Мудрый, отец Анны Ярославны - королевы Франции. Антирелигиозным музеем стал и Владимирский собор. Выдубицкий монастырь стал городком металлистов. Трапезная церковь Лавры и Андреевская церковь многие годы работали в режиме концертных залов. Но, несмотря на "перепрофилирование", храмы все же играли роль духовных центров. Каждый, кто слушал музыку в их стенах, подтвердит, что звучала она не так, как в обычном концертном зале. Так что воинствующим атеистам (а их в Киеве насчитывалось более 157 тысяч), несмотря ни на какие ухищрения, не удалось изгнать особую атмосферу из храмов - а значит, и из самого златоглавого Киева.