Дорогие читатели! В этом номере "Православной веры" мы открываем новую рубрику — «Подвижники ХХ столетия». Мы хотим рассказать вам о людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и которые на деле исполнили в своей жизни заповеди Христовы. Сегодня нам остро необходимы их наставления и опыт.
С апостольских времен христианское отношение к жизни передается от человека к человеку. Для христианина очень важно встретить такого руководителя в духовной жизни, кто сможет наставить не только словом, но и делом — показать добрый пример. К сожалению, несколько волн жестоких гонений ХХ века привели к тому, что таких наставников стало очень мало, и сейчас часто говорят об утрате традиции, отсутствии преемственности в Русской Православной Церкви. Сегодня, как и во все времена, ко Христу приходит множество людей. В большинстве случаев, это взрослые люди, которые выстрадали свою веру, но им бывает трудно научиться тому, что такое христианство на практике и как вести себя по-христиански во всех проявлениях обычной жизни. Сегодняшним христианам свойственно уклонение в крайности: от равнодушия к духовным вопросам, теплохладности — до болезненной рефлексии и неумеренной борьбы с часто вымышленными проблемами и «врагами».
Как же можно научиться христианству, стать человеком церковной традиции, идущим по среднему, «царскому» пути, как советовали святые отцы? Безусловно, читать Священное Писание и святоотеческую литературу, ходить в храм, участвовать в таинствах, постараться научиться понимать богослужение. Но будем помнить, что традиция — это живая связь членов Церкви. И подвижники ХХ века — близкие к нам по времени и понимающие все проблемы и запросы современного человека — тоже готовы прийти к нам на помощь. Для нас очень важно знать их имена, обращаться к их духовному наследию — и молиться о них. В этом духовном и молитвенном общении созидается наш собственный внутренний христианский стержень — и внутреннее единство Церкви Христовой.
Наш первый рассказ — о схиигумене Иоанне (Алексееве).
Валаамский старец
18 марта 1940 года раздались двадцать четыре редких удара в тысячепудовый Андреевский колокол: это был горький знак, что тысячелетняя Валаамская обитель прекращает свое существование. Этому событию предшествовали трагические события периода советско-финской войны, жесточайшие бомбардировки, когда только чудом — заступничеством Божиим! — Валаам не был стерт с лица земли. Братия, святыни, богатейшая библиотека монастыря были эвакуированы в Финляндию. В местечке Папинниеми началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. И так же, как старый Валаам в 1920–1930‑е годы, на долгие годы он стал «островком ушедшей России». Множество русских эмигрантов искали здесь не только утешения, но и укрепления веры, духовного руководства. Многие стремились встретиться с духовником монастыря — старцем схиигуменом Иоанном, или хотя бы написать ему. Несмотря на свою известность, как бы сказали сегодня — востребованность, он оставался простым, скромным, тихим монахом, часто повторял: «Человек я от природы застенчивый, недалекого ума»…
Родился будущий старец в 1873 году в семье крестьян Тверской губернии, окончил церковноприходскую школу, с юных лет трудился, помогая родителям. Научившись читать, полюбил жития святых. В тринадцатилетнем возрасте с другом ходил в Нилову пустынь, за 150 верст, пешком: «Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи — и марш в дорогу». Узнав и полюбив монашескую жизнь, юношей шестнадцати лет пришел на Валаам, с того времени отлучался из обители только на военную службу — и горячо благодарил Бога за то, что Он судил ему всю жизнь прожить в монастыре.
Будущий старец выполнял разные послушания на Валааме и в скитах. Десять лет (1921–1931 гг.) нес тяжелый крест настоятельства в обители преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Этот монастырь, так же, как и Валаам, в то время находился на территории Финляндии и некоторое время мог сохранять свой традиционный уклад. С 1933 года схиигумен Иоанн становится духовником братии на Валааме, принимая и прибывающих паломников. Такое же послушание он нес и в Ново‑Валаамской обители. Кроме того, работал как все — летом в поле, зимой рубил дрова. В свободное от монастырских послушаний время, почти до самой своей кончины в 1958 году, отвечал на письма многочисленных духовных чад. Благодаря этой переписке мы и сегодня можем побеседовать с этим удивительным подвижником — простым и глубоким, строгим к себе и любвеобильным к людям.
Азбука духовной жизни для мирян
«Боголюбивейшая», «Честнейшая о Христе…» — так чаще всего обращался отец Иоанн к своим адресатам. Большинство сохранившихся и опубликованных писем адресованы Елене Армфельд, молодой эмигрантке, основательнице отделения Русского христианского движения в Хельсинки. Среди духовных чад старца были миряне, священники, монашествующие.
Судя по письмам, люди задавали ему множество вопросов о том, как жить, как поступить в той или иной ситуации: их волновало окружение чужих по духу людей, тяжелая болезнь, беспокойство о посмертной участи усопших родных и многое, многое другое… Однако, утешая или советуя что-то, старец всегда говорил о едином на потребу — о том, в чем должна заключаться духовная жизнь христианина: о внимании к себе, внутреннем делании, стоянии пред Господом, трезвении. Многие говорят сегодня, что книги святых отцов очень трудны для восприятия. Письма отца Иоанна полностью согласны со свято-отеческими наставлениями — и в то же время просты и доступны абсолютно всем.
Характерная черта этих писем — спокойная трезвость. Старец не налагал на мирян больших молитвенных правил и строгих постов. Он старался их убедить, прежде всего, в необходимости внимательной внутренней жизни:
«Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь отрубать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир»;
«По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит свои грехи, как песок морской, — и это знак здоровья души. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле»;
«Когда мы подвержены страстям — говорю о самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости, — то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай; во время неприятностей углубись в Священное Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей. Своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить».
Второе, что особенно важно в духовной жизни, — наше отношение к ближнему: «От ближнего зависят жизнь и смерть». Отец Иоанн убеждал никого не осуждать и по возможности хранить мир со всеми людьми: «Не осуждай никого ни в чем. Всего, чего не любишь сама, не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, — и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличит — кайся Господу».
Многие миряне обращались к старцу с вопросом: как научиться молиться? Людям, живущим внимательно, отец Иоанн советовал читать Иисусову молитву, то есть иметь постоянную память о Боге:
«Ты теперь к своей работе привыкла, думать о ней не надо; набивай свою память молитвой и богомыслием. В добрый час, начинай — без молитвы жизнь будет многовоздыхательна»;
«Ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и дается дорогой ценой, т. е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять Евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться не пристрастно».
Советы старца, которые он давал людям, вопрошающим, как поступить в той или иной ситуации, а также его предупреждения об ошибках, наверняка пригодятся многим из нас:
«Знай: куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а Царствие Божие ведь не вне, а внутри нас. Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом»;
«Еще знай: сделаешь что-то со тщеславием — жди бесславия; так и бывает»;
«Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило следовать советам богомудрых святых отцов. Если предстоят тебе два зла, то выбирай меньшее, а если предстоят две добродетели — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил».
Жизнеописание и письма отца Иоанна издавались множество раз, их можно найти в церковных лавках и книжных магазинах под разными названиями: «Письма Валаамского старца», «Загляни в свое сердце» и т. д. Очень хорошо иметь такую книгу в своей домашней библиотечке, чтобы иметь возможность время от времени сверяться с этим простым, но очень точным камертоном.
Газета «Православная вера» № 18 (590)