Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Островок Православия в ирландской столице

Ирландия производит впечатление тихой и благословенной страны, особенно для путешественника, впервые ступающего на ее землю. Мягкие пейзажи непременно с зеленой травой, холмами и овечками навевают воспоминания о хорошо знакомой и по-своему дорогой для меня Британии. Впрочем, ирландская земля лишена той спешки и суеты, которая порой вихрем сметает английское благолепие. Эта земля, просвещенная и молитвенно благословляемая святым Патриком, подарила миру немало святых – в те времена, когда Рим еще не отпал от единства Церкви Христовой.

Ирландская религиозность, не до конца угасшая и не повсеместно искорененная, исполняет местных жителей участливостью и добротой, помогает им оставаться жертвенными и неравнодушными. Конечно, от некогда благочестивой Ирландии остались в наши дни лишь осколки, еще более раздробляемые духом секуляризма и принятием антихристианских законов, включая признание однополых «браков». Но даже в таких условиях на острове возвещается благая евангельская весть, ведь современная Ирландия не лишена православной веры.

В Ирландии проживает 62 тысячи православных – на 37% больше, чем в 2011 году

Православное присутствие в стране постепенно растет: по данным переписи 2016 года, в Ирландии проживает 62 тысячи православных – на 37% больше, чем в 2011 году. Сейчас тут действуют приходы пяти юрисдикций: Константинополя, Бухареста, Белграда, Антиохии и Москвы. Приходов Московского Патриархата немного – всего семь по стране, но при этом в Дублине у православных РПЦ есть свой храм на Харольд Кросс Роуд, приобретенный в частную собственность. Приход святых апостолов Петра и Павла был воссоздан в начале 2000-х священником Михаилом Гоголевым из Англии. Его же стараниями было найдено здание церкви. Вначале храм арендовали, но в 2013 году он был куплен – на средства, собранные прихожанами, и благодаря частичной поддержке Сурожской епархии.

Нынешний настоятель Петропавловского прихода – священник Михаил Насонов – служит в Дублине с 2011 года. Уроженец Севастополя, он получил образование в Институте богословия и философии в Петербурге, а также в Свято-Сергиевском институте в Париже. В священный сан рукоположен в марте 2002 года. Трудился проректором Костромской духовной семинарии и преподавателем Свято-Тихоновского богословского института в Москве.

С отцом Михаилом мне удалось побеседовать в Дублине во время краткой поездки на ирландские острова.

О впечатлениях по приезде в Ирландию

Переезд в новую страну, тем более если она отделена от континента морями и проливами, всегда приносит особые впечатления. Что-то кажется странным и не до конца понятным, какие-то вещи воспринимаешь обыденно, иные просто поражают. Батюшку, например, неприятно удивило давление на Католическую церковь в Ирландии.

СМИ представляют служителей Католической церкви злодеями, но только она выступает против абортов и однополых «браков»

– Давление на Католическую церковь идет по разным направлениям, – говорит отец Михаил. – В прессе о них пишут либо плохо, либо ничего. Раскручивается тема различных скандалов. Всё это приносит свои негативные плоды, особенно среди молодежи. Я общался с некоторыми молодыми ирландцами, у которых сформировалось мнение, что католические служители – это какие-то страшные злодеи. Хотя, конечно, есть еще один фактор. В свое время Католическая церковь имела очень большое влияние в жизни Ирландии, иногда даже чрезмерное (в некоторых регионах епископ был более значимой фигурой, чем глава местной власти). Не всегда это проходило безболезненно; например, были случаи очень жестоких наказаний, в том числе в школах, а также другие подобные вещи, которые сегодня отталкивают людей старшего поколения. С другой стороны, сейчас именно Католическая церковь является одним из немногих институтов, отстаивающих принципиальную позицию по вопросам абортов или однополых «браков».

– Мы, конечно, поддерживаем рабочие контакты с Католической церковью, епископатом и духовенством – как в Дублине, так и на местах. В этом есть жизненная необходимость. Например, наши приходы в основном арендуют здания католических храмов, нередко за символическую плату (или бесплатно), – продолжает отец Михаил. – Кроме этого, нам проще через католических капелланов получить доступ в тюрьму или больницу, чтобы посетить православных. Такие капелланы есть практически во всех тюрьмах и больницах Ирландии.

Отвечая на мой вопрос о впечатлениях после начала служения в Дублине, батюшка объясняет, что служение за рубежом связано с особенностями прихода и его отличием от приходов других стран:

– С одной стороны, приходы во многом одинаковые – в Дублине, Москве или Костроме, но, с другой стороны, они всё-таки разные. Приходы за рубежом отличаются по национальному и социальному составу от приходов в России. Но и за рубежом приходы разные. Я помню приходы во Франции, они отличны от приходов здесь. Даже в Великобритании приходы другие. В Дублине особенность общины в том, что наши прихожане в основном стали ходить в церковь уже по приезде в Ирландию. Социальный состав прихода определяется тем, что в Ирландии почти вся иммиграция недавняя, конца 1990-х годов. Старых иммигрантов в Дублине немного, в отличие, например, от Парижа или Лондона. В Дублине находилась небольшая группа русских людей, приехавшая в Ирландию после гражданской войны в России, а также русские беженцы из Китая, покинувшие Харбин после того, как город стал коммунистическим. По инициативе священника Николая Куриса, уроженца Одесской губернии, был основан русский приход, просуществовавший до 1977 года. Затем в начале 2000-х в Дублин по благословению митрополита Сурожского Антония приехал священник Михаил Гоголев, активно занимавшийся здесь созиданием общины. Отец Михаил вернулся в Англию уже с моим приездом, в 2011 году. Я стал вторым по счету настоятелем после возобновления деятельности прихода в Дублине.

О жизни прихода и прихожан

Комментируя мои суждения о возможных проблемах дублинского прихода, батюшка рассуждает в более широком аспекте, акцентируя внимание на основе прихода – его прихожанах.

– Люди приходят в храм со своими проблемами. В храме мы просим Бога, чтобы Он эти проблемы решил. От священника прихожане ждут поддержки, утешения и наставления. Полагаю, что главная проблема (возможно, на любом приходе) – это необходимость формирования атмосферы взаимной помощи и поддержки, семейности, братской любви. В нашем храме хорошие прихожане, они отзывчивы к нуждам друг друга, они неравнодушны к событиям, происходящим вокруг нас. Например, когда храм был затоплен во время сильного наводнения в 2011 году, люди приходили, всё здесь делали, помогали – даже те люди из русской общины, которые особо-то и церковь не посещают.

– Жизнь в Ирландии для наших прихожан двоякая, – продолжает свой рассказ отец Михаил. – Страна небольшая, и можно сказать, что большинство ирландцев – родственники друг другу, поэтому в ирландское общество очень сложно интегрироваться (хотя ирландцы ведут себя с приезжими доброжелательно). Для приезжих это создает стрессовую ситуацию, да и с работы здесь увольняют в первую очередь иностранцев. С другой стороны, многие иммигранты, устроившись в ирландской жизни, впадают в своеобразную духовную спячку. Здесь есть комфорт, нет таких расстояний и сложностей, как на родине. Человек словно влезает в раковину и в ней сидит, потихоньку деградируя. Хотелось бы, конечно, чтобы люди как-то встряхнулись, вылезли из этой раковины.

Что касается прихода в целом, то у нас, пожалуй, есть бытовые сложности: в храме холодно, невзирая на то, что мы сделали отопление. Чтецов и алтарников достаточно, а вот певчих не хватает, особенно мужских голосов. У нас мало людей, которые имеют певческие данные и хотели бы петь. Всё-таки приход состоит из людей простых, в основном это рабочие на стройках. Есть также программисты, но вот творческой интеллигенции очень мало, несопоставимо с приходами в Лондоне или Париже. Пригласить кого-то из России мы не в состоянии: нет средств. У нас приход может только одного священника содержать.

– Значит, зарплата вам поступает не из Патриархии?

– Нет, у нас именно община содержит: выплачивает скромное жалованье. Денег у прихода достаточно, чтобы содержать одного священника, а также оплачивать текущие расходы: отопление, электричество и т.п. Все остальные священники у нас трудятся на светской работе, в основном программистами. Но зато я более свободен, езжу по всей Ирландии и по всем приходам. Когда кто-то умирает или к кому-то срочно нужно ехать в больницу, то приходится ехать мне. Я, конечно, рад такой возможности.

– Еще одна наша проблема – отсутствие монастырей. В Ирландии нет ни одной православной обители, – говорит батюшка.

– Ни одной юрисдикции?

– Ни одной. Хотя хороший монастырь – это большое подспорье для духовной жизни прихода. Но вот пока не получается основать обитель. Дело даже не в том, что трудно место найти. Просто нужен опытный монах, поживший в каком-то монастыре. Но все хорошие монахи при деле, а плохие никому не нужны. Хотя, думаю, со временем всё устроится, милостию Божией. Всё-таки у нас есть приход, в котором немало активных мужчин, есть своеобразное братство. Может, из него что-то и вырисуется в дальнейшем.

Наш разговор с батюшкой зашел о детях. Сам отец Михаил воспитывает четверых детей, и в его общине много людей с детьми. Поэтому приход активно поддерживает детскую образовательную программу.

– В нашей воскресной школе занятия ведутся на трех языках – русском, английском и молдавском, – говорит отец Михаил. – Я не сторонник того, чтобы устраивать воскресную школу по подобию обычной средней школы: зубрежка, ответы, оценки, экзамены. Хотелось бы, чтобы школа была таким местом, где люди находят себе друзей. Задача ведь не столько в том, чтобы выполнить учебную программу, но в том, чтобы создать особую атмосферу. У нас, например, даже театральная студия работает, спектакли ставят.

– Но потом эти дети остаются в Церкви? Или уходят? – спрашиваю я. – Всё-таки проблема отпадения от Церкви в подростковом возрасте достаточно серьезна, ведь мы живем в секулярном, нередко враждебном Церкви окружении. Не только в Беларуси или России, но и в большинстве стран Европы.

У ребенка обязательно должно быть общение с верующими сверстниками

– Конечно, подросткам из семьи мигрантов, посещающим церковь, непросто в ирландском обществе. Ребенку трудно осознать, понять и выдержать свою инаковость. Он находится в окружении, которое ведет себя не так, как он. Поэтому ребенок должен осознавать, зачем он ходит в храм, молится, постится. Не всегда это удается ему привить, рассказать. И порой случается, что дети, получившие церковное воспитание, уходят из Церкви, хотя затем возвращаются, пережив критический возраст. Но возвращаются, к сожалению, не всегда. Тем более что в нашем приходе многие семьи стали церковными после того, как оказались на чужбине. Родители не имеют надлежащей религиозной подготовки и не знают, как дать детям религиозное образование и воспитание. Ведь у подростка в жизни наступает такой период, когда родители теряют авторитет и он ищет другие авторитеты, чтобы кому-то подражать. Очень важно, чтобы при этом у ребенка было общение с его верующими сверстниками, чтобы он понимал: его веру разделяют другие люди его же возраста.

– А кто преподает в воскресной школе?

– Наши прихожане. Приход у нас в этом плане хороший, люди трудятся с радостью. Тем более что они это делают для своих детей и для самих себя. Но таких приходов много и в Москве, особенно когда люди инициативные и священник инициативу поощряет. У нас же есть одна особенность: здесь как на подводной лодке: никуда не уйдешь, других русских приходов в Дублине нет. Поэтому если священник тебе не нравится или кто-то тебя обидел, то всё равно нужно искать компромиссы, учиться ладить с другими людьми. Наш приход – это как большая семья.

– Но ведь люди могут уйти в приходы других юрисдикций…

– К румынам, где все службы на румынском, или в приходы Константинопольского и Антиохийского Патриархатов, где также нет славянских богослужений. Константинопольский приход в основном греческий, а антиохийский посещают главным образом грузины. К сожалению, многие из них ушли из нашего прихода после осетинской войны августа 2008 года.

– Не было ли похожих проблем с украинцами после событий 2014 года?

Из общины ушли киевляне, а люди из Западной Украины – они из церковных семей и события воспринимают по-церковному – остались

– Более всего эти события сказались на киевлянах, некоторые из них покинули наш приход. У нас вообще много украинцев, но почему-то к нам перестали ходить именно киевляне, а не люди с Западной Украины. Как в притче о сеятеле, скорби мира нападают. Наши прихожане-западноукраинцы в основном из церковных семей, поэтому информацию из интернета о событиях на родине воспринимают более по-церковному. А столичные люди, киевляне, немного другие, видимо. Нам, конечно, очень горько, что они перестали ходить на наши службы. Мы молимся за всех и желаем, чтобы эта трагическая ситуация на Украине наконец-то нашла свое разрешение.

Отец Михаил уверен, что приход, невзирая на все сложности, развивается и здравствует благодаря молитвенному заступничеству ирландских святых. Община их почитает: доброй традицией стали паломничества по святым местам Ирландии; некоторые святые изображены в верхнем ряду иконостаса. Настоятель по крупицам собирает сведения о святынях по всей стране, планируя издать православный путеводитель. Но пока паломники вынуждены пользоваться книгой более светского характера – «Священная Ирландия» («Sacred Ireland»).

Конечно, приход святых апостолов Петра и Павла остается в большей степени иммигрантским – ирландцев в нем немного, хотя их число постепенно растет. К сожалению, во многих странах с сильной католической традицией коренные жители неохотно обращаются в Православие, а православные общины в большей степени ориентированы на иммигрантов. Впрочем, если быть объективным, то приходам нужно решить хотя бы миссионерскую задачу-минимум – достучаться до тех номинально православных, которые, приехав на чужбину, пока не нашли дорогу в храм Божий и скитаются где-то в раздумье и духовном поиске.

Сергей Мудров

10 октября 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 474 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой Колман Килмакдуахский, чудотворец Святой Колман Килмакдуахский, чудотворец
Дмитрий Лапа
Святой Колман Килмакдуахский, чудотворец Святой Колман Килмакдуахский, чудотворец
(Память 29 октября / 11 ноября)
Дмитрий Лапа
О каком чуде свидетельствует древний камень со следами веревок на нем, как служили отшельнику петух, мышь и муха, кому достались яства королевского пира и почему в Килмакдуахе не боятся молнии.
«За десять лет количество православных в Ирландии увеличилось вдвое» «За десять лет количество православных в Ирландии увеличилось вдвое»
Прот. Михаил Насонов
«За десять лет количество православных в Ирландии увеличилось вдвое» «За десять лет количество православных в Ирландии увеличилось вдвое»
Протоиерей Михаил Насонов
За последние десять лет количество христиан всех конфессий уменьшилось, а православных – увеличилось вдвое.
Ирландское монашество Ирландское монашество
Прот. Андрей Филлипс
Ирландское монашество Ирландское монашество
Протоиерей Андрей Филлипс
Ирландские монахи считали уединенную жизнь анахоретов более совершенной, нежели в общежительных монастырях, поэтому они всегда старались удаляться в пустынные места.
Комментарии
Анна15 октября 2017, 23:52
Здравствуйте,
Спасибо большое за такую хорошую статью. У нас действительно очень хороший батюшка, который и трудолюбивый пастырь, благодаря ему и его трудам, наш иконостас украсили чудные иконы ирландских святых, а в алтаре появились еще один рукоположенный связан роста житель ( из прихожан) и 2 дьякона, тоже наши прихожане. Как человек он очень внимателен к нуюдам людей и всегда старается им помочь, несмотря, что у самого дома 4 деток, (3 доченьки, младшенькая годовалая ещё и сынок-инвалид). Так что сами понимаете, жизнь у него не из легких, но он всегда полагается на Божию волю. Мы просим ваших молитв о нем и о всех его прихожанах. Спаси вас Господи!!
11 октября 2017, 18:20
Sava Bogu za vse chto u nas estj Xram i mi mozem pomolitsja eto boljshaja radostj na chuzbine.Bozjej pomochi Otcu Mixailu v trudax!!
тамара10 октября 2017, 16:23
Отцу Михаилу и его прихожанам Божией помощи во всём,крепкой веры и обретение настоящей Истины.Тяжело на чужбине,но Господь никого не оставит,если к нему обращаются.Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×