30 марта празднуется день памяти святого Патрика, просветителя Ирландии. Когда мы слышим слово «Ирландия», у многих из нас сразу возникают разные образы, среди которых неизменные ирландские тролли – лепреконы, кельтские украшения и местный напиток Guinness, известный всему миру. Но при этом далеко не все знают, что Ирландия очень религиозная католическая страна, имеющая глубокие православные корни. О том, как живет и развивается православная община в Дублине, мы побеседовали с настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла – Патриаршего подворья в Дублине – протоиереем Михаилом Насоновым.
– Отец Михаил, расскажите о себе, о своем пути к Богу.
– Родился я в семье нецерковной. В Церковь пришел, будучи курсантом Нахимовского военного училища. Военная система, в которую попадает человек, особенно молодой, сама по себе располагает к тому, чтобы он начал задаваться вопросами о смысле жизни. Все внешнее начинает уходить на задний план, встают вопросы о добре и зле. Примерно то же самое произошло и со мной. У меня был духовный поиск, жажда. Помню, как в первый раз прочитал отрывок из Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание». Там есть эпизод, когда Сонечка Мармеладова читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. Меня это поразило. Потом я старался больше узнавать о Церкви. Тогда, в 80-е годы, было очень трудно найти Евангелие. У меня был друг, тоже курсант. Он у какой-то своей родственницы, художницы, раздобыл Новый Завет, и мы стали читать его по ночам в ротных помещениях. Затем у нас даже образовалась небольшая группа единомышленников. Один из нас познакомился с семинаристом. Это происходило в тогдашнем Ленинграде. Позже я встретился с этим семинаристом, впоследствии он меня крестил, сейчас он уже епископ. Я, начитавшись к тому времени книг, в том числе о буддизме, индуизме, начал с ним спорить. А он даже разговаривать со мной не стал. Просто собрал нас, курсантов, и повел сначала на Смоленское кладбище – к мощам Ксении Петербуржской, потом на Карповку – к отцу Иоанну Кронштадтскому. Тогда, в начале 90-х годов, там только открывался монастырь. Меня очень поразили святыни и люди, которые там были. Был, например, один юродивый, которого мы часто встречали, когда ходили туда уже сами в увольнение. Он нас всегда встречал, показывал и рассказывал о каждой могиле свою историю. Все эти размышления и посещения святынь привели меня к мысли о необходимости крещения. Но в то время исповедовать веру открыто еще было проблематично, и совсем скоро у меня возникли проблемы с особым отделом, мне пришлось оставить Высшее военно-морское училище, в котором я тогда учился. Кстати, из нашего призыва вышло четыре священника.
После увольнения я решил получить богословское образование. Это было время краха Советского Союза. Я родом из Севастополя, и именно в то время он вдруг стал украинским городом, а набора в российские семинарии из Украины тогда не было. Решил поступить в только что открывшийся в Санкт-Петербурге Институт богословия и философии. После его окончания учился во Франции, в Свято-Сергиевском православном институте.
После завершения обучения меня пригласил в Кострому архиепископ Александр (ныне митрополит Казахстанский) и назначил проректором и преподавателем духовной семинарии. Позже он же меня и рукоположил. Служить меня оставили штатным священником собора, где находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которую наша семья очень почитает. Я лично много раз был свидетелем всяких чудес, которые происходили у этой иконы, когда жизнь людей кардинально менялась после молитвы у святыни.
После рождения третьего ребенка мы с семьей переехали жить в Москву. Там я преподавал в Свято-Тихоновском институте и служил в храме Воскресения Христова в Кадашах и в Донском монастыре. Позже по благословению Святейшего Патриарха меня направили служить в Ирландию.
– Чем удивила вас церковная жизнь в Ирландии, какие там есть особенности приходской жизни, если сравнивать с российской действительностью?
Здесь все друг друга знают, стараются держаться вместе
– Мне было не так тяжело привыкать к Ирландии, так как у меня был опыт проживания в чужой стране. В целом священническое служение, что в Москве, что в Костроме, что в Ирландии, одно и то же. Пастырское служение накладывает очень много обязанностей. Нужно находить силы, чтобы молиться за прихожан, помогать им по мере возможности каким-то советом, участием. Наверное, особенностью церковной жизни за рубежом является то, что зачастую на большой город или даже страну может быть всего один православный приход. И все православные христиане сосредоточены в одном храме. Если в российских городах тебя что-то не устраивает на одном приходе, что-то смущает, ты можешь без проблем стать прихожанином другого храма. Здесь такого выбора нет, мы все члены одной общины. В этом есть и большой плюс: все друг друга знают, стараются держаться вместе, помогать тем, кто только начинает ходить в храм, будь то русскоязычные эмигранты или местные жители. Сама атмосфера на таких приходах, я бы сказал, семейная и простая.
За последние десять лет количество христиан всех конфессий уменьшилось, а православных – увеличилось вдвое
Вторая особенность церковной жизни в Ирландии заключается в том, что мы здесь находимся в меньшинстве. Большинство населения страны – католики, католическое присутствие ощущается во всех сферах жизни, начиная от образования и заканчивая медициной. С другой стороны, к Православию в Ирландии проявляется большой интерес и уважение. Свидетельство тому – тот факт, что за последние десять лет, согласно последней переписи населения, количество христиан всех конфессий уменьшилось, а православных – увеличилось вдвое. Это, конечно, частично связано с эмиграцией в 2000-х годах, но, тем не менее, существенно выросло и количество православных ирландцев.
– Хотелось бы подробнее узнать о ваших прихожанах, кто они по национальности и гражданству?
– Большинство наших прихожан – русскоязычные, выходцы из России и стран СНГ, особенно много верующих из Прибалтики. Есть и ирландцы. Недавно появился прихожанин – иранец. Он женился на русской и принял Православие. Теперь он никогда не сможет вернуться на свою историческую родину, потому что его там ждет очень серьезное наказание за отход от ислама. Есть православные поляки, голландцы, палестинцы. Интересно, что большинство наших прихожан стали ходить в храм только здесь, оказавшись на чужбине. Сначала, может быть, они пришли из-за желания общаться с соотечественниками, потому что здесь мы говорим только на русском языке. Но постепенно это желание просто общаться перерастает в интерес и любовь к церковной жизни. Еще хочется отметить, что наши прихожане очень инициативны. Многое из того, что делается на приходе, – результат их активности и энтузиазма. Это и воскресная школа, и курсы по изучению английского языка, и многое другое. Сами не получив чего-то подобного в детстве, они стараются дать это своим детям.
– Расскажите о самом храме. Я знаю, что у него очень интересная история и судьба.
– Храм, в котором проходят богослужения, когда-то был протестантским и принадлежал Англиканской церкви Ирландии. Он был построен в 30-е годы XIX века для английских офицеров. В то время Дублин был протестантским городом, особенно тот район, где расположен храм. К 70-м годам XX века количество протестантов сильно сократилось, и англиканский приход переехал в другой храм. А этот храм долгое время был пуст. Русских эмигрантов в то время было очень мало. Но, тем не менее, в 60-70-е годы здесь существовал небольшой православный приход, служил священник – отец Николай Курис, который был в свое время офицером белой армии. Очутившись в Ирландии, после потери супруги и сына, он принял священство в РПЦЗ. Прихожан было очень мало, они снимали обыкновенный домик, в котором служили Литургию. После смерти отца Николая приход распался, и до 2000-х годов богослужения не совершались. И только в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Сурожского Антония в Дублин был направлен протоиерей Михаил Гоголев из Лондона. Он стал совершать богослужения в этом храме, который англикане любезно разрешили арендовать. К тому времени храм находился в сильном запустении. Русская община своими усилиями привела храм в порядок, постелила новый пол, обустроила все для молитвы, которая не прекращается по сей день. Храм арендовался до 2013 года, пока не появилась возможность его выкупить. Символично, что мы получили документы на право собственности накануне дня памяти святого Патрика, который является покровителем Ирландии. Для меня также особенно знаковым было то, что храм стал православным спустя несколько дней после празднования Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, у которой я служил много лет в Костроме.
Большая заслуга в том, что удалось собрать средства для покупки храма, принадлежит нашему владыке – архиепископу Сурожскому Елисею и всем прихожанам.
– Ирландия, как вы сказали, страна католическая. Но в то же время в ней много протестантов, что видно по количеству протестантских церквей, которые встречаются повсеместно. Как строятся взаимоотношения православных и христиан других направлений?
– Отношения очень доброжелательные. Об этом говорит и тот факт, что мы долгие годы арендовали наш храм. И даже сейчас бывший англиканский настоятель этого храма периодически заходит к нам в гости. Естественно, мы поддерживаем хорошие отношения и с католиками, которых здесь большинство. Архиепископ Дублина хорошо осведомлен о нашем служении и тоже благословляет своему духовенству безвозмездно предоставлять нам храмы для богослужений в разных городах Ирландии. Это знак доброй воли и доброго отношения к нам.
– Если говорить о миссии Православной Церкви в Ирландии, сюда входит только лишь окормление русскоязычной паствы или еще и миссионерская работа среди местного населения?
– Наш храм открыт для всех, и мы стараемся свидетельствовать о православной вере, о Христе, о Евангелии. У нас есть богословские катехизаторские курсы для взрослых, которые могут посещать люди любого вероисповедания.
– А как строятся отношения с государственной властью?
– Как таковых тесных взаимоотношений нет, как нет и острой нужды в таком общении. Представители власти хорошо о нас знают, регулярно приглашают на разные мероприятия. Когда проводятся местные районные праздники, наши дети из воскресной школы всегда принимают в них участие. Местные жители тоже относятся к нам приветливо, даже говорят: когда здесь появилась «русская церковь», в районе стало гораздо спокойнее. Через несколько месяцев после моего назначения в Дублин в городе случилось большое наводнение, сильно пострадал храм, особенно воскресная школа. И нужно сказать, что и местные жители, и власти нас поддержали, помогли с ремонтом и наведением порядка.
– Расскажите вкратце о местных святых, прославленных Церковью, и вообще о Православии в Ирландии, которое, как известно, имеет древние корни.
Ирландская Церковь во многом испытала на себе влияние восточного монашества
– Ирландское христианство всегда было особенным. Как известно, апостолом Ирландии был святой Патрик. Ирландская Церковь находилась на периферии западного мира и во многом испытала на себе влияние восточного монашества. Монастыри играли большую роль в жизни всего государства, они были центром притяжения не только всего духовного, но и светского. VI–VIII века – это период расцвета ирландского монашества. Ирландские миссионеры проповедовали по всей Европе. Ирландия считалась центром учености, куда приезжали обучаться даже из Англии, Франции, Галлии.
Интересно, что ирландские монахи брали на себя много разных подвигов, в том числе давали обет покинуть свой остров, свою страну, которую очень любили, и отправиться проповедовать Слово Божие «до края земли». Есть такая версия, что одними из первых проповедников на Русской земле были ирландцы. Возможно, это как раз и были те варяги, которыми называли представителей северных народов. Есть священник в Тверской епархии – протоиерей Александр Шабанов, занимающийся историческими изысканиями. Он считает, что новгородские кресты, встречающиеся в северной части России, их форма и внешний вид свидетельствуют об ирландских корнях.
К сожалению, это своеобразие ирландского, кельтского христианства было утеряно. Сначала – из-за сильных эпидемий чумы, за которой следовал падеж скота и голод. Ирландия пришла в упадок. А потом прибыли викинги, за ними норманны, и в XI веке, когда произошел раскол Церкви, было окончательно уничтожено своеобразие ирландской Церкви. Своеобразие в богослужении, в строе церковной жизни, в богословии.
Но, несмотря на все перипетии, православные ростки пробивались сквозь всю последующую историю Ирландии. У нас была замечательная прихожанка – Мэри МакКейб (к сожалению, она уже умерла), которая нам много рассказывала о своем детстве. Мэри говорила, что ее мама была очень набожной, ходила в католический храм, но при этом многие вещи, которые были тогда распространены в католичестве, не принимала. В частности, она не принимала индульгенции, но не в средневековом понимании: заплати деньги – и тебе все простится, а в том смысле, что совершил грех – значит, должен прочесть именно десять раз «Богородице Дево». И при этом она всегда как-то «странно» крестилась. Затем, когда Мэри, уже во взрослом возрасте, в Америке стала православной христианкой, она вспомнила, как крестилась ее мама, – троеперстием справа налево. По словам Мэри, православная традиция, как некий ручеек, всегда сохранялась в Ирландии.
Думаю, всегда нужно помнить кто такие католики, протестанты, копты и... их же несть числа и быть начеку к ним самим и к их делам, иначе без должного святоотеческого понимания можно, по человечески, легко запутаться.
Истинное исполнение слов Христа: по тому, как вы будете любить друг друга, узнают в вас учеников моих.
А мы так можем относиться к братьям по вере?
Мы имеем право называться учениками Его?
Или любим и уважаем только самих себя?
Спаси нас, Господи!