Беседа с автором сценария документальных фильмов «Кто заплатил Ленину. Тайна века», «Лев Троцкий. Тайна мировой революции», «Западня для России» и других
– Елена Николаевна, так получилось, что почти одновременно мы посмотрели телесериал «Спящие», где показана сегодняшняя деятельность американского ЦРУ, чьи агенты активно занимаются в России вербовкой, черным пиаром, организацией оппозиционных митингов и прочим вплоть до терактов в своих геополитических целях, и документальный фильм режиссера Галины Огурной «Западня для России», сценарий которого написали вы, о далеких событиях революции 1905 года. И видим, что методы недругов нашей страны практически не изменились, хотя уже больше века миновало…
– Поразительно, но действительно политтехнологии не меняются. Часто зрителю доступно только то, что, как говорят в кино, на первом плане,. На самом деле, как напомнил наш эксперт, замечательный американский историк Ричард Спенс, политика вообще и революция в частности – это шахматная доска, на которой появляются фигуры, которые мы считаем самостоятельными. Но историк правильно говорит, что ни одна из шахматных фигур не ходит сама, ими двигает чья-то рука. Нам интересно было в наших фильмах показать это закулисье, мы давно уже начали эту работу, со времён фильма «Кто заплатил Ленину», ведь фактически фигуру Парвуса (Гельфанда) мы тогда открыли и ввели как бы в политический оборот. А сейчас, спустя 13 лет, телеканал «Россия», с которым мы постоянно сотрудничаем, демонстрирует уже игровой сериал «Демон революции».
Именно эти теневые фигуры, теневые силы – самое интересное. И я считаю, что спустя 100 лет, а касательно революции 1905 года уже и больший период прошёл, мы, конечно должны уже не внешние события воспроизводить, а показывать глубинные вещи, силы, которые приводят в движение массы людей, в результате чего и происходят тектонические сдвиги. Кажется, что они вызваны некими объективными причинами, но это не так. Сейчас уже есть историки, которые подготовили фундаментальные труды, в частности доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Борис Николаевич Миронов, который исследовал абсолютно все версии причин революции 1917 года, но это применительно и к 1905-му, не зря те события Ленин назвал генеральной репетицией. Так вот, Миронов пришёл к выводу, что ни одна из тех версий, которые обычно приводятся – стихийность, социальное недовольство, экономическое положение России, не соответствует действительности.
Почитайте многотомный труд Миронова «Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.»), а также недавно вышедшую книгу Андрея Борисюка «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время», где дана потрясающая экономическая статистика из архивов. Таких исследований сейчас немало.
Один только факт из книги Б.Н. Миронова. Он исследовал такой объективный показатель, как обмер призывников. Рост, вес, физические данные. И эти вполне объективные данные неуклонно менялись к лучшему! И земля была у крестьян, но любой человек который работал тогда на земле, хотел большего надела. Это сейчас земли сколько угодно, правда, она кому-то принадлежит, хотя практически брошена…
Поэтому ещё раз хочу сказать, главное – психология масс. И Б.Н. Миронов приходит к выводу, что в 1917-м практически во всём сработало то, что мы называем сейчас чёрным пиаром. То есть это обработка сознания разных слоев населения, прежде всего, конечно, так называемого пролетариата. Историк Наталия Алексеевна Нарочницкая, часто выступающая как эксперт в наших фильмах, прекрасно сказала в первой серии «Западни», что рабочие это была такая ещё податливая масса, которую легко можно было обработать, особенно учитывая трудности во время войны.
И правильно Миронов говорит, что когда появляется человек, который говорит – «я знаю как», за ним массы идут. Это понимание психологии масс, вернее, разработка теории психологии масс возникла в Америке, когда в России ещё этого не знали и не работали с такими категориями. Никто не думал о том, что массам можно внушать определённые идеи, можно работать с лидерами, вести их в нужном направлении.
Это обычно остаётся у историков за кадром. Вот недавно случилось мне с одним академическим ученым сидеть рядом на одном ток-шоу, я показала ему книгу Ричарда Спенса «Уолл-стрит и Русская революция», а он говорит – ну, как же так, мне как историку как-то странно, что, оказывается, есть ещё какая-то закулисная сторона, это, мол, не вписывается в моё понимание исторического процесса. Я говорю – а почему не вписывается? Историк разве не призван изучать именно вот эти истоки, мотивы, смотреть – кто был заинтересован, кто в конце концов получил те или иные политические, геополитические выгоды. За любым явлением, тем более таким колоссальным, как революция 1905 года, я уж не говорю о 1917-м, всегда стоят какие-то заинтересованные силы, которые фактически и приводят в движение тех или иных лидеров.
Мы работали с архивами не только, если говорить о первой серии, Японии, это и архивы США, библиотеки Конгресса, газеты американские того времени…
– Вы сами выезжали в эти страны?
– Конечно. Япония – единственное, что мы не потянули, но зато нашли там потрясающего историка Эдуарда Барышева, это профессиональный японист из Екатеринбурга, он уже много лет работает в Японии. Там преподают в университетах немало наших ученых, Василий Молодяков, например, написал прекрасную работу о КВЖД.
– А позиция у этих историков пророссийская, или они работают по каким-то японским грантам?
– Мы всегда сами ставим задачу. Видим, что вот здесь что-то должно быть, а задача архивистов – найти нужные документы. Мы платим деньги специалистам, в Германии, например, Фриц Драушке помогает нам чисто профессионально, не вдаваясь, так сказать, в идеологию, делает свою работу, получая свои евро. Но в случае с Эдуардом Барышевым иное, он сам увлёкся этой темой.
Есть у нас в фильме и автор книги о полковнике Акаси (иногда его называют Акаши), который финансировал революционеров в России, Чихару Инаба, он чистый японец. Книга очень интересная, она переведена на русский язык, но вот там, безусловно, чувствуется, что, как японец, он не может не симпатизировать своей стране, при этом чувствуется и то, что он всеми силами выгораживает большевиков.
Так вот, Барышев нашел подлинные документы в нескольких японских архивах, где хранятся отчёты полковника Акаси о его конспиративной работе с российскими революционерами, которые во время Русско-японской войны должны были раскачивать ситуацию в нашей стране.
Фактически эти «борцы за народную свободу» стали орудием в руках у финансовых воротил того времени, которые направляли Японию на нас. Причем интересы этих банков даже не совпадали целиком с американскими интересами. Америка имела тогда доктрину невмешательства в европейские дела, так что фактически вот этот прорыв на российские просторы был сделан именно небезызвестным Джейкобом (Якобом) Шиффом. Такими, как он, банкирами была разработана схема, при которой они остаются всегда в тени, а добиваются своего чьими-то руками – в первую русскую революцию это была японская разведка, генштаб. А в 1917-м – в феврале и в октябре – мы видим, что применялась такая же схема…
– Но с участием Германии.
– Да. И снова на фоне войны, это обязательное условие, которое разработал ещё Парвус, он прямо пишет, что для любой революции в России нужна война. Потому что тогда проще вызвать недовольство людей…
– Без тягот военного времени массы не раскачать.
– Все делалось по одной схеме, понимаете? Мало кто сопоставляет те события, хотя многое лежит на поверхности.
Сегодня – печальный юбилей российской национальной трагедии, даже катастрофы, потому что эволюционной путь развития был грубо прерван и последовал откат, несмотря на все трели наших, скажем так, поклонников революции.
…Все было сделано для того, чтобы обессилить Россию, обескровить её. Как известно, перед Первой мировой войной основным экономическим партнёром Российской империи была Германия. И, конечно, в Германии были силы, которые точно так же, как и в России, понимали, что война – это гибельный путь, хотя кто-то наоборот думал, что мы сейчас вот быстренько, так сказать, повоюем, и Россия будет у наших ног. К сожалению, кайзер Вильгельм поддался этому лагерю «ястребов».
Мы раскопали один уникальный факт: как была спровоцирована Первая мировая война. Николай II не только не хотел войны, что ему очень часто приписывают, а делал всё, чтобы она не разразилась. Хотя, безусловно, была и позиция начальника Генерального штаба Янушкевича, была позиция министра иностранных Сазонова, которому англичане пообещали, и был заключён тайный договор о том, что Россия получает выход к Босфору и Дарданеллам, а для нас это было жизненно важно, потому что для государства, которое занималось вывозом зерна, это была одна из основных статей дохода. Уж не говоря о том, что это вековая мечта славянства – вернуть Константинополь, откуда пришло православие на Русь, вернуть крест над Софией...
Есть и такая уловка в большой политике – одни люди договариваются, но потом их задвигают. И в Англии так было: лорд Грей, министр иностранных дел, договаривался с Сазоновым, потом его убирают, ставят совершенно других людей, и о договорённостях не только забывают, а начинают работать над тем, чтобы Россия никогда ничего обещанного не получила.
Задача перед Первой мировой войной стояла уничтожить, как они говорили, мировые автократии, то есть традиционные монархии, поэтому работа по стравливанию России и Германии велась давно. Другое дело, что, повторю, были люди, которые понимали, что это губительно для обеих стран. И государь, конечно, всё это понимал прекрасно, но логика развития событий вынуждала искать союзников уже со стороны Франции и Англии, поскольку они были между собой союзниками.
Уже были донесения о том, что Германия готовится, уже всё это было понятно, разведка работала неплохо, и расчёт Николая II был на то, что при союзе России с Англией и Францией Германия не осмелится напасть. Что же сделал Лондон, имея такой вот союз? Когда Германия объявила войну Франции, то Англия оттянула свои заявления и практически позволила тогда уже объявить войну России. То есть вот такая крупная подлость была.
Ну и касательно провокации с началом войны. Уже давно мне попалось в каких-то воспоминаниях, об этом и Набоков-отец пишет, что был фальшивый выпуск газеты в Германии. Мы поставили задание немецкому архивисту, он стал искать этот номер. Который появился в тот момент, когда напрямую ещё не было объявлена война России, но уже, так сказать, всё было приведено в движение, нужно было Россию втянуть. Как? А в Германии автоматически считается объявлением войны мобилизация. И вот вышел фальшивый, как мы потом уже убедились, экстренный выпуск берлинской газеты, в котором сообщалось, что Германия объявила мобилизацию. Посол России моментально доложил это в Петербург. И эта информация перевесила сомнения. Государь колебался, ведь Янушкевич говорил, что может быть поздно, поскольку наша схема мобилизации громоздка, и мы можем с нашими расстояниями опоздать. И вот эта информация уже была последней каплей…
А на следующий день появилось объявление в других газетах, что это была ошибка, и весь этот номер был полностью конфискован. Но на следующий день в других газетах, которые мы нашли, появилась полная перепечатка этого провокационного сообщения, которое сыграло такую страшную роль.
И что вы думаете? Затем берлинские газеты очень активно начинают извещать, что Россия первая начала мобилизацию, т.е. военные действия. И только спустя три дня Германия как бы в ответ начала свою мобилизацию. Сложнейшая, страшная игра…
– Кто же напечатал фальшивый экземпляр газеты? Кто стоял за этим? Удалось ли это выяснить?
– Удалось. Перед началом Первой мировой войны небезызвестный полковник Хауз (это герой нашего фильма о Троцком) объехал все страны, будущие участницы войны, кроме России...
– В вашем фильме о Троцком вы приводите как эпиграф слова полковника Хауза: «Публика не имеет никакого представления о том, что творится за кулисами. Если бы она могла увидеть авторов и декорации и то, как готовятся исторические трагедии, для публики это было бы откровением».
– Хауз был фактически теневым представителем, с одной стороны, самых крупных финансовых кругов, а с другой стороны, человеком, которому президент США Вильсон был обязан, так же как и этим финансовым воротилам, тем, что стал президентом. Это очень сложная система взаимных интересов.
Что мы видим? Решающая подготовка состоялась в 1916 году, начиная с весны определённые силы начинают мобилизоваться. В США это так называемые социалисты-анархисты, которые потом прибудут в Россию, вольются в партию большевиков и получат ключевые посты. В Англии происходит смена, ротация тех лиц, которые подписывали тайные договоры с министром иностранных дел России Сазоновым. Все приходит в движение, активизируется. Появляется, как в 1905 году поп Гапон, фигура монаха-расстриги Илиодора (Труфанова), который в конце концов оказывается все в той же Америке… И что он с собой туда привозит? Книгу «Святой черт», на самом деле не свою (это писал Амфитеатров, друг Горького) И опять мы видим здесь теневую фигуру А.М. Горького.
– Крупная фигура в революционных делах.
– Очень крупная! На его квартире была чуть ли не штаб-квартира революции. Он был «кошельком», ему давали деньги. Помните, как Собчак накрыли с крупной суммой в валюте во многих конвертиках? Конечно, Собчак помельче будет, но, как говорится, какое время – такие и лидеры оппозиции.
Кто-то выдернул Илиодора, который был другом Распутина, а потом его главным хулителем. Но Распутин – это большая отдельная тема…
Вообще многие из тем, затронутых у нас, наверное, заслуживают отдельного фильма. Например, где Горький написал роман «Мать»? В США, это был заказ. Вышел этот роман на английском языке в США и Англии. Или вот такой эпизод. Горький подплывает к берегам Америки, с ним – известный большевик Буренин. Они везут кассу (боевики взяли в Гельсингфорсе банк), чтобы отмыть эти деньги в Америке, получив свой процент, что-то кинуть на революцию. Но при этом первое же интервью Алексея Максимовича: нам нужны деньги, чтобы свергнуть царя. Жертвуйте деньги, а кровь мы пожертвуем сами.
Конечно, он имел ввиду кровь не свою…
– Один из самых сильных сюжетов в фильме «Западня для России» – о попе Гапоне и «кровавом воскресеньи». Вы утверждаете, что он всё-таки начал прозревать, за что и был убит...
– Он действительно стал прозревать, понимать, что его используют люди, далекие от симпатий к России, что сам он стал уже отработанным материалом. Пароход «Джон Графтон» сел на мель, оружие, которое он вез боевикам в Россию, растащили, Гапон понимал, что к нему охладевают, его, так сказать, грантодатели. И конечно, его тянуло на родину, в привычную среду, в семью. Он стал искать пути. Прежде всего, выходит на людей, близких к департаменту полиции, ему надо было въехать легально. Безусловно, в полиции были люди, которые считали, что такой раскаявшийся революционер тоже полезен для того, чтобы показать рабочим: вот видите, он сам понял… В конце концов, Лев Тихомиров - это же был террорист «Народной воли», а потом подал прошение о помиловании, вернулся в Россию и стал, как известно, одним из столпов монархической мысли.
– Допустить повторения подобного тем силам было никак нельзя…
– Конечно. И потом – это не вошло в фильм, но у него были документы, у него были материалы, которые он передал на хранение адвокату Маргулису. После убийства Гапона этот адвокат таинственным образом умирает, документы исчезают. Это остаётся за кадром, но всё как будто сегодняшний день, когда убирают свидетелей.
И, конечно, никаких там рабочих не было, чистые манипуляторы и боевики сидели. В 1905 году первый председатель Петербургского совета рабочих депутатов Хрусталёв-Носарь (в 1919 году он был уже противником большевиков, и расстрелян ими) был чисто прикрывающей фигурой, а его заместителями были Парвус и Троцкий. В 1917 году прикрывающим в Совете был Кузьма Гвоздев, а за его спиной стояли профессиональные революционеры, люди Парвуса.
Вот схема, когда начинаешь смотреть: кто рядом, кто на самом деле готовил документы, мы сразу выходим совсем не на рабочих. Начальник департамента полиции Глобачёв хорошо описал, как к нему приходили эти представители рабочих, но ни одного рабочего среди них не было…
– Что еще интересно: полковник Акаси, как показано в фильме, не видел отличия между либералами и большевиками, лишь бы раскачивали российскую лодку… И респектабельный профессор Милюков, и все эти террористы действовали по сути заодно. Милюков, будучи в Америке, знал о дате «кровавого воскресенья». Кстати, при встрече Ленин Акаси понравился, а Плеханов нет.
– Плеханов тоже был марксист из марксистов, но всё-таки у него оставалось ещё представление о том, что можно и что нельзя…
Несколько слов о Ленине. Мы сейчас установили с помощью швейцарского историка Вилли Гаучи цепочку, по которой зарубежная партия большевиков получала деньги, это документы из немецкого архива, где упомянут некий Александр Кескула, первый, кто представил германскому командованию Ленина, Парвус уже был вторым. Цепочка выглядела так: посол Германии в Швейцарии Ромберг, Кескула, Артур Зимфильт, эстонский националист, близкий к Ленину, Моисей Харитонов – казначей партии. И только потом деньги поступали к Ленину. Понимаете? Ленин был предельно осторожен. Лишь один раз он крупно прокололся с Парвусом, когда тот без предупреждения заявился к нему домой. Это единственный раз, почему и целый фильм будет на этом строиться. Ленин был в бешенстве. И в последующем все сношения с Парвусом шли через разных посредников.
Доверенным лицом, помимо правой руки Парвуса Скларца, который напрямую был связан с германским командованием, являлся небезызвестный Я. Ганецкий.
– В вашем фильме о Парвусе есть версия, что он после того, как Ленин его, говоря современным языком, «кинул» после революции, чуть ли не организовал покушение Фанни Каплан на вождя в 1918 году.
– То, что это были «разборки» внутри революционного лагеря, однозначно. Ну, кто такая полуслепая Фанни Каплан, могла ли она точно выстрелить, и почему её моментально расстреляли и даже сожгли? А кто такой комендант Кремля Мальков, который сжег ее труп? Это человек, который принимал ценности от Юровского после расстрела царской семьи. Это был человек проверенный, профессиональный революционер с большим дореволюционным стажем.
Ищи, кому выгодно. Документов, конечно, нет. Такие дела не документируются. А Парвус, безусловно, не мог простить Ленину предательства, потому что он его вывел в большую политику, а что получил взамен в советской России, какой пост? Ничего.
Кстати, надо сказать, что никогда эти теневые силы не ставят на одну фигуру. Всегда мы это мы видим, это и немцы делали, так же, как полковник Акаси. Немцы давали деньги и эсерам.
У нас в новых сериях фильма «Западня для России» будет несколько убийственных фактов. Вот один из них. Немецкому архивисту была поставлена задача – найти документы о том, что Распутин все-таки был германским агентом влияния, в чем его обвиняли оппозиционеры. Архивист сказал, что перерыл всё. Что удалось выяснить? Да, за ним следили, да, наблюдали, но он не был никаким германским агентом! Осталась резолюция кайзера Вильгельма после убийства Распутина, мы приводим ее в фильме: «Это всё англичане. Они убьют Николая так же, как убили Павла». Вы представляете?! А кайзеру немецкая разведка доставляла информацию со всего света.
То есть Распутин никогда не был немецким агентом влияния, а дезу об этом англичанам нужно было специально распустить, чтобы дискредитировать государя и доказать, что Россия ненадёжный союзник, якобы стремится заключить сепаратный мир, чего никогда на самом деле государь бы не сделал.
Никто не хотел не давать России ни Босфор, ни Дарданеллы, а также – это самая серьёзная, самая тайная тема – возвращать залоговое золото. Ведь Россия вынуждена была в годы Первой мировой брать кредиты на военные нужды, отправлять свое золото в Англию…
– «Столетие» в 2014 году опубликовало статью известного экономиста Валентина Катасонова «Куда девалось золото России?», где он подробно пишет: сколько мы перевели золота Англии, США в годы Первой мировой. И ничего они не вернули нам потом.
– А знаете, почему? Они не вернули, потому что Ленин заявил – мы царские долги не платим. Он сделал то, что ему было велено. И они бы любому, кого они двигают, поставили это условие, понимаете? Это сделал Ленин, а мог сделать Троцкий, если бы был попроворнее.
– Но всё-таки, Елена Николаевна, есть одна объективная причина успеха революции, без которой вся эта мировая закулиса не смогла бы так эффективно орудовать. Это не экономика, не аграрный вопрос. Это духовный кризис России, поразивший в первую очередь верхи империи. Вот вы в фильме «Западня для России» упоминаете о Николае Буренине, это специалист по нелегальным операциям, член «боевой технической группы большевиков», он сопровождал, как вы уже рассказывали, Горького в Америку. Сын богатого купца, красавец, брат гвардейского офицера, блестяще образованный… И служит демоническим силам. А сколько предателей было в окружении Николая II, сколько русских отреклось от веры, царя и Отечества…
– А сейчас? Посмотрите, что сейчас…
– Кстати, вот вы изучаете эти деструктивные технологии, сняли несколько фильмов на революционную тему. Что вы можете сказать в связи с этим о сегодняшнем дне?
– Повторю снова: никакие перевороты не происходят в результате социальных и экономических причин. Это меняют элиту для того, чтобы страна, которая на подъёме, обрушилась.
– Слава Богу, сейчас нет войны, которая необходима для революции по рецепту Парвуса.
– Но её пытаются разжечь. Вы посмотрите, то там, то сям провокации, Кавказ, Дагестан, была Чечня, вот поэтому Кадыров их больше всего не устраивает, потому что он смог остановить это. А ведь как полыхало, поэтому честь и хвала нашему главе государства, который понял вот эти механизмы, и то, что действительно у России союзников нет. Сегодня, спустя 100 лет, мы уже научены опытом, но тогда Россия впервые столкнулась с таким коварством, до этого войны вели ещё по-другому, более честно...
– Мне кажется, в ваших фильмах есть такой посыл: перестанем, наконец, быть наивными…
– Это не наивность была со стороны государя. Как у нас в фильме писатель Святослав Рыбас говорит: он был благороден, он по себе мерил, понимаете?
– Но мы же и сегодня не можем воевать по их омерзительным методам: скажем, когда один снайпер-наемник бьет по одной стороне, затем по другой, чтобы стравить их, разделить кровью.
– Надо знать эти методы, чтобы им противостоять. Думаю, сегодня у руководства страны есть некая трезвость.
– Что ж, Елена Николаевна, будем смотреть ваши новые фильмы, а также в эти дни 100-летия Октября пересматривать старые. Ждем следующие серии «Западни». Жаль только, что показывают их в первом, а то и втором часу ночи, накануне рабочего дня. Надеемся, руководство телеканала «Россия», с которым вы сотрудничаете, пощадит зрителей, тем более, что интерес к таким документальным фильмам, как нам известно, растет.