Исторический залп Авроры отразился и на судьбе села Ящера, родного села моей бабушки – Тамары Васильевны Бакановой. Причем обстоятельства революции и в Петрограде, и в Ящере были зеркально схожими. И там и там имел место штурм дворца, грабеж, и там и там – много шуму и практическое отсутствие крови.
Но обо всем по порядку.
Обстоятельства революции и в Петрограде, и в Ящере были зеркально схожими
Село Большая Ящера, что под Санкт-Петербургом, между Гатчиной и Лугой, – село старинное. Известно оно, самое позднее, с 1676 г., благодаря шведским картам, однако на них отмечено как деревня Isera. Селом Ящера стала значительно позднее, в 1872-м г., когда по проекту архитектора Г.И. Карпова была выстроена церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Бабушка вспоминала, как из дальних деревень – Сорочкина, Андреевского, Покровки – пешком шли крестьяне на воскресную или праздничную службу. Летом шли по большей части босиком – берегли обувь, которую надевали только перед входом в храм.
Ящера была селом достаточным. Менее трети её жителей были бедняками. Село с течением времени разрасталось. По сведениям Статистического Сборника за 1885 год, «Ящеро – село бывшее владельческое при реке Ящерке, дворов – 40, жителей – 209; церковь православная, часовня, 3 лавки, постоялый двор, трактир».
С постоялым двором особая история. Его держал мой прапрадед, бабушкин дед, Иван Васильевич Баканов. Нрава был строгого, большой труженик. Бабушка помнит, что он почти не спал: только задремлет – приезжает постоялец, которого надо накормить, обиходить. Прапрабабушка, Александра Ивановна, была богомольной, доброжелательной и гостеприимной. Втайне от мужа подкармливала богомольцев, приходивших в церковь помолиться в воскресный день – раздавала им пироги собственной выпечки. Когда она умерла, хоронить ее пришло все село – так ее любили.
Что произошло с Иваном Васильевичем после кончины супруги, никто понять не мог. Человек он был трезвый, степенный, рассудительный, знал цену деньгам и людям, но, по некрасовским словам:
Знал копейке вес,
Да какую же проделку
Сочинил с ним бес! –
Как говорится, седина в бороду – бес в ребро. Иван Васильевич Баканов решил жениться… на разорившейся графине. Чем она его прельстила – титулом или еще чем – до конца непонятно, но фактом остается то, что все его сбережения она перевела на себя и наследников Ивана Васильевича оставила ни с чем. Впрочем, деньги эти графине впрок не пошли. Она имела глупость хранить их не в золоте, а в ассигнациях, и когда империя рухнула, они, естественно, обесценились. В результате графиня сошла с ума, оклеила купюрами свою комнату в Гатчине, а оставшиеся стала… есть, приговаривая: «Это булки, булки». Разорение, однако, нашей семье пошло на пользу: у новой власти вопросов к нашим родным не было.
К тому же у прадеда моего, Василия Ивановича Баканова, были известные заслуги перед революционным движением: на чердаке дома в Ящере он прятал «Искру» – ленинскую газету. Впрочем, делал это не столько по убеждениям, сколько по легкомыслию: вся Ящера помнила, какие карнавалы он закатывал, когда к нему приезжал знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Бывало, заберет у него цирковые клоунские костюмы, нарядит мужиков и устроит представление на берегу реки Ящерки. Василий Иванович вообще человек был творческий: работал экскурсоводом в Крыму, показывая праздным посетителям в т.ч. царские дворцы – памятники «тиранического» самодержавия. Вот такой он был «революционер».
В Ящере был царский охотничий дворец, точнее, охотничий царский домик, переоборудованный из почтовой станции, которая стала не нужна, когда провели железную дорогу. Однако все сельчане называли его дворцом. В 1912-м году, когда бабушке было пять лет, в Ящеру приезжал император Николай II. Бабушка помнит, как ее мама, Анисия Дмитриевна, поставила ее у окна и приговаривала: «Смотри, царь едет». Маленькая Тамара видела только сани, покрытые ковром.
Дворец исполнял по большей части роль Дома культуры
Царь заезжал в Ящеру редко, в основном зимой. В месяцы, свободные от царских посещений, дом был, как правило, открыт для сельчан. Во флигеле работала церковно-приходская школа, на праздники устраивались концерты. В общем, т.н. дворец исполнял по большей части роль Народного дома – как говорили впоследствии, Дома культуры. И тем не менее в октябрьские дни 1917 года штурмовали именно его.
В революционных событиях в селе Ящера наиболее активное участие приняла даже не беднота, а голытьба. Люди поумнее да подостаточнее предпочитали держаться от всего этого в стороне. Руководил ящерской революцией некий Яшка Шилов, прославившийся в свое время тем, что в церковно-приходской школе сидел по три года в одном классе. Мужичонка он был никчемный, гулящий, ледащий, вечно пьяненький. Жена от него стоном стонала. Но в октябрьские дни 1917 г., перевернувшие мир, он почувствовал себя на коне. Раздобыл где-то револьвер и бегал с ним по Ящере, стреляя в воздух и крича: «Убью! Убью!» К счастью, он никого не убил: все защитники старого строя бесследно растворились.
А еще Яшка кричал: «Да здравствует Ленин! Да здравствует революция!» Мужики его и спрашивают: «Яша, кто такой Ленин, мы понимаем. А вот скажи нам, кто такая Революция?» А он в ответ: «А это баба евойная!» Честно говоря, Яшка сам плохо понимал, кто такая революция. Но лица терять перед мужиками не хотел. Как говорится, история повторяется. В 1825-м г., когда декабристы звали солдат на бунт во имя Константина Павловича и конституции, и те спрашивали господ офицеров, кто такая эта Конституция, то господа важно отвечали: «Конституция – жена Константина». Но Яшка, разумеется, об этом и не подозревал...
А еще Яшка бросил в народ лозунг: «Мир хижинам – война дворцам». И под этим лозунгом ящерские пролетарии ринулись грабить дворец, то есть царский охотничий домик. Защищать его было некому: сторож тихо исчез. И мужички стали грабить, грабить и грабить, выносить из домика все. Все по Некрасову: «Вынес достаточно русский народ».
Доходило до курьезов. Двое мужиков, не поспевших к разделу добычи, вцепились в бархатную штору, и каждый стал тянуть ее к себе. А поскольку она была достаточно старой, то треснула пополам – и каждому досталось по куску ветхой тряпки.
А Яшка устремился к главной добыче – царскому трону. Выволок его из дворца и потащил к себе в избу. Но вот незадача: трон не пролез в дверь – слишком узка она оказалась. Попытался просунуть в окно – так и в него он не вошел. Плюнул Яшка и затащил трон в сарай. Так он там и сгнил.
Читатель может сказать: «Что же вы, уважаемый автор, делаете из революции фарс?» К сожалению, часто она и оборачивается фарсом. Вспоминаю 21 августа 1991 года: на балконе Мариинского дворца один оратор кидал слова в народ о том, что враг еще силен, надо сохранять бдительность. А внизу кривлялся клоун в цирковом наряде и дудел в трубу на всю Исаакиевскую.
Чем же обернулась революция для села Ящера? Последствия ее были неоднозначными. С одной стороны, безземельные получили землю, благосостояние и численность сельчан заметно выросли: в 1939-м году в селе проживало 339 человек. Многие получили хорошее образование, некоторые – высшее, и выбились в люди. С другой стороны, в начале 1930-х годов храм был закрыт, последний священник, отец Александр Травин, скрывался у прихожан, потом был арестован и погиб в 1937-м году. В коллективизацию из села были высланы лучшие работники. Особенно запомнилась Тамаре Васильевне Бакановой высылка одной семьи – мужа и жены, которые вдвоем содержали 30 коров. Батраков не привлекали, за коровами ухаживали сами, и тем не менее были высланы как «нетрудовой элемент». Они чуть не на коленях умоляли оставить их в колхозе ухаживать за своими коровами, но коллективизаторы были неумолимы. А буренки их почти все перемерли от бескормицы и дурного обращения.
А церковь всё разрушалась и в настоящее время представляет собой печальное зрелище
В 1941-м году Ящера была захвачена немцами. В бывшем царском дворце разместилась немецкая комендатура, во флигеле находилось гестапо, и там, где в свое время учили крестьянских детишек, немцы пытали и убивали наших сограждан. В 1944-м году, во время отступления, немцы подожгли дворец. До наших дней сохранился только один из флигелей. Уходя, немцы погнали с собой всех жителей Ящеры. Отказывавшихся или больных пристреливали, а все село сожгли. Потом в Латвии пленников раздали в батраки латышам. После войны численность населения Ящеры не достигла и четверти от довоенной – 73 человека в 1959-м году.
А церковь всё разрушалась и в настоящее время представляет собой печальное зрелище: купол и колокольня сломаны, своды обрушились. И сейчас восстанавливать ее не спешат: требуются огромные средства. На «Матильду», на отупляющие шоу средства находятся, а на самое главное – на возрождение народных святынь, на исцеление ран нашего прошлого – их не хватает...
В воспоминаниях Тамары Васильевны Бакановой и судьбе села Ящера, как в капле воды, отразился ХХ век – смутный, кровавый и неотделимый от истории России. Истории, которую нам Бог дал.
Батюшка, вы уже 61 год предстоите Престолу Божию. Скажите, как складывался ваш священнический путь?
– Был он нелегким. Впрочем, ты и сам знаешь, какое то было время. Пришлось сменить семь приходов. Находились люди, которые писали донесения властям предержащим. Но, однако, всегда рядом были добрые и доброжелательные люди. И было их всегда больше, чем недобрых.
О чем ВЫ? История - точная наука. И даже святые люди не изымаются из-под ее законов. И не будете же Вы защищать воззрения святителя Василия Великого относительно Земли как центра вселенной, или о самозарождении организмов. А о.Илий -еще не Василий Великий.Каждому человеку по отдельности свойственно ошибаться. Непогрешим лишь сам Господь. И Его глас - соборный голос Церкви
http://http--www.pravoslavie.ru/53731.html.
Странно, что Вы не заметили в статье рассказа об отце Александре Травине, о высланных в коллективизацию. Что до игривости, это Ваше прочтение, очень, так сказать, своеобразное. И то, что для Вас Яшка Шилов - милый человек, тоже очень странно. Для меня - нет. Лично для меня этот рассказ моей бабушки Тамары Васильевны о грабеже дворца- горестная повесть о неблагодарности, озлобленности, духовной темноте и ослеплении. Для которых были объективные причины в дореволюционном прошлом.
А заодно я с православными святыми, которые единогласно называли переворот страшным грехом против Бога, Царя и людей. И последнее: скорбеть о разрушении атеистического государства, но с дешевой колбасой? Ну, кому что ближе.
В семье моей бабушки все ее братья выучились и вышли в люди. Ее брат Евгений Васильевич Баканов стал инженером, несмотря на инвалидность, и работал в ЭПРОН - организации по подъему кораблей. Погиб в блокаду. Другой брат, Федор, также получил инженерное образование, работал на крупной должности в Харькове. Сама бабушка Тамара Васильевна стала экономистом, работала на Балтийском заводе.
Печально очень.
Уважаемая редакция, надеюсь, вы опубликуете мой неполиткорректный для последователей большевиков комментарий.
Было бы лучше, уважаемая редакция, опубликовать то, что говорили о революции наши святые - св. прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Гавриил Ургебадзе, новомученники и исповедники Российские...