Корфу – самый зелёный греческий остров, чьи золотые пляжи и лазоревое море привлекают потоки туристов – особое место для верующих людей. Несколько веков назад здесь проповедовали апостолы, бесстрашно шли на смерть и оставались невредимыми первые мученики, совершались чудеса и исцеления. Сегодня на Корфу есть множество прекрасных монастырей и храмов. О старейшем храме острова, выстроенном в честь святых Иасона и Сосипатра, рассказывает отец Спиридон – священник Элладской Православной Церкви, митрополии Керкирской, Паксийской и Диапонтийских островов.
В честь учеников апостола Павла
— Отче, у Вашего храма особая история?
— Уникальная. Храм в честь учеников святого апостола Павла — святых апостолов Иасона и Сосипатра (принесших христианство на Корфу) – является наиболее значимым памятником архитектуры византийского периода и самой древней христианской церковью на нашем острове. Это один из примеров крестово-купольного здания храма, то есть церкви прямоугольной формы с двумя колоннами, с куполом над центром креста, вписанного в строение.
Фундамент церкви сложен из руин древнего города Керкира. Над фундаментом использовалась византийская кирпичная кладка, состоящая из отесанных камней и кирпичей между ними. Интерьер церкви когда-то давно был полностью украшен фресками; до наших дней сохранились лишь некоторые фрагменты росписи, датируемые ХI-XIV веками. Мраморные колонны достались от более древних строений, а алтарь в стиле барокко относится к периоду интервенции XVIII века.
В саркофагах по обе стороны от входа в алтарь хранятся частицы мощей святых Иасона и Сосипатра. Колокольня и северо-западная часть храма относятся к XVII веку.
Согласно историческим документам, наша церковь являлась основным храмом монастырского комплекса XV века. Екатерина, жена Фомы Палеолога (брата последнего византийского императора Константина XI), укрывалась здесь во время захвата Константинополя турками в 1453 году. На протяжении всего поствизантийского периода монастырь был тесно связан с выдающимися учеными и художниками, располагал значительным имуществом.
Сегодня здесь хранятся древние иконы и другие святыни. А совсем недавно мы создали новый сайт на русском, английском и греческом языках, где содержится больше информации о нашей церкви и её святых – iasonossosipatrou.com.
Благая весть – кровь мучеников
— А чем ещё знаменита ваша церковь, кроме того что это памятник архитектуры? Какие святыни хранятся на острове Корфу?
— Сам остров Корфу – славное место. О том, что покровитель Корфу – святитель Спиридон Тримифунтский, многие знают. А вот те, кому доведётся попасть на Корфу и поездить по острову, смогут воочию убедиться ещё и в том, что здесь немало прекрасных монастырей, храмов, святынь. Мало кто осведомлён о том, например, что святой Паисий Святогорец тайно перевёз сюда, в монастырь в селении Суроти, мощи своего духовного отца – святого Арсения Каппадокийского. Это случилось ещё задолго до прославления святого Арсения Церковью.
У нас в храме хранятся частицы святых мощей апостолов Иасона и Сосипатра, частицы мощей святой мученицы Параскевы Римской, святых братьев Гортинских – преподобного Евмения и преподобного Парфемия, причисленных к лику святых в 2007 году.
О покровителях нашей церкви, святых Иасоне и Сосипатре, я хотел бы сказать подробнее. Апостол Иасон был родом из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином этого города. Апостол Сосипатр происходил из города Патра, Ахаии. Считается, что именно о нем говорится в Деяниях 20, 4. Оба были учениками апостола Павла, который даже называл их своими «сродниками» (Римл. 16, 21). Святой Иоанн Златоуст (Беседа 32 на посл. к Римл.) считает, что речь в этом месте именно о том самом Иасоне, который упоминается в Деяниях 17, 5-9 – 17, 6.
Святой Иасон служил архиепископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр – в Иконии. Они оба путешествовали на запад, проповедуя святое Евангелие, а в 63 году достигли берегов острова Керкиры (Корфу) в Ионическом море, близ Греции. На этом месте они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова, узнав об этом, приказал заточить христиан в темницу, где сидели семь разбойников. Их имена — Саторний, Иакисхол, Фаустиний, Януарий, Марсалий, Ефразий и Маммий. Апостолы проповедовали злодеям и обратили их в христианство. За исповедание Христа эти узники погибли в котле с расплавленной смолой, серой и воском. Тюремный страж, потрясённый тем, что люди не страшатся принять жестокую смерть ради своей веры, тотчас же объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, затем обе ноги и голову. А правитель приказал избить апостолов Иасона и Сосипатра плетьми и снова запереть в темнице.
Однако сама кровь мучеников становилась благой вестью. Дочь правителя Корфу, девушка по имени Керкира, узнав, как верующие без страха принимают страдания за Спасителя, также объявила себя христианкой, и раздала все свои украшения нищим. Разъяренный отец пытался убедить дочь отречься от Христа, но та твердо отстаивала веру, невзирая на уговоры и угрозы. В отместку правитель придумал страшное и циничное наказание для дочери: он приказал поместить ее в темницу с разбойником и убийцей Мурином, чтобы тот обесчестил девушку. Но когда преступник лишь подошел к двери темницы, на него набросился медведь. Святая Керкира, услышав шум, именем Христовым прогнала зверя. Затем по ее молитвам исцелились раны Мурина. Она рассказала ему о вере, и Мурин объявил себя христианином. После чего был казнен.
Правитель города приказал сжечь темницу, в которой находилась его дочь, но девушка осталась невредимой. Затем по приказу отца она была повешена на дерево, удушена едким запахом дыма и расстреляна стрелами. А после ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкира. Мученики Зенон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные святыми Иасоном и Сосипатром , были сожжены. Жители Керкиры, бежавшие от преследования, укрылись на ближайшем острове. Правитель с отрядом войска направился за ними, но, как и в случае с фараоном, преследующим евреев, волны поглотили его. Пришедший ему на смену новый правитель распорядился бросить святых апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но те чудесным образом остались невредимыми. Правитель со слезами на глазах взмолился: «О, Бог Иасона и Сосипатра, помилуй меня!». Апостолы были освобождены и крестили нового правителя, дав ему имя Себастьян. С его помощью святые построили на острове несколько церквей и увеличили паству Христа своей пламенной проповедью. Они жили на Корфу до самой старости.
Сосипатрики и Иасончики
— Очень впечатляющие истории. А случаются ли чудеса в вашей церкви сегодня?
— Я могу рассказать о нескольких совсем недавних случаях. Мужчина по имени Джейсон излечился от рака после молитв нашим святым. По заступничеству наших покровителей, святых Иасона и Сосипатра, появляется на свет множество младенцев у пар, которые не могли иметь детей раньше. Теперь у нас немало маленьких прихожан с именами Иасон и Сосипатр.
— Когда был создан нынешний приход вашей церкви, кто ваши прихожане и много ли молодых людей в вашем приходе?
— На протяжении многих лет здание церкви принадлежало частному лицу. Храм вернулся в епархию лишь в 2010 году. Поэтому, можно сказать, приход у нас сравнительно молодой, среди прихожан много молодых семей и детей. Летом к нам приезжают русскоязычные туристы из России, Украины и Западной Европы, люди едут в отпуск и в паломничество, приходят в наш храм, некоторые становятся нашими прихожанами. Со многими из них мы поддерживаем связь.
Миссия – молодёжи
— Что Вы думаете о современном миссионерстве? Каким оно должно быть?
— В первую очередь, оно должно быть нацеленным на молодёжь. Мы живем в православном государстве, но испытываем большое давление со стороны современного мира, в котором пропагандируются антихристианские ценности, оказывающие сильное влияние на наше молодое поколение. И я думаю, что очень важно, чтобы мы сосредоточили свое внимание на молодёжи, прислушивались к её проблемам, старались помочь. В нашем приходе я всегда прошу молодых родителей, которые приводят своих детей к нам в церковь, причащаться вместе с ними. Через принятие Святых Христовых Таин семья также становится маленькой церковью. А особое внимание я обращаю на молодых людей, которые исповедуются впервые. Стараюсь сделать все необходимое, чтобы этот первый визит в храм стал началом нового пути в жизни человека.