Расскажу вам страшную историю. Из числа тех, которые терпеть не могу. И сказкой уж как-то отдает, и истерией, и просто детсадовскими байками про черную-черную комнату. А главное, есть в ней что-то «маргинальное» и неприятное для современного уха – как проповедь с акцентом на чертях и гротескных «адских сковородках». Только из песни слов не выкинешь: истории девять лет, и она в нашей семье произошла на самом деле.
Итак, девять лет назад, с рождением старшей дочери, я стала вспоминать колыбельные. Только вот вспоминать – громко сказано. Мама, как выпускница музыкальной школы, пела мне очень много, только не всегда это были колыбельные. Из детской памяти настойчиво выныривали бравые марши или лиричные обрывки наподобие: «Англичанин, подлец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину…» Но мне-то медведь на ухо и наступил, и потоптался, так что нужна была мелодия попроще.
И надо же – я вспомнила!
«Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток…» – кажется, так меня саму баюкали во время болезней. Простенькая мелодия, незамысловатые слова… «Приди, котя, ночевать, мою деточку качать…» Повторить сто раз до засыпания – ребенка или мамы. Я и повторяла.
Постоянно петь дочери я начала около годовалого возраста – она тогда еще не разговаривала, зато, как та собака, все понимала и показывала. Показывала так убедительно, что не нуждалась, похоже, ни в каких словах – даже «мама» почти не говорила.
И вот однажды начались у нее проблемы со сном. Засыпал ребенок сравнительно легко, я клала ее в кровать и крадучись выбиралась на кухню. А спустя пятнадцать минут повторялось одно и то же: в комнате раздавался истошный крик, почти визг.
За год любая мама с точностью до нюанса выучивает детские звуки: как ребенок плачет от голода, как от усталости, от злости – и как от страха. Так вот здесь были вопли даже не страха, а какого-то дикого, животного ужаса – меня саму накрывали мурашки и сковывал минутный паралич. В комнату бежал папа. Дочь билась в истерике, лезла на руки и озиралась на окно (пятого этажа).
Мы упрямо твердили: «Тебе больно? Живот болит? Голова?»; наивно пытали: «Что случилось?» – а дочь только плакала, схватившись за взрослого отчаянной цепкой хваткой. А потом, где-то на четвертую-пятую ночь, наш не говорящий еще ребенок снова с ревом оглянулся на окно, ткнул туда пальцем и отчетливо всхлипнул: «Кися!!!»
И это не сказка на ночь, а я человек не суеверный. Долгое время я думала, как сочетался этот инфернальный ужас с тем очевидным фактом, что «Котя» вроде бы мирное достояние русской народной культуры, старожил книжек-потешек для малышей. Сотни или скорее даже тысячи молодых мам пели «Котика» своим детям без особых последствий.
Это был «намек» от Господа: подумай, мать, кого ты зовешь к ребенку вместо Ангела-хранителя?..
Но, видно, жене священника полагался специфический «намек» от Господа. Мол, ты бы, мать, подумала головой, кого к ребенку-то на ночь зовешь вместо Ангела-хранителя…
И знаете, я не фанат «православной литературы для детей» во всех ее проявлениях – слишком низкого качества она иногда бывает. Слишком часто святыми именами наполняют картонные, бездарные рифмовки с жестоко хромающим ритмом. Но и к наследию народной культуры отношусь теперь осторожно. Меня не вдохновляют ни «Котик», ни «Бабай» из богато иллюстрированной книжки. Видимо, когда-то давно жили эти простонародные герои в попевках-заговорах. И олицетворяли того, кого нам совсем не стоит звать к колыбели крещеного младенца.
Не сумев выучить новую мелодию, я сочинила потом парочку своих, более безобидных колыбельных текстов. А в памяти сохранила странную и действительно страшную историю.
Поэтому не нужно суеверий. Чего бояться, если причащаетесь и молитесь?
Мой средний сын, которому тогда было 2 года, однажды испытал такой же ужас. Ночью он дико заорал и стал карабкаться на меня с криком "черепаха". Всю оставшуюся ночь он провел вцепившись в меня как обезьянка. Утром успокоился, но еще несколько дней ходил с опаской по квартире. Песенок про черепаху я не пела, книжек не читала и телевизора в доме не было.Так что вряд ли колыбельная песенка имеет отношение к тому, что испугало девочку.
А детям песенка тоже очень нравится—она у них любимая! И кот наш любит убаюкивать детей своим мурлыканьем... Не надо искать скрытый смысл там, где его нет—можно далеко зайти...
У нас итак сильно разорванная связь между поколениями, не будем ее разрывать еще больше? Ко всему нужно относиться с рассуждением...
С одной стороны, воображение живое, а с другой, все внешние (по отношению к человеку) духовные силы теоретически могут через наши же образы воздействовать на нас. В любом случае, нужно поменьше негативных образов. И в колыбельных наверное никто не должен воздействовать на ребенка - приходить, качать, глядеть и пр. Так спокойней.
Бог тебя дал, да Христос нарождал.
Матушка Владычица пожаловала,
Истин-от Христос под окошечко принес.
Спи, спи, усни, глазки ангельски сомкни.
Глазки ангельские, да архангельские,
А на утро мы вдвоём солнышко встречать пойдем.
Колокольчики звонят, просыпаться всем велят,
Скоро милый подрастешь, Ноженьками в храм пойдешь
И положишь у икон Богородице поклон,
Матерь Божья любит нас и в обиду не отдаст.
Здесь венчались мать с отцом И ты встанешь под венцом.
Подойдут твои года, сыновей люби всегда, Дочерей всегда жалей и душою не болей.
Спи, хорошая моя,
Укачаю я тебя.
Спи‑ко ты до вечера –
Тебе делать нечего.
Придет времечко‑пора,
Разбудит мамка тебя.
Спи‑ко, милое дитя,
Богородица дала.
Бабка выводила,
Уму выучила.
Велел Господи водить,
Уму‑разуму учить
Да молитвы читать,
Отца‑мать почитать.
Спи‑ко, золотце мое,
Уж ты вырастешь большая,
Будешь в церковь ходить,
Будешь в церковь ходить,
Будешь Бога молить.
Я уж милую дитю убаюкаю,
Спи‑ка (имя) со Христом,
Богородица с тобой.
Уж как ангелы‑хранители
В головушках сидят,
Они тебе ()
Помиловать хотят.
Спи мое дитя, Богородица у тя Бог тебя дал...
мамочке просто надо было после первого же раза прекратить про "кисю",раз такой негатив возник.
Спи, малыш, Господь с тобою,
Баюшки-баю!
Сон рекою голубою
Лег в родном краю.
Засыпают до рассвета
Улицы, дома.
Сладко-сладко спит конфета,
Снясь себе сама!
Снится трем котятам кошка.
Баюшки-баю!
И увесистая крошка
Снится воробью!
Спят стрекозы и улитки.
Баю-баю-бай!
Спят заборы и калитки,
Спит в саду сарай.
Спят деревья возле храма,
Папа лег в кровать.
И твоя родная мама
Тоже хочет спать…
Спи спокойно, баю-баю,
Закрывая дверь,
Я тебя не оставляю
Одного, поверь.
Будет Ангел твой хранитель
Песню петь свою
Про небесную Обитель…
Баюшки-баю! Спаси Господи автора! Ирина
Спокойной вам ночи,
Приятного сна,
Желаю увидеть козла и осла.
Козла до рассвета,
Осла до утра...
Спокойной вам ночи приятного сна.
Действительно - всегда надо думать о том, что мы говорим. Особенно детям. Надо быть внимательными, время такое.
кому-то кто-то или что-то приснился, особенно, если родителей рядом нет. Причем тут колыбельная песенка, котик, волчок, который за бочек может ухватить? Такие "страшные" истории, я думаю, Вам могут рассказать многие родители. Между прочим, перечисляемые Вами напевы, которые Вас укачивала мама, (тот же А.Н.Некрасов)
почему-то Вас не пугали так, как котик. С уважением, Елена Витальевна
Конечно важно, что ты поёшь младенцу, но здесь есть ещё какая-то причина.
Кошек, как и других животных Господь создал. Если вы в простоте сердца поёте о кошке, то никакие темные силы здесь ни при чём. А иначе получется наговор на творенье Божие.
Всё так оно и есть. Жили мы тогда без Бога, а Он нас не бросал, берёг, хранил, грел и вёл к Себе! Слава Богу! Назидание новым поколениям... а как его передать, это назидание, когда сейчас никто стариков не слушает, да, и раньше-то не слушали! НА одного Бога и упование! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Аминь!