Что общего может быть у Серафима Саровского и, так называемой «теории разбитых окон»? Странный вопрос, возможно, скажет кто-то. И будет прав. Особенно, если не знает – что такое «теория разбитых окон». Поэтому немного расскажу о ней.
Это некое положение в социальной психологии, суть которого сводится к следующему: если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям будет попросту страшно выходить на улицу.
Авторы, сформулировавшие этот принцип, проверяли его многократными разнообразными экспериментами, и каждый раз их гипотеза оказывалась верной: уже существующий беспорядок неизменно провоцировал людей на еще большее его увеличение. В том, что «теория разбитых окон» верна, я и сам не раз убеждался еще в детстве, когда, в отсутствии урны, выбрасывал пустой стаканчик от мороженого туда, где уже валялись бумажки, окурки, и прочий уличный хлам. Ну правда же – не поднимается рука выбросить мусор туда, где до тебя было чисто. Жалко эту чистоту портить. А вот там, где она уже испорчена кем-то – почему бы и самому тоже не посвинячить, так, слегка?
Ну а все-таки – что же общего со всем этим у святого Серафима Саровского? «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» – эти знаменитые слова преподобного, на мой взгляд, имеют самое непосредственное отношение к «теории разбитых окон», поскольку, озвучивают тот же самый принцип, только, что называется – «от противного».
Иногда спорят – что имел ввиду Серафим Саровский под словами «стяжи Дух мирен» – стяжание Духа Святого, или смирение. На мой взгляд, тут нет проблемы: без смирения Дух Святой стяжать не получится. А по большому счету, речь у преподобного идет как раз о наведении порядка в своей душе, о приведении ее в то состояние, которое соответствовало бы замыслу Божию о ней. Как писал Апостол Павел …потому что Бог не есть Бог неустройства, но – мира. Мира, а значит – порядка и устройства. Наведи этот порядок у себя в душе , и вокруг тебя люди тоже начнут меняться к лучшему. Потому что на фоне душевной чистоты любому человеку и самому хочется быть чистым.
Стяжав дух мирен, ты можешь стать точкой кристаллизации добра, вокруг которой начнут происходить удивительные вещи: пьянице вдруг стыдно станет при тебе пить, матерщиннику — рассказывать похабные анекдоты, вору— хвастаться своим ремеслом, обманщику— врать. Для кого-то из них ты можешь стать окошком в иной, неискаженный грехом мир, через которое они увидят красоту добра и сами потянутся к этой красоте.
И наоборот – живя грязно, безалаберно, ты создаешь вокруг себя некую духовную помойку, глядя на которую, и другие люди тоже могут начать жить так же. Ну а чего – если одному можно, то почему другим нельзя? Логика здесь, на мой взгляд, абсолютно та же, что и в социопсихологической «теории разбитых окон». И прежде, чем сделать что-либо, ну так скажем, не очень хорошее – рассказать полупристойный анекдот, перепостить сомнительную карикатуру в фейсбуке, или еще что-нибудь в этом духе, я теперь всегда вспоминаю эту теорию. И понимаю, что для кого-то из услышавших, или увидевших этот мой духовный мусор, он может стать соблазном, и сами они тоже сочтут допустимым для себя нечто подобное. А их друзья посмотрят на них… Короче, начнет эта грязь расходится по миру, как круги на воде от брошенного камня. Вот, представлю себе это все, и честное слово – всякое желание резвиться, и бить окна в своей душе, отпадает. Очень хочется, чтобы вокруг меня люди, если уж не спасались, так хотя бы не вредили себе с моей помощью.
У нас смирение часто путают с послушанием и подчинением, отсюда и внутренний конфликт.