В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Игоря Васильевича Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Книга посвящена митрополиту Рязанскому и Касимовскому Симону (1928–2006).
Владыка Симон с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей. Автор на основе разных воспоминаний, а также встреч, интервью с владыкой и его ближними знакомит читателя с этапами жизненного пути митрополита Симона, с множеством незабываемых эпизодов его служения.
Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков) родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино Даниловского района Ярославской области, в семье крестьян. Новиковы были людьми благочестивыми, верующими. По праздникам ходили в храм; все, в том числе и дети, исполняли домашнее молитвенное правило и соблюдали посты. И это несмотря на то, что отец семейства некоторое время занимал государственную должность — был председателем колхоза. Отмечая важность воспитания детей в семье, митрополит Симон впоследствии говорил: «Именно в семье, когда душа ребенка чиста, должны в нем взращиваться лучшие чувства. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастет отзывчивым, добрым. А главное, в семье у детей должно воспитываться чувство жертвенной любви к Богу и к ближним». Когда Сергей Новиков стал учиться в николо-отводненской начальной школе, он при всякой возможности посещал богослужения. «Может, поэтому меня уже тогда прозвали монахом, — вспоминал владыка Симон. — Ребята смеялись надо мной, а я только рад был. Тогда любой монах мне святым казался. И я молился Богу: “Господи, сделай меня монахом”».
В 1947 году, по окончании Ярославского химико-механического техникума, Сергея Новикова направили работать электротехником на завод, который находился недалеко от Ярославля, в поселке Волгострой. Рядом с поселком было село Федоровское с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери. Там Сергей встретил человека, который стал его первым духовным наставником и сомолитвенником на всю жизнь. Это был иеромонах Авель (Македонов), будущий архимандрит, игумен Пантелеимонова монастыря на Афоне, а затем наместник рязанского Иоанно-Богословского монастыря. В 1958 году Сергей поступил в число братии Свято-Троицкой лавры. А через десять дней, 28 декабря, наместник лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг его в монашество с именем Симон, в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия. 18 января 1959 года архиепископ (впоследствии патриарх) Пимен (Извеков) в московском Воскресенском храме в Сокольниках рукоположил отца Симона во иеродиакона, а 12 апреля — во иеромонаха. В 1959 году иеромонах Симон закончил обучение в Московской духовной академии круглым отличником. В 1964 году отца Симона утвердили в должности доцента по кафедре византологии. А вскоре назначили настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья, что в Переделкино, под Москвой. К совершению церковных служб отец настоятель относился строго, свою же паству призывал к посещению богослужений. «Храм, — говорил он, — является лучшей школой благочестия, а храмовые богослужения — лучшим учителем веры и нравственности».
2 января 1964 года патриарх Алексий I возвел иеромонаха Симона в сан архимандрита. 14 ноября 1965 года архимандрит Симон был назначен на должность инспектора Московской духовной академии и семинарии. Все воспитанники архимандрита Симона помнят его как мудрого, любящего наставника. Отец Симон, признавая своих учеников за родных, называл их братцами. «Ты, братец, молодец, — говорил он успешному ученику, — а ты, братец, того…» — говорил неуспевающему. Слова «того» было достаточно, чтобы ученик заливался стыдливым румянцем.
11 августа 1972 года скончался архиепископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов). Постановлением Священного Синода епископом Рязанским и Касимовским было определено стать архимандриту Симону. Хиротония архимандрита Симона во епископа состоялась 13 октября, под праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме Московской духовной академии. Ко времени, когда владыка Симон приступил к управлению Рязанской епархией, она, как и другие епархии в России, переживала тяжелые времена. За время служения владыки Симона на кафедре (1972–2003) число действующих храмов возросло с 50 до 296, открылось девять монастырей.
Простоту жизни рязанского архиерея отмечали все, кто бывал у него в доме на улице Фрунзе. Келья архиепископа Симона была небольшой, тесной, загруженной книгами. При этом рязанский архиерей однажды заставил ее еще и… гробом. Об этом случае Евгений Каширин вспоминал: «Как-то пригласил меня владыка для разговора о фотографировании Иоанно-Богословского монастыря. Захожу в его келью, а у него там гроб стоит. “Скажите, владыка, а почему здесь гроб стоит?” “Знаете, Евгений Николаевич, иногда подвижники ставят у себя в келье гроб, чтоб хранить памятование о смерти. А я никакой не подвижник, и у меня, братец, совсем другая история. Есть в Борисоглебском приходе одна глубоко верующая старушка. Как-то она сильно заболела и решила для себя заранее гроб заготовить. Купила она гроб, поставила в сарай. Ну, стоял он там и стоял. А старушка выздоровела и решила навестить свою сестру, которая живет в другом городе. И на кого-то надо было ей оставить свой гроб, поскольку сын у нее сильно запивал и мог его пропить… Ну и обратилась эта старушка ко мне. Как не помочь? Помог. Только вот старушка эта обещала через неделю приехать, да загостилась у сестры, и вот уже второй месяц гроб так и стоит в моей келье”». Каковы же должны быть отношения между паствой и владыкой, чтобы можно было вот так, запросто, попросить архиерея на время гроб в епархиальное управление взять?!
В феврале 2002 года на юбилее митрополита Симона, которому исполнилось семьдесят пять лет, митрополит Сергий (Фомин) вручил ему от имени патриарха Алексия II награду Русской Православной Церкви, орден святителя Макария II степени, и передал просьбу Святейшего и далее служить Церкви, оставаясь на Рязанской кафедре. По воспоминаниям митрополита Сергия, в ответ на это владыка Симон сказал: «Отпустите меня на покой, пожалуйста. Я хочу заняться учеными трудами. Я очень люблю святителя Игнатия (Брянчанинова) и хочу литературные свои труды посвятить его творениям». Проживая на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон окормлял сотни своих духовных чад из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Владимира, Ярославля и других городов. Он много времени уделял составлению докладов на темы духовно-нравственного просвещения. Выезжал с ними для выступлений на Рождественские и Глинские чтения. И конечно же, работал над толкованием богословских трудов святителя Игнатия (Брянчанинова).
...1 сентября 2006 года митрополит Симон, великий молитвенник, мудрый архипастырь, глубокий богослов и ревностный гражданин своего Отечества, отошел ко Господу. Помолиться об упокоении доброго пастыря, проводить его в последний путь прибыло множество почитателей. Как сказал близко знавший владыку клирик Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков: «Святые отцы говорили, что трудно достигнуть спасения, если не увидишь праведника во плоти, человека, который являет собой некий идеал и показывает, как правильно прожить эту жизнь, чтобы наследовать Царство Небесное. Митрополит Симон был именно таким человеком, который являл собой пример жизни во Христе и учил нас жить так, чтобы наследовать Царство Небесное».
Содержание
Хорошо…
Дар чудный, дар бесценный
Теплые ручки Божией Матери
Я посох мой доверил Богу…
Академия духа
Благие плоды просвещения
Небо становится близким
Божие водительство
Смирение добротой дышит
Легко ли быть владыкой?
Сила Божией благодати
Свеча на подсвечнике
Великие перемены
Еще о нас печалуется Троица
Для ума и для души
Не нам, Господи, но имени Твоему
Суров монашеский приют
Знаки Божией милости
Список литературы