Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Вот я, Господи»

Истории из жизни протоиерея Валериана Кречетова

Часть I. «Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему».

«Духовничок»

Еще в детстве будущего протоиерея Валериана пестовавшая его монахиня Митрофания (Павлюк) – беженка из разоренного под Житомиром монастыря, нашедшая в России приют в семье Кречетовых, – называла «духовничок».

– Я и не знал, конечно, что стану духовником Московской епархии, – в шутку удивляется теперь отец Валериан.

А монахиня-няня прилагала все усилия к тому, чтобы подготовить своего воспитанника к этому высокому служению. Как только еще дошкольник Валя освоит азы церковнославянской грамоты и уже бегло начнет читать по Часослову, мать Митрофания спохватится, и, освоившая науку из наук – смирение, резко «поглупеет»:

– Валюшка, ты мне почитай, я малограмотная... – скажет, бывало, протягивая прижизненное издание тогда еще не прославленного святителя Игнатия (Брянчанинова) или кого-то еще из святых отцов.

– А я, значит, грамотный, – смеется теперь отец Валериан, – читал ей вслух. Как же мудро, – изумляется ее педагогическому гению, – она тогда поступала!

Однако если требовался комментарий, эта «малограмотная» тут же давала самый исчерпывающий ответ.

Классу к 3-4 будущий пресвитер уже ориентировался в «Отечнике» и аскетических трудах

Классу к 3-4 будущий пресвитер уже ориентировался в «Отечнике» и аскетических трудах, так что, выйдя потом на проповедь, имел хороший запас святоотеческих примеров и поучений.

– А ты иди в монастырь! – нет-нет, да и скажет своему воспитаннику мантийная гувернантка

(к его подростковому возрасту как раз открылась Свято-Троицкая Сергиева лавра).

– Это как Господь управит, – отвечал ей уже подкованный в духовной литературе «духовничок».

Когда он, работая по распределению на Урале инженером, возьмет отпуск и окажется в преддверии келлии духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры – отца Кирилла (Павлова), то в замешательстве решится переступить ее порог только для того, чтобы задать самый главный вопрос:

– Какой путь мне избрать?

И не услышит ничего нового:

– Господь тебе укажет.

Надо быть готовым ко всему, только тогда ты сможешь почувствовать волю Божию

– Я даже не стал уточнять: «А как укажет?», – сейчас уже вспоминает отец Валериан. – В тот же день ко мне подвели мою будущую супругу... Надо быть готовым ко всему, – наставляет он, – только тогда ты сможешь почувствовать волю Божию. А если ты сам конкретно на что-то настроишься, то можешь и не заметить указания Господня.

Когда он маститому, бывшему некогда духовником святой блаженной Матроны Московской, а после и отпевавшему ее протоиерею Николаю Голубцову признается, что хотел бы быть священником, услышит:

– Готовься. Я к этому всю жизнь готовился, – добавит тот, кто служить начал только в 60 лет.

Тогда Валериан Михайлович спросит про свою невесту:

– Готова ли Наташа стать матушкой?

(Она исповедовалась у отца Николая).

– Женишься на ней – будет сделан твой первый шаг к священству, – ответил тот.

– То есть она уже Богом была наречена матушкой, – говорит сейчас уже отец Валериан.

Это, конечно, отдельная история – как решительного к подвигу, когда требовалось кого-то спасти, но безнадежно робкого в присутствии понравившейся девушки молодого христианина будут воодушевлять «сделать свой первый шаг к священству» умудренные, иному из них было под 90 лет, духовники.

Он и сам уже был явно настроен на женитьбу, ибо, прекрасно помня наставление отца: «Даже не бывать в том доме, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться», – у Апушкиных бывал...

– Хочешь познакомиться с архиереем? – спросила как-то мама избранницы, Елена Владимировна.

– Конечно, с удовольствием.

Легендарный архиепископ Стефан (Никитин), выходец из маросейско-мечевской богослужебно-покаяльной семьи[1], откуда духовно происходила и будущая теща, и благословил Валериана Михайловича сделать предложение Наталье Константиновне.

В этом браке для нашей Церкви родилось и воспитано еще несколько священников и матушек, среди семи детей есть также реставраторы-иконописцы, есть многодетные мамы, «реставрирующие» понятие об исконно русской семье; на данный момент у отца Валериана и матушки Натальи Константиновны подрастают 35 внуков, – и сколькие из них еще выберут стезю служения Богу?..

Про свою тещу Елену Владимировну Апушкину (урожденную Быкову[2]), знавшую, по крайней мере, трех святых: окормлявшуюся у святого праведного Алексия Мечева, а после его кончины – у его сына Сергия, помогавшую набирать на машинке сочинения по литургике святителю Афанасию (Сахарову), – отец Валериан говорит:

– Елена Владимировна дала мне потом столько знаний по Уставу, что я семинарию окончил за год. Это, пожалуй, в значительной степени ее трудами.

Устроенное ею знакомство с архиереем – владыкой Стефаном (Никитиным) – во многом определило дальнейшую жизнь тогда еще молодого человека, а ныне почитаемого церковным народом проповедника и душепопечителя отца Валериана Кречетова.

Знамение

В начале 20-х чисел апреля 1963 года Валериан Михайлович приехал в Калугу, – там тогда служил благословивший его на создание семьи архипастырь. Они подолгу беседовали. Владыка Стефан знал все Евангелие наизусть, многое из него совершенно неожиданным образом для также знавшего Священное Писание с детства собеседника толковал, учил его непрестанной молитве, наставлял соотносить все свои дела с тем, чем живет в этот день Церковь: чью память празднует, кому посвящен этот день недели. На один из сложных вопросов дал такой совет:

– Изучайте богослужение, в нем все богословие. Там все получите!

28 апреля, прямо во время проповеди на неделю жен-мироносиц, Господь призвал владыку Стефана к Себе.

Уже после своей кончины архипастырь чудесным образом передал разделившего с ним последние дни в чада своему другу-сотаиннику и благословил место служения.

Сопровождая машину с его гробом, Валериан Михайлович впервые приехал в Отрадное. Навещая потом могилу владыки Стефана, нынешний настоятель Покровского храма общался с тогдашним настоятелем – протоиереем Сергием Орловым (в постриге – иеромонахом Серафимом), ставшим его духовником, а потом пригласившим молодого человека в алтарь помогать ему за богослужением...

Отец Сергий, надо отметить, считался вторым после святителя Афанасия (Сахарова) знатоком Устава.

Когда в конце 1960-х годов у отца Валериана было уже трое сыновей, отец Сергий, до того несколько лет присматривавшийся к нему как к возможному кандидату в священнослужители, наконец произнес:

– Инженеров полно, а батюшек не хватает. Иди служить к нам в Отрадное.

Благословил обратиться к тогда еще митрополиту Пимену (Извекову), будущему Патриарху. Но тот сразу отрезал:

– Инженеров не разрешают рукополагать.

– Это по тем временам был «криминал», – комментирует сейчас отец Валериан.

Тогда свояк батюшки, профессор Московской духовной академии Константин Ефимович Скурат (муж сестры Наталии Константиновны), поговорил с отцом Алексием Остаповым, сыном Даниила Андреевича Остапова (личного секретаря Святейшего Патриарха Алексия I), который и посоветовал отцу Валериану, поскольку Даниил Андреевич был председателем хозяйственного управления Московской Патриархии, официально перейти туда инженером, а потом уже поступить в семинарию: вроде как своего поучиться пристроили.

Отец Михаил Кречетов сначала был против того, чтобы младший сын таким молодым шел в священники:

– Еще рано, – останавливал его.

Тот и сам при первом разговоре спросил у духовника:

– Батюшка, может, рано? У меня опыта нет...

– Опыт будет, сил не будет. Надо сейчас идти! – поторопил его отец Сергий.

Вскоре после священнической хиротонии Господь дал отцу Валериану знамение о том, насколько служение у престола не зависит от того, что было.

– Священник очень часто, когда его рукоположат, получает от Бога некое уверение в подлинности его служения, которое потом всю жизнь его укрепляет, – говорит батюшка. – На первой службе, которую я служил один, вечером во время Шестопсалмия я потерял чувство времени. У меня тогда уже была семья, трое детей, четвертый должен был родиться, я до этого учился, работал сначала на Урале, потом в Москве, но я тогда этого даже не мог вспомнить: как будто ничего не было и уже не будет, есть только служба, совершающаяся в данный момент.

Переживший это вневременное состояние стал рекомендовать и другим жить настоящим:

– То, что сейчас делаешь, то и главное, с кем сейчас общаешься – тот и есть самый важный для тебя человек.

Еще студентом МЛТИ Валериан Михайлович услышал от отца такой завет:

– Главное в служении священника – проповедь и исповедь.

Задумался, а когда лег спать, то увидел себя стоящим в зарайском храме, в котором вырос, в приделе Архангела Михаила, в священническом облачении.

– Полный храм народу, – ужасается, как тогда, отец Валериан, – и мне внутренний голос говорит: «Вот, ты желал быть священником – ты священник. Ты считаешь, что очень важна исповедь – вот и исповедуй». Стою, не знаю, что сказать, взялся за крест (мой первый наставник, отец Александр Резухин, всегда брался, когда говорил, за крест), глаза закрыл, чтоб сосредоточиться, думаю, сейчас я скажу, открыл глаза – вижу: я лежу. То есть я во сне закрыл глаза, а наяву открыл. Только потом, спустя почти полвека, когда меня благословили быть духовником Московской епархии, я стал понимать, почему мне тогда еще было сказано: «Вот и исповедуй!»

Уже в этом сне примечательно размывание границ исповеди и проповеди. Потом архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон, под руководством которого отец Валериан начнет свое служение в Переделкине, скажет знаменательные для него слова:

Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь

– Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь.

Когда приснился этот запомнившийся на всю жизнь сон, будущий пастырь осознал, что не готов к служению. Прошло шесть лет до встречи с протоиереем Николаем Голубцовым, который ему поручит:

– Готовься!

А еще через шесть лет, в алтаре академического Покровского храма Московской духовной академии, придется держать ответ...

И ныне, и присно, и во веки веков

Зная о его «духовном багаже» в семинарии, Валериану Михайловичу предложили сдавать экзамены за весь семинарский курс экстерном. Приняли сразу на третий курс, а потом прямо во время учебы перевели на четвертый. (В те годы, когда советская власть ограничивала места для поступающих в семинарию, старались так за счет наиболее способных увеличивать квоты: в отведенном лимите в итоге успевали поучиться большее количество человек).

Вскоре владыка ректор Филарет (Вахромеев), впоследствии экзарх Белоруссии, ныне на покое, вдруг объявляет:

– В день Архангела Михаила. В храме Архангела Гавриила. Рукополагаться будешь.

У того аж дыхание сперло: во сне-то он впервые себя в облачении в приделе Архангела Михаила видел... А про сон никто не знал! Так, 21 ноября 1968 года на память Архангела Михаила в храме Архангела Гавриила в Телеграфном переулке в Москве его рукоположили во диакона.

– Для меня петь, читать в храме было настолько естественно, что, когда я стал диаконом, отец Николай, мой старший брат, точно подтвердил полученное мною от Господа знамение: «Как будто ты так всегда служил». Я даже не чувствовал особых изменений, – вспоминает отец Валериан, – мне действительно казалось, что продолжается то, что было и будет вечно.

Известны откровения святых о том, что и в Царствии Небесном богослужение продолжается в том же виде, как оно Богом установлено на земле, – за тем лишь исключением, что там уже нет скидок на конъюнктуру.

Сейчас уже со смехом отец Валериан рассказывает, как ещё до рукоположения отец Сергий наказал ему:

– Ты, когда станешь диаконом, служи вполголоса, концы обрывай, иначе останешься в диаконах.

Однажды ныне уже покойный архидиакон (а раз архи-..., значит, в диаконах он так и остался) Герман (Дубов) из Данилова монастыря, послушав такое диаконское возглашение, поморщился и окликнул:

– Отец Валериан, что ты там мямлишь?!!

– Да не получается... – разводит руками послушливый духовнику.

– Врешь ты!

Потом, когда 12-го января 1969 года в Неделю по Рождестве Христове в академическом Покровском храме отец Валериан был рукоположен во священника, он как выдаст паремии в полный голос. Все:

– Ах! Такой дьякон!

– Но уже, – улыбается сейчас, – поздно!!

Правда, его тогда, при этом показательном возглашении паремий, тут же заприметил Патриарх Алексий I. Святейший любил, когда за богослужением звучал бас, забрал обладателя такого голоса к себе в Переделкино, в Патриаршую Резиденцию, где новопоставленный и прослужил первые полтора года.

Здесь он прошел отменную школу, набираясь духовного опыта от служивших там иеромонахов Свято-Троицкой Сергиевой лавры, имевших преемство от монахов ещё царских времен.

Однако, прежде чем стать иереем, отец Валериан принес своеобразную присягу у престола.

Спустя чуть больше месяца после диаконской хиротонии он приехал в Московскую духовную академию. А в алтаре академического Покровского храма, кроме благочинного, который то и дело отлучался, оказались одни только диаконы... И тут входит владыка ректор Филарет. Обводит всех взглядом, из духовенства – никого. Это было время Святок, зимние каникулы, служащие разъехались. Начали шутить.

– Сейчас бы вот кого-то и посвятили! – рассмеялся владыка и остановил взгляд на только что рукоположенном диаконе отце Валериане. – О! Давай тебя?!

Посмеялись. И тут же владыка серьезно оборачивается и твердым голосом вопрошает:

– Готов во пресвитеры?!

«Как тут ответишь, когда это служение – такая высота!» – вспоминает отец Валериан свой трепет.

– Как сказать, всегда не готов... Но вообще, – тут же так же твердо исповедовал, – готов!

– Завтра будешь!

Сразу же рукоположенный тогда отец Валериан сейчас уже поясняет свое исповедание:

– В том смысле, что: вот я, Господи ( Ис. 6, 8).

Подготовила Ольга Орлова

29 января 2018 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1435 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Так святой праведный Алексий Мечев называл общину.

[2] Родной брат Е.В. Апушкиной написал книгу «Отец Арсений».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему» «Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему»
Истории из жизни протоиерея Валериана Кречетова
«Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему» «Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему»
Истории из жизни протоиерея Валериана Кречетова
Ольга Орлова
«Простите, я не пришел, меня принесли», – отвечает на вопрос «Как вы пришли в Церковь?» митрофорный протоиерей Валериан Кречетов.
«Церковь будет всегда» «Церковь будет всегда»
Беседа с прот. Владимиром Диваковым накануне его 80-летия
«Церковь будет всегда» «Какие бы времена ни приключились, Церковь будет всегда»
Беседа с протопресвитером Владимиром Диваковым
Один владыка сказал моей супруге: «Матушка, ему трудно придется! Ему прилепили такой ярлык, от которого ему не отмыться: “фанатик”!» И вот с этим ярлыком я и жил…
«Идти путем любви» «Идти путем любви»
Прот. Александр Ильин и его наставления
«Идти путем любви» «Идти путем любви»
Протоиерей Александр Ильин и его наставления
«Для пастыря вся его жизнь есть умирание за свою паству, – говорил протоиерей Александр Ильин и добавлял: – В лице ближнего надо принимать Господа».
Комментарии
Tatiana30 января 2018, 07:28
Хороши и статья, и фотографии.Вспоминаю свою встречу с отцом Валерианом в Храме Преображения Господня в г.Саппоро в Японии.Шла исповедь,чтец читал ,а прихожане шептались и оборачивались на незнакомого крупного в черной рясе батюшке.От него шла такая энергия,такая радость присутствия(как в статье:жить этим днём,что послан Господом),что японцы ,не зная его заслуги в России,почувствовали и догадались,о значимости гостя.Его пригласила семья генерального консула РФ, вместе посетили несколько японских храмов.После Литургии отец Валериан кратко приветствовал присутствующих,очень гордился своей семьёй и внуками.Помощи Божией всем им! А батюшку прошу о Святых молитвах за православных японцев!
София29 января 2018, 13:28
К статье у меня нет комментариев, есть только каждый день Благодарение Господу нашему Иисусу Христу и Матери Божией Пресвятой Богородице, Святым Угодникам за помощи в скорбях и руководство делами нашими во спасение душ наших! Дай Господи сил и терпения , и здравия всем священослужителям православной Земли русской!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×