Часть I. «Сподоби мя послужить Сыну Твоему и Богу моему».
«Духовничок»
Еще в детстве будущего протоиерея Валериана пестовавшая его монахиня Митрофания (Павлюк) – беженка из разоренного под Житомиром монастыря, нашедшая в России приют в семье Кречетовых, – называла «духовничок».
– Я и не знал, конечно, что стану духовником Московской епархии, – в шутку удивляется теперь отец Валериан.
А монахиня-няня прилагала все усилия к тому, чтобы подготовить своего воспитанника к этому высокому служению. Как только еще дошкольник Валя освоит азы церковнославянской грамоты и уже бегло начнет читать по Часослову, мать Митрофания спохватится, и, освоившая науку из наук – смирение, резко «поглупеет»:
– Валюшка, ты мне почитай, я малограмотная... – скажет, бывало, протягивая прижизненное издание тогда еще не прославленного святителя Игнатия (Брянчанинова) или кого-то еще из святых отцов.
– А я, значит, грамотный, – смеется теперь отец Валериан, – читал ей вслух. Как же мудро, – изумляется ее педагогическому гению, – она тогда поступала!
Однако если требовался комментарий, эта «малограмотная» тут же давала самый исчерпывающий ответ.
Классу к 3-4 будущий пресвитер уже ориентировался в «Отечнике» и аскетических трудах
Классу к 3-4 будущий пресвитер уже ориентировался в «Отечнике» и аскетических трудах, так что, выйдя потом на проповедь, имел хороший запас святоотеческих примеров и поучений.
– А ты иди в монастырь! – нет-нет, да и скажет своему воспитаннику мантийная гувернантка
(к его подростковому возрасту как раз открылась Свято-Троицкая Сергиева лавра).
– Это как Господь управит, – отвечал ей уже подкованный в духовной литературе «духовничок».
Когда он, работая по распределению на Урале инженером, возьмет отпуск и окажется в преддверии келлии духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры – отца Кирилла (Павлова), то в замешательстве решится переступить ее порог только для того, чтобы задать самый главный вопрос:
– Какой путь мне избрать?
И не услышит ничего нового:
– Господь тебе укажет.
Надо быть готовым ко всему, только тогда ты сможешь почувствовать волю Божию
– Я даже не стал уточнять: «А как укажет?», – сейчас уже вспоминает отец Валериан. – В тот же день ко мне подвели мою будущую супругу... Надо быть готовым ко всему, – наставляет он, – только тогда ты сможешь почувствовать волю Божию. А если ты сам конкретно на что-то настроишься, то можешь и не заметить указания Господня.
Когда он маститому, бывшему некогда духовником святой блаженной Матроны Московской, а после и отпевавшему ее протоиерею Николаю Голубцову признается, что хотел бы быть священником, услышит:
– Готовься. Я к этому всю жизнь готовился, – добавит тот, кто служить начал только в 60 лет.
Тогда Валериан Михайлович спросит про свою невесту:
– Готова ли Наташа стать матушкой?
(Она исповедовалась у отца Николая).
– Женишься на ней – будет сделан твой первый шаг к священству, – ответил тот.
– То есть она уже Богом была наречена матушкой, – говорит сейчас уже отец Валериан.
Это, конечно, отдельная история – как решительного к подвигу, когда требовалось кого-то спасти, но безнадежно робкого в присутствии понравившейся девушки молодого христианина будут воодушевлять «сделать свой первый шаг к священству» умудренные, иному из них было под 90 лет, духовники.
Он и сам уже был явно настроен на женитьбу, ибо, прекрасно помня наставление отца: «Даже не бывать в том доме, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться», – у Апушкиных бывал...
– Хочешь познакомиться с архиереем? – спросила как-то мама избранницы, Елена Владимировна.
– Конечно, с удовольствием.
Легендарный архиепископ Стефан (Никитин), выходец из маросейско-мечевской богослужебно-покаяльной семьи[1], откуда духовно происходила и будущая теща, и благословил Валериана Михайловича сделать предложение Наталье Константиновне.
В этом браке для нашей Церкви родилось и воспитано еще несколько священников и матушек, среди семи детей есть также реставраторы-иконописцы, есть многодетные мамы, «реставрирующие» понятие об исконно русской семье; на данный момент у отца Валериана и матушки Натальи Константиновны подрастают 35 внуков, – и сколькие из них еще выберут стезю служения Богу?..
Про свою тещу Елену Владимировну Апушкину (урожденную Быкову[2]), знавшую, по крайней мере, трех святых: окормлявшуюся у святого праведного Алексия Мечева, а после его кончины – у его сына Сергия, помогавшую набирать на машинке сочинения по литургике святителю Афанасию (Сахарову), – отец Валериан говорит:
– Елена Владимировна дала мне потом столько знаний по Уставу, что я семинарию окончил за год. Это, пожалуй, в значительной степени ее трудами.
Устроенное ею знакомство с архиереем – владыкой Стефаном (Никитиным) – во многом определило дальнейшую жизнь тогда еще молодого человека, а ныне почитаемого церковным народом проповедника и душепопечителя отца Валериана Кречетова.
Знамение
В начале 20-х чисел апреля 1963 года Валериан Михайлович приехал в Калугу, – там тогда служил благословивший его на создание семьи архипастырь. Они подолгу беседовали. Владыка Стефан знал все Евангелие наизусть, многое из него совершенно неожиданным образом для также знавшего Священное Писание с детства собеседника толковал, учил его непрестанной молитве, наставлял соотносить все свои дела с тем, чем живет в этот день Церковь: чью память празднует, кому посвящен этот день недели. На один из сложных вопросов дал такой совет:
– Изучайте богослужение, в нем все богословие. Там все получите!
28 апреля, прямо во время проповеди на неделю жен-мироносиц, Господь призвал владыку Стефана к Себе.
Уже после своей кончины архипастырь чудесным образом передал разделившего с ним последние дни в чада своему другу-сотаиннику и благословил место служения.
Сопровождая машину с его гробом, Валериан Михайлович впервые приехал в Отрадное. Навещая потом могилу владыки Стефана, нынешний настоятель Покровского храма общался с тогдашним настоятелем – протоиереем Сергием Орловым (в постриге – иеромонахом Серафимом), ставшим его духовником, а потом пригласившим молодого человека в алтарь помогать ему за богослужением...
Отец Сергий, надо отметить, считался вторым после святителя Афанасия (Сахарова) знатоком Устава.
Когда в конце 1960-х годов у отца Валериана было уже трое сыновей, отец Сергий, до того несколько лет присматривавшийся к нему как к возможному кандидату в священнослужители, наконец произнес:
– Инженеров полно, а батюшек не хватает. Иди служить к нам в Отрадное.
Благословил обратиться к тогда еще митрополиту Пимену (Извекову), будущему Патриарху. Но тот сразу отрезал:
– Инженеров не разрешают рукополагать.
– Это по тем временам был «криминал», – комментирует сейчас отец Валериан.
Тогда свояк батюшки, профессор Московской духовной академии Константин Ефимович Скурат (муж сестры Наталии Константиновны), поговорил с отцом Алексием Остаповым, сыном Даниила Андреевича Остапова (личного секретаря Святейшего Патриарха Алексия I), который и посоветовал отцу Валериану, поскольку Даниил Андреевич был председателем хозяйственного управления Московской Патриархии, официально перейти туда инженером, а потом уже поступить в семинарию: вроде как своего поучиться пристроили.
Отец Михаил Кречетов сначала был против того, чтобы младший сын таким молодым шел в священники:
– Еще рано, – останавливал его.
Тот и сам при первом разговоре спросил у духовника:
– Батюшка, может, рано? У меня опыта нет...
– Опыт будет, сил не будет. Надо сейчас идти! – поторопил его отец Сергий.
Вскоре после священнической хиротонии Господь дал отцу Валериану знамение о том, насколько служение у престола не зависит от того, что было.
– Священник очень часто, когда его рукоположат, получает от Бога некое уверение в подлинности его служения, которое потом всю жизнь его укрепляет, – говорит батюшка. – На первой службе, которую я служил один, вечером во время Шестопсалмия я потерял чувство времени. У меня тогда уже была семья, трое детей, четвертый должен был родиться, я до этого учился, работал сначала на Урале, потом в Москве, но я тогда этого даже не мог вспомнить: как будто ничего не было и уже не будет, есть только служба, совершающаяся в данный момент.
Переживший это вневременное состояние стал рекомендовать и другим жить настоящим:
– То, что сейчас делаешь, то и главное, с кем сейчас общаешься – тот и есть самый важный для тебя человек.
Еще студентом МЛТИ Валериан Михайлович услышал от отца такой завет:
– Главное в служении священника – проповедь и исповедь.
Задумался, а когда лег спать, то увидел себя стоящим в зарайском храме, в котором вырос, в приделе Архангела Михаила, в священническом облачении.
– Полный храм народу, – ужасается, как тогда, отец Валериан, – и мне внутренний голос говорит: «Вот, ты желал быть священником – ты священник. Ты считаешь, что очень важна исповедь – вот и исповедуй». Стою, не знаю, что сказать, взялся за крест (мой первый наставник, отец Александр Резухин, всегда брался, когда говорил, за крест), глаза закрыл, чтоб сосредоточиться, думаю, сейчас я скажу, открыл глаза – вижу: я лежу. То есть я во сне закрыл глаза, а наяву открыл. Только потом, спустя почти полвека, когда меня благословили быть духовником Московской епархии, я стал понимать, почему мне тогда еще было сказано: «Вот и исповедуй!»
Уже в этом сне примечательно размывание границ исповеди и проповеди. Потом архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон, под руководством которого отец Валериан начнет свое служение в Переделкине, скажет знаменательные для него слова:
Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь
– Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь.
Когда приснился этот запомнившийся на всю жизнь сон, будущий пастырь осознал, что не готов к служению. Прошло шесть лет до встречи с протоиереем Николаем Голубцовым, который ему поручит:
– Готовься!
А еще через шесть лет, в алтаре академического Покровского храма Московской духовной академии, придется держать ответ...
И ныне, и присно, и во веки веков
Зная о его «духовном багаже» в семинарии, Валериану Михайловичу предложили сдавать экзамены за весь семинарский курс экстерном. Приняли сразу на третий курс, а потом прямо во время учебы перевели на четвертый. (В те годы, когда советская власть ограничивала места для поступающих в семинарию, старались так за счет наиболее способных увеличивать квоты: в отведенном лимите в итоге успевали поучиться большее количество человек).
Вскоре владыка ректор Филарет (Вахромеев), впоследствии экзарх Белоруссии, ныне на покое, вдруг объявляет:
– В день Архангела Михаила. В храме Архангела Гавриила. Рукополагаться будешь.
У того аж дыхание сперло: во сне-то он впервые себя в облачении в приделе Архангела Михаила видел... А про сон никто не знал! Так, 21 ноября 1968 года на память Архангела Михаила в храме Архангела Гавриила в Телеграфном переулке в Москве его рукоположили во диакона.
– Для меня петь, читать в храме было настолько естественно, что, когда я стал диаконом, отец Николай, мой старший брат, точно подтвердил полученное мною от Господа знамение: «Как будто ты так всегда служил». Я даже не чувствовал особых изменений, – вспоминает отец Валериан, – мне действительно казалось, что продолжается то, что было и будет вечно.
Известны откровения святых о том, что и в Царствии Небесном богослужение продолжается в том же виде, как оно Богом установлено на земле, – за тем лишь исключением, что там уже нет скидок на конъюнктуру.
Сейчас уже со смехом отец Валериан рассказывает, как ещё до рукоположения отец Сергий наказал ему:
– Ты, когда станешь диаконом, служи вполголоса, концы обрывай, иначе останешься в диаконах.
Однажды ныне уже покойный архидиакон (а раз архи-..., значит, в диаконах он так и остался) Герман (Дубов) из Данилова монастыря, послушав такое диаконское возглашение, поморщился и окликнул:
– Отец Валериан, что ты там мямлишь?!!
– Да не получается... – разводит руками послушливый духовнику.
– Врешь ты!
Потом, когда 12-го января 1969 года в Неделю по Рождестве Христове в академическом Покровском храме отец Валериан был рукоположен во священника, он как выдаст паремии в полный голос. Все:
– Ах! Такой дьякон!
– Но уже, – улыбается сейчас, – поздно!!
Правда, его тогда, при этом показательном возглашении паремий, тут же заприметил Патриарх Алексий I. Святейший любил, когда за богослужением звучал бас, забрал обладателя такого голоса к себе в Переделкино, в Патриаршую Резиденцию, где новопоставленный и прослужил первые полтора года.
Здесь он прошел отменную школу, набираясь духовного опыта от служивших там иеромонахов Свято-Троицкой Сергиевой лавры, имевших преемство от монахов ещё царских времен.
Однако, прежде чем стать иереем, отец Валериан принес своеобразную присягу у престола.
Спустя чуть больше месяца после диаконской хиротонии он приехал в Московскую духовную академию. А в алтаре академического Покровского храма, кроме благочинного, который то и дело отлучался, оказались одни только диаконы... И тут входит владыка ректор Филарет. Обводит всех взглядом, из духовенства – никого. Это было время Святок, зимние каникулы, служащие разъехались. Начали шутить.
– Сейчас бы вот кого-то и посвятили! – рассмеялся владыка и остановил взгляд на только что рукоположенном диаконе отце Валериане. – О! Давай тебя?!
Посмеялись. И тут же владыка серьезно оборачивается и твердым голосом вопрошает:
– Готов во пресвитеры?!
«Как тут ответишь, когда это служение – такая высота!» – вспоминает отец Валериан свой трепет.
– Как сказать, всегда не готов... Но вообще, – тут же так же твердо исповедовал, – готов!
– Завтра будешь!
Сразу же рукоположенный тогда отец Валериан сейчас уже поясняет свое исповедание:
– В том смысле, что: вот я, Господи ( Ис. 6, 8).