Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Господь мне дал возможность увидеть святого человека!»

Митрополит Иоанн (Вендланд) в воспоминаниях Эльвиры Меженной

Я беседую с Эльвирой Леонидовной Меженной, автором книги «Митрополит Иоанн. Будем делать дела любви. Дневники, письма, воспоминания». Эльвире Леонидовне посчастливилось лично знать владыку Иоанна в последний год его жизни. Хотелось бы, прежде всего, поговорить о тех годах, когда Русская Православная Церковь переживала гонения: и пусть явных преследований за веру в 1970-е годы уже не было, продолжались скрытые, часто не менее тяжелые…

Эльвира Леонидовна, что послужило поводом к изданию книги, посвященной митрополиту Иоанну?

– Всего уже издано пять книг о самом владыке и примерно десять – по его работам. Это было сделано, когда владыки уже не было с нами: он почил 25 марта 1989 года. Остались духовные чада и самый верный его друг – монахиня Елизавета. Она же, Елизавета Александровна, была его личным врачом. По существу, она и возглавляла работы по изданию. Что было издано? Много проповедей, его мемуары, книги о нем – воспоминания разных людей…

Перед своей кончиной Елизавета Александровна весь архив владыки передала мне. И последняя книга «Будем делать дела любви» подготовлена как раз на материалах этого архива.

До встречи с владыкой я всего лишь два раза в жизни побывала в храме

А как вы познакомились с владыкой?

– К владыке я пришла за год до его кончины. Это был 1988 год, Тысячелетие Крещения Руси. Теперь, на примере моей личной судьбы, я могу свидетельствовать о том, что сделал для нас владыка и люди, подобные ему: они передали нам духовное сокровище, сохранили Церковь, а нас, заблудших и некрещеных, привели в ее ограду.

– До знакомства с владыкой вы были нецерковным человеком?

– Совершенно! В такой степени, что Церкви для меня просто не существовало! Не то чтобы я относилась к ней плохо или хорошо, – ее для меня просто не было!..

Немного расскажите о себе: чем вы занимались в те годы?

– Вспоминаю 1987 год, канун 1000-летия Крещения Руси… Я об этом, конечно, ничего не знаю: что существует Церковь, что у нее какая-то своя жизнь… Мы, большинство советских людей, воспринимаем ее просто как часть культуры. Да, читаем книги академика Дмитрия Лихачева, но нам это ничего не дает для воцерковления. До встречи с владыкой я всего лишь два раза в жизни побывала в храме. Однажды (еще на Украине) зашла по дороге в музыкальную школу: была Троица, весь пол в храме усыпан травой. Потом, уже с мужем, студентами, зашли в Новодевичий монастырь…

Когда он уходил на покой, выяснилось, что идти-то ему некуда: у него ничего нет

Что касается меня – в то время я была довольно либерально настроена, в ожидании каких-то политических перемен, вся моя жизнь была в этом… И вот, чисто случайно пришла в дом к владыке Иоанну...

Владыка уже был на покое. Жил в обыкновенном доме на окраине Ярославля, на улице Доронина. Этот дом знают многие ярославцы: обычная многоэтажка, квартира владыки была на втором этаже.

Когда он уходил на покой, вдруг выяснилось, что идти-то ему собственно некуда: у него ничего нет. Для тех, кто не знал владыку, скажу сразу: он за свою жизнь не стяжал ничего материального…

«Николай Вендланд, из рода вендов»

Владыка Иоанн принадлежал к дворянскому роду?

– Он представитель старинного аристократического дворянского рода, его предки были людьми знаменитыми: в семье родственные связи с Лермонтовым. Прадед владыки, К.А. Шильдер, знаменитый военный инженер, его мать – дочь сенатора. То есть настоящая аристократическая семья. И тем не менее всей этой семье была свойственна нестяжательность: у них никогда не было ничего своего!.. У папы – казенная квартира, а когда заболела дочь, семья уехала в Швейцарию и там полтора года снимала номер в гостинице.

Когда вернулись на Родину, началась гражданская война. Переехали в Крым: сначала снимали домик в Бахчисарае, потом – небольшую комнатку в Ялте…

Владыка с юности увлекался геологией, потом стал настоящим геологом. Известно, что в то время он жил в палатках, в каких-то времянках...

Да, когда впоследствии стал архиереем в Дамаске, он жил в настоящем мраморном дворце – это был Архиерейский дом. Будучи в Нью-Йорке, снимал квартиру на 93-й авеню, в Никольском соборе, сам мыл полы. Ничего своего у владыки никогда не было.

Только перед отъездом в Америку приобрели небольшой бревенчатый домик, часть его сейчас находится в Переславле.

– Вендланд – это немецкая или прибалтийская фамилия?

– Сам владыка настаивал на том, что его фамилия имеет славянское происхождение. Для него это было очень важно: в семье считали, что произошли они от славянских «вендов», которые основали Венецию.

У него даже сохранилась книга, там было написано: «Николай Вендланд, из рода вендов». Он не хотел быть европейцем, только русским человеком, как-то всегда на этом настаивал.

Они как будто всю жизнь только и делали, что ждали меня

Но еще – о вашей личной встрече с владыкой…

– Как-то однажды я пришла туда… Обыкновенный советский дом: квартиру выделили в горисполкоме именно потому, что когда ему нужно было идти на покой, выяснилось, что идти-то некуда! И стала эта квартира настоящим духовным центром!

– А вы шли туда именно для встречи с ним?

– Нет, совершенно случайно: по просьбе московской журналистки Эли Васильевны Квочкиной. Она тогда работала в «АПН», они как раз начали выпускать журнал «Soviet Life», в пику пропагандистскому журналу «Америка». Тот представлял образ жизни американцев, а наш – советских людей.

И вот, она тогда писала статью, посвященную Ярославлю. Узнав, что владыка Иоанн ранее был митрополитом в Нью-Йорке, хотела написать и о нем.

– В советское время – статью о «служителе культа»?

– Да, действительно: это первая статья о «советском архиерее», которая была опубликована! Так вот, она попросила меня зайти в дом владыки, чтобы выяснить один вопрос на месте.

– Стало быть, даже у официальной прессы интерес к теме Церкви уже был?

– Да, уже тогда начали что-то публиковать: готовились к 1000-летию, и вся редакция очень четко это почувствовала. Поскольку государство само принимало участие в праздновании 1000-летия Крещения, «сверху» было дано такое «послабление». А люди это очень хорошо чувствуют, особенно представители журналистского цеха!..

И так я оказалась у владыки: журналистка, живущая исключительно светскими интересами. Моими идеалами были культура, образованность, верная дружба… Конечно, ничего плохого, но Церкви-то в моей жизни не было совсем!..

И вот, эти два человека – монахиня Елизавета и митрополит Иоанн – как будто всю жизнь только и делали, что сидели и ждали меня, – так радушно они меня приняли!

А мои личные обстоятельства были сложными: у меня тогда заболел муж (сердечная болезнь), нас это застало врасплох…

– Вы рассказали владыке об этом?

– Сначала нет. Побывав у него в гостях и получив приглашение приходить впредь, я решила про себя, что больше не стану утруждать старого и больного человека: уж конечно, больше я к нему не приду…

Рассказала дома о своей встрече мужу, а он вдруг просто загорелся: очень захотел сам побывать у владыки! Тут только я начала понимать что-то из того, что есть «воля Божия». Поистине, ведь сердце сердцу весть подает…

Для меня началось открытие целой Вселенной, имя которой Православие!

– Эта встреча состоялась?

– Мы с мужем пришли вместе к владыке 1 января 1988 года, в 10 часов утра. Представляете, 10 утра 1-го января?!. Казалось бы, Новый год – время, неприспособленное ни для каких визитов… Но оттуда мы уже просто так не ушли.

Через год умер мой Толя, а спустя 40 дней, совершив молитвы о его упокоении, скончался владыка Иоанн. Таким образом, этот год вместил в себя несколько жизней…

А для меня началось открытие целой Вселенной, имя которой Православие!

За 10 дней до смерти моего супруга владыка нас обвенчал

– Это ведь чудо Божие: вы ведь могли и не успеть?!

– Но все успели, все успели!.. Я была некрещеная, и меня крестили!.. За 10 дней до смерти моего супруга владыка нас обвенчал! И мы прошли этот курс (во всяком случае, Толя, я шла за ним, в его фарватере) Православия. За это время узнали очень многое: Толя – для вечности, а я – для того, чтобы жить и продолжать постигать прекрасное мироздание, этот удивительный мир, имя которому – Православие.

– Эльвира Леонидовна, чем вам особенно запомнился владыка? Почему встреча с ним так повлияла на вас?

– Во-первых, для меня очень много значила его гражданская жизнь. Если бы он был просто митрополитом, этого бы, наверное, не случилось. А его и в ту пору люди гражданские называли по имени-отчеству, сегодня это трудно себе представить, не правда ли?..

Чем он особенно привлекал? У него была очень богатая жизнь, а я на это была всегда падкой… С детства, например, меня очень интересовали мемуары: я всегда читала книги о ком-то, о чьей-то жизни. Очевидно, непроизвольно готовилась к написанию своей собственной книги.

«Вы знаете, мне нужно духовное лицо…»

– Вы уже упомянули о биографии владыки, расскажите о ней поподробнее…

– Геолог, 20 лет геологического стажа… Кстати, в первый же день нашего знакомства он показал мне большую коллекцию минералов.

Кандидат геологических наук, ученый, знающий много иностранных языков. Свободно говорил по-немецки, по-французски, по-английски, служил за границей… На меня все это богатство его биографии произвело впечатление.

– Вы упоминали о родословной владыки…

– Да, у него интересная родословная. Мы вместе ее разбирали, заинтересовались Карлом Андреевичем Шильдером. В XIX веке он был участником турецких войн, отличился при знаменитом взятии Силистрии… Нужно отметить, что он был лютеранином и потом перешел в Православие.

Для меня лично была интересна гражданская биография владыки. И невозможно, конечно, не упомянуть о его необыкновенном обаянии.

Стоило только ему заговорить, сразу же чувствовалась необыкновенная любовь​

– Как выглядел владыка, когда вы его увидели?

– Владыка был высокого роста, мощного телосложения, с густыми седыми бровями… Если ты не был с ним знаком, поначалу он представлялся тебе суровым, даже грозным. Но стоило только ему заговорить, сразу же чувствовалась необыкновенная ласковость, необыкновенная любовь!

Когда ты приходишь к незнакомым людям и ощущаешь, что тебя здесь по-настоящему любят – с первой минуты, с первой секунды, – этого не передать словами!..

Помню: звоню, дверь открывает Елизавета Александровна (монахиня Елизавета, она была в тайном постриге). Я стою и мучительно вспоминаю гражданское имя владыки. Мне вроде бы называли, но не могу вспомнить!.. И так назову, и эдак, все не то…

Матушка Елизавета, заметив мои мучения, ласково так говорит: «А вам, собственно, кто нужен?» – «Вы знаете, мне нужно духовное лицо…» – «Ну, раз духовное лицо, значит, к нам!»

Я переступаю порог их квартиры – и моя жизнь сразу же делится на две части: ту, что была раньше, и на другую, которая открылась после нашей встречи!

Господь мне дал возможность увидеть святого человека!

Что за обстановка окружала владыку дома?

– Повсюду горят лампады, висят иконы... Это было непривычно, но меня это совсем не смущает, потому что хозяин ласков! Владыка сидел в глубоком кресле – человек огромного роста, с седыми бровями, с такой прекрасной улыбкой…

Потом уже мы вспоминали, как он встречал людей: «О, отец Михей пришел!..», «О, отец Сидор пришел!..», «О, Эльвира Леонидовна с Анатолием Анатольевичем пришла!..»

Такой это был, как бы сейчас сказали, «статусный» человек – и такая необыкновенная любовь к людям…

– Действительно владыка был доступен для всех?

– Именно! Например, какой-то недоразвитый Саша часто сидел у него дома и обедал, не снимая портфеля с колен. Так он и суп ел, тянулся через портфель: человек с явными признаками недоразвития… Но это был владыкин «любимый Саша»! Чтобы Сашу не посадили за стол – да что вы!.. Знаете, Господь мне дал возможность увидеть святого человека! И главный признак этой святости – бесконечная любовь ко всем!..

Если у тебя есть любовь, ты ничего не можешь ей противопоставить!

– Когда мы вспоминаем то время, кажется, что церковные люди тогда были совершенно особенными: очень простыми, доступными, являющими настоящий пример жизни по Богу. Мы смотрели на них и сердцем постигали их слова, а излагали они простые евангельские истины. И это очень привлекало в Церковь…

Сегодня, как мы наблюдаем, некоторые соотечественники активно выступают против Церкви, против «клерикализации общества», как они говорят… Почему, как вам кажется?

– Я думаю, потому, что у этих людей нет личного опыта. Если бы 99,9 процентов из тех, кто выступает сегодня против Церкви, пришли к митрополиту Иоанну, они бы от него просто не ушли! Он бы их просто не отпустил: покрыл бы своей любовью… А против любви нет оружия – если у тебя есть любовь, ты ничего не можешь ей противопоставить!

Думаю, именно потому, что у нас нет любви, существует сейчас в обществе такая агрессия…  

Я немного проанализировала, как складывался жизненный путь владыки Иоанна (Вендланда), и пришла к выводу, что Господь заранее предусматривает Своих избранных. Если посмотреть, кто митрополита Иоанна постригал в монашество, рукополагал – это все мученики! Не просто исповедники, а мученики, почти все – погибшие и причисленные сегодня к лику святых!..

– А если посмотреть на окружение митрополита Иоанна?

– Его первым духовным отцом был отец Александр (Покляр): впоследствии расстрелян. Епископ Амвросий (Либин), посвятивший его в чтеца, расстрелян. Епископ Иннокентий (Тихонов), посвятивший его в сан диакона, а потом в священника, – тоже расстрелян.

Владыка начинал свою жизнь в Церкви на таком основании! И разве он мог быть другим?..

Поэтому мы и говорим о таких людях сегодня, что это были «люди-глыбы», люди, сохранившие Церковь, передавшие нам сокровище Православия!

Рейтинг: 10 Голосов: 1289 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе»
Об архиепископе Сергии (Королёве)
«Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе»
Об архиепископе Сергии (Королёве)
Ольга Рожнёва
Можно было встретить его и на базаре с огромным черным мешком в руках. Кто из его друзей не знает этого примечательного мешка, столь хитрого устройства и столь необычной емкости, что в нем помещается кипящий самовар?
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Митр. Архангельский Даниил
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Беседа с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом (Доровских)
Никита Филатов
О том, зачем архиерею болотоход; как меняется отношение к жизни, когда служишь в далекой епархии; что общего у епископа и воина; о «соловьиных язычках» и «часах приема».
Епископ Тарский Савватий: «Я простой деревенский епископ» Епископ Тарский Савватий: «Я простой деревенский епископ» Епископ Тарский Савватий: «Я простой деревенский епископ» Деревенский епископ
Беседа с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием
Оживить боль, научиться плакать с плачущими и стяжать решимость быть святыми – вот то, что нам нужно, считает владыка, уверенный, что архиерей должен быть слугой
Комментарии
Марина 6 февраля 2018, 18:37
Хорошо бы такие книги о подвижниках Церкви, основанные на живых свидетельствах, объединить в серию, вроде Жизни замечательных людей. Портал представляет много подобных книг, но они рассыпаны все, как жемчужины, хорошо бы их собрать вместе. Эти бесценные свидетельства обладают удивительной способностью приводить людей к вере, а собранные вместе, дадут более полное и упорядоченное представление о жизни Церкви
Александр Б 6 февраля 2018, 18:13
... "как страшно" а как же ЛЮБОВЬ Божия, которая о всех промышляет о всём заботится...?
Понесём же и мы родные, эту жемчужину вселенной наше ПРАВОСЛАВИЕ С РАДОСТЬЮ.!
Иоанна_ 6 февраля 2018, 05:14
/...Я об этом, конечно, ничего не знаю: что существует Церковь, что у неё какая-то своя жизнь. Мы, большинство советских людей, воспринимаем её просто как часть культуры.// Именно так и было. Несколько поколений советских людей, и хороших людей, не зная ни Бога, ни Церкви, так и ушли в вечность. КАК СТРАШНО!..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×