Смысл проклятья

Фото: eparhia-kaluga.ru Фото: eparhia-kaluga.ru
    

В первый воскресный день Великого поста Церковь неторопливо и тщательно поминает всех, кто по своим убеждениям и образу жизни не имеет с нею ничего общего, и твердо добавляет: «Анафема».

Поверхностно воспринимая это действие, и потому возмущаясь им, современные люди напоминают невежественных старушек из рассказа Василия Никифорова-Волгина «Торжество Православия». Выходя в этот день из храма, они чинно поздравляли друг друга «с проклятьицем».

Сегодня Церковь возвещает анафему не только как дань традиции. Христос, возлюбивший Церковь и предавший Себя за нее, чтобы «она была свята и непорочна» (Еф 5, 27), во все времена Один и Тот же. Непреложны Его слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18).

Церковь Христову не смогли поколебать все ухищрения и злоба гонителей – от язычников могущественной Римской империи до пламенных ленинцев и партийной номенклатуры Советского Союза. Мирянин-исповедник Сергей Фудель писал, что на протяжении веков Церковь неоднократно стремились переделать на свой лад еретики «от гностиков до Толстого», пытаясь положить в нее иное основание помимо Христа, но все их усилия оказались тщетными.

Не во внешних гонениях видит опасность христианин, сам испытавший гонения, а в греховном мраке, который незаметно, исподволь разъедает изнутри храм человеческой души. Духовная пустота образуется внутри человека вследствие «отрыва веры от любви, вероучения от жизни», когда христианин придумывает себе призрачную, «символическую» веру, которая не ведет его «путем подвига любви, путем исполнения заповедей».

Страшно помыслить, что может позволить себе человек, называющий себя христианином, но не руководствующийся верой во Христа и не стремящийся выполнять Его заповеди. На что такие люди дерзают надеяться, если в своей жизни они не желают проповеданной Христом нравственной чистоты? Еще первым христианам апостол Павел писал, «что неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9). Из всех пороков он наиболее предостерегал от блуда, потому что им оскверняется тело, а оно является храмом Святого Духа. О благоговейном хранении чистоты особенно надо помнить всем, кто причащается в эти дни Святых Христовых Таин.

Праведный Иоанн Кронштадтский называл Церковь Божественным обществом святых и пояснял, что любой грех ставит нас вне этого общества, вне благодати Божией. Желающим успокоить себя отсутствием «больших», «серьезных» грехов Господь адресует вопрос: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). Куда же нам бежать от обличающего, для кого-то ставшего нестерпимым света Истины? Только к стопам Господним, к Кресту и Евангелию, лежащим на церковном аналое.

Евангелие предостерегает осознающего свой грех и не кающегося ужасающим примером предателя Иуды. Он увидел свое преступление, но не приступил к живительному покаянию и потому обрек себя на вечную гибель. Стремление исправиться, жить по Евангелию и сердечная просьба к Богу даровать силы на этот подвиг сокрушают все связи души с грехом. В этом состоит наше непосредственное участие в Торжестве Православия. Мы возвещаем анафему греху, собственному сомнению, малодушию и становимся причиной небесной радости, о которой Спаситель говорит, что она превосходит радость «о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).

Наше личное участие в сегодняшнем празднике проявляется в деятельном покаянии. Оно возвращает нас в Церковь, о чем во время совершения таинства Исповеди читается особая молитва: «...примири и соедини его Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». Мы восстанавливаем свое единство со Святой Церковью Христовой, но не по причине нашей праведности, а потому что Церковь принимает наше покаяние, и мы становимся сопричастными ее божественной жизни. «Постоянный подвиг покаяния и любви есть единственные врата в Церковь», — писал Сергей Фудель.

Великий пост предоставляет для этого все средства. Он помогает нам настроить свою жизнь, пришедшую в диссонанс с Богом и людьми. Но от нас требуется подвиг, чтобы наше покаяние принесло плод — добродетельную жизнь и вечное блаженство.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валентина14 марта 2018, 17:23
как вымолить прощение у умершего человека
Ольга 7 марта 2018, 13:23
Василиса Маркова, если Ваша мама действительно виновата в смерти Вашего брата и своего сына, это для нее незаживающая, кровоточивая рана, а Вы своими упреками сунули нож в эту рану и провернули несколько раз и еще солью посыпали. Как так можно? Просить прощения нужно у неё и у Бога. Это не проклятье действует, это действует несоблюдение 5 заповеди.
Юлия Степаненко26 февраля 2018, 18:01
Василиса Маркова написала, о материнском проклятии. Я хочу сказать ей, в отличии от ответа Алексея, лично я на коленях просила сына простить меня и он просил прощение у меня так же на коленях, мы вместе просили простить нас и Бога. И только тогда наши жизни стали меняется... Не думайте ,любое материнское проклятие сильнейшее и дети могут сгинуть уже при жизни. Вот вам ответ, читайте Паисия СВЯТОГОРЦА и все поймете
Василиса Маркова26 февраля 2018, 10:35
Как быть с проклятием матери? Мою семью и детей прокляла мать с состоянии истерики, т.к. я ее обвиняла в смерти брата, которого она оставила подростком ради мужчин. Это было более 30л. назад. Семьи уже нет. Проклятие сработало.
Алексий25 февраля 2018, 23:12
На христианина проклятия не действуют. Он под защитой Христа. Надо отметить, что поводом для проклятия является грех. Постоянно очищаясь в таинстве покаяния от греха (страстей) вы лишаете проклятия повода действовать. Или ещё, причащаясь Христовых Тайн становитесь одно тело со Христом, на которого тьма не действует... Не бойтесь!
Вадим25 февраля 2018, 22:33
Александр.Советы в таких серьезных вопросах нужно просить у священников,а не на страницах интернет-журналов.И еще,лучше съездить в монастырь и задать такой вопрос монахам,имеющим опыт в решении житейских вопросов,а не молодым священникам,которые и сами ничего не знают.
Александр Шаров25 февраля 2018, 14:03
Помогите советом. Бывшая жена, еще когда жили вместе, однажды в момент сильной ссоры прокляла меня дважды подряд. Года два назад. Как мне быть и что делать?
Иоанна_25 февраля 2018, 13:45
Как мало сказано (по объёму) и как МНОГО сказано (по сути)!!!
Алексей25 февраля 2018, 09:48
Отлучение от Церкви и проклятие — это одно и тоже, или нет? Для проклятия необходимы какие-то храмовые действия, или достаточно внутрннней, но обоснованной, возможно, молчаливой, ненависти народа к человеконенависническим сатанистам?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×