Предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью, которое протоиерей Андрей Филлипс (настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского в Колчестере, Англия) дал Аналитическому центру святителя Василия Великого.
— Ваше Высокопреподобие, отец Андрей! Как известно (в том числе благодаря Вашим публикациям) Православие на Западе имеет глубокие корни. Вместе с тем, многими у нас в России Запад воспринимается исключительно в тёмных тонах, как средоточие общества потребления и антихристианства. Насколько объективна эта картина? Быть может, всё не так плохо? Или наоборот, всё намного хуже, чем мы себе представляем?
— В России, Православные (но не либералы-христоненавистники) в основном воспринимают Запад в мрачных красках как нехристианское, потребительское общество. Это правда. Антихрист придет с Запада. Но есть большая разница между «Западом», то есть элитами неоконов Вашингтона и Брюсселя — с их самооправдывающей идеологией русофобии, их эксплуатацией остального мира (включая собственных западных людей), с их атеистическим консюмеризмом и секулярной политкорректностью — и многими простыми западными людьми внизу. Здесь у России есть много друзей. Посмотрите на Марин Ле Пен во Франции и ее последователей. Обратите внимание на Венгрию. На Западе вы можете встретить все что угодно, потому что есть много «Западов», а не только Запад элит, хотя это правда, что на географическом Западе преобладают эти паразиты. Но они чужды традиционному западному народу.
Например, несколько лет назад один православный из Украины написал мне и спросил, как я могу продолжать жить на Западе со всеми его гей-парадами. Ну, я всегда жил на Западе и никогда еще не видел гей-парада. Я полагаю, что мог бы найти один, если бы я выискивал его в один конкретный день в году в каком-то большом городе; но я могу заверить вас, что подавляющее большинство западных людей никогда не видели гей-парада, а некоторые даже не знают, что такое гей-парад. Все это зло навязывается сверху, оно не исходит от нас, от народа.
Да, вы можете найти все на Западе, от гей-парадов, до мест, связанных с древними святыми православного Запада (до того, как он стал идеологическим Западом 1000 лет назад). На самом деле это то же самое, что и в современной России. Да, на Западе есть темные места, но есть они и в России. Все зависит от того, что вы ищете. Темная душа всегда найдет темные места. Светлая душа всегда найдет яркие места.
— Отец Андрей, многие православные в России с интересом знакомятся с Вашими мыслями о проблемах церковной жизни. На Ваш взгляд, где та грань, когда христианин – как пастырь, так и мирянин – должен открыто выразить своё отношение к тем или иным соблазнительным событиям и идеям? Где грань между смирением и необходимостью открыто защитить веру?
— Конечно, есть такая линия. Мы должны воздержаться от осквернения наших душ, всегда придерживаясь первичных и наиболее важных принципов, за которые мы готовы умереть; но, с другой стороны, мы можем быть дипломатичными и даже молчать по второстепенным вопросам. Другими словами, мы должны различать, что необходимо для нашего спасения, а что нет. Очень просто: мы должны ненавидеть грех, но любить грешника.
— Батюшка, Вы неоднократно критически высказывались об экуменизме. Насколько серьёзна угроза экуменизма? Корректно ли определять его как ересь? И насколько оправдана реакция тех, кто под видом борьбы с экуменизмом перестаёт молитвенно поминать священноначалие?
— В данном вопросе вы обращаетесь к прошлому опыту. С 1970-х годов (я начал писать в 1973 году) до 1990-х я часто писал против экуменизма. Причина? Потому что некоторые представители Русской Православной Церкви, назначенные из Москвы, продвигали его. В Москве они делали это в основном чтобы сохранить Церковь от советского государства, еще чтобы получить деньги от инославных. Другими словами, я писал против экуменизма, потому что тогда это была угроза, потому что, конечно, это ересь, ересь безразличия, которая гласит: «Вы можете верить во все, что хотите, это не имеет значения». Проблема экуменизма действительно важна: речь идёт о спасении нашей души.
Экуменисты обычно говорили: «есть только один Бог». На самом деле, такое утверждение правильно, но не в том смысле, который в него вкладывают экуменисты. Существует только один Бог, православный Бог, Святая Троица. Католико-протестантский «филиоквистский» Бог совершенно другой. Мусульманский Аллах это искаженное представление о Боге, как и еврейский Бог, не говоря уже о индуистских богах и буддийской нирване. Они не могут спасти нас, только Христос может спасти нас. Духовное заблуждение (прелесть) думать иначе, и заблуждение всегда исходит из духовной нечистоты, из грязной души. Точно так же экуменисты говорили о «неделимой Церкви». Но Церковь всегда была неделимой! Она существует и по сей день. Эта фраза просто означает Православную Церковь. Другой нет. Вы не можете разделить Церковь, вы можете только отпасть от нее.
Это был наш долг, живя в условиях свободы, противостоять экуменизму, потому что Церковь внутри России не была свободна. Людям там не позволялось возвышать голос. Когда Русская Зарубежная Церковь канонизировала новомучеников и исповедников в 1981 году, то это произошло потому, что народ в России хотел этого. Также Зарубежная Церковь выступала против экуменизма из-за молчания Москвы. Но не только мы выступали. Монахи Святой горы делали так же. Преподобный Иустин (Попович) делал то же самое в Сербии. Так поступил Архиепископ Василий (Кривошеин) Московского Патриархата (почти одинокий голос в несвободном Патриаршем епископате в то время: там были обновленческие предатели и тогда мы страдали от них…).
Но сегодня (на Западе, по крайней мере) экуменизм мертв. Экуменизм существует только для стариков или отсталых. Большинство молодых людей даже не слышали об этом. Сегодня наша борьба заключается в сопротивлении формальной вере, безразличию к вере, духовной болезни, которая укрепилась на Западе и пришла с Запада. Она разрушила инославные церкви и сейчас угрожает Православию в Греции, и будет угрожать повсюду. Посетите новостильную Грецию сегодня, и вы найдете пустые церкви, женщин, нескромно одетых в джинсы и с непокрытой головой, и в церквях повсюду скамьи для сидения, не несколько, но ряды из них, как среди инославных! Эта болезнь распространится и в других местах, если мы не сохраним веру. Она уже распространяется на «евросоюзные» Румынию и Болгарию. ЕС — это духовный яд.
Что касается непоминовения иерархи из-за экуменизма, то это также является серьезной ошибкой. Святейший Патриарх Кирилл нуждается в наших молитвах! Прежде всего, я не знаю ни одного русского епископа, не говоря уже обо всех, кто причастен к ереси экуменизма. И здесь мы должны определить экуменизм. Говорить с римо-католиком – это не ересь! Это не экуменизм! Я разговариваю с инославными каждый день. Как еще мы будем обращать их к Церкви Божией, к нашему пониманию универсальности Святой Руси?! Молчанием? Экуменизм означает, что наша Православная Церковь — это не Церковь Божья, не Истина. Так мы не должны мыслить. Это ересь ересей.
Наши враги хотят разделений в Церкви. Именно этого хочет Вашингтон, разжигая раскол в Русской Церкви, на Украине, в России, где только можно, превращая его в тысячи сект, по примеру протестантизма, который они все хорошо знают. Именно этого хотел и пытался сделать Гитлер, когда вторгся в Россию, чтобы разделить Церковь. Это то, чего хотят либералы. И есть наивные фанатики, которые присоединяются к игре наших врагов и разделяют Церковь.
Мы очень четко видели эти искушения разделением в Русской Зарубежной Церкви, особенно после 1960-х годов. В то время в нашу часть Русской Церкви проникли политически настроенные фанатики, бюрократы и предатели. Некоторые из них или их родители были предателями в 1917 году: вспомните, что так называемая «революция» была всего лишь дворцовым переворотом, совершенным прозападными аристократами, включая членов семьи Романовых, политиков и генералов. Некоторые из этих эмигрировавших предателей позже восхищались Гитлером! Невероятно! Позже их сыновья предали суду святого Иоанна Шанхайского.
Их было мало, но у них не было любви к русской православной традиции и Святой Руси, иногда они сами не были русскими. Часто они работали шпионами или были оплачены западными спецслужбами. Они не уважали святые каноны. Они потерпели поражение от Церкви, и в 2007 году, как вы знаете, мы объединились со свободным Московским Патриархатом под водительством героического и приснопамятного митрополита Лавра, приведшего нас в духе благородной традиции святого Иоанна Шанхайского к полному единству, которое мы духовно всегда исповедовали. Мы никогда не считали, что мы отделены от Русской Церкви. Мы всегда были готовы умереть за нее; только пленение атеистической политикой и обновленчество в Москве разделяли нас административно.
— В конце 2017 года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Как Вы оцениваете его итоги?
В целом очень позитивно. Это был православный ответ на греческое собрание на Крите, которое не было ни «великим», ни «святым». Более чем в два раза больше епископов встретились в Москве, чем на Крите, и они отвергли такие секулярные компромиссы, как Крит, а также очень старомодный проект нового катехизиса, который был написан кликой полу-модернистской неофитов-интеллектуалов. (Это выглядело как нечто, составленное вторым Ватиканским Собором 55 лет назад! На Западе мы видели все это раньше).
Русская Церковь — это 75% православного мира, и мы это четко видели в Москве в декабре. Мы должны увести другие Поместные Церкви от духовного пленения масонством, модернизмом, новым календарём и американскими деньгами и политикой. Это наша мессианская русская православная задача.
Однако сама Россия еще далека от идеала. Мы только начали. Например, церкви в Москве всегда полны. Конечно, они полны: 1000 церквей на 15 миллионов человек! Это 150 000 человек для каждой церкви! Мы строим 200 храмов в Москве. Хорошо, но мы должны построить 20 000. В России аборты сократились вдвое. Хорошо. Но их все равно постыдно в четыре раза больше, чем в западных странах! Уровень алкоголизма снижается. Хорошо. Но официальная статистика не включает неофициальный алкоголь (самогон). Существует также коррупция и взяточничество… Так много еще нужно сделать… Покаяние только началось.
Давайте посмотрим на реальную ситуацию, пастырский кризис в нашей матери, Русской Православной Церкви.
За последние несколько лет до революции в Русской Православной Церкви насчитывалось от 142 до 163 епископов на 117 миллионов верующих. Это было плачевно мало епископов, в среднем около одного за каждые 800 000 верующих. Неудивительно, что произошла революция с церковной организацией, находящейся в плену у государственных бюрократов. Сегодня, например, в греческой Церкви насчитывается 100 епископов на 8500 священников и 10 миллионов человек, по одному епископу на каждые 100 000 человек. Исходя из этого, Русская Православная Церковь сегодня должна иметь 1640 епископов и 139 тысяч священников для своих 164 миллионов верующих. Вместо этого есть только 368 епископов (правда, рекордное число, благодаря его Святейшеству) и только 36 000 священников, один епископ на каждые 450 000 верующих и один священник на каждые 4500 верующих. Епископы все еще очень далекие от народа фигуры внутри России. (В Иерусалимской Церкви, которая имеет стадо в 130 000 человек, есть 20 епископов, по одному на каждые 6500 верующих).
В Русской Церкви необходимо еще не менее 100 000 священников и церквей, чтобы когда-либо в России был преодолен пастырский кризис формальной веры (речь о крещеных людях, но никогда не ходящих в церковь, не живущих православной жизнью). Сделать это можно так же, как делалось за пределами России в течение столь долгого времени. Благочестивые женатые мужчины, финансируемые светскими профессиями, должны будут пройти базовую практическую подготовку, а затем быть посвященными в «рабочие священники». Под руководством опытных штатных священников они могли бы служить в простых, дешевых в строительстве деревянных церквях, без ненужного золота и мрамора. Такие «сборные церкви» создавали бы настоящие местные приходы и пастырские центры, мало-помалу возвращали бы церковь к домам людей на местном уровне, создавая реальные общины, реальную приходскую жизнь. Это, наконец, положило бы конец привлечению различных протестантских сектантов.
Вот как далеко мы должны зайти!
— Постепенно в Русской Церкви развивается миссионерское служение. Новые плоды приносят те семена, которые посеял своей жизнью и мученичеством священник Даниил Сысоев. На Ваш взгляд, что необходимо сделать, чтобы православные активнее занимались внешней миссией, в том числе в англоязычных странах?
— Я встретил отца Даниила в Москве в 2007 году. Он был храбрым.
Нам нужны две вещи:
Во-первых, нам нужны бессребренические епископы и священники, которые могут говорить на разных языках. Бессребреники, как апостол Павел, который делал палатки. Английский, французский, испанский, португальский — это языки, необходимые в первую очередь. Если вы не можете говорить на других языках, другие никогда не присоединятся к Русской Православной Церкви, чья миссия универсальна. Полмиллиона майя ждут, чтобы присоединиться к Церкви в Гватемале. На Филиппинах, в Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Африке проживает более миллиарда человек. Все они ждут вступления в Православную Церковь. Но здесь никто не хочет быть священником. Здесь священники платят за церковь, а в России священникам платит зарплату Церковь! Я служу у алтаря 33 года, и мне никогда не платили. Я не платил за то, чтобы стать священником. Почему я должен платить? Все деньги, которые мы собираем, идут в наши храмы. Помните, что на Западе мы начинали с нуля. Нам нужна базовая инфраструктура. Что тоже может прийти с помощью из России.
Это часть мессианской роли России – финансирование. Теперь, пожалуйста, помогите нам в восточной части Англии, за которую я ответственен. Мне нужно строить церкви здесь или же переоборудовать помещения для использования в качестве Церквей. У нас есть люди, бедные русскоязычные иммигранты, особенно из Эстонии, Латвии и Литвы, беженцы по причине бедности, созданной в этих странах ЕС и русофобией их проамериканских колониальных правительств. В Восточной Англии до сих пор у нас только две собственные церкви, в Колчестере и Норвиче. Я на связи с компанией в Калининграде. Они делают красивые деревянные церкви, которые на наши деньги очень дешевы. Мы можем купить землю здесь и воздвигнуть их. К сожалению, земля здесь стоит дорого. Помогите нам, пожалуйста! Бог вознаградит вас.
Сейчас я расскажу вам о нашем позоре. После 1917 года в Лондон приехали 2000 русских. В Лондоне шестьдесят лет назад у них было две церкви, одна маленькая, одна средняя. Сегодня, по крайней мере, для 50000 россиян, есть все еще только две церкви, одна маленькая, одна средняя. Ни одной большой. При этом наша церковь в провинциальном Колчестере больше, чем обе в Лондоне. В лучшем случае мы имеем 800 русских православных в лондонских церквях в любое воскресенье. Как насчет других 49200? Нам нужны еще десять церквей в Лондоне.
— Отец Андрей, какие из святых отцов наиболее близки Вам, наиболее повлияли на Вас? Какие святоотеческие творения Вы могли бы посоветовать для ознакомления?
— Я чувствую себя особенно близким к свт. Василию Великому (да, вашему покровителю) и свт. Иоанну Златоусту, потому что они оба строгие православные, которые называли ереси ересями и не боялись никого, а меньше всего ненавидящих Христа императоров и императриц. Но они также были любящими пастырями, и их любил народ. Далее, свт. Амвросий Медиоланский и св. Иоанн Кассиан Римлянин, которые были глубоко духовными и жили в западном мире, перенося духовный опыт с Востока на Запад, что именно мы и делаем сегодня. Из последних отцов Церкви — святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Иоанн Кронштадтский, святитель Николай Сербский и, конечно же, наши возлюбленные святые Русской Зарубежной Церкви: святитель Серафим Богучарский (Соболев) и святой Иоанн Шанхайский. Все они особенно близки к нам, потому что говорят нам на нашем языке.
Я также считаю, что мы можем многому научиться у самых оклеветанных (оболганных) святых в истории: царя-мученика Николая II, его святого семейства и всех без исключения, кто оставался верен ему, хотя они и были ненавидимы аристократией, богатыми и могущественными, которые в 1917 году предали нашу Православную Империю словом и делом. Великий старец Николай (Гурьянов) научит вас о них больше. Мы должны оставаться верными им, их духовному наследию, быть на том же пути, что и они. Помните, что царь Николай был личностью международного значения, который говорил на четырех западных языках и был великим миссионером на Западе, построив 17 церквей в крупных западных городах, от Нью-Йорка до Ниццы. Он наш пример здесь, на Западе.
— Быть может, напоследок Вы дадите какой-нибудь душеполезный совет нашим читателям?
— Читайте свои молитвы и соблюдайте посты, живите по церковному календарю, ходите в Церковь как можно чаще, ходите на исповедь и причащайтесь так часто, как можете. Читайте жития святых и помогайте другим. Подавайте пример. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи Дух мирен и тысячи около тебя спасутся». Это единственный способ. И основа спасения это самоукорение, а не наблюдение за другими и осуждение их. Это означает: воздерживаться от мирских путей, хранить свои души свободными и чистыми, избегать крайностей, потому что они всегда содержат духовную нечистоту гордыни. Всегда помните, что Бог милостив, ибо мы спасены только по Его милости. Знайте, что последние слова в истории будут принадлежать Христу. С нами Бог! Пусть Бог дарует нам всем духовно плодоносный пост!
Сил Вам, о.Андрей!
Здравия на многия лета!
Оставайтесь таким же смелым и непоколебимым, ревностным защитником Православия!
Спасения и помощи Божией в Вашем миссионерском подвиге!