7 марта в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое в 2018 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Для участия в летней сессии (март-август) Священного Синода приглашены: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр; епископ Корсунский Нестор.
ЖУРНАЛ № 1
СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о визите в Болгарию.
Справка:
Со 2 по 4 марта 2018 года состоялся визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Болгарию в связи с празднованием 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. В состав делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата архиепископ Солнечногорский Сергий.
Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит в сослужении иерархов и клириков Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей посетили Шипку, где отслужили благодарственный молебен в храме Рождества Христова, а у памятника Свободы на вершине Шипкинского перевала — панихиду по русским воинам и болгарским ополченцам, отдавшим свои жизни за освобождение Болгарии от османского ига.
Состоялась братская беседа Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Патриархом Неофитом и членами Священного Синода Болгарской Православной Церкви, на которой обсуждались значение 140-летия освобождения Болгарии и необходимость сохранения исторической памяти о погибших русских воинах и болгарских ополченцах, состояние и пути развития традиционно братских отношений Русской и Болгарской Православных Церквей и окормляемых ими народов, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
В ходе пребывания в Болгарии прошли встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководством Болгарского государства — Президентом Р. Радевым, Премьер-министром страны Б. Борисовым и председателем Народного Собрания Болгарии Ц. Караянчевой.
Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на торжественной воинской церемонии в центре Софии и посетил Подворье Русской Православной Церкви, в крипте которого поклонился мощам святителя Богучарского Серафима (Соболева).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Воздать хвалу Богу за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом на торжествах по случаю 140-летия освобождения Болгарии от османского ига.
2. Подчеркнуть важность сохранения исторической памяти о русских воинах, павших за свободу единоверного болгарского народа.
3. Выразить благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту за гостеприимство, проявленное к делегации Московского Патриархата.
4. Отметить важное значение состоявшихся бесед Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества и укрепления православного единства.
5. Считать полезными состоявшиеся в ходе визита встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с государственными деятелями Болгарии.
ЖУРНАЛ № 2
СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» и VI Рождественских Парламентских встречах.
Справка:
С 24 по 26 января 2018 года в Москве прошли XXVI Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В форуме приняли участие главы митрополий и епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, представители более 300 вузов и научных институтов России, ближнего и дальнего зарубежья. Семнадцать направлений форума включили 190 мероприятий, а также награждения победителей конкурсов, проводимых синодальными учреждениями, 14 выставок икон, творческих работ, изданий. Чтения объединили свыше 15 000 человек из Азербайджана, Аргентины, Белоруссии, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Греции, Казахстана, Канады, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Сербии, США, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, Франции, Швейцарии, Эстонии.
Торжественная церемония открытия под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви состоялась в Государственном Кремлевском дворце 24 января 2018 года. Было оглашено приветствие Президента России Владимира Владимировича Путина. Также в адрес Чтений поступили приветствия от Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина, мэра Москвы С.С. Собянина. В рамках пленарного заседания с сообщениями выступили Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.В. Кириенко, Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский.
25 января в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли VI Рождественские Парламентские встречи. Торжественное заседание Парламентских встреч возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. В рамках Рождественских Парламентских встреч были проведены круглые столы: «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования», «Благотворительность — духовная потребность и историческая традиция российского общества» и «Нравственные ценности как средство развития молодежной среды».
Предваряющий Международные Рождественские образовательные чтения региональный этап Рождественских чтений прошел с сентября по декабрь 2017 года в 192 епархиях. Программы региональных чтений состояли из пленарных заседаний и парламентских встреч, секций и круглых столов по разным направлениям церковно-общественного взаимодействия, открытых уроков, родительских собраний, встреч с представителями Церкви, науки, культуры и образования.
Также в течение всего 2017 года проходили Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Принять к сведению Итоговый документ XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
2. Выразить благодарность Организационному комитету за понесенные труды по подготовке и проведению XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
3. Провести XXVII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 22 по 25 января 2019 года на тему: «Молодежь: свобода и ответственность».
ЖУРНАЛ № 3
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о планах работы синодальных учреждений на 2018 год.
Справка:
Согласно пункту б статьи 29 главы V Устава Русской Православной Церкви «Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод <…> утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты».
Священный Синод в заседании от 28 декабря 2017 года (журнал № 118) определил: «Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в порядке исключения предварительно утвердить планы работы синодальных учреждений на 2018 год с тем, чтобы синодальные учреждения приступили к реализации этих планов с начала предстоящего года». Также было принято решение: «На первом заседании Священного Синода в 2018 году иметь дополнительное суждение об упомянутых планах».
ПОСТАНОВИЛИ:
Утвердить планы работы синодальных учреждений на 2018 год.
ЖУРНАЛ № 4
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с предложением образовать новую епархию на территории Свердловской области.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Образовать в административных границах городских округов Свердловской области: Верхотурского, Волчанского, Гаринского, Серовского, Сосьвинского, Североуральского, Ивдельского, Краснотурьинск, Карпинск, Нижнетуринского, Новолялинского, Пелым — Серовскую епархию, выделив ее из состава Нижнетагильской епархии.
2. Правящему архиерею Серовской епархии иметь титул «Серовский и Краснотурьинский».
3. Правящему архиерею Нижнетагильской епархии иметь титул «Нижнетагильский и Невьянский».
4. Епископом Серовским и Краснотурьинским избрать игумена Алексия (Орлова), клирика Нижнетагильской епархии.
5. Место наречения и хиротонии игумена Алексия (Орлова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
— О чем и послать соответствующий указ.
6. Включить Серовскую епархию в состав Екатеринбургской митрополии.
ЖУРНАЛ № 5
СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся 11 декабря 2017 года заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.
Справка:
Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».
ПОСТАНОВИЛИ:
Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 11 декабря 2017 года (№№ 48-63).
ЖУРНАЛ № 6
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, по вопросу включения священника Александра Адрианова, протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Справка:
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Священник Александр Адрианов, настоятель Трехсвятительского храма Нижне-Туринского завода Екатеринбургской епархии, был ревностным и достойным пастырем, который много потрудился как законоучитель, храмоздатель, член различных комитетов и обществ. Вся его жизнь была наполнена служением своей пастве, деятельной любовью к ближним.
Осенью 1918 года на Среднем Урале шли активные бои между Белой и Красной армиями. Нижне-Туринский завод и его окрестности находился под властью большевиков, которые жестоко обращались с местным населением, в том числе и со священниками. В связи с убийствами нескольких священнослужителей большинство оставшихся покинули места своего служения. Единственный, кто продолжал служение на своем приходе, совершая все положенные богослужения и проповедуя, был отец Александр Адрианов.
8/21 ноября отец Александр был арестован прямо в храме во время праздничного богослужения и увезен на станцию Выя, которая находилась недалеко от Нижне-Туринского завода.
12/25 ноября отец Александр был расстрелян. По свидетельству Шипицына, бывшего красноармейца, участника расстрела, «когда Туринского попа Адрианова вели на расстрел, он твердил «Господи помилуй, Господи помилуй меня грешного!», негромко, так полушепотом». Тело отца Александра было найдено через пять дней, слегка присыпанное снегом, со скрещенными на груди руками.
Протоиерей Николай Чернышев с 1914 года и до своей гибели был благочинным Воткинской и Галевской волостей на территории современной Удмуртии. За безупречную службу Православной Церкви неоднократно награждался епархиальным начальством. Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства имени П.И. Чайковского. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского он стал учредителем и председателем местного Общества трезвости. Во время Первой мировой войны отец Николай участвовал в работе местного отделения «Всероссийского Земского союза по снабжению армии». Его многолетняя общественная и преподавательская деятельность была отмечена серебряной медалью Общества Красного Креста и орденом святой Анны III степени.
У протоиерея Николая Чернышева было четверо детей. Рано овдовев, он жил с младшей дочерью Варварой, окончившей гимназию и Высшие женские курсы в Казани. Варвара Николаевна сознательно не выходила замуж, оставшись подле своего отца.
В августе 1918 года жители Воткинска, в основном рабочие и служащие завода, выступили против советской власти. Протоиерей Николай, несмотря на опасность, не оставил своего прихода и продолжил исполнять свой пастырский долг. Отец Николай напутствовал умирающих, вдохновлял пасомых. Его дочь Варвара исполняла служение сестры милосердия.
После подавления восстания город заняли силы Красной армии. Через некоторое время в городском соборе был проведен антирелигиозный диспут, на котором в защиту веры выступил протоиерей Николай. На следующий день священнослужителя арестовали. Народ впоследствии вспоминал, что, когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к родителю и крепко обхватила его, так что ее никто не смог оторвать — ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года. Родственница экономки Чернышевых А.А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о. Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу». По другим воспоминаниям о. Николай просил принести ему облачение (вероятно — епитрахиль) для совершения богослужений в заключении и особенно для исповеди арестованных.
Протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара были расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю). Известно, что перед расстрелом на требование снять крест он им ответил: «Вот умру — тогда и снимите». Похоронены они были на Нагорном кладбище рядом с Преображенским собором. Место их погребения почитаемо народом. Есть случаи чудесной помощи по молитвам к протоиерею Николаю в исцелении от недуга винопития. Протоиерей Николай и его дочь Варвара почитаются потомками воткинцев заграницей. В храме святого Иоанна Крестителя в Беркли есть их образ с неугасимой лампадой.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священника Александра Адрианова, протоиерея Николая Чернышева и его дочь Варвару.
2. Память священномученика Александра совершать 25 (12) ноября, в день его мученической кончины.
3. Память священномученика Николая и мученицы Варвары совершать 2 января (20 декабря), в день их мученической кончины.
4. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
ЖУРНАЛ № 7
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступившего ходатайства настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумении Филареты (Калачевой) о канонизации в лике местночтимых святых монахини Екатерины (Малков-Паниной).
Справка:
Екатерина Малков-Панина родилась 15 мая 1889 года в Финляндии, в крепости Свеаборг, в семье военного инженера Василия Васильевича Малков-Панина. В семье было шестеро детей. С ранних лет будущая святая отличалась добротой и отзывчивостью, любила посещать святую обитель, находящуюся недалеко от их усадьбы.
До 1900 года семья проживала в Гельсингфорсе (Хельсинки), затем переехала в Гатчину. В начале ХХ века Екатерина училась на естественном факультете Бестужевских курсов, по окончании которых в 1912-1913 годах работала в Энтомологическом обществе. В 1914 году Екатерина поступила на курсы сестер милосердия и одновременно стала работать в бесплатных городских больницах, позже трудилась в тыловом госпитале, затем перевелась в летучий отряд Георгиевской общины: сестры милосердия этого отряда оказывали помощь раненным бойцам, которых выносили с поля боя.
После тяжелой болезни Екатерина устроилась работницей в село Беззаботное под Петербургом, а в 1919 году с родителями приехала в Эстонию.
5 июля 1922 года Екатерина была принята в число послушниц Пюхтицкого монастыря. С первых дней своей жизни в обители она стала вести себя по временам странно, юродствовала. Вскоре ее перевели в Гефсиманский скит, находившийся в тридцати километрах от монастыря.
В начале Отечественной войны Гефсиманский скит был ликвидирован, а его насельницы вернулись в монастырь. Екатерина в 1942 году была отпущена домой ухаживать за больными престарелыми родителями, которые жили в Таллине. В том же году она похоронила мать и осталась жить со своим отцом. В Таллине Екатерина посещала подворье Пюхтицкого монастыря и предсказала (почти за двадцать лет) его закрытие.
В 1947 году Екатерина похоронила своего отца и вернулась в монастырь, после чего начала открыто юродствовать.
Монахини вспоминали, что она иногда налагала на себя особый пост, объясняя это тем, что собирается умирать, и обычно это было к смерти кого-нибудь из сестер. Если же говорила, что постится, потому что готовится к постригу в мантию, — это значило, что должен состояться чей-то постриг.
Екатерину широко почитали в православном народе как имевшую дар прозорливости и исцеления. К ней стекались за советом и молитвой многочисленные паломники.
В апреле 1966 года архиепископом Таллинским и Эстонским Алексием келейно, в игуменских покоях Пюхтицкого монастыря, был совершен постриг в мантию послушницы монастыря Екатерины с оставлением прежнего имени.
Последние годы своей жизни старица редко выходила из дому, больше лежала. Если вставала и где-либо неожиданно появлялась, то это было большим событием и значило, что в этом доме должно произойти что-то значительное. По рассказам монахинь мать Екатерина постоянно пребывала в болезни, но внешне она ничем не выражала своих страданий. В одном из последних писем блаженная написала: «Как легко взять на себя подвиг и как трудно его докончить...».
5 мая 1968 года, на празднование жен-мироносиц, мать Екатерина мирно отошла ко Господу.
Имеется много убедительных свидетельств о святости подвижницы и обильных благодатных дарах, проявлявшихся при ее жизни и после смерти в очевидных чудотворениях, в том числе исцелениях (некоторые из них подтверждены медицинскими документами).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Причислить к лику святых для местного почитания в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре монахиню Екатерину (Малков-Панину).
2. Память блаженной Екатерины (Малков-Паниной), Христа ради юродивой, совершать 22 апреля / 5 мая.
3. Честные останки блаженной Екатерины, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленной святой иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
ЖУРНАЛ № 8
СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизации святых, совершенной в Румынской Православной Церкви.
Справка:
Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил в письме от 24 марта 2017 года известил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о прославлении в 1950-2017 годах сонма святых угодников Божиих, из которых не упоминаются в месяцеслове Русской Православной Церкви:
- Преподобный Дионисий Малый (ок. 470 — между 537 и 556). Родился в Скифии, по происхождению гето-дак (территория нынешней Румынии). В конце V века поселился в Риме. Перевел на латинский язык множество житий и творений святых, а также сборников канонических правил. Составил таблицы для вычисления Пасхи, ввел в практику летоисчисление от Рождества Христова.
- Преподобный Даниил Пустынник (XV век). Точные даты жизни неизвестны. Подвизался в монастыре Рэдэуца (Буковина), затем поселился в уединенной местности. К нему приходило множество людей, и, в том числе Молдавский господарь Стефан III, который стал его духовным чадом. Отказался от назначения на Молдавскую кафедру и основал Воронецкий монастырь.
- Святой благоверный князь Нягу Басарабский (ок. 1459-1521). Господарь Валахии в первой четверти XVI века. Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Оставил написанное на церковнославянском языке поучение сыну Феодосию.
- Святитель Симеон (Стефан) Трансильванский (первая половина XVII века — 1656).Учился в академической коллегии в Альба-Юлии. В 1643 году избран митрополитом Трансильванским. В 1648 году впервые издал на румынском языке Новый Завет, в 1651 году — Псалтирь. Скончался в 1656 году.
- Святитель Варлаам, митрополит Молдавский (конец XVI века — 1657). Родился в Восточной Румынии. Боролся за национальные и религиозные права трансильванских румын. Поборник просвещения и дружбы с Россией. Написал ряд апологетических сочинений в защиту Православия. С его именем связано начало письменной традиции на румынском языке. Оставив кафедру, удалился в Секульский монастырь, где мирно почил в 1657 году.
- Преподобная Феодора Сихловская (середина XVII — начало XVIII веков). Родилась в Молдавии. Вскоре после бракосочетания одновременно с супругом испросила благословения на монашеское житие. Приняла постриг в скиту Вэрзэрешть. В конце XVII — начале XVIII веков подвизалась в посте и в молитве в Сихловских лесах в горах центральной Румынии.
- Мученик великий князь Константин Брынковяну (1654-1714). Родился в Валахии. С 1688 года — Господарь Валахии. Был ктитором множества монастырей и храмов, заботился о духовном просвещении народа и развитии книгопечатания. Стремился к союзу с православной Россией, за что был в 1700 году награжден орденом святого Андрея Первозванного. В 1714 году был вызван султаном в Стамбул, где замучен до смерти за отказ перейти в ислам и за тайные связи с Россией. Вместе с ним казнены его несовершеннолетние дети Константин, Стефан, Раду и Матфей, а также советник воевода Ианах.
- Священномученик Анфим Иверянин, митрополит Валашский (1650-1716). Родился в Грузии. Сопровождал грузинского царевича Арчила в Россию, но на обратном пути был пленен и продан в рабство, откуда его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей. Стяжал известность как искусный художник и каллиграф. По приглашению господаря Константина Брынковяну отправился в Валахию. В 1705 году хиротонисан во епископа Рымникского, а в 1709 году назначен митрополитом Валашским. По навету врагов был изгнан с кафедры. Невдалеке от Галлиполи был убит турецкими воинами. Канонизирован также Грузинской Церковью.
- Святитель Каллиник Черникский (1787-1868). Настоятель Черникского монастыря близ Бухареста, ставшего при нем центром книжности и социальной деятельности в Валахии. Отличался смирением и подвижническими добродетелями. В 1850 году был хиротонисан во епископа Рымникского. Занимался храмостроительством и книгоиздательством, открыл в Рымнике духовную семинарию. Незадолго до смерти удалился на покой в основанный им монастырь.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. С благодарением Господу принять известие о прославлении Румынской Православной Церковью святых угодников Божиих.
2. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования дней памяти имена святых:
- преподобного Дионисия Малого — 1/14 сентября;
- преподобного Даниила Пустынника — 18/31 декабря;
- благоверного князя Нягу Басарабского — 26 сентября/9 октября;
- святителя Симеона (Стефана) Трансильванского — 24 апреля/7 мая;
- святителя Варлаама, митрополита Молдавского —30 августа/12 сентября;
- преподобной Феодоры Сихловской — 7/20 августа;
- мученика великого князя Константина — 16/29 августа;
- священномученика Анфима Иверянина, митрополита Валашского — 27 сентября/10 октября;
- святителя Каллиника Черникского — 11/24 апреля.
ЖУРНАЛ № 9
СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о подготовке очередного заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» в Тегеране (Иран).
Справка:
Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие-Ислам» образована в 1997 году. Ее заседания проходили в Тегеране (в 1997, 2001, 2006, 2010 и 2014 гг.) и Москве (в 1999, 2004, 2008, 2012 и 2016 гг.). На заседаниях комиссии были рассмотрены, в частности, вопросы места и роли религии в современном мире, межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога, прав человека, глобализации, проблемы терроризма и экстремизма, духовно-нравственного кризиса в обществе; отдельные вопросы христианского и исламского богословия и антропологии; возможности академического взаимодействия, а также положение религиозных меньшинств на Ближнем Востоке.
ПОСТАНОВИЛИ:
Утвердить следующий состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XI заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» 5-8 мая 2018 года:
- митрополит Казанский и Татарстанский Феофан — глава делегации;
- архимандрит Александр (Заркешев), настоятель Николаевского собора в Тегеране;
- протоиерей Лев Семенов, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
- священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям;
- священник Алексий Сорокин, и.о. настоятеля храма блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове г. Москвы;
- А.И. Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии;
- О.Р. Калимуллин, консультант Отдела внешних церковных связей;
- Е.В. Дунаева, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.
ЖУРНАЛ № 10
СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездках в Вену и Белград.
Справка:
12 февраля 2018 года в Вене состоялась международная конференция, посвященная положению христиан на Ближнем Востоке.
Соорганизаторами мероприятия выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, католическая архиепархия Австрии, Папский совет по содействию христианскому единству, Министерство культуры Российской Федерации и Посольство Российской Федерации в Австрийской Республике.
На форуме, приуроченном ко второй годовщине встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване, выступил митрополит Волоколамский Иларион, доклад которого был посвящен положению гонимых христиан, реализации практического православно-католического взаимодействия в этой области, а также деятельности Русской Православной Церкви, направленной на поддержку страждущих братьев и сестер. Митрополит Иларион представил собравшимся каталог разрушенных христианских храмов, подготовленный совместными усилиями Отдела внешних церковных связей и католической организации «Помощь Церкви в беде», рассказал о крупнейшей гуманитарной акции, осуществленной с 3 по 9 февраля в Сирии Межрелигиозной рабочей группой, которая действует под эгидой Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России.
В мероприятии также приняли участие председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, архиепископ Вены кардинал Кристоф Шенборн; митрополит Французский, Западно- и Южноевропейский Игнатий (Антиохийская Православная Церковь); руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии архиепископ Венский и Будапештский Антоний; митрополит Швейцарский и Австрийский Дионисий Исса Гурбуз (Сиро-Яковитская Церковь); глава Дамасской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Армаш Налбандян (Эчмиадзинский Католикосат); епископ Захлейский Джозеф Муавад (Маронитская Церковь). Участниками форума были Чрезвычайный и Полномочный посол России в Австрии Д.Е. Любинский, Апостольский нунций в Австрии архиепископ Петер Стефан Цубригген, духовенство Венской епархии, многочисленные представители дипломатического корпуса разных государств, православного и католического духовенства, монашества, благотворительных организаций и мирян.
10 февраля в венском Концертхаусе также состоялся концерт русской духовной музыки в исполнении Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением В.И. Федосеева и Московского Синодального хора под управлением А.А. Пузакова.
22 февраля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион посетил Белград, где принял участие в торжественной церемонии передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола храма святителя Саввы, созданного при участии Русской Православной Церкви коллективом российских мозаичистов. В церемонии участвовали Святейший Патриарх Сербский Ириней, Президент Республики Сербии А. Вучич и министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. В тот же день состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Считать важным доведение информации о деятельности Русской Православной Церкви по защите преследуемых христиан до сведения широкой общественности на международных площадках.
3. Выразить удовлетворение успешным завершением работ по мозаичному благоукрашению купола собора святителя Сербского Саввы в Белграде.
ЖУРНАЛ № 11
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об освобождении М.В. Васильевой от должности заместителя председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
ПОСТАНОВИЛИ:
Освободить в связи с поданным прошением М.В. Васильеву от должности заместителя председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, выразив ей благодарность за труды, понесенные на этой должности с 2010 года по 2017 год.
ЖУРНАЛ № 12
СЛУШАЛИ:
Прошение Преосвященного митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия и Преосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина в сопровождении рапорта Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о назначении ректоров в Самарскую и Оренбургскую духовные семинарии.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить Преосвященного митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия от должности ректора Самарской духовной семинарии.
2. Исполняющим обязанности ректора Самарской духовной семинарии назначить сроком на один год клирика Самарской епархии протоиерея Максима Кокарева.
3. Освободить митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина от должности временно исполняющего обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии.
4. Исполняющим обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии назначить сроком на один год первого проректора той же семинарии священника Петра Панова.
ЖУРНАЛ № 13
СЛУШАЛИ:
Прошения Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина и Преосвященного епископа Рубцовского и Алейского Романа об утверждении в должности священноархимандритов особо значимых обителей Городецкой и Рубцовской епархий.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Утвердить Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина в должности священноархимандрита Городецкого Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области.
2. Утвердить Преосвященного епископа Рубцовского и Алейского Романа в должности священноархимандрита мужского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери села Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края.
ЖУРНАЛ № 14
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей и назначении/освобождении от должности игуменов и игумений монастырей.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Феофана освободить игумена Глеба (Владимирова) от должности наместника Вознесенского Макарьевского мужского монастыря поселка Введенская слобода Верхнеуслонского района Республики Татарстан.
2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия освободить игумению Евфалию (Лебедеву) от должности игумении Воскресенского Горицкого женского монастыря села Горицы Кирилловского района Вологодской области.
3. В связи с прошением Преосвященного епископа Краснослободского и Темниковского Климента назначить игумена Тихона (Гладких) на должность настоятеля мужского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» села Журавкино Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
4. В связи с прошением Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина назначить иеромонаха Даниила (Гулько) на должность наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области.
5. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский мужской монастырь поселка Зеленый Берег Кадуйского района Вологодской области и назначить игуменом этого монастыря иеромонаха Иова (Чернышова).
ЖУРНАЛ № 15
СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о епархиях и приходах за рубежом.
ПОСТАНОВИЛИ:
Подворье Русской Православной Церкви в Ливане
1. Игумена Арсения (Соколова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, освободить от должности настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в г. Бейруте, Ливан, с выражением благодарности за понесенные труды.
2. Архимандрита Филиппа (Васильцева) назначить настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в г. Бейруте, Ливан, освободив его от должности настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в г. Софии, Болгария.
Подворье Русской Православной Церкви в Софии
Архимандрита Вассиана (Змеева), представителя Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате, назначить настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в г. Софии, Болгария, освободив его от ранее занимаемой должности, с выражением благодарности за понесенные труды.
Ставропигиальный храм святой великомученицы Екатерины в г. Риме, Италия
Иеромонаха Афанасия (Потапова) освободить от должности клирика ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме, Италия, и направить в распоряжение управляющего приходами Московского Патриархата в Италии.
Ставропигиальный Николаевский храм в г. Риме, Италия
1. Священника Александра Авсиевича освободить от должности клирика Николаевского ставропигиального храма в г. Риме, Италия, и назначить клириком ставропигиального храма-подворья святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в г. Бари, Италия.
2. Протоиерея Сергия Дмитриева, настоятеля Никольского прихода в г. Вероне, Италия, освободить от занимаемой должности и назначить клириком ставропигиального Николаевского храма в г. Риме, Италия.
Приходы Московского Патриархата в Италии
Протоиерея Сергия Беспалова, клирика Гомельской епархии, направить в распоряжение управляющего приходами Московского Патриархата в Италии.
Казанский храм в г. Гаване, Куба
Священника Савву Гаглоева, клирика г. Москвы, назначить настоятелем Казанского храма в г. Гаване.
Благочиние приходов Московского Патриархата в Королевстве Таиланд
Принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви следующие приходы, включив их в состав благочиния приходов Московского Патриархата в Королевстве Таиланд:
- В честь Живоначальной Троицы на о. Пхукет;
- Во имя Всех святых в г. Паттайя;
- В честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Паттайя;
- В честь Вознесения Господня на о. Самуи;
- Во имя преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг;
- Во имя святых Царственных страстотерпцев в г. Хуахин;
- Во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в г. Чиангмай;
- Во имя преподобного Серафима Саровского на о. Панган.
Сурожская епархия
1. Протоиерея Димитрия Карпенко, в связи с окончанием командировки, освободить от должности клирика Сурожской епархии и направить в распоряжение епископа Губкинского и Грайворонского Софрония.
2. Иеромонаха Иннокентия (Колесникова), в связи с окончанием командировки, освободить от должности клирика Сурожской епархии и направить в распоряжение епископа Губкинского и Грайворонского Софрония.