«Завещание» святых 40 мучеников Севастийских

«Завещание» 40 мучеников – воинов римского XII Молниеносного легиона (Legio XII Fulminata), пострадавших в 320 году в городе Севастия (в Малой Армении), – является важным историческим документом и памятником раннехристианской агиологической литературы. Если пространный текст «Мученичества» святых 40 мучеников в современном виде, бесспорно, является позднейшей редакцией не дошедшего до нас подлинника, то «Завещание» – это, несомненно, аутентичный текст.

«Завещание» составлено в ночь перед ввержением мучеников в Севастийское озеро и состоит из трех частей. В первой части мученики выражают желание, чтобы их останки были переданы священнику Проиду и были погребены в деревне Сарим без раздробления, как это уже было принято среди христиан. Во второй части подписавшиеся увещевают христиан оставаться твердыми в вере, а в третьей, заключительной части в последний раз приветствуют некоторых из своих родственников и знакомых.

Мелетий, Аэтий[1] и Евтихий – узники Христовы – во всяком граде и стране (сущим) святым епископам, пресвитерам, диаконам, исповедникам и прочим всем церковным (мужам желают) радоваться о Христе!

I

  1. Когда благодатью Божией и общими молитвами всех вас закончим предлежащую нам брань и достигнем венцов вышнего призвания, тогда желаем, чтобы господствовала сия наша воля относительно перенесения наших останков людьми пресвитера и нашего отца Проида и братьями нашими Криспином и Гордием вместе с трудящимся народом, а также Кириллом, Марком и Саприкием – сыном Аммония, с целью положить наши останки в деревне Сарим[2], что под городом Зела[3]. Хоть все мы происходим из разных деревень, однако предпочитаем одно и то же место для упокоения; ибо так как мы поборолись общей бранью за венец, то условились иметь и общее упокоение в вышеуказанной деревне. Итак, сие изволися Духу Святому, сие угодно и нам.
  2. По сей причине и мы, что вместе с Аэтием и Евтихием и с прочими во Христе остальными братьями нашими, просим наших господ родителей и братьев быть чуждыми всякой печали и смятения, почтить же условие братолюбивого (нашего) общества и усердно следовать нашему желанию, чтобы стяжать им великое воздаяние послушания и сострадания от нашего общего Отца.
  3. Еще просим всех, чтобы никто не хранил для себя извлеченных из печи[4] останков, но, позаботившись собрать (их) воедино, передал вышеуказанным (людям), чтобы, показав усилие усердия, получить ему и нетленную выгоду (нашей) признательности за саму боль сострадания (к нам); как Мария, которая, не отходя от гроба Христа и прежде всех увидев Господа, первая и приняла благодать радости и благословения.
  4. А если кто воспротивится нашему желанию, да будет чуждым божественной выгоды, подсудимым за всякое непослушание. Из-за ничтожного желания потеряв справедливость, (таковой) вынужден рассечь друг от друга нас, (являющихся) как бы единым целым; нас, которых Святой Спаситель Своей благодатью и Промыслом присоединил к вере.
  5. Если и отрок Евноик по соизволению Человеколюбца Бога достигнет того же конца брани, да удостоится иметь одинаковое с нами пребывание, а если благодатью Христовой сохранится неповрежденным и еще будет испытан в мире, заповедуем ему, чтобы он свободно пребывал в нашем мартирии[5] и просим его хранить заповеди Христовы, дабы в великий день Воскресения улучил он общего с нами наслаждения, ибо, будучи в мире, он вытерпел вместе с нами те же скорби.
  6. Ибо признательность по отношению к брату зрит Правду Божию, а непослушание к подобным себе попирает заповедь Господню, потому что написано: «Любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10: 5).

II

Слава мира (сего) не крепка, а переменчива. Более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу

  1. Итак, прошу вас, брат Криспин, и заповедую быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью.
  2. Настоящее время – подходящее для желающих спастись: с одной стороны, оно предоставляет большой срок для покаяния, а с другой – безоговорочное деяние жизни (для тех), кои не откладывают на будущее. Изменения в жизни непредвидимы, однако если ты познал (сие, то) виждь полезное и в сей (жизни) прояви беспорочность Богопочитания, дабы, будучи охваченным ею, стереть тебе рукописание предыдущих грехов, ибо (Господь) сказал: «В чем найду тебя, в том и буду судить»[6].
  3. Итак, тщитесь быть непорочными в заповедях Христовых, чтобы избежать вам неусыпного и вечного огня. Ибо Божественный глас издревле вопиет, что «время уже коротко» (1 Кор. 7: 29).
  4. Итак, прежде всего почитайте любовь, ибо она одна чествует закон братолюбия, по закону повинуясь Богу, потому что и через видимого брата почитается невидимый Бог. Сии слова (относятся) к единоутробным братьям, однако сие мнение (относится) ко всем христолюбцам, ибо и Святой Спаситель и Бог наш сказал, что братьями являются не (только) те, кои сообщаются друг с другом посредством (общей) природы, но соединяются к вере лучшими деяниями и исполняющие волю Отца нашего, Сущего на небесах.

III

Прежде всего почитайте любовь, ибо она одна чествует закон братолюбия

  1. Приветствуем господина пресвитера Филиппа, Проклиана и Диогена вместе со святой Церковью. Приветствуем господина Проклиана, который (находится) в деревне Фидела вместе со святой Церковью и с его (людьми). Приветствуем Максима вместе с Церковью, Магна с Церковью. Приветствуем Домна с его (людьми), отца нашего Илия и Валия вместе с Церковью. Приветствую и я, Мелетий, моих сродников Лутания, Криспа и Гордия вместе с его (людьми), Елпидия вместе с его (людьми), Иперехия вместе с его (людьми).
  2. Приветствуем и находящихся в деревне Сарим, пресвитера вместе с его (людьми), диаконов с их (людьми), Максима с его (людьми), Исихия с его (людьми), Кириака с его (людьми). Поименно приветствуем всех находящихся в Хадуфи. Поименно приветствуем всех находящихся в Харисфони. Приветствую и я, Аэтий, моих сродников Марка и Акилину, пресвитера Клавдия и его братьев Марка, Трифона, Гордия и Криспа, а также моих сестер и мою супругу Домну с моим ребенком.
  3. Приветствую и я, Евтихий, находящихся в Ксимаре[7] мою матерь Иулию и моих братьев Кирилла, Руфа, Ригла и сестру Кириллу и мою невесту Василию, а также диаконов Клавдия, Руфина и Прокла. Приветствуем также служителей Божиих Саприкия (сына) Аммония, Генесия и Сусанну с ее (людьми).
  4. Итак, приветствуем всех вас, о наши господа, мы все – сорок братьев и соузников: Мелетий[8], Аэтий, Евтихий, Кирион, Кандид, Ангий, Гай, Худион, Ираклий, Иоанн, Феофил, Сисиний, Смарагд, Филоктимон, Горгоний, Кирилл, Севириан, Феодул, Никалл, Флавий, Ксанфий, Валерий, Исихий, Дометиан, Домн, Илиан, Леонтий, он же Феоктист, Евноик, Валий, Акакий, Александр, Викратий, он же Вивиан, Приск, Сакердон, Екдикий, Афанасий, Лисимах, Клавдий, Илий и Мелитон. Итак, мы – сорок узников Господа нашего Иисуса Христа – рукой Мелетия, одного из нас, подписали и утвердили все вышенаписанное, и то было угодно всем нам. Душой же нашей и Божественным Духом молимся, чтобы мы все получили вечные блага Бога и Его Царство, ныне и во веки веков. Аминь[9].

Перевел с древнегреческого Геворг Казарян

22 марта 2018 г.

[1] В армянских святцах имя Аэтий (от греческого «аэтос» – «орел») переводится как «Аветис» (по-армянски «благовестие»).

[2] Сарим – неизвестный топоним. Такими же являются упоминаемые в «Завещании» топонимы Фидела, Хадуфи, Харисфони.

[3] Зела – город в Елинопонте. В 47 г. до Р.Х. в битве при Зеле Юлий Цезарь победил понтийского царя Фарнака, после чего оставил свое знаменитое изречение: «Пришел, увидел, победил».

[4] Тела 40 мучеников были преданы огню после того, как они чудом выжили в озере. Из этого места «Завещания» становится ясно, что приказ об их сожжении был издан заранее.

[5] Мартирий (от греческого «мартис» – «свидетель» (по-славянски – «мученик») – раннехристианский храм, построенный на гробнице мучеников.

[6] Одно из не записанных в Новом Завете изречений Господа Иисуса Христа. Дошло до нас в «Диалоге с Иудеем Трифоном» св. мученика Иустина Философа (II в.).

[7] Ксимара, или Зимара – деревня в Малой Армении, просуществовавшая до геноцида армян 1915 г.

[8] Как показывает сличение имен, приведенных в «Завещании», и имен, приведенных в Святцах, именно Мелетий был тем, кто не выдержал стужу и выбежал из озера в баню, где немедленно испустил дух. Его место занял стражник Аглаий.

[9] Следует заметить, что последняя воля 40 мучеников не была исполнена христианами, так как после извлечения их сожженных мощей из озера они сразу были разделены между верующими.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Адыканов23 марта 2019, 00:31
http://www.pravoslavie.ru/111638.html
Завещание 40 мучеников Севастийских.
Елена22 марта 2019, 09:57
Хочу поддержать мнение Вадима К. Правильно рассуждаете!
Антон 21 марта 2019, 18:42
Не спора ради,но Вадиму К. хочется напомнить про ап. Петра,а то вы уж больно бравируете писанием.Мое почтение.
григорий 5 апреля 2018, 21:09
Святые мученики Севастийские, молите Господа о нас, грешных!
Вы истинные витязи силы духа, настоящие воины Христовы. Спасибо вам за ваш великий подвиг!
Вадим К.27 марта 2018, 14:21
Спор не об участи Мелетия, если даже и так звали бежавшего, а о том, что не нужно заранее примеривать к себе одежду поражения и не только это, но и обелять ее. Господь ясно сказал, когда вас поведут, не размышляйте в себе заранее, что и как ответите, но положитесь на Отца Небесного, Который даст вам духа, которому не смогут противиться искусители ваши. Думается, потому именно и не выдерживали некоторые, что рассчитывали свои силы и забыли в своих расчетах о Христе, а не потому, что были слабы и немощны. Этот воин, причем из числа лучших в армии не выдержал, а иные юноши и даже девицы княжеских кровей и не такое перенесли.
АлександрГ. 27 марта 2018, 14:14
Нам не дано знать, кто выдержит, а кто не выдержит. Мы можем только молить Господа о том, чтобы Он послал нам силы выдержать все до конца и придти к Нему. Севастийские мученики выдержали, показав миру, что сила их Веры, сильней мирского инстинкта самосохранения. Но они показали нам и другое, жить здесь и сейчас можно не любой ценой. Есть вещи, которые человек не должен преступать. И не случайно в русском языке от слова Вера произошло слово верность. Но от слова Вера произошло и еще одно слово - доверие. Доверить Господу свою жизнь, свое спасение, верить, что Он все управит по Слову Своему, это наверное и есть самое главное в жизни верующего. И удивительным образом именно это и дает силу.
Вадим К.26 марта 2018, 15:24
Дорогая, Наталия! Я никого не осуждал, а вот читать пораженческие комментарии и не видеть на них никакого возражения было больно. С таким духом только и остается, что сдавать и сдаваться. Святые отцы учат другому. Как и Евангелие и апостолы, которых я привел, так что это не мое суждение, а только то, которое нашел у других и напомнил. Господь же сказал: не Я буду вас судить, но слово, которое Я сказал, оно будет вам судьей в тот день. А слово это сдачу Господа людям грешным не оправдывает. Выбор у каждого свой и совершенно свободный, так что смотрите сами. Если же Вы думаете, что я включаю себя в число героев, то и Вам на это скажу: не судите о том, чего как человек не видите.
ирина25 марта 2018, 09:15
Святые мученники молите Господа обо мне......
Владимир25 марта 2018, 07:31
Полагаю не душеполезным спорить по поводу Мелетия. Оставим его участь Богу. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство современных христиан побежали бы приносить жертвы идолам только лишь увидев орудия пыток тех времен. С другой стороны первохристиане, в отличие от нас, исполнялись Духа Святаго, получали Его дары, выдели явные чудеса и знамения, а Господь сказал, что кому много дано, с того много взыщут.

Более актуально для нас то, что ввиду скорого наступления царства звериного для некоторых из нас мученичество станет единственной возможностью спасения. При этом мы и физически гораздо менее выносливы, чем древние люди, и не имеем даров Святаго Духа. Что мы тогда делать будем?
Наталия25 марта 2018, 05:23
Вадиму К.
Категорично судите, брат! Помните: "Кто в чём осудит - тот в том и пребудет!"
Помоги вам Господь!
Наталия С.24 марта 2018, 22:31
Странно, что не была исполнена просьба свв. мучеников об их совместном погребении. Как можно было не выполнить последнюю волю, при этом столь убедительно выраженную в завещании? Одно уж дело в наше время, когда волей усопшего пренебрегают по причине неверия в жизнь вечную и руководствуясь исключительно мирскими представлениями. Встретиться с этим хотя и достаточно тяжело, но пусть какое-то объяснение можно найти. А здесь даже не знаю, что и думать, почему желание иметь частицы мощей было поставлено выше последней просьбы святых?
Вадим К.24 марта 2018, 13:14
Если мы еще питаем сомнения и считаем, что малодушие может быть прощено, то подумаем и над этими словами Говорящего: Аз есмь альфа и омега. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; БОЯЗЛИВЫХ же и НЕВЕРНЫХ участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая, (Откр. 21, 6-8). Господь не даст нам искушения больше нашей силы, а если кто не выдержит данного, вина в нем. И это объяснено Им в притчах о неразумных строителях, один из которых строил на песке неисполнения заповедей, а другой не смог окончить строительство за нехваткой средств, которых недостало ему потому, что сперва не отрекся от всего своего, но самонадеянно начал стройку.
Вадим К.24 марта 2018, 12:54
Дорогие братья и сестры! Зачем нам так малодушествовать и расслаблять свои души маловерием? Почему не понимаем, что Бог сразу умертвил бежавшего с подвига не столько для видевших это его 39 сподвижников, сколько сделал это в назидание нам, чтобы страшились давать малодушию входа в свое сердце под обманными предлогами и извинениями? Мы хотим спорить с Истиной, Которая прямо говорит: кто отвергнется от Сына Человеческого перед людьми, того Я отвергнусь перед лицом Отца и Его Ангелов? Не помним, что Она сказала еще: претерпевший до конца, тот спасен будет? А его апостол что напоминает нам, как не слова Господа: если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя, (Евр. 10, 38)?
Борис24 марта 2018, 10:24
Большое спасибо Геворгу за замечательную статью.
Александр Б23 марта 2018, 18:13
Верую всем сердцем и умом что брат Мелетий спасён Господом нашим!
Верим, что и малое страдание за Христа, принесёт великую славу и жизнь вечную.
Претерпевшим же ДО КОНЦА!!!... - несказАнные венцы!
Молите Бога о нас, маяки нашей жизни, святые мученики севастийские!
Ирина23 марта 2018, 11:02
40 мучеников севастийских-молите Милостивого Бога о нас!
Алексий23 марта 2018, 08:41
святые мученики молите Бога о моей семье Ольге Ирине Софии. да сохранит Господь мою семью.
тамара22 марта 2018, 23:50
Так и вышло-Мелетий пал духом,прости его,Господи.Святые Севастийские мученики,молите Бога о нас,грешных.
Наталия22 марта 2018, 17:16
Очень жаль Мелетия... Уповаю на милость Божию! Я бы не выдержала такой пытки - это же не усечение мечом...
Святые мученики! Молите Бога о нас! И о брате своём Мелетии!
АлександрГ. 22 марта 2018, 12:34
Нужно просто почувствовать какое-то запредельное спокойствие, которым пронизано это послание.
Андрей22 марта 2018, 08:36
Вот ведь как получается, Мелетий написал это письмо от имени всех сорока, и именно он не выдержал искушения...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×