Детские книжки для разглядывания – особый жанр. В этих книжках много мелких, подробных рисунков с бесконечным количеством сюжетов. Например, город. Улица. Дома «в разрезе». И в каждой квартире – свой сюжет, своя жизнь. Из каждого сюжета рождается целый маленький мир. И можно придумывать истории и предыстории каждого такого сюжета. Самый большой бонус этих книжек в том, что можно вручить ее ребенку и есть – не гарантия, но неплохой шанс получить тихого ребенка на полчаса или, если повезет, даже на час…
Недавно Издательство Сретенского монастыря выпустило подобную книжку-разглядывалку про православный храм. Вообще про жизнь вокруг Церкви. «Я открываю храм». И сразу скажу: книжка, правда, «работает». Пятилетний ребенок в состоянии сидеть и рассматривать картинки долго и тихо. А если подробнее: конкретный пятилетний ребенок забрал у меня книжку и сидел не меньше сорока минут. Точно не могу сказать сколько – не засекла. Впрочем, у нас эта книжка в первые пару суток была популярна у всех, в том числе у подростков.
Бывает, к сожалению, что далеко не всегда детские православные книжки выходят с хорошими иллюстрациями. А здесь рисунки действительно красивые. Не дурацкие мультяшные. Не строгие унылые. А просто живые, естественные, яркие, немного детские – но без нарочитого заигрывания «типа рисовали сами дети». В данном случае особенно важно то, что художник – вернее, художница Елизавета Цымбаревич сделала изображения четкими, с интересными мелкими «подробностями». То, что нужно для такой «разглядывательной» книжки.
Открываешь странички-двери – и попадаешь в храм: идет служба, ты видишь, что в алтаре…
Интересно, что действительно получилось «открывать храм»: книга состоит из нескольких больших разворотов. Открываешь эти двери (странички-дверцы сделаны прямо со старинными дверными кольцами-ручками) – и видишь собственно храм. Службу, например. Или алтарь. Все то, что обычно не видно ни ребенку, ни нам, простым мирянам. Или видно не очень хорошо.
На огромных разворотах – подробные и очень красивые изображения. Например, нарисован храм, в котором идет служба. Храм «в разрезе». Можно увидеть и диакона с Евангелием на солее, и исповедь, и раку с мощами, и хор. Фигурки людей все разные, все что-то делают. Вот мама несет малыша к Причастию. Или малыш вырывается из рук папы (видимо, маме наконец-то дали помолиться спокойно?). Кто-то пишет записочки: дети тут же узнают этот момент. На улице рядом с храмом можно найти и старушку с палочкой, и детей, которые подходят с папой (снова с папой! – прямо сдвиг сознания наметился) к елеопомазанию. Сразу вопрос: а что, бывает помазание на улице? Вспомнили: когда много народу – бывает. Такое бесчисленное количество сюжетов действительно можно долго рассматривать.
В подобных книжках бывают задания: найди мальчика в оранжевой футболке, покажи все экскаваторы… Так книжка из простой разглядывательной превращается в нечто вроде развивающей игры. Здесь тоже есть такие задания: «Как называется четвертый ряд иконостаса?» (на предыдущей странице есть и иконостас, и этот самый четвертый ряд с названием), «Найди место, где находится церковный хор, и напиши его название»… Вообще-то предполагается, что ответы вписываются прямо в книжку. Мы не вписывали: когда детей больше одного, не так просто предоставить кому-то эксклюзивное право писать что бы то ни было в общей книжке. Дети вполне могут ответить устно, просто «кто первый найдет». Правда, с заданиями в этой книжке получилось не все просто: задания и варианты ответов даны курсивом. Курсив сделан достаточно четким, понятным и логично отделяет основной текст от заданий. Для взрослых, которые будут читать книжку своим малышам, это не проблема. Но дети, только-только научившиеся читать, не могут сами узнать эти «кудрявые буквы». Да и те, кто уже читает вполне хорошо, но еще не бегло, спотыкаются об этот курсив. У нас ситуацию спасли старшие дети: получился очередной повод большим и маленьким что-то сделать вместе. В общем, это, конечно, не самая большая трудность, но будем надеяться, что при переизданиях этот момент учтут.
В обычных «светских» книжках-разглядывалках можно увидеть, как пекут хлеб, как на заводах изготавливают автомобили… А тут – не менее таинственная вещь: как живут монахи в монастыре. Одновременно и что-то такое древнее, и очень современное. Две страницы, четыре этажа. На каждом этаже происходит что-то особенное монастырское. К этим этажам как раз даются небольшие задания-направления для детей. Например, среди неподписанных монастырских помещений найти просфорню. Просфорню нашли без труда: и просфорки вполне четко обозначены, и монахи вполне реалистично месят тесто, и многоэтажная духовка впечатляет. Иконописную мастерскую нашли. Даже про плетение четок догадались.
Проблема была только с заданием найти «книгоиздательство». Наши дети увидели благочестивых иноков, работающих за большими компьютерами – но то, что это и есть искомое «книгоиздательство», вычислили методом исключения. Казалось бы, Издательство Сретенского монастыря, выпустившее эту книжку, должно было как-то понятнее обозначить этот процесс. Впрочем, как это дело вообще можно нарисовать? Но в книжке оказалось нечто больше похожее на современный виртуальный аналог этого древнего просветительского монастырского дела: экраны, перед которыми сидят труждающиеся монахи, совершенно явно обозначают главную страницу портала «Православие.ру». Такая загвоздка позволила заинтересовать детей этим предметом: как издавались книги в докомпьютерную эру, и как это дело может выглядеть сейчас.
Некоторые изображения в книге устроены так: детали из большого и подробного рисунка вынесены на поля. Например, на полях изображен иподиакон с большими скрещенными свечами – дикирием. И этого иподиакона можно отыскать на большом рисунке. Попутно те, кто не знает о существовании этого самого дикирия, об этом узнают. В некоторых случаях картинки напоминают клейма на иконах: вокруг основного изображения Литургии (с «открытым» алтарем) последовательные сюжеты: Проскомидия, чтение Евангелия, великий вход…
Тут не только развлекательное, не только утихомиривающее свойство таких книг, но и развивающая, более того – образовательная составляющая. Дети разглядывают рисунки – и даже без специальных родительских указаний воспринимают информацию.
Здесь работает, конечно, пресловутый принцип наглядности. Но вообще идея «маленьких подробных изображений», которые можно рассматривать, разглядывать и этим разглядыванием чему-то обучаться, появилась отнюдь не сегодня. Эта история вырастает из средневековой миниатюры. А еще это, конечно, клейма на православных иконах. Вообще иконопись, где много, где подробно и где все имеет свой смысл, свое значение. Образовательное значение. Кстати, именно поэтому очень удобно обращаться к иконам – именно к традиционным иконописным, «каноническим» изображениям, – чтобы знакомить детей с каким-то событием Священной истории. Как раз потому, что на иконах каждый сюжет, каждая фигура, каждая деталь – все само по себе рассказывает, учит, причем именно в русле церковной традиции.
Поэтому я очень люблю использовать для занятий с детьми другую книжку, тоже изданную Сретенским монастырем, – «Жизнь Христа», сделанную по удивительным, как раз очень четким и подробным росписям монастыря святого Дионисия на горе Афон. По этим афонским иконам мы уже несколько лет растим детей. Берем книгу на двенадцать Евангелий. Быстрее и ярче интернета, гораздо интереснее и информативнее новейших и классических иллюстраций. Я открываю нужное изображение и буквально по нему рассказываю детям о том, как Христос на Тайной вечери умывал ноги ученикам, как петел возгласил и Петр плакался горько.
Так и эту новую книжку можно использовать как подобное наглядное пособие. Говорим с детьми об устройстве храма – а тут готовые иллюстрации к такому рассказу. Говорим с детьми о таинствах – тут и все таинства изображены, и про каждое можно рассказать отдельно. Особенно про крещение – здесь оно расписано во всех подробностях.
Впрочем, эту книжку не получится использовать как собственно пособие по изучению Закона Божия или чего-то в этом роде. Тексты, конечно, здесь есть. Но они скорее обозначают тему, чем раскрывают ее. Может быть, эти тексты кому-то будет удобно использовать как ориентир для разговора с малышом. Но не более того. Если мы хотим серьезно поговорить с детьми, хотя бы с семилетними, о таинствах, о том, как устроен алтарь, как строится богослужение, – в нашем распоряжении учебники Закона Божия и весь интернет.
Рассмотрим внимательно книжку, а когда придем с детьми на службу, попробуем разглядеть все «вживую»
В общем, эта книжка, конечно, не учебник, а возможность заинтересовать малыша темой. Сроднить ребенка с храмом. Это очевидный повод начать говорить с малышами об устройстве храма, о богослужении, о таинствах. Если мы сами знакомы с темой, мы сможем просто по этой книжке изучать с детьми ее азы. Если мы сами впервые увидели частицы, вынутые из просфор, на дискосе (а открывая эту книжку, мы увидим эти частицы), – это как раз повод узнать, что же это такое. Зачем вынимаются частицы, откуда, что обозначает этот процесс. Что вообще такое Проскомидия. Так мы ради детей будем узнавать больше и больше о том, что должен знать каждый православный человек. Так, может быть, через общение со своими малышами, через чтение детских книг мы сами увидим свое незнание.
Увидим в книжке дарохранительницу, семисвечник, выносной крест. И найдем информацию в интернете о том, что же это такое. Узнаем сами – уже хорошо. Объясним детям – еще лучше. А потом, когда придем вместе с детьми на службу, попробуем разглядеть все это «вживую» в алтаре. Тем более что впереди у нас Пасха, когда царские врата всегда бывают открыты и все это мы действительно сможем разглядеть. Между прочим, в будние дни Светлой седмицы в храмах очень мало народу, и при этом службы короткие, торжественные, и хорошо видно то, что происходит в алтаре. И можно хоть каждый день приходить с малышами на службы, вставать поближе к царским вратам и наблюдать за ходом богослужения… Дети смогут выдержать службы тогда, когда им это понятно и интересно. А для этого мы как раз и рассматривали дома изображения храма и церковных служб. Так мы вместе со своими детьми будем учиться, вместе со своими детьми будем открывать храм. По-моему, ради этого подобные книжки и создаются.
А в целом и статья, и книга удались.