Брачная статистика сегодня весьма печальна: процент разводов увеличился и среди венчанных, и даже среди воцерковленных христиан. А значит, не все относятся к Таинству венчания достаточно серьезно и трезво, зачастую не понимая, что именно за самим фактом венчания должно следовать. Так кого можно венчать, а кого нет? Стоит ли венчать всех желающих и только потому, что жениху и невесте этого захотелось? Как донести до молодоженов всю важность и величие Таинства венчания?
«Венчать нужно всех желающих нести крест совместной жизни до конца»
– Перед венчанием, конечно, нужно беседовать с женихом и невестой, и, может быть, даже не один раз, объясняя им суть этого Таинства, его последствия и меру ответственности супругов. Чтобы молодые по крайней мере приступали к этому Таинству со всей полнотой осознания его духовной важности для своей общей жизни и для жизни каждого в перспективе вечности.
Надо обязательно разъяснять молодоженам смысл и значение Венчания как Таинства
Конечно, всё предугадать и предвидеть невозможно. И любой церковный союз – это вступление на путь несения креста, восхождения с Господом на свою Голгофу, чтобы сподобиться быть и причастником Светлого воскресения. Вот это надо обязательно объяснять брачующимся, чтобы они не ждали от церковного союза одних только восторгов и радостей и «благословений», непрестанно сыплющихся с неба, но и предуготовляли сознательно душу свою к искушениям. С тем чтобы, когда они случатся – не удивляться и не теряться, а мужественно преодолевать встречающиеся скорби и трудности на пути совместного восхождения в Царствие Небесное.
Венчать, конечно, нужно всех желающих, но желающих не попраздновать только, а и нести крест совместной жизни до конца, с верою и терпением. И это желание должно быть ответственным, осознанным и выверенным. Вот такое желание нужно нам, священникам, взращивать в брачующихся, пестовать и преумножать со всем усердием.
«Мы не знаем, каким образом благодать действует в человеке»
– В памятнике древнехристианской письменности – книге «Пастырь» апостола Ерма – есть замечательная притча. Однажды ангел показал Ерму много деревьев без листьев, казавшихся иссохшими. Последний отметил, что все они похожи друг на друга и сухие. В ответ ангел сказал, что деревья служат образом людей, живущих в этом мире, потому что в настоящем веке не различимы ни праведные, ни нечестивые люди: одни походят на других. Как во время зимы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нельзя распознать праведников и грешников.
Мне кажется, что эта раннехристианская притча хорошо подходит к нашему вопросу. Ведь мы действительно не знаем, каким образом благодать действует в человеке и кто принимает ее достойно, а для кого она является огнем палящим. Поэтому сложно согласиться с тем, что стоит отказывать желающим получить церковное благословение на совместную жизнь исходя из каких-то косвенных признаков их незрелости в церковной жизни. Наверное, стоит в таком случае потрудиться, уделить время, разъяснить смысл чинопоследования и значение Таинства.
С другой стороны, подобные вопросы – о непонимании значения церковной жизни внешними людьми – это, прежде всего, посыл к нам, людям Церкви: насколько мы сами приступаем с должным вниманием и благоговением к Таинствам, какой пример вдумчивого отношения к церковной жизни мы подаем окружающим, заметны ли в нашей жизни плоды участия в Таинствах Церкви?
«В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане»
– В наши дни процент разводов необыкновенно велик, поскольку современная молодежь – в большинстве своем эгоисты. Нет понимания, что брак – это труд над собой. Труд по взращиванию любви в своей душе к своим собственным «домашним». От брака ищут узаконенных «утех», и когда «медовый» период кончается и наступает время подвига, сразу собирают чемоданы под предлогом «непонимания». Стоит ли венчать всех? Наверное, нет. Как, собственно, не стоит и всех подряд крестить и отпевать. В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане.
Но как отделить прихожан от «захожан»? В современном приходе зачастую нет инструментов, чтобы это осуществить. К сожалению, у нас в основном не общины, где все – настоящие братья и сестры друг другу, а «приходы». Чтобы решить эту проблему, нужно сначала построить на приходе настоящую общину. Сегодня это практически невозможно по многим причинам.
«Если венчать всех подряд, Таинство превратится в профанацию»
– Вот небольшая история из жизни. Молодой человек пришел с невестой к знакомому священнику и выразил желание венчаться. Батюшка провел необходимую беседу, расспросил о серьезности отношения друг к другу, рассказал об ответственности перед Богом. После этого венчал. Не прошло и месяца, как молодой человек бросил жену, подав на развод. Бедная супруга впала в отчаяние. Священник, встретившись с горе-мужем, выразил недоумение произошедшим, на что тот совершенно спокойно ответил: «Женитьба – это была только попытка, а Венчание – просто красивый обряд». То есть: «никому я ничем не обязан, ну попытался связать свою жизнь с этой девушкой, быстро понял, что это – не мое, а ваше Венчание для меня ничего не значит».
Укреплять людей в духовной жизни: когда человек учится быть верным Богу, то этим он готовится быть верным и близким
Если венчать всех подряд, кто только выразил желание, то очень скоро Таинство превратится в профанацию. На мой взгляд, в наши дни вместо того, чтобы всех зазывать на Венчание, надо прежде всего укреплять людей в духовной жизни. Когда человек учится быть верным Богу, то тем самым он готовится быть верным и самым близким людям, хранить верность своей второй половинке. А без верности друг другу, без серьезного отношения к этому Венчание теряет смысл.
Это подобно тому, как ты крестил человека, надел на него нательный крест, а он тут же говорит: «Знаешь, мне твой Христос вовсе не нужен». Происходит надругательство над Таинством. Всякое Таинство предполагает верность. Крещение – верность Христу, Священство – верность служению Церкви, Покаяние – верность в своем исправлении, Венчание – верность друг другу и Богу, благословившему единство жениха и невесты.
Легкомысленное отношение к Таинству оборачивается дальнейшим предательством, а всякое предательство влечет за собой жизненный крах.
При этом наблюдается одна важная закономерность. Венчание оказывается легковесным у тех, кто в целом далек от Церкви, кому чуждо богослужение, кто не участвует регулярно в таинствах Исповеди и Причащения. В общем, если для человека чужда церковная жизнь, то и Венчание окажется малоэффективным для сохранения его семейных уз.
Как донести до молодоженов важность и величие Венчания? Донести это сложно, если молодожены до этого не доросли духовно. Существует хороший афоризм: «Когда в твоей жизни Бог встанет на первое место, то всё остальное встанет на свое». Если человек стремится к Богу, то всё в своей жизни будет делать в свете этого и поймет ценность Венчания. Любой грех, предательство, обман, неверность влекут за собой утрату общения с Господом. Любое добро, смирение, жертвенная любовь, терпение немощей друг друга – приближают нас к Богу. Христианин призван созидать, а не разрушать, восстанавливать, а не доламывать, исправлять, а не портить.
Семья – это то, что требует многих внутренних жертвенных усилий. И человек, ведущий духовную жизнь, прекрасно чувствует, как много дает ему таинство Венчания. Оно совершилось один раз, но всю дальнейшую жизнь благодатно питает семью, удерживает от ошибок, подчас становится единственным, что в момент кризиса удерживает от ложного шага. А впоследствии, когда все кризисы преодолены, благодать Венчания уже утешает и радует тебя, всю семью, всех твоих самых близких.
Можно ли обвенчать пару, заключившую брак на территории другой страны? Жена русская, муж француз. Оба хотим венчаться на русской земле.
Спасибо если сможете ответить.
К сожалению, у нас случилось горе - я потеряла ребёнка на большом сроке, и только после такого потрясения мой муж пришёл к Богу.
Слава Богу, через год у нас родилась дочь, и в день её крестин нас обвенчали!!!
Сейчас у нас уже пятеро детей, мы счастливы, мы с Богом! Слава Богу за все!