Когда, как не в отмечаемый даже на государственном уровне День семьи, любви и верности, поговорить об ужасающей ситуации с разводами в нашей стране, которая затронула уже и верующие семьи? Об этом — слово протоиерея Андрея Ткачева.
Венчание людей больше «не держит»
Венчаться нужно серьезно. Когда сегодня приходит пара и говорит: «Мы хотим венчаться», нужно очень хорошо подумать, что ей сказать. Может, этих людей и не нужно венчать. Возможно, не всех вообще нужно венчать, а сначала узнать, познакомиться с ними.
Вот пара говорит: «Мы хотим венчаться» — «Хорошо!» — «А когда?» — «Да хоть завтра» — «А сколько стоит?» — «Да вот столько, приходите!» Раз, раз, повенчались и ушли. Как говорится, «и покрещу, и миром помажу — а там хоть живи, хоть не живи»… Так нельзя венчать!
У нас количество разводов даже в церковной среде огромно. Людей не держит венчание! Это раньше люди поступали, как Татьяна, сказавшая Евгению Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина, и у нее сердце колотилось, когда она его увидела. Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана». Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую. Не держит людей венчание. Не держит! Кто из вас этого не знает?!
Людей ничего больше не держит. Люди осатанели
Даже священников венчание не держит: и батюшки разводятся, и матушки им изменяют — у нас волосы дыбом поднимаются от этих историй. Людей ничего больше не держит. Люди осатанели.
Нам надо поставить вопрос о том, что не всех надо венчать. Некоторых нужно гнать от венчания. А с некоторыми долго-долго работать, чтобы приготовить их к Таинству. Но ни в коем случае не так: «А я венчаться хочу!» — «А как хорошо!» — «А сколько стоит?» — «А 500. Приходи!» — «А когда?» — «А завтра». Раз-раз, ля-ля-ля, повенчали — и идите себе.
Думать о том, как прожить в верности,
а не о тряпках, кольцах, лимузинах
Если священник за жизнь повенчал 100 пар, а потом оказалось, что из 100 пар 85 развелись, то священник — злодей! Он зачем 85 повенчал? Нужно было повенчать всего 15 пар, и он за них бы получил добрый ответ на Страшном суде. А если КПД его трудов составляет всего лишь 15%, то зачем он тогда все это делает? Зачем?! Я должен повенчать за свою жизнь, скажем, 250 пар, — и 250 пар должны дожить вместе до Страшного суда или до собственной смерти.
Понятно, что «в семье не без урода», но подавляющее большинство венчанных людей должны до смерти сохранять верность брачному обету. К этому их нужно приготовить, потому что они сами к этому не готовятся.
Венчание превращено нами в красивую церемонию: арендованный лимузин, кукла на капоте, наемные услуги фоторепортера и кинооператора, рассыпание риса и конфет по дороге, красивые тряпки белого цвета на невесте, черного — на женихе, красивые кольца, застолье, пьянство двухдневное или трехдневное в ресторанах или по домам после венчания… На все это уходит львиная доля приготовлений к венчанию.
Мы тратим время, деньги, силы, энергию на полную ерунду
А всю эту энергию нужно направить на то, чтобы в течение месяца, двух, трех говорить с женихом и невестой о том, что такое брак и семья, учить их, молиться с ними, заставлять их ходить в храм каждое воскресенье, запретить им спать друг с другом до брака и всячески готовить их к будущему семейному отношению друг к другу в браке. Вместо этого мы, как гора, рождающая мышь, тратим время, деньги, силы, энергию на полную ерунду — на застолье, шампанское, лимузины и фоторепортеров — и через год приходим к повенчавшему нас попу и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться».
И это все с попустительства родителей и с тайного благословения ленивых священников.
Это преступление и род тайного заговора. Всё это надо менять, пока не поздно. Думаете, мы долго будем Бога гневить и раздражать Его? Да сколько это будет продолжаться?!
Слишком серьезные вещи
Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться.
И крещение тоже слишком серьезная вещь, чтобы с ним баловаться. И все остальное тоже слишком серьезные вещи, чтобы к ним относиться просто как к красивым требам. Это не требы. Квартиру освятить — это треба. А повенчать пару — это не треба, это Таинство, за которое ты должен отвечать потом.
Священник должен поговорить с парой так: «Дорогие мои, я скажу вам слова, которые кроме меня никто вам не скажет. Вам обычно желают счастья-здоровья, здоровья-счастья, вы услышите “Горько, горько!”… А я вам должен сказать о том, чтобы вы были верны друг другу. А если поссоритесь, приходите ко мне, и мы будем решать, как вас помирить, и не надо жаловаться друг на друга подружкам и родителям». А еще напомню, чтобы жена мужа слушалась. И чтобы муж из кожи вон лез, работал на трех работах, если нужно, но был кормильцем, а не тунеядцем.
Надо сказать молодым правду. Правду!
Надо сказать молодым правду. Правду!
В том числе и о том, как нужно писать в записках: «Иван и Светлана», а не «Светлана и Иван».
Нужно будет сказать и о том, что абортов делать нельзя.
И о том, что детей нужно рожать больше двух. Сказано в Писании: «Плодитесь и размножайтесь». Так вот, «плодиться» — это два: двое — муж и жена — оставили после себя двоих. А «размножаться» — это три и больше.
И многое другое нужно рассказать. Невесте: «Вы повенчаетесь, и теперь не мама будет самой главной для тебя, доченька. А самым главным будет муж, понятно тебе?» И если она все это выслушает и скажет: «Не хочу венчаться!», ответить: «Правильно». Она все поняла. Мы достигли своей цели. Потому что венчать нужно не всех.
Когда Господь апостолам сказал про женитьбу, они воскликнули: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Господь на это ответил, что не все вмещают это «не жениться». Кто вместит, тот вместит, но не все. А вообще закон такой: жениться надо.
В браке обязанности высокие. Если человек послушал и говорит:
— Ничего себе, это так надо в браке жить? Ой, подождите, может, мне пока и не венчаться?
— Правильно, не надо венчаться. Венчаться, чтобы развестись через год? Не надо! Повенчать я вас могу, но если вы позволите себе прийти ко мне с вопросом: «Как нам развенчаться?», я вас обоих расстреляю. Не смейте появляться с вопросами о развенчании! Я вас повенчал, чтобы вы жили вместе навеки. Всё. Приходите ко мне только чтобы причащаться, детей крестить, исповедоваться. Развенчиваться не приходите.
Надо сказать эти слова.
Я, конечно, утрирую, сгущаю краски, ерничаю немножко. Но суть остается сутью. Надо сказать человеку правильные слова. Иначе за все это Господь спросит с меня, со священника: «Ты зачем здесь нужен? Ты почему молчишь? Почему в профанацию превращаешь церковные Таинства?»
Расписываться — надо!
И перед венчанием необходимо расписаться в загсе! Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к государственным формам.
Нужно расписываться хотя бы потому, что есть разные «фокусы». Вот случай из жизни.
Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем, не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться. Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в паспорте?..» Батюшку-то можно расслабить, размягчить, ещё каким-то образом воздействовать: «Можно?..» — «Ну, можно-можно...» Он и повенчал. А через месяц приходит к этому священнику женщина, показывает свой паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень духовный» человек напел священнику песен и повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20.
За словами: «Мы духовные, нам только повенчаться» — всегда какая-то змея ползает
За этой якобы гипердуховностью: «Понимаете, штамп в паспорте не нужен. Мы такие духовные, нам только повенчаться» — всегда какая-то змея ползает! Не верьте «сильно духовным» людям — за этим всегда шевелится хаос.
Нужно расписываться. Пусть у жены будет фамилия мужа, а у деток — фамилия отца. Совместно имущество приобретете — пусть оно будет записано на обоих.
Я не верю в «супердуховность» — особенно современного лживого человека. Распишись — и тогда венчайся.
Как не грешили блудом некоторые апостолы, будучи женатыми, или первые христиане, соединенные узами брака по римскому ли обычаю (брачным договором)или по еврейскому (неважно, главное то, что это был признаваемый обществом брак), так не грешат блудом невенчанные супруги, а грешат скорее нерадением и неразумием, а то и гордыней, ибо отказываются от Божьей помощи и благословения в создании малой церкви, которой по Божьему замыслу должна быть семья.
Вроде бы сегодня таково официальное мнение РПЦ.
В церковной среде странно, чтобы разводов было много. Вопрос в том и есть, что венчаются далеко не церковные люди. Это только байки, что в России так много православных, большинство просто крещены и считаются формально православными. Поэтому и причащать бабушки внучат тащат для здоровьица, и землицу люди везут ото всюду и святыньки всякие. Кто общается только в пределах своего прихода, может ничего и не видит. Я за последние 5 лет в третьем коллективе работаю. Люди все хорошие, но от веры настолько далеки...(( Поэтому, когда люди стремяться жить по закону Божьему, понятно, что и венчание и воспитание детей в вере.
Если боитесь поверить, что для кого-то венчание может быть просто приложением к свадьбе, можете не верить.
Или наоборот, люди жили вместе в законном браке, возможно не очень гладко. Решили обвенчаться (обычно жена инициатор), и что? Потом говорят: мы обвенчались и стали хуже жить. Значит венчание было как лекарство от плохой жизни что ли. Очень по-разному люди к относятся к этому таинству.
Вопрос у меня. Важный. Кто может дать компетентный, а главное, действенный ответ? Я обратился в Церковный суд, но оттуда ни ответа, ни привета. Прямо самые нехорошие ассоциации возникают со случаями, когда человек обращается с заявлением в полицию, а его не принимают, или волокитят, или еще что-то. Но в церкви-то, как я сейчас думаю, так быть не должно! Подскажите, к кому конкретно с этой проблемой обратиться, только не так, что дадут мне адрес, а оттуда опять в ответ тишина. Чтобы какой-то ход был дан, или форму обращения подправить, или, например, получить формальный ответ, что, мол, столько заявлений, что до вас очередь дойдет года через три, но это хоть какая-то определенность уже появится.
p.s. Венчалась как-то юная пара. Невеста изумительной, просто хрустальной красоты,но почти безнадежно больна - прогрессирующая почечная недостаточность(о детях даже речи не может быть, разве только если будет донорская почка, и то большой вопрос). У парня спрашиваю:"Ты понимаешь на что идешь,хватит ли у тебя сил? Он отвечает:"Да я все понимаю,я готов пройти этот путь до конца. Я ее люблю!". Когда венчал их, родственники и с той и с другой стороны рыдали в голос,как на похоронах. Но я, если честно, восхищался этими ребятами, хотя может быть это и не правильно.
Имелось ввиду не то, что священник несет юридическую ответственность, он несет духовную ответственность, что не распознал тех, кто не готов в Таинству. Вот что имелось ввиду.
Регистрация браков в ЗАГСе имеет только юридическое значение и ни в малейшей мере не может заменить Таинство брака. В каждом случае сожительства без венчания брака священник должен расспросом сожительствующих выяснить, почему они игнорируют Таинство брака, и если окажется, что это только легкомысленное отношение к весьма важному церковному закону, то священник должен серьезно разъяснить сожительствующим вне брака тяжесть их греха и отлучить от причащения Святых Тайн до покаяния в грехе и исправления его. Однако, если сожительствующие вне брака представят какие-либо весьма серьезные причины затрудняющие для них церковное венчание, то дело должно быть доложено мне на мое рассмотрение и решение.
_______
Сначала с мужем венчались, расписывались позже. Змей не видели. Вместе 21 год, трое детей.
В нашей церковной среде разводов считанные единицы. Это очень большая редкость.
Женщины, которые тут пишут и жалеют мужей-изменников, не мучайте себя дорогие сестры, жизнь удивительная и подчас мы не знаем, какое утешение Господь пошлет нам послезавтра, даже не можем о том, помыслить. Только недавно я поняла, что высота семейной жизни зависит только от того, насколько оба супруга хотят спастись идти за Христом, а не от внешних обстоятельств. Сильные православные никогда не разведутся. Поэтому надо прежде всего быть настоящим православным христианином. Но все же и девушкам стоит отсекать мужчин, которые способны на измену, самцов же все равно можно распознать, а выбирать братьев, которые на девушку и посмотреть бояться, у которых верность в генах, таких очень много сейчас и они незаметные. А мне так жалко нашего губернатора, который уже старенький, а женился на совсем молодой, у них ребеночек 4 года, жалко, что люди живут неглубоко, и вызывают восхищение союзы, прошедшие вместе многое-многое и к старости такие красивые оба своей одинаковостью и зрелой любовью. Даже святость какая-та ощущается в жизни таких пар.
Ваш голос, отец Андрей, слышат! Исполняют ли - большой вопрос, но слышат. Можно надеяться, что и до исполнения дойдут... Помоги, Господи!
Как емко и точно сформулировано!
Не только сам факт венчания, но и ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ со стороны священника способствует сохранению семьи!
Уважаемый О.Андрей, все о чем Вы написали - верно. Венчание - шаг очень серьезный!
Согласна, что должная разъяснительная работа со стороны священника само собой разумеется!!! Уважение вызывают те настоятели храмов, которые, как Вы, выступают за качество, а не за количество. Но угрожать молодоженам, возможно, не самый эффективный способ!
Видимо, нужно ходатайствовать, чтобы были выработаны всеобщие правила для священнослужителей в отношении тех, кто собирается венчаться. Ваши слова выявляют, что на данный момент НЕ СУЩЕСТВУЕТ своеобразного "протокола" действий со стороны церкви и дающих брачный обет. Вот каждый и решает на месте, как быть, исходя из своего жизненного опыта и убеждений.
Но, являясь посредником между Всевышним и грешниками, коими мы ВСЕ являемся, как и Вы, важно проявить терпение и не отказывать в венчании тем, кто после должных бесед и подготовительной работы от такого шага не отказался. "Не судите, да не судимы будете", верно ведь?
Храни Вас Бог!
Церковного развода нет и быть не может. Есть по снисхождению к нам, грешным, благословение Церкви на повторный брак.
Получить его можно в том епархиальном управлении, к которому относится храм, где было совершено таинство венчания.
Но в любом случае нам со смирением и осознанием своей греховности следует понимать, что второй брак, даже если он венчаный, это попросту "благочестивое прелюбодеяние".
И венчает Церковь нас, разведенных, только для того, чтобы не было еще более худшего, понимая, что от нас слабых и немощных духовно расслабленных инвалидов чего-то путного вряд ли добьешься...
Думается, что если взрослые люди решили обвенчаться, то надо их предварительно серьёзно предупредить о последствиях, а дальше уже сугубо их ответственность - без всяких развенчаний.
Спаси Вас Господь за то, что не убили ребёночка. У нас в Православии существует церковный развод в случае, если один из супругов разрушил брак. Обращаться нужно к правящему епископу. Невиновная супруга может после такого развода повторно венчаться.
Так о. Андрей и говорит, что надо работать с желающими обвенчаться, может после беседы и передумают. Христианский брак не шутка ведь.
Говорят молодые: будем венчаться в вашем храме (жениха, то бишь мужа), красивый. Я мысленно ставила-ставила нашу пару туда, то одного батюшку мыслила, то другого и - не вижу их в нашем храме... Не могу понять: что со мной? Решила: как же я, такая-рассякая, свою невестку-то недолюбливаю, ай-яй-яй! Вдруг поменялись планы: будем венчаться в нашем храме (невесты, то бишь жены). У меня как гора с плеч! Ну давайте!
Разбежались они через полтора года. Жена ушла. А вот младший невесту привел, как я глянула на нее, жемчужинку мою, сразу увидела: стоит наша пара в нашем храме, где каждая плиточка на полу помнит сына маленьким! И такая радость была от мысли об их венчании! Тогда-то я и поняла, что Господь меня вразумлял: не надо было венчаться старшему сыну. В родном храме учил меня этому. Я Его весточки не поняла.
При храмах должно курсы может для молодых устраивать. Или да, сначала знакомить с православием вообще, а потом уж и венчать.
а у меня вот такая ситуация: венчались мы в 1997, было нам всего то по 18 лет, сейчас я мать 4 детей, да только муж мой законный и венчанный, ушел от меня, когда я была беременна 4 ребенком, а перед этим настаивал на аборте( теперь живу с детьми, а он с другой. родственники его твердят, что мол сама виновата, нечего было мужа не слушаться! так скажите пожалуйста, как теперь? что делать с браком? в каком статусе жить дальше?
Говорите! Дай Бог Вам здоровья и мудрости.
Но: Брак - таинство. Одно из. Если бы сегодня к таинствам допускали только тех кто к ним _готов_, то, кажется, и причастников было бы в разы (если не в десятки) меньше. Это было бы хорошо? Вопрос не простой.
Потом, очевидно: священник не сможет заменить молодым родителей и их воспитание. Никак. Что такое семья - дети должны узнавать в семье. И если не узнали - то ВСЕ. И им, и их священнику надо будет с этим жить.
но вот у нас в храме многие не разделяют категоричности отца Андрея о браке.
Например матушка говорит, а что если батюшка отказал в венчании, а люди физически не доживут до него?
Или вообще в храм больше не придут после отказа?
Всегда с радостью читаю Ваши выстраданные сердцем заметки.
Помощи Божией Вам.
Благодарю.
Да Благословит Вас Господь и Сохранит Вас!
Буквально те же слова, что о. Андрей вкладывает в уста гипотетического священника, говорила моя тёща своей дочери (моей жене) вскоре после свадьбы.
Ещё хотелось бы добавить, постарайтесь заручиться родительским благословением.