Православный календарьПравославный календарь
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.

О двух свободах человека

    

Всякий верующий человек, любящий Писание, хорошо знает священную радость тех светлых моментов, когда Господь прикасается к сердцу и какая-то новая красота вдруг открывается в давно знакомых текстах Библии. В эти благословенные минуты привычные слова оживают, расцветают разными смысловыми оттенками, и трудящийся получает достойное вознаграждение, погружаясь в глубину «богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33).

Но не меньшее, а может быть, и большее значение имеют те мгновения, когда взгляд задерживается на строчках, уже ставших частью сокровищницы личного опыта. Это то, что уже когда-то было пережито, осмыслено, проверено, доказано самой жизнью. Такие места Писания заставляют остановиться, вспомнить прошлое и прославить Бога за Его непостижимую милость и неисчислимые дары. С каждым годом копилка таких мест Писания, опытно прожитых, должна пополняться все более и более. Евангелие, пройденное жизнью, и образует со временем духовный опыт жизни во Христе, подвигающий нас благодарить Бога за все – и за победы, и за поражения.

Думается, что апостольское чтение нынешнего воскресного дня для всякого церковного человека как раз и является именно таким, в какой-то степени пройденным участком внутреннего пути. Ведь апостол Павел говорит о двух состояниях, которые всем нам, пришедшим в Церковь, уже должны быть знакомы.

Первое состояние – до обращения ко Христу. «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Рим. 6:20–21). Как точно сказано! Думаю, что мало среди нас таких счастливцев, которых с детства водили за ручку в храм, наставляли в вере и благочестии. Как правило, путь современного человека в Церковь пролегает через терние греха, ошибок, духовных метаний. Да и родившись в верующей семье, редко кто избегает периода пленения миром с его похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (ср. 1 Ин. 2:16). Сегодня человек, приходящий в Церковь, в духовном отношении представляет собой сброшенную со швабры грязную половую тряпку. Он успевает напитаться самыми разными грехами и надышаться всякого смрада ложных учений. Поэтому, к сожалению, редко кто из современных верующих не имеет опытного познания слов апостола: «Дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть». Мы знаем эти дела и помним этот вкус смерти. Более того, в нас и сейчас еще может оставаться неизжитая любовь к таким делам, любовь ко греху.

О новом же состоянии, о жизни во Христе, Павел пишет так: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:18–19). На первый взгляд немного странные слова. Разве можно работать Богу так же, как дьяволу? Да и разве являются рабством отношения христианина с Богом? Но проповедник тут же и оговаривает условность этой мысли: «говорю по рассуждению человеческому»; т. е. высказываясь так, я приспосабливаюсь к читателю, излагаю так, чтоб он понял. «Ради немощи плоти вашей», зная о том, что в членах наших живет «иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим. 7:23); плотские страсти, подвигающие человека на грех.

Смысл Павловых слов немного перекликается с мыслью из евангельской притчи о неправедном домоправителе. «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8), – говорит Спаситель, призывая нас тем самым проявлять, по крайней мере, не меньшее усердие в духовных трудах, нежели «сыны века сего» в заботе о материальном. Т. е. нам предлагается даже негативные примеры перетолковывать полезно для себя.

Эту же идею развивает Церковь, предлагая нам в утренних молитвах такие строки: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому» (8-я молитва). Как мы видим, Господь и Церковь Его такими примерами показывают нам, что любое событие, пусть даже и негативное, но полезно истолкованное, может послужить толчком для христианского подвига. Неправедный домоправитель жульничал, чтобы приобрести благодетелей – нам ставится в пример его усердие, которое мы должны перенести на дела праведности. До встречи со Христом мы были рабами греха – что ж, по крайней мере с таким же постоянством (если большего пока нет) нужно работать и Богу.

Но Церковь делает здесь важное уточнение. В современном издании синодального перевода Библии к словам «освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» даются параллельные места для правильного осмысления текста. Это Ин. 8:32: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»; и Гал. 5:1: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Этими словами Церковь утверждает удивительную антиномию: рабство Богу сообщает человеку подлинную внутреннюю свободу и познание истины. «Стойте в свободе» и «вы стали рабами праведности» – это указание на одно и то же состояние. Эта парадоксальная истина представляет собой неодолимую преграду для ума, но познается сердцем.

В последних словах сегодняшнего чтения апостол подводит итог своей мысли: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Обратите внимание, как отличаются формулировки. Где говорится о грехе, там употребляется сухая, безжизненная, юридическая терминология: «возмездие за грех – смерть». Точный перевод этого фрагмента с древнегреческого на современный русский язык будет звучать чуть иначе: «зарплата греха – смерть». Т. е. грех здесь представляется могущественным властелином, выплачивающим жалованье своим подданным. И это жалованье, или зарплата – смерть.

Вторая же часть заключительного вывода апостола звучит так: «а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какая разница между началом и концом предложения! Там – «зарплата», а здесь – «дар Божий»; там – «смерть», а здесь – «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какой любовью и теплотой веет от последних слов! Коротенькая фраза, но сколько глубины.

Жизнь достойна именоваться жизнью, только если она – вечная. Ибо если жизнь оканчивается смертью, то это не жизнь, а кратковременный обман. Вечная жизнь возможна только «во Христе Иисусе, Господе нашем», т. е. при условии пребывания в Нем, участия в Его жизни. Один Бог имеет жизнь в Самом Себе. Наше же существование есть маленький ручеек, питающийся из океана Божественной жизни. Жить «во Христе Иисусе, Господе нашем» – значит признавать в Иисусе Христа (т. е. Мессию – Помазанника Божьего), а также исповедовать Его Господом, т. е. Владыкой всего мира. Причем Он – Господь «наш», не только «мой» или «твой». Здесь мы видим прямое указание на Церковь Христову, в которой мы уже молимся не только о себе, но обращаемся к Богу как члены одного Тела, как участники одной духовной семьи, говоря Ему: Отче наш, Господь наш. И в этом церковном единстве наша вечная жизнь получает окончательную глубину и полноту – в возможности любить и быть любимыми.

И все это, братья и сестры, «дар Божий». «Ад, – говорил один богослов, – всегда заслужен, небо – никогда!» Жизнь вечную невозможно заработать, как и невозможно заработать, например, настоящую любовь. Можно принести хоть все царства земли к ногам возлюбленной, но если в ее сердце нет любви, все бесполезно. Как и настоящая любовь, так и жизнь вечная даются свыше. Но как и в любви, так и в жизни вечной необходим труд над самим собой. И в этом есть радость – хоть спасение подарено мне, но оно все же и мое, потому что и я потрудился над ним.

Итак, о двух состояниях души говорит сегодня апостол Павел – свободе от праведности и свободе от греха. Вместе сосуществовать они не могут – нужно выбирать. Если мы в Церкви, то уже сделали свой выбор, и теперь время труда по приобретению плодов. Пусть же умножит в нас Христос трудолюбие и ревность к добрым делам, чтобы исполнились на нас слова сегодняшнего апостольского чтения: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6–22).

Рейтинг: 10 Голосов: 210 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рб Марина24 июня 2018, 21:38
СПАСИ ГОСПОДИ СЕРГЕЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×