«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя...»
Евангелие от Иоанна, 15:13
22 июня 1941 года. Один из самых страшных дней в русской истории. И в то же время – большой церковный праздник: Собор всех святых, в Земле Российской просиявших. Тогда, без малого восемь десятилетий назад, об этой дате православного календаря не задумывались ни коммунистические вожди, впервые столкнувшиеся с по-настоящему сильным противником, ни германские нацисты, уверенные в своем победоносном блицкриге и скорой победе.
И только русские православные люди, в большинстве своем не отрекшиеся от веры, несмотря на два десятилетия жесточайших гонений, осознавали: Господь не оставит Русскую землю и дарует ей победу. По молитвам многотысячного сонма русских святых. Именно об этом были первые слова Предстоятеля Русской Церкви того времени – Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), который обратился к верующим именно в тот самый день – 22 июня 1941-го:
Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. <…> Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу...»
Исторические сравнения очень точны. Не хватает разве что наших польско-литовских «западных партнеров», в начале XVII века также попытавшихся не только захватить столь вожделенную территорию Государства Российского, но и лишить русских людей не только их политического суверенитета, обретенного относительно недавно, но основы самой русскости – православной веры. Те, кто хотя бы немного знаком с историей Смутного времени, знает: одним из ключевых его эпизодов была героическая оборона одной из главных русских святынь – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главного монастыря Московской Руси, обители духовного отца преподобного Сергия Радонежского.
Троицкая осада длилась с 1608 по 1610 год и стала самым ярким примером воинского героизма русского духовенства. Согласно церковным правилам, клирики не должны брать в руки оружие, но этим каноническим правилом пришлось пренебречь ради евангельского принципа «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» и для защиты самого Православия, против которого ополчились польско-литовские захватчики. Архимандрит Иоасаф, наместник Троице-Сергиевой обители, бесстрашно ответил на предложение сдаться, подчеркнув, что главным для защитников Лавры является вера Православная и верность «Государю, который на Москве будет» (то есть не самозванцу Лжедмитрию II, а законному монарху). Крестом и огнем, силой православной молитвы и русского оружия инокам-воинам удалось отстоять не только святую обитель, но и своим примером поднять многие тысячи русских людей на освобождение родной земли.
Также и в годы Великой Отечественной войны немало священнослужителей встали на защиту своей Родины, которая, несмотря на захват власти воинствующими безбожниками, оставалась все той же исторической Россией. Той самой, что выстояла и перед ордынцами, и перед лицемерными «крестоносцами», и перед лжедмитриями и прочими наполеонами. Было бы очень важно создать галерею этих людей, чей гражданский героизм вплотную соприкасался с духовным подвигом, в рамках же этого материала хотелось бы предложить рассказ о четверых из них: тех, кто, пройдя фронтовые дороги, стал не просто служителем Церкви, но ее архипастырями.
* * *
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990 гг)
Этого человека, Предстоятеля Русской Православной Церкви в 1971-1990 годах, помнят многие. И то, как он служил в московском патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, и его проникновенное чтение великопостного Канона святого Андрея Критского, и конечно, последние выступления по Центральному телевидению. Еще советскому, но уже не безбожному. Именно при Патриархе Пимене началось Второе Крещение Руси, по времени совпавшее с тысячелетием Крещения Первого.
Патриарх Пимен ушел в вечность 3 мая 1990 года, в канун 45-летия Великой Победы, не оставив воспоминаний. Но его многолетнему помощнику архимандриту Дионисию (Шишигину), недавно также отошедшему ко Господу, удалось составить максимально подробное и чрезвычайно интересное жизнеописание Святителя, вышедшее под названием «Былое пролетает... Патриарх Пимен и его время».
К июню 1941 года будущий Патриарх Пимен (в миру – Сергей Михайлович Извеков) уже был молодым священнослужителем – иеромонахом. Но, как и многие пострадавшие в годы репрессий пастыри, в эти годы он не служил, а находился в ссылке в Узбекистане, откуда и был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Окончил пехотное училище, получил офицерское звание, был несколько раз контужен и ранен.
Подобно многим другим ветеранам Великой Отечественной, Патриарх Пимен не любил рассказывать о своих ратных подвигах, но от ранений и контузий страдал всю оставшуюся жизнь. Жизнь, которая не раз могла прерваться в те годы, и которой Святейший считал себя обязанным Пресвятой Богородице. Вот как об этом написал в жизнеописании Патриарха архимандрит Дионисий:
С конца 50-х годов прошлого века и почти до самой смерти Святейший Патриарх Пимен совершал благодарное акафистное пение перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в московском храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке. Тогда никто не сомневался, что Патриарх молился в благодарность за спасение на войне».
* * *
Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (1910-1988 гг)
Ровесник Святейшего Патриарха Пимена, владыка Алексий во многом пересекался с приснопамятным Предстоятелем и в церковном служении, и в жизни. Также как и Патриарх, будущий митрополит немало претерпел в 1920-30-х годах, служил псаломщиком, был лишен избирательных прав, прошел тюрьмы и Свирские лагеря, и наконец, в октябре 1941-го, оказался на фронте. Тоже был неоднократно ранен, а однажды, в 1944-м, несмотря на тяжелое ранение, продолжил выполнять задание командования, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».
День Победы будущий архипастырь встретил в звании старшины, а при увольнении в запас удостоился грамоты с благодарственной записью Маршала Советского Союза Л. А. Говорова. И уже вскоре после демобилизации будущий владыка вернулся к церковному служению: в 1948-м был рукоположен в сан диакона, в 1951-м – священника, а в 1956-м стал епископом, прослужив в архипастырском сане 32 года. Один из самых ярких и авторитетных архиереев Русской Церкви, митрополит Алексий до самых последних своих дней оставался на удивление простым в личном общении человеком, о чем свидетельствуют воспоминания одного из его духовных чад – протоиерея Валерия Ильина:
Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина — говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал — на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку».
* * *
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1924-2001 гг)
Один из самых ярких архиереев в новейшей церковной истории, владыка Николай нередко вызывал противоречивые отношения в церковной среде. Очень строгий и бескомпромиссный, особенно в вопросах веры, митрополит Николай почти четверть века управлял одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви.
Число открытых приходов за годы его служения увеличилось почти в 10 раз, не считая монастырей, в том числе знаменитой Дивеевской обители. И в то же время его политическая позиция (митрополит Николай был убежденным советским патриотом, крайне критично относился к Русской Зарубежной Церкви и последнему Государю) не принималась многими православными людьми.
Войну будущий архипастырь встретил старшеклассником. Сразу после школьного выпускного юный Коля Кутепов поступил в Тульское пулемётное училище, откуда был направлен на один из самых страшных участков фронта – под Сталинград. В октябре – декабре 1942-го в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии будущий владыка воевал на Сталинградском фронте. Был контужен, получил тяжелое ранение и сильное обморожение ног. Ему были частично ампутированы обе ступни, после чего владыка Николай всю оставшуюся жизнь страдал от этих ранений.
По рассказам близким митрополиту Николаю людей и сослужителей, когда после долгих богослужений владыка снимал сапоги, его ноги часто бывали в крови. И, тем не менее, он до последнего сам совершал все церковные службы. По сути, всей своей земной жизнью митрополит Николай оправдал свои же слова, произнесенные в далеком 1961-м, в день своей архиерейской хиротонии:
Епископское служение — служение высокое, почетное, ответственное, полное скорбей и трудностей. Оно, говоря словами святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота».
* * *
Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (1921-2005 гг.)
Владыка Михей. Удивительно колоритный дедушка, возглавивший древнюю Ярославскую и Ростовскую кафедру на склоне своих земных лет, став архиереем в 72 года. Без малого 10 лет архиепископ Михей управлял этой епархией, после чего находился на покое. Автор этих строк прекрасно помнит, с какой любовью к владыке, в последние годы передвигавшемуся на инвалидной коляске, приходили его многочисленные духовные чада. Как светились глаза верующих, и как ласково старец-архиерей, которого часто именовали просто «Владыченькой», благословлял их.
Когда началась Великая Отечественная война, будущий архипастырь был студентом медицинского института. Уйдя на фронт, он всю войну служил радиотелеграфистом: участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Эстонию и Чехословакию, дошел до Берлина. Был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За взятие Берлина», а после демобилизации в 1946 году сразу стал послушником Троице-Сергиевой Лавры. И уже в 1947-м, в неполные 26 лет, молодой ветеран Александр Хархаров принял монашеский постриг с именем в честь ветхозаветного пророка Михея.
По воспоминаниям епископа Переяславского и Угличского Феодора (Казанова), в молодости на протяжении многих лет бывшего личным секретарем и келейником архиепископа Михея, владыка всегда был очень добр к другим и строг к себе:
Когда владыка Кирилл (преемник архиепископа Михея – ред.) приехал на кафедру, он был, можно сказать, шокирован теми условиями, в которых проживал владыка Михей. Старая коммуналка, все ветхое — все предельно просто и небогато. А к себе он относился очень строго. К людям — всегда с любовью, к себе — всегда предельно строго».
* * *
Конечно, представленные портреты воинов-архипастырей – это только малая часть священнослужителей-победителей. И конечно, в их числе прославленный в лике святых святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который не был на передовой, но, будучи главным хирургом эвакогоспиталя, спас жизни многих бойцов Красной армии, а также многие-многие другие православные архипастыри и пастыри, внесшие свой вклад в нашу Великую Победу. И сегодня, 22 июня, каждый год Русская Церковь во всех храмах возносит заупокойные молитвы обо всех почивших воинах Великой Отечественной войны!
Вечная память!