Был в зоопарке. Понравилось. Не в первый раз, конечно, был. И не в одном и том же зоопарке. В разных был. И в очередной раз понравилось.
Жалел белого медведя, шумно дышащего в жаркой тени. С удивлением, как ребенок, смотрел на шумных, носящихся по вольеру обезьян. Вспомнил библейскую цитату, глядя на винторогого козла. У Соломона козел назван одним из тех, кто ходит гордо (Пр. 30:31). Кроме него, кажется, еще помянуты петух среди кур и царь среди народа (!). У Иеремии (50-я глава) о козле говорится, что он ведет за собой овец и баранов, которые, видимо, склонны идти за лидером, а сами лидерских качеств лишены. В общем, козел был исполнен такого гордого достоинства, и столько силы чувствовалось в нем, что как-то козлом в привычном смысле его и назвать было сложно. Об этом стоит отдельно поговорить.
Но оставим козла с медведем и всю остальную живность в своих вольерах, при своем пайке, под взглядами человеческих глаз.
Пару дней спустя проезжал мимо того же зоопарка. Подумал, что две идеи совмещены в нем – одна радостная, другая грустная.
Начнем с радостной. Это образ Рая, точнее одной из черт райского бытия, когда человек живет среди самых разных животных и они все человеку послушны. Как у Исайи: ребенок будет играть над норою аспида. Как у Даниила: львы трутся боками о ноги пророка, как кошки. Тут тебе и павлин, и жираф, и слон, и всякая живность помельче. А человек – хозяин этого лохматого, пестрого и толстокожего разнообразия.
Та же идея райского человеческого господства живет и в таком явлении, как цирк. Хищники дрессировщика слушаются, собаки ходят то на передних лапах, то на задних, мартышка какая-то покорно сидит у человека на плече. Это Рай. Вернее, это карикатура на Рай, но и доказательство царственного величия человека в сотворенном мире. Теперь можно подумать об истории Ноя, если хотите, и о многом другом.
Грустная же вещь во всем этом та, что зоопарк все-таки – тюрьма. Белому медведю жарко, орлу негде крылья расправить, тюлень меряет бесконечными короткими заплывами туда-сюда малое пространство своего бассейна. Все они в неволе, все подопытные, и всех их несколько жаль. Их неволя должна веселить наших детишек, скрашивать досуг взрослых, служить каким-то научным целям и т.д. Своей неволей они оплачивают подспудное желание человека жить если не в настоящем Раю, то хотя бы в некоем подобии Рая.
Так я подумал.
Создание рукотворного рая всегда сопряжено с созданием некоей тюрьмы
А потом обе мысли сплелись в один жгут, и появилось нечто третье. А именно: создание рукотворного рая всегда сопряжено с созданием некоей тюрьмы. Так мне подумалось. И это не одних козлов с мартышками, а уже самих людей касается. Этот неизбежный союз ложного рая и настоящей тюрьмы заявляет о себе громко и внятно. Российская история – особенно внятно. Но не только она.
Был такой писатель Томмазо Кампанелла. Своей правой рукой, в которой он держал перо, этот монах и по совместительству астролог щедро всыпал яду в колодец человеческих знаний. Занимал его образ земного блаженства, идеального общественного устройства, то, что получило имя «утопия» по соответствующей работе Томаса Мора. Коммунисты и социалисты жутко восхищались этими утопическими картинками и стремились их воплотить в жизнь. Вы будете сомневаться, но многие следы этих практик у вас перед глазами. Помните мозаичные панно, которыми украшались советские здания? Помните украшения станций метро? Помните картины, изображающие созидательный труд? Всех этих ученых, гордо держащих спутник на поднятой руке; ученых склонившихся над пробирками; сталеваров, вытирающих пот со лба и прочее? Это была наглядная пропаганда, вычитанная у Кампанеллы. Тот описывал Город Солнца, в котором по приказу министра Мудрости внешние и внутренние стены зданий «расписаны превосходнейшею живописью». Темы этой монументальной живописи просветительские: портреты великих людей, планеты и звезды, виды растений и животных, деревьев и трав, виды минералов, разделы ремесел, сцены из истории и т.д. Это чтобы жители Солнцеграда учились непрестанно, глядя хотя бы на стены домов. Вот именно по этому принципу в СССР осуществлялась политика монументальной и эстетической пропаганды. И это я к тому, что мы ходим с вами среди современных или вчерашних попыток воплотить идеи, высказанные четыреста, пятьсот или более лет назад.
Идеи живучи.
Для солнцеградцев смешно улучшать породы коров и лошадей, не делая того же в людях
Мечтая об идеале, утописты, однако, потихоньку прорисовывали контуры некоего зоопарка или концлагеря, что, как мы видели, близко одно к другому. Все это с элементами жутковатой мистики. Так, во главе Города Солнца стоит некто Метафизик. Он – глава «в светском и в духовном. По всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Далее идут три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Под рукою Мощи все, что касается войны и подготовки к ней, а также спорт, гигиена и т.д. Мудрость заведует науками, ремеслами и обучением. Любовь наблюдает за всем, что касается пищи, одежды и половых сношений, наблюдая при этом, чтобы сочетание мужчин и женщин служило улучшению потомства (!). Для солнцеградцев смешно улучшать породы коров и лошадей, не делая того же в людях. Одежда мужчин и женщин почти одинакова и приспособлена для военного дела (образованные счастливцы весьма воинственны). Жители всюду на виду. В палестре, в поле, в спальне, в классе за ними постоянно следят поставленные люди. Вообще, перед нами причудливая смесь спартанского города, иезуитского колледжа и зоопарка.
Поскольку физическое строение и развитость отслеживаются, сношения людей назначаются сверху. Ради лучшего потомства. Полные – с полными, худые – с худыми… В темпераменте же напротив: холериков паруют с флегматичками, меланхоликов – с сангвиничками и т.д. Особенно темпераментным позволяются сношения с бесплодными и беременными (!) под наблюдением специалиста. Есть также и низкие женщины для тех, «кому не хватает». Содомия преследуется публичным позором.
Во все дела входит астролог, знающий время для каждого дела и человека.
Вот ничтожная цитата: «К совокуплению приступают только переварив пищу и помолившись Богу небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые женщины созерцают и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет обе двери». И так далее, и тому подобное. На многих страницах. Написанное преподносится как идеал, требующий воплощения и обещающий счастье.
Можно было бы счесть это за бред. Это бред и есть. Но множество людей этим бредом вдохновились, почему-то не заметив, что реализация подобных чудачеств не в Город Солнца приводит, а в зоопарк под надзор астрологов, селекционеров и просто охранников. Кормежка по расписанию, совокупление по гороскопу, наблюдение ежеминутное. Храм, кстати, есть, но вместо распятия на алтаре – глобус. (Так вот откуда бывшая традиция храмы в планетарии превращать!) Верховного правителя никто в глаза не видит, зато он, как Старший Брат, управляет всем без возможности оспорить его решение. И эту сатанинскую мечту брали за образец! А о том, что там сегодня берут за образец кукловоды из фильма «С широко закрытыми глазами», можно только содрогаясь догадываться.
Человеку, подумалось мне, в том числе и для того внушили происхождение от обезьяны, чтобы из человечества сделать аналог Сухумского питомника. Или другого известного зверинца.
Правда, дело осложняется одним моментом. До недавних пор в зоопарке детки показывали на птичку пальчиком, весело смеялись и просили купить мороженое. Но с 2014 года и здесь кое-что изменилось. В феврале того самого 2014 года в зоопарке Копенгагена публично убили, расчленили и распотрошили молодого жирафа. Сделали это на глазах множества детей (!) в целях, так сказать, просвещения.
Так что зоопарки теряют безобидность. А Город Солнца ее никогда и не имел.
(красочное фото-видео-звуковое (увеличительное) оформление),
Возможно продемонстрировать красоту и чудесность животного мира,
не привлекая самих представителей в зверинцы.
..и зоологические музеумы
(с демонстрацией дошколятям двухсотлетнего, многажды перепрошитого до неузнаваемости крота в витрине).
Двадцать первый векъ.
Помните, как под жестким запретом был "1984" Оруэлла? И вот совсем недавно в интерактивном голосовании по ТВ количество желающих вернуться в советское время превзошло количество нежелающих в 10 раз. Глас народа?
Людям просто надоело созерцание безнаказанной "свободы" обожравшейся за счёт народа "элиты" . Нигде в мире элита не топчет народ, который её кормит. Презирает -- да. И в Англии, и в Америке . Но делать это НАПОКАЗ, как принято в России -- это только "наше" ! Поэтому и хотят люди вернуть то время, когда каждый человек чувствовал себя человеком на своей земле.
А что касается запретов -- сколько советской литературы теперь под запретом !
Больно смотреть на них, поэтому не хожу сама и детей не вожу. Собак дома не держу, они должны жить на воле. Животные понимают лучше нас мир только "сказать" не могут нам людям о том какие мы жестокие.
"И хотя общность жен и не установлена среди
остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том
основании, что у них все общее. Распределение всего находится в руках
должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим
достоянием, то никто не может ничего себе присвоить".
"Рабов, развращающих нравы, у них нет: они в
полной мере обслуживают себя сами, и даже с избытком".
И - тут же.
"...а рабов, захваченных на войне, они или
продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы
вне города".
Не наблюдаем ли мы навязывание для людей принудительного зоопарка? Электронного, например. Все ведь к этому идет. Те же жесткие решетки, только невидимые, электронные. Что не так, и щелк - умертвлен "жираф Мариус". Как доказать, что вообще-то ЧЕЛОВЕК есть и жив вполне? По электронной базе его нет. Вы даже в суд ничего подать не сможете, там ведь документы, идентифицирующие личность нужны, а если по единой электронной базе вас нет?
И что с этим делать? Может в применении цифры нужна все-таки разумность?
…Нет, люди! Чтоб мир был не так суров
И стали сердечней у нас наследники,
Да здравствуют добрые заповедники,
Без всяких решеток и без замков!
А душам, где холод не так и редок,
Пускай же приснятся во сне не раз
Десятки безмолвных зверячьих глаз,
Глядящих с укором сквозь прутья клеток.
Отсюда стремление западного человека принуждать к подчинению себе все народы, которые им покоряются миром или силой.
Не легкий текст, при этом очень глубокий!