Боязнь рая

Подходит ко мне на днях на исповеди молодая девушка (я знаю ее уже лет 10, с тех пор как она пришла в храм с мамой смешной и трогательной первоклашкой) и говорит:

– Я на самом деле не исповедоваться хотела. Просто сказать... Вы знаете, я часто думаю о будущей жизни и очень ее боюсь...

Фото: Гена Михеев
Фото: Гена Михеев
Я уже готов ответить ей на это, что каждый православный человек, искренне верующий в Господа, трудящийся над собой, кающийся в своих грехах, причащающийся Святых Христовых Таин, не должен бояться смерти. Нет, страх Божий он обязательно должен иметь, но панически, до дрожи бояться за вечную свою участь ему нельзя. Потому как необходимо уповать на милосердие Божие, на все превосходящую Христову любовь...

Все это моментально проносится в моей голове, и немудрено: ведь и самому приходится думать о том же, и очень часто. Впрочем, как выясняется, не о том же.

– Я очень боюсь рая! – взволнованно выпаливает, нарушая ход моих мыслей, девушка.– Я не могу понять, что же я там буду делать!

Да, это не совсем то, что я ожидал услышать... Необычный страх. Непонятный совсем, на первый взгляд, даже иррациональный какой-то.

Но нет, оказывается, что все и понятно, и рационально, причем, в высшей степени.

– Я знаю, что там, в раю, всем должно быть хорошо,– объясняет, чуть успокаиваясь, моя собеседница,– но честно, в голове не укладывается: чем я там буду целую вечность заниматься? Вдруг мне будет скучно?

Не исключаю, что кто-нибудь посмеется над неразумием нашей юной прихожанки. А кто-то и возмутится: да верующая ли она вообще! Разве не говорит в Евангелии Господь: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3)?! Вот чем наполнена жизнь будущего века: узнаванием Бога. Узнаванием, которое никогда не может закончиться, в котором каждое новое мгновение – мгновение новой, большей радости, мгновение изумления и восторга. О какой «скуке» можно тут говорить?

Все так. И вместе с тем... Вместе с тем я слушал и понимал, что ни смеяться, ни тем более осуждать мне совершенно не хочется, да и оснований для этого никаких нет.

Разве редко бывает так, что мы важнейшие истины нашей веры принимаем, но как? – Умом, теоретически, «по умолчанию». А всегда ли при этом принимает их наше сердце, становятся ли они и его достоянием? Опыт показывает: нет. Если мы верим, что Господь слышит не только каждую молитву, но и каждый вздох человеческий, каждую еще не высказанную даже просьбу, то отчего часто молимся так холодно, так сухо, так невнимательно, словно дань какую-то отдаем, долг какой-то внешний? Если верим, что все в руках Божиих, что птичка крошечная на землю не упадет без воли Отца нашего небесного, то почему без конца пребываем в смятении, переживаем, волнуемся, теряем мир душевный из-за ничего не значащих пустяков? Если, опять же, в жизнь вечную и милосердие Господне верим, то по какой причине боимся – не ада даже, не рая (тем паче), а смерти как таковой?

Пока не испытывается тот или иной «пункт» нашей веры, мы и не сомневаемся обычно, что тверды в нем, но стоит прийти испытанию, и мы обязательно узнаем о себе что-то новое.

А эта девушка задалась всерьез вопросом о вечности впрок, не дожив еще ни до седых волос, ни до болячек старческих. Задалась и ответа ее удовлетворяющего не нашла. И больше того скажу... Я тоже не смог ей на ее вопрос ответить. Почему? – Потому что уверен: подлинный, разрешающий все недоумения ответ тут может дать лишь Господь. Я только подсказал, как его найти.

В жизни любого из нас были ведь мгновения, когда нам случалось «помолиться как следует»? Или, если смиреннее и честнее сказать, были моменты, когда по милости Божией хоть немного вкушали мы, «яко благ Господь», познавали, как хорошо с Ним, краешком сердца чувствовали счастье и полноту жизни в Нем? Было такое? Конечно, было, просто потом забывалось, вытеснялось заботами века сего и многообразными печалями житейскими. Или радостями – тоже житейскими.

А это же на самом деле и есть ответ на вопрос «не будет ли скучно в раю?». Ясный, полный, красноречивый, однозначно отрицательный. И тоже почему-то легко забывающийся. Почему-то... Наверное, потому, что и вопроса-то этого мы в большинстве своем не задавали, не был он для нас сильно актуален. Вот девушка та – чудная такая, забавная, скорее всего не забудет...

...Не будет нам в раю скучно. Если, конечно, сподобимся мы его по милости Божией. Если мгновения нашей жизни, хотя бы чуть-чуть приоткрывающие нам, что есть он в существе своем, не будут такими редкими и краткими, что придется нам то и дело сомневаться: а были ли они вообще?..

Игумен Нектарий (Морозов)

6 февраля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вопросы об аде и рае Вопросы об аде и рае
Иером. Кирилл (Зинковский)
Вопросы об аде и рае Вопросы об аде и рае
Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать.
Может ли человек, попав в рай, согрешить? Может ли человек, попав в рай, согрешить?
священник Афанасий Гумеров
Может ли человек, попав в рай, согрешить?
Если рай будет "на небесах", то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29? Если рай будет "на небесах", то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29?
священник Афанасий Гумеров
Если рай будет "на небесах", то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29?
Неужели душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками? Неужели душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками?
священник Афанасий Гумеров
Вот допустим, человек жил праведной жизнью, его Господь Бог забрал в рай, а родственники его были грешники и все ушли в ад. Неужели эта душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками беса? Да и допустит ли это наш Господь? Я, например, безумно люблю своих родителей, не представляю себе жизни без них, хоть здесь, хоть там. И вообще тогда будет ли это рай там на небе, если ты будешь страшно мучаться от мысли что твои родственники там, в аду?
Комментарии
Мария11 апреля 2021, 20:22
Между прочим , меня такой вопрос тоже когда-то мучил, просто думала себе в ответ что Бог позаботился обо всем в этом мире и этот "вопрос" тоже может решить и все обьяснить..не сегодня, но когда-нибудь.. Надежда на Бога - первая помощь, но спасибо что вопрос девушки разобрали
Евмений10 июля 2018, 01:52
Были когда-то такие же мысли. Просто пребывая в теле, мы подчиняемся его немощам. Только что мы ликовали, и вот эмоциональный маятник начал движение в обратную сторону, и на смену радости приходит опустошенность и апатия. Это защитные механизмы срабатывают, защищающие нашу психику, а заодно смиряют нас. И лишь иногда мы чувствуем отблески того чем Бог хочет нас одарить,и оно прообразует блаженную вечность.
Юлия 7 октября 2014, 10:59
Спасибо батюшке и редакции, меня тоже мучал этот вопрос. Я заметила в жизни работу закона притяжения. Если благодарить, молиться, просить и радоваться, всегда, и в тяжелых ситуциях тоже, то все выравнивается. И наверное, эта привычка поможет в жизни вечной, если нас туда примут и простят, жить в добре и радоваться.
Сергей23 июля 2013, 00:00
Спасибо вам за статью о. Нектарий. И спасибо всем за ответы. Для меня это было тоже актуально. Не все ищут в Боге прежде всего счастья и покоя. Вечность почему-то казалась статичной, в которой нет места событиям и свершениям, изменениям (не будет только изменения души)... но это не так, теперь это становится более понятно. Спаси Бог!
Татьяна22 июля 2013, 14:52
Этот вопрос сродни вопросу мелкого школьника: "Ну, а ПОСЛЕ того, как я выучу таблицу умножения, ЧТО Я БУДУ ДЕЛАТЬ??? Ведь я её ВСЮ буду уже знать!!! А потм будет скучно???
Ольга11 июля 2013, 14:43
Так удивительно. Но меня последнее время тоже волновал этот вопрос. Смешно и грустно.... Спасибо игумену Нектарию. Большое спасибо. Теперь, думаю, меня эти мысли не побеспокоят.
Артем14 мая 2013, 03:10
Разве любовь может быть скучной?Если влюблюнные не виделись некоторое время,и вдруг встретились - любо-дорого посмотреть,как им интересно друг с другом,какая радость.А в раю - Христос!Насколько же огромной будет эта радость!Просто настоящие чувства для нас на земле случаются редко,мы так привыкли,и думаем,что так будет и в раю.Но как же весело нам будет в Небесном царстве(если Бог сподобит)узнавать Христа,узнавать,что есть настоящая глубокая любовь,встречаться с теми,кого знали(мы придём в восторг от увиденного настоящего устроения человеческого общества,и нам тоже захочется в этом учавствовать).А скольких мы ещё узнаем людей,которых мы не встречали из-за рамок земной жизни!Сколько новых друзей!И за всё это разнообразие жизни сердце будет вечно славословить Бога.ПОн хочет,чтобы мы (при Его,конечно,помощи)трудились над тем,чтобы в сердце вливать любовь.А в раю сердце заливается любовью уже полностью.При этом состоянии скуки нет.Но мы такого состояния ещё не знаем.
Елена.Украина 2 марта 2013, 15:56
ВАЛЕНТИНЕ(23.02.2013)(Продолжение): То есть,нужно примириться сначала с собой,простить всех тех,кто нанес нам обиды,и самой попросить искренне прощения у тех,кого,возможно и мы обидели,кто на нас обижается. Об этом говорит нам Сам Господь через апостола:"ЕСЛИ ВОЗМОЖНО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ,БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ".(Рим.12.18). Поверьте,Валя,другого пути для христианина,который хочет попасть в Рай, просто не существует. Именно таким путем:смирения,терпения,уничижения прошел Сам наш Господь и Спаситель,неся безропотно Свой тяжелый Крест,и указывая всем нам на этот путь. Вы можете поменять храм и найти священника,которому Вы будете доверять,и который будет Вас понимать. Но если такого не случиться,то ищите причину в себе. Дай Вам Бог терпения,крепкой истинной веры и спасения. Никогда не отчаивайтесь и не отворачивайтесь от Бога и Его Церкви,чтобы не случилось.Помните слова святого Киприана Карфагенского: "КОМУ ЦЕРКОВЬ НЕ МАТЬ,ТОМУ И БОГ НЕ ОТЕЦ".Господь любит Вас и видит каждый Ваш шаг. Он умер за нас и воскрес,чтобы привести к Себе. Давайте же будем достойны ЛЮБВИ РАСПЯТОГО за наши грехи. Храни Вас Господь!
Елена.Украина 2 марта 2013, 15:47
ВАЛЕНТИНЕ(23.02.2013):Уважаемая Валентина,Спасение души - это очень непростая задача для каждого из нас. От человека требуются определенные усилия на этом тернистом пути. И начало этому спасению мы полагаем именно в нашей земной жизни,здесь на земле. Мы свободны и имеем право выбора: быть рабом Божьим и исполнять Его святую волю,его заповеди,тем самым,имея надежду на спасение,т.е.на Рай. Или же отказаться от Бога,от Его Церкви,и тем самым, подпасть под волю диавола,и стать уже невольно его рабом,а значит - забронировать себе место в Аду. Известно:КТО КОМУ СЛУЖИТ,ТОТ ТОМУ И РАБ. Вы можете,конечно,поменять храм,если Вас что-то не устраивает в том храме,куда Вы ходите - это Ваше право,никто Вам запретить этого не может. Но где гарантия,что в другом храме не случится тоже самое. Есть такой рассказ о монахе,который ушел из монастыря,потому что его там обижал другой монах. В следующем монастыре к нему начали плохо относиться уже 2 монаха. Еще в следующем - уже почти вся братия была недовольна этим монахом. Тогда он сел и задумался,в чем же причина его неудач. Начал искренне молиться Господу и взывать о помощи. И Господь ответил ему,что так будет всегда до тех пор,пока он не смирится.Еще преподобный Серафим Саровский отвечает нам на этот вопрос:"СТЯЖИ МИРНЫЙ ДУХ И ТЫСЯЧИ СПАСУТСЯ ВОКРУГ ТЕБЯ".
валентина23 февраля 2013, 11:22
А вот мне на исповеди, в ответ на мой рассказ о конфликте на работе, священник сказал, что я ПОПАДУ В АД, и мне нет уже спасения. На вопрос о том, следует ли мне теперь оставить церковь, перестать молиться, причащаться, но стремиться получать удовольствие в этой жизни, священник не ответил.
Позднее, спустя год, он же отказался отпустить мне другой грех, ссоры с прихожанкой в присутствии духовных лиц, хотя именно меня оскорбили и ударили. Сказал, что на исповеди я не имею право называть имен, и он может прервать исповедь, поскольку я его назвала. А затем отказался прочесть отпуст, т.к. я свою часть вины признавала, но простить не могла. После этого хочется вообще оставить ЭТУ церковь.
Как мне быть?
Феодор, протоиерей20 февраля 2013, 21:18
Очень верный вопрос. Этим вопросом задавался еще Гекльберри Финн у Марка Твена. И Гек был прав, потому что тот рай, который ему нарисовали протестантки вдова Дуглас и мисс Уотсон (возможно забыл правильное имя) действительно невыразимо скучен - "целый день ходить под райскими яблонями и играть на арфе". Даже в нашей земной жизни, когда приходится иметь дело с по-настоящему творческими людьми, понимаешь, что скука состояние абсолютно противоестественное. Я уже не говорю о продвинутых монахах, святых. Разве могло быть скучно, скажем, Симеону Столпнику или Серафиму Саровскому? Скука - результат грехопадения человека. До грехопадения человек обладал такими творческими способностями (неповрежденный образ Божий), что для нас имеющих опыт жизни только в мире обезображенном грехопадением и представить нельзя. Миссия Христа в том и состоит, чтобы "падший восставить образ".
Татьяна17 февраля 2013, 09:30
Не будет ли скучно? Это только один из вопросов, и на мой взгляд, не самый главный. Еще один - а что там в раю делать? Каков смысл и цель существования находящихся там? Находиться в сиянии присутствия Всевышнего, испытывать невыразимое блаженство и... Что дальше? Ради чего все это? Здесь, в материальном мире все понятно - нужно исправить свои качества характера, победить свой эгоизм, поставить служение Богу и людям выше собственных интересов. Приблизиться к Творцу - вот истинная цель и смысл существования верующего. А там, когда ты уже рядом с Творцом? Наслаждаться этим счастьем? Опять для себя любимого? Опять эгоизм? Чтобы стремиться к какой-то цели, даже самой высокой, нужно понимать - а что тебя ждет, когда ты ее добьешься. Иначе где гарантия, что приедешь не туда? Жаль, что наши священники не могут ответить на эти вопросы или я не там ищу.
Иван Х.12 февраля 2013, 21:59
Отец Нектарий, спасибо. Проблема поднята очень серьёзная.
Богослужение - это рай на земле. Всегда ли нам интересно на службе? Всегда ли мы думаем о Боге? Лучше сейчас озаботиться этим вопросом, чем столкнуться с ним в смерти. Трудно выразить словами проблему. Но в раю действительно может оказаться скучно... тем, кто туда не попадёт.
Сохрани нас всех, Господи, от этого!
Елена.Украина10 февраля 2013, 01:30
Валерию (09.02.2013): Уважаемый Валерий! Если Вы человек верующий,то пишите,пожалуйста слово "Бог" с большой буквы,для христианина это важно знать. Нельзя сравнивать земное познание с небесным. Бог - это совершенная любовь. И если даже на земле человеку любовь(настоящая)никогда не кажется адом,а наоборот - раем,тем более, что скажем о Любви Божьей небесной,Которая Сам Бог! Как пишет апостол:"ТЕПЕРЬ МЫ ВИДИМ КАК БЫ СКВОЗЬ ТУСКЛОЕ СТЕКЛО,ГАДАТЕЛЬНО,ТОГДА ЖЕ ЛИЦЕМ К ЛИЦУ; ТЕПЕРЬ ЗНАЮ Я ОТЧАСТИ,А ТОГДА ПОЗНАЮ,ПОДОБНО КАК Я ПОЗНАН".(1Кор.13.12). Почему же ни одному из тех людей,кому пришлось пережить клиническую смерть,не хотелось возвращаться обратно? Потому что нет ничего лучшего для человеческой души,чем быть со Христом. Не будем забывать и о том,что тела всех умерших воскреснут в будущем и соединятся с душами.(читать Откр.20.12-13).Сам Христос воскрес, и в теле явился апостолам и множеству народа,чтобы видели и веровали. "О,БЕЗДНА БОГАТСТВА И ПРЕМУДРОСТИ И ВЕДЕНИЯ БОЖИЯ! КАК НЕПОСТИЖИМЫ СУДЬБЫ ЕГО И НЕИССЛЕДИМЫ ПУТИ ЕГО! ИБО КТО ПОЗНАЛ УМ ГОСПОДЕНЬ? ИЛИ КТО БЫЛ СОВЕТНИКОМ ЕМУ? ИЛИ КТО ДАЛ ЕМУ НАПЕРЕД,ЧТОБЫ ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ВОЗДАТЬ? ИБО ВСЕ ИЗ НЕГО,ИМ И К НЕМУ.ЕМУ СЛАВА ВО ВЕКИ,АМИНЬ."
(Рим.11.33-36).
Екатерина 9 февраля 2013, 23:23
Тоже когда-то задавалась похожим вопросом, только в другом ключе: "а там (в раю) будет то, что мы любим в повседневной жизни? а если не все друзья/родственники туда попадут? а там можно кататься на лыжах или слушать музыку?", и подобные наивные глупые вопросы... :)
По поводу уверенности - конечно, уверенности в том, что я там окажусь не было и нет. Но когда задаются таким вопросом - речь не об этом ) Люди, скорее, умозрительно пытаются постичь непостижимое. Это как ребенок 5 лет пытается представить, каково ему будет в школе, не будет ли скучно )...

Хочу еще поделиться одним наблюдением...
Пришлось некоторое время читать и отслеживать твиттеры/блоги людей, относящихся к разным ветвям политической оппозиции (о пичинах такого пристального чтения говорить не буду, но они были). Лишним будет упоминать, что все эти люди (порой антогонистических взглядов) - атеисты, причем многие из них активно кощунствующие и богохульствующие.
Очень распространенным словом для их общения является слово "ад", оно как слово-заменитель для очень многих эпитетов и образов...
Т.е. люди неверующие, попирающие религии, смеющиеся над верующими подсознательно (и сознательно) выбирают то, что им ближе...
И ведь действительно, когда знакомишься с их взглядами на желаемое ими будущее, именно словом "ад" это и можно обозначить.
Действительно, ад нам понятнее, с этим не поспоришь (.
Ирина 9 февраля 2013, 20:18
Ответ Димитрию: нарушения тайны исповеди (исповедания грехов перед Богом)в данном случае нет. Есть вопрос, который задала прихожанка, и ответ священника, который может быть полезен многим. Если, конечно, мы задаёмся вопросами о "жизни будущего века"...
Валерий 9 февраля 2013, 11:49
Бога, как абсолюта невозможно понять и достичь, хоть вечною вечность находись и познавай бога. Если же предположить, что люди попавшие в рай в конечном времени познают бога, то они станут сами богами.Что в итоге маловероятно. Но если познать до конца не получиться, то в итоге нахождение в раю превратится в муки познавания для человека или душ (пока не понял, что вернее). Душа без материального тела тоже смысла существования не имеет. Если представить аналогию как в реальной жизни, то в начале садик,потом школа, университет, академия, высшая академия, высшайшая акдемия и так далее. То есть бесконечная учеба. И если представить, что все-таки бога познают полностью возможно, то дальнейшее пребывание в раю будет уже бессмысленным занятием. Но бог единственен, значит познать до конца никому не удастся и данное познание в итоге превратится для ученика в ад, предмет до конца никогда не усвоит, сколько не учись.
Дмитрий 8 февраля 2013, 13:17
Не поддерживаю, когда случаи или беседы бывшие на исповеди выносятся в качестве поучения на суд общественности. Исповедь - этой тайна и хранение ее обязательно как для священника так и для кающегося.
Сергей-59 8 февраля 2013, 00:42
Думаю, некоторый отблеск рая, это литургия. Раньше стоял и думал, какая она длинная и когда же закончится? Сейчас обратное, насколько же она короткая. Только войдёшь в молитву и уже отпуст. По ощущениям времени, раньше длилась 5-6 часов, сейчас 20-25 минут. Уходишь из храма исполненый благодатью.
Сергей 7 февраля 2013, 23:31
В Житии Варсонофия Оптинского есть рассказ на подобную тему-об одном иноке.кто не читал-почитайте,интересно.
Василий Правдолюбов 7 февраля 2013, 22:45
Очень умная девушка, видимо, слушая проповеди наших батюшек, она скучала и подумала: неужели и в Раю, эти батюшки будут говорить свои скучные проповеди?
Анна 7 февраля 2013, 21:07
Спаси Господи, о. Нектарий за все Ваши статьи!
Тамара 7 февраля 2013, 16:28
Вот как враг рода человеческого к нам приступает, что и в раю будет скучно... Или Господь вразумил эту девушку задуматься над этим вопросом, чтобы укрепить в ней веру, чтобы смелее и увереннее шла за Ним.В любом случае без Промысла Божьего здесь не обошлось.Боже милостивый, огради нас от козней вражьих и помоги нам следовать за Тобой без рассуждений, полностью вверяя себя Твоей воле, Господи! Очень хороший рассказ, спасибо о.Нектарию.
православный 7 февраля 2013, 15:39
Читал статью и в чём то видел себя грешного. Был и у меня какой-то страх, непонимание.
Митрополит Антоний призывает нас учиться молиться, и говорит, что встреча с Богом - это прежде всего суд для нас. Отсюда и страх, страх неподготовленной души.
...Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными...
...Вспомните, сколько раз Священное Писание говорит о том, что опасно оказаться лицом к лицу с Богом, потому что Бог – сила, Бог – правда, Бог – чистота...
Как справедливо напомнил нам Евгений о том, что все святые отцы считали себя недостойными рая...
Есть ещё другой страх, когда бесы благодати Духа Святаго боятся, читающий да разумеет.
Иван 7 февраля 2013, 14:38
Отец 100 процентов прав)
Татьяна 7 февраля 2013, 13:39
Представление, будто всё, что христиане считают целью и задачами своей жизни, в конечном счёте приводит к смертельной скуке, - это один из стандартных мотивов антихристианской пропаганды. Откликаться на эту мысль людям свойственно потому, что любое представление о счастье в жизни земной неотделимо от ощущения временности всего, с чем земное счастье связано. В жизни вечной само представление о счастье неизбежно будет иным, и надо по-настоящему доверять благому и человеколюбивому Создателю и праведному Судии, чтобы не сомневаться, что рай - это счастье, хотя понять этого счастья мы сейчас не можем, и лишь редкие драгоценные его отблески нам дано ощутить (о чём прекрасно сказано в статье).
Анатолий 7 февраля 2013, 13:17
Спасибо за интересную статью.

Нашел как нужно, чтобы показать маме.
Представить себе Ад - проще, чем представить как там в раю.
Я читал много книг и японские комиксы. Например, человек (японец) очень хорошо нарисовал картину, как выглядит по настоящему Ад, как там наказывают грешников за грехи и страшное вечное мучение (например, самоубийц наказывает, там очень страшно и тексты есть, не для слабонервных). А рай, он не смог изобразить так нормально, просто автору очень сложно изобразить, как выглядит вечное блаженство и жизнь без скуки.
Вместо чтобы рисовать рай, он рисует, как бы персонаж говорит, типа, "я упокоюсь во веки с миром и у меня нет сожаления, все будет хорошо и там не будет скучно. Буду ждать тебя!". Только слова, а изображения нет.
Поэтому, Господь закрыл от нас такую тайну, мы не можем вообразить как там в Раю. Ад - понятно, а Рай - сложно, но Господь может открыть каждому человеку, если Он захочет и человек поймет, сердцем. И не будет никакого сомнения.
И я читал святоотеческий труд, там тоже упоминает, что в Раю не будет скучно, там будут... вроде интересные события, там не будет все старое, только все будет новое.
Александр 7 февраля 2013, 00:38
Девушки, сёстры, Диана, Нина, Татьяна, ваш комментарий меня "зацепил" не меньше, чем статья уважаемого батюшки. И меня этот вопрос зачастую тревожит, поэтому сажусь за богословскую литературу и пытаюсь отвечать на постоянно тревожащие меня мысли, чтобы своим умом дойти до сути. Естественно, с помощью Св. Писания и Предания.
Елена.Украина 6 февраля 2013, 23:56
Все понятно,только не понятно,почему указатели в ИЕРУСАЛИМ и в РАЙ смотрят в разные стороны? Тут или РАЙ земной,а ИЕРУСАЛИМ небесный,или ИЕРУСАЛИМ земной,а РАЙ НЕБЕСНЫЙ. Стоит мальчик и думает,в какую сторону ему идти. Вот так и в жизни современной - все перепутано,понимай как хочешь. Остается только молиться и просить Господа о помощи,просвещении и направлении:"СТОПЫ МОЯ НАПРАВИ ПО СЛОВЕСИ ТВОЕМУ,И ДА НЕ ОБЛАДАЕТ МНОЮ ВСЯКОЕ БЕЗЗАКОНИЕ". (Пс.118.133).
Владимир 6 февраля 2013, 23:11
Недавно я читал у преподобного Варсонофия Оптинского в книге Духовное наследие, такой рассказ - Однажды один монах задумался над таким вопросом как это может быть в раю вечное блаженстао а вдруг оно когда нибудь надоест?И вот он вышел из монастыря и пошел через лес и вдруг он остановился и услышал там ангельское пение.Монах ощутил и испытал такое блаженство что ему хотелось чтобы это пение никогда не прекращалось.Вот он и стоял в лесу и слушал но сколько времени длилось это пение было не известно - мгновение ,день, месяц или год...Но пение закончилось и когда монах вернулся в монастырь то там оказались совсем другие монахи и потом с удивлением все обнаружили что с момента выхода монаха из монастыря и до его возвращения прошло около трехсот лет!Так он промыслом Божьим получил ответ на свой вопрос...
Геннадий-либерал 6 февраля 2013, 22:16
Наше преображение после смерти, согласно Евангелию, не должно разрушить нашу личность. Вопрос: А как конкретно будет в Раю?, если внимательно углубиться к рассмотрению его мотива, выставляет наше недоверие к Богу. Родитель, утешая ребенка, говорит: "Успокойся, все будет хорошо", и ребенок, не спрашивая - "А как будет хорошо?", быстро умиротворяется, ибо верит и не сомневается, что "будет хорошо" - это значит, на самом деле, будет очень здорово и отлично (впрочем в отличии от самого родителя, который в принципе в обещанном сильно сомневается). Однако, сам принцип сохранения личности предполагает учет индивидуальности каждого, поэтому можно посоветовать, особо интересующимся деталями, принять к несомненному: "успокойся, все будет хорошо" (в отличии от вышеупомянутого родителя наш Бог - Всемогущ и Всесилен, а значит можно переключить наше изыскание на вещи более открытые сознанию, например, корреляция концепций добра и зла в парадигме современного либерализма с точки зрения аберрации протестантских делюзий).
Татьяна 6 февраля 2013, 22:02
Почитайте Клайва С. Льюиса "Хроники Нарнии", особенно последнюю главу. Там так все сказано, что в ту "Нарнию" хочется, что уж говорить о рае????
Евгений 6 февраля 2013, 21:47
А мне интересно, почему девушка думает, что попадет в рай? Почти все святые считали себя великими грешниками, недостойными рая, а эта девушка уже представляет себя в раю...
Андрй 6 февраля 2013, 21:38
Ад проще представить потому что сатана мыслит как человек. и в аду многое устроено так что понятно мирянам. да и откровений об аде достаточно публикуется, например "откровения об аде Мэри Катрин Бакстер"... да и суть ада сама по себе проста: вечность в муках и раскаяниях. минуты там кажутся неделями, дни годами... одним словом долго там душа томится, кажется что вечность. А в раю да, много работы. а как иначе? а иначе будет скучно. Бог всё продумал и предусмотрел. и на разных уровнях рая разный объем и характер работ, вместе с познавание Бога. но всегда ты там счастлив, чтобы ты там не делал и чем бы ты там не занимался. хоть ты тряпочкой трёшь до блеска, стоя на первом уровне, хоть ты управленцем работаешь, скажем стоя на 17й ступени. чем выше ступень к Богу тем больше ответственность и благодать одновременно. всё это конечно образно, но наша жизнь мирская утроена по образу тамошнему и не как не иначе. чтение разнообразной духовной литературы откроют путь к познанию, подготовят нас к жизни той, приоткроют завесу и очи наши... главное суметь отличить ложное от истины, не единожды, но всегда. слушайте внимательно самую первую мысль(интуицию) она правдива, хоть зачастую даже не заметна.
Николай 6 февраля 2013, 18:52
Статья очень верная и актуальная. Да, и я когда-то задумывался, чем же можно заняться в Раю? И нашел для себя простой ответ: НЕ ЗНАЮ, но если Господь сподобит - узнаю и мне ПОНРАВИТСЯ. Ведь не зря в Евангелии написано (не цитирую, пересказываю): Бог уготовил детям Своим такое, о чем они не могут в жизни земной даже помыслить! Наверное, это и правда как в детстве: повезли тебя на праздник, а ты горюешь, что пропустишь мультик по телевизору, лишний час не поиграешь, не порисуешь... А приехав, забываешь обо всем на свете - так хорошо!
К сожалению, мы не только не можем представить Райскую жизнь, но и не можем не переврать ее смысла. Вспоминается анекдот: Бабушка, что такое Рай? - Это где яблоки, груши, сливы... - Понимаю! Рай - это компот!.. Увы, даже если мы сами понимаем, что Рай - не компот и не кружок хорового пения, то объяснить это сложно.
Елена 6 февраля 2013, 18:17
Спаси Господи, Батюшка, и я задавалась таким вопросом, казалось бы примитивным и не нужным пока волосы не седые, но потом подумала и заключила, что Слава Богу, что этот вопрос в голове возникал, он ведь, так или иначе, связан с Богом, чем разжигала бы какими искусительными темами себя. Прости, Господи.
Павел 6 февраля 2013, 15:17
Человеку иногда кажется, ложно кажется, что ему хорошо только наедине с самим собой, когда никто не обидит. Любое другое лицо, тем более - облеченное властью и находящееся рядом - вызывает опасение. Он заставит жить не так, как хочу. Отсюда и к Богу (умственно, правда, а не душевно) возможно такое отношение. И, вместе с тем, более глубинное чувство человека есть желание любви. Чтобы меня любил кто-то и я тоже любил. Человек может в относительном одиночестве кататься на лыжах в бору, смотреть на сосны и ощущать мир в душе. Он, по-глупости, думает, что ему хорошо оттого, что он один. Затем он добавляет: наедине с природой. Но далее, при попытке "остановить момент, удержать удовольствие", на человека, пытающегося продлить в себе чувство единения с природой и ее красотой, может внезапно навалиться жуткое чувство пустоты: "не богат ты вовсе, а нищ". Потом уже понимаешь, что тот первый благодатный момент был оттого, что через красоту своей природы с душой тихо говорил сам Бог, Которого человек умом своим исключает из круга жизни, а страстями выталкивает из сердца.
марина 6 февраля 2013, 14:57
Полностью согласна с Дианой.Спасибо батюшка за эту статью.
Мария 6 февраля 2013, 14:36
Батюшка, спасибо за статью! Я тоже задавалась этим вопросом, но нет во мне той смелости, как в героине, - чтобы задать его кому-нибудь. Теперь есть ответ. Главное, не позабыть его :-)
Елена О. 6 февраля 2013, 14:30
Диана, подписываюсь под Вашими словами!
Татьяна 6 февраля 2013, 12:52
Если думать о рае, то для меня он подобен детству. Детское видение мира. Любовь Божья. Защищенность. Радость. Свет, запахи, звуки... Новые открытия. Мне хотелось бы видеть его так...
Иногда, читая книги Владислава Крапивина, читая его такое близкое сердцу описания детства, кажется, что вот оно - то родное и такое далекое... Вот Он - Бог, с Его любовью к нам. И, думаю, многое, что близко нам в это мире, что трогает наше сердце здесь - то и будет с нами там. Я думаю, что это - отголоски Божьей любви, отголоски рая. Он рядом.
И Он не только в сухом вычитывании молитв и в "отстоянных" службах. А да, в сердечном к нему обращении. В Таинствах церкви - именно таинствах... В том, что не осознать умом. Но можно почувствовать сердцем. Во всем том добре и любви, что встречается нам уже в этой жизни.
Нина 6 февраля 2013, 12:36
Одной юной прихожанке,незадолго до её собственной трагической гибели,приснился ее духовник,которого к тому времени тоже зверски убили.И,она рассказывая об этом,говорила:-"Мне приснился о.Александр и я его спросила:"о.Александр,что же вы тут делаете?",а он мне ответил:-"Здесь так много работы!"
Человек,трудившийся на почве просвящения соотечественников в духовном плане, и -ТАМ тоже чем-то занят! Значит и Там мы будем что-то возделывать на "своем духовном огороде", только наверно в новом качестве. При условии,конечно,что мы этой чести удостоимся.
Диана 6 февраля 2013, 11:24
Очень хорошая статья. Где-то я читала, что нам проще представить ад, чем Рай, потому что ад более понятен. Страх этот скорей страх перед неизвестностью и вполне разумный вопрос, а что Там люди будут делать? Юлия Вознесенская в "Посмертных приключениях" (на важно кто как относится к ее творчеству) вполне логично описала ад, а вот Рай ей не удался совсем. Потому что как не вписываются "обеды с родственниками", "рисование бабочек", "игры с Ангелами" и даже хождение в храм на службы с образом Рая. Скорей представляется, как на иконе Всех святых - все предстоят перед Богом и вечно молятся. Возможно, отсюда и страх, что станет скучно. Потому что мало кто из нас научился непрестанной молитве, потому что молиться для нас тяжелый труд, и чего скрывать - бывает лень. Вот и страшно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×