Подходит ко мне на днях на исповеди молодая девушка (я знаю ее уже лет 10, с тех пор как она пришла в храм с мамой смешной и трогательной первоклашкой) и говорит:
– Я на самом деле не исповедоваться хотела. Просто сказать... Вы знаете, я часто думаю о будущей жизни и очень ее боюсь...
Фото: Гена Михеев |
Все это моментально проносится в моей голове, и немудрено: ведь и самому приходится думать о том же, и очень часто. Впрочем, как выясняется, не о том же.
– Я очень боюсь рая! – взволнованно выпаливает, нарушая ход моих мыслей, девушка.– Я не могу понять, что же я там буду делать!
Да, это не совсем то, что я ожидал услышать... Необычный страх. Непонятный совсем, на первый взгляд, даже иррациональный какой-то.
Но нет, оказывается, что все и понятно, и рационально, причем, в высшей степени.
– Я знаю, что там, в раю, всем должно быть хорошо,– объясняет, чуть успокаиваясь, моя собеседница,– но честно, в голове не укладывается: чем я там буду целую вечность заниматься? Вдруг мне будет скучно?
Не исключаю, что кто-нибудь посмеется над неразумием нашей юной прихожанки. А кто-то и возмутится: да верующая ли она вообще! Разве не говорит в Евангелии Господь: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3)?! Вот чем наполнена жизнь будущего века: узнаванием Бога. Узнаванием, которое никогда не может закончиться, в котором каждое новое мгновение – мгновение новой, большей радости, мгновение изумления и восторга. О какой «скуке» можно тут говорить?
Все так. И вместе с тем... Вместе с тем я слушал и понимал, что ни смеяться, ни тем более осуждать мне совершенно не хочется, да и оснований для этого никаких нет.
Разве редко бывает так, что мы важнейшие истины нашей веры принимаем, но как? – Умом, теоретически, «по умолчанию». А всегда ли при этом принимает их наше сердце, становятся ли они и его достоянием? Опыт показывает: нет. Если мы верим, что Господь слышит не только каждую молитву, но и каждый вздох человеческий, каждую еще не высказанную даже просьбу, то отчего часто молимся так холодно, так сухо, так невнимательно, словно дань какую-то отдаем, долг какой-то внешний? Если верим, что все в руках Божиих, что птичка крошечная на землю не упадет без воли Отца нашего небесного, то почему без конца пребываем в смятении, переживаем, волнуемся, теряем мир душевный из-за ничего не значащих пустяков? Если, опять же, в жизнь вечную и милосердие Господне верим, то по какой причине боимся – не ада даже, не рая (тем паче), а смерти как таковой?
Пока не испытывается тот или иной «пункт» нашей веры, мы и не сомневаемся обычно, что тверды в нем, но стоит прийти испытанию, и мы обязательно узнаем о себе что-то новое.
А эта девушка задалась всерьез вопросом о вечности впрок, не дожив еще ни до седых волос, ни до болячек старческих. Задалась и ответа ее удовлетворяющего не нашла. И больше того скажу... Я тоже не смог ей на ее вопрос ответить. Почему? – Потому что уверен: подлинный, разрешающий все недоумения ответ тут может дать лишь Господь. Я только подсказал, как его найти.
В жизни любого из нас были ведь мгновения, когда нам случалось «помолиться как следует»? Или, если смиреннее и честнее сказать, были моменты, когда по милости Божией хоть немного вкушали мы, «яко благ Господь», познавали, как хорошо с Ним, краешком сердца чувствовали счастье и полноту жизни в Нем? Было такое? Конечно, было, просто потом забывалось, вытеснялось заботами века сего и многообразными печалями житейскими. Или радостями – тоже житейскими.
А это же на самом деле и есть ответ на вопрос «не будет ли скучно в раю?». Ясный, полный, красноречивый, однозначно отрицательный. И тоже почему-то легко забывающийся. Почему-то... Наверное, потому, что и вопроса-то этого мы в большинстве своем не задавали, не был он для нас сильно актуален. Вот девушка та – чудная такая, забавная, скорее всего не забудет...
...Не будет нам в раю скучно. Если, конечно, сподобимся мы его по милости Божией. Если мгновения нашей жизни, хотя бы чуть-чуть приоткрывающие нам, что есть он в существе своем, не будут такими редкими и краткими, что придется нам то и дело сомневаться: а были ли они вообще?..
Позднее, спустя год, он же отказался отпустить мне другой грех, ссоры с прихожанкой в присутствии духовных лиц, хотя именно меня оскорбили и ударили. Сказал, что на исповеди я не имею право называть имен, и он может прервать исповедь, поскольку я его назвала. А затем отказался прочесть отпуст, т.к. я свою часть вины признавала, но простить не могла. После этого хочется вообще оставить ЭТУ церковь.
Как мне быть?
Богослужение - это рай на земле. Всегда ли нам интересно на службе? Всегда ли мы думаем о Боге? Лучше сейчас озаботиться этим вопросом, чем столкнуться с ним в смерти. Трудно выразить словами проблему. Но в раю действительно может оказаться скучно... тем, кто туда не попадёт.
Сохрани нас всех, Господи, от этого!
(Рим.11.33-36).
По поводу уверенности - конечно, уверенности в том, что я там окажусь не было и нет. Но когда задаются таким вопросом - речь не об этом ) Люди, скорее, умозрительно пытаются постичь непостижимое. Это как ребенок 5 лет пытается представить, каково ему будет в школе, не будет ли скучно )...
Хочу еще поделиться одним наблюдением...
Пришлось некоторое время читать и отслеживать твиттеры/блоги людей, относящихся к разным ветвям политической оппозиции (о пичинах такого пристального чтения говорить не буду, но они были). Лишним будет упоминать, что все эти люди (порой антогонистических взглядов) - атеисты, причем многие из них активно кощунствующие и богохульствующие.
Очень распространенным словом для их общения является слово "ад", оно как слово-заменитель для очень многих эпитетов и образов...
Т.е. люди неверующие, попирающие религии, смеющиеся над верующими подсознательно (и сознательно) выбирают то, что им ближе...
И ведь действительно, когда знакомишься с их взглядами на желаемое ими будущее, именно словом "ад" это и можно обозначить.
Действительно, ад нам понятнее, с этим не поспоришь (.
Митрополит Антоний призывает нас учиться молиться, и говорит, что встреча с Богом - это прежде всего суд для нас. Отсюда и страх, страх неподготовленной души.
...Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными...
...Вспомните, сколько раз Священное Писание говорит о том, что опасно оказаться лицом к лицу с Богом, потому что Бог – сила, Бог – правда, Бог – чистота...
Как справедливо напомнил нам Евгений о том, что все святые отцы считали себя недостойными рая...
Есть ещё другой страх, когда бесы благодати Духа Святаго боятся, читающий да разумеет.
Нашел как нужно, чтобы показать маме.
Представить себе Ад - проще, чем представить как там в раю.
Я читал много книг и японские комиксы. Например, человек (японец) очень хорошо нарисовал картину, как выглядит по настоящему Ад, как там наказывают грешников за грехи и страшное вечное мучение (например, самоубийц наказывает, там очень страшно и тексты есть, не для слабонервных). А рай, он не смог изобразить так нормально, просто автору очень сложно изобразить, как выглядит вечное блаженство и жизнь без скуки.
Вместо чтобы рисовать рай, он рисует, как бы персонаж говорит, типа, "я упокоюсь во веки с миром и у меня нет сожаления, все будет хорошо и там не будет скучно. Буду ждать тебя!". Только слова, а изображения нет.
Поэтому, Господь закрыл от нас такую тайну, мы не можем вообразить как там в Раю. Ад - понятно, а Рай - сложно, но Господь может открыть каждому человеку, если Он захочет и человек поймет, сердцем. И не будет никакого сомнения.
И я читал святоотеческий труд, там тоже упоминает, что в Раю не будет скучно, там будут... вроде интересные события, там не будет все старое, только все будет новое.
К сожалению, мы не только не можем представить Райскую жизнь, но и не можем не переврать ее смысла. Вспоминается анекдот: Бабушка, что такое Рай? - Это где яблоки, груши, сливы... - Понимаю! Рай - это компот!.. Увы, даже если мы сами понимаем, что Рай - не компот и не кружок хорового пения, то объяснить это сложно.
Иногда, читая книги Владислава Крапивина, читая его такое близкое сердцу описания детства, кажется, что вот оно - то родное и такое далекое... Вот Он - Бог, с Его любовью к нам. И, думаю, многое, что близко нам в это мире, что трогает наше сердце здесь - то и будет с нами там. Я думаю, что это - отголоски Божьей любви, отголоски рая. Он рядом.
И Он не только в сухом вычитывании молитв и в "отстоянных" службах. А да, в сердечном к нему обращении. В Таинствах церкви - именно таинствах... В том, что не осознать умом. Но можно почувствовать сердцем. Во всем том добре и любви, что встречается нам уже в этой жизни.
Человек,трудившийся на почве просвящения соотечественников в духовном плане, и -ТАМ тоже чем-то занят! Значит и Там мы будем что-то возделывать на "своем духовном огороде", только наверно в новом качестве. При условии,конечно,что мы этой чести удостоимся.