Сегодняшние рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви.
«Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8).
По единогласному мнению наших толковников, здесь перечисляются виды служений, бывших в древней Церкви. На сегодняшний день некоторые из них уже отошли в область церковной истории, некоторые приобрели другое название или получили несколько иной характер. Не стоит смущаться. То, что должно оставаться неизменяемым в Церкви – присутствие Духа Святого – так и осталось неизменным; меняются лишь формы выражения этой внутренней сути. Дух один, а дары различны (ср.1 Кор. 12:4), и Господь может забирать старые дары и давать новые. Об этом и говорят первые слова сегодняшнего чтения: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования». По мысли апостола, вид служения зависит от дарования Божьего. В разные же эпохи дарования могут быть различны.
Итак, первое служение, упоминаемое апостолом, это пророчество. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». Пророчество – это не только прозрение будущего, но и возвещение воли Божией в самом широком смысле. Если собрать все значения этого слова в одно, то можно сказать так: пророчество есть правильная проповедь о воле Божией. «Пророчествуй по мере веры». Святые отцы дают два возможных толкования. Первое: «пророчествуй по мере веры», которую ты имеешь. Второе: «пророчествуй по мере веры», которая есть у твоих слушателей. Примем ли мы первое или второе толкование, вывод из них очевиден: как и дар проповеди, так и возможность ее расслышать зависит от состояния, в котором мы содержим нашу веру. Если наша вера питается Писанием, молитвой, Таинствами, добрыми делами, то мы не только поймем слова христианской проповеди и отзовемся на них, но и в наши уста Господь вложит пророческое слово в нужный момент.
«Имеешь ли служение, пребывай в служении». Укажем на греческое слово «диакониа». Им, по словам свт. Феофана Затворника, «обнимается не диаконский только, но и весь священноцерковнослужебный чин» (толк. на Рим. 12). Диаконствуешь ли – диаконствуй, пономаришь ли – пономарь. И не заглядывайся на иерейские кресты и на епископские панагии, делай дело, на которое ты поставлен.
«Учитель ли, – в учении». «Под учением разумеется истолкование Божественных догматов», – определяет блаженный Феодорит Киррский (толк. на Рим. 12). Заметим, что Златоуст учительство («дидаскалиа») ставил выше служения (диакониа). Проще говоря, катехизатор в глазах Златоуста выше всех низших церковных чинов вплоть до диакона. Вот пища для размышления всем учащимся на катехизаторских курсах: любящий свое дело и отдающий ему все свое время катехизатор, согласно мнению Златоуста, будет вознагражден Господом более, чем служитель алтаря!
«Увещатель ли, увещевай». Имеются два варианта перевода: «утешающий» и «назидающий». Видимо, был в древней Церкви такой чин, функция которого сводилась к тому, что у нас сегодня входит в понятие «духовничества». В наши время этим, как правило, занимаются священники. Но и все мы в общении с нашими ближними должны быть готовы сказать в нужный момент слово утешения и назидания, как и пишет апостол: «Увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11).
«Раздаватель ли, раздавай в простоте». Послушание церковного эконома, кассира, бухгалтера; в монастырях – келаря. Вспомним, что апостольская община выбрала для этой должности людей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3). Для чего же духовные дары в такой, казалось бы, «недуховной» работе? Именно для того, чтобы раздавать «в простоте». Только тогда деньги не будут «прилипать» к рукам, когда Дух Святой очистит человека от страсти любостяжания. Людям, занимающим такие должности, как никаким другим нужна высокая духовная жизнь.
«Начальник ли, начальствуй с усердием». Более точно переведено по-церковнославянски: «предстояй, со тщанием». Это пожелание адресовано предстоятелям, т. е. священникам.
«Благотворитель ли, благотвори с радушием». Свт. Феофан считает, что здесь Павел заканчивает перечисление церковных чинов и начинает говорить о добродетелях, общих для всех христиан. Следуют слова о любви, братолюбии, взаимной почтительности, усердии и прочих христианских добродетелях, каждая из которых требует отдельного разговора. Но мы давайте попытаемся осмыслить то, о чем уже было сказано.
Прочитанный сегодня отрывок ясно говорит о том, в Церковь нужно не просто ходить – в Ней нужно служить, согласно своему дарованию. Разнообразие служений в Церкви (а каждому их них, по мысли апостола Павла, соответствует некий особый дар) должно заставить человека с некоторым беспокойством размышлять: какую же нишу в этой многоярусной конструкции мог бы занять я? Вопрос очень важный. Действительно, есть опасность встать не на свое место, прожить не свою жизнь. Много может навредить учитель, выбравший эту профессию по ошибке; небезопасен врач, занимающийся явно не своим делом; но если человек в Церкви занял не свое место, это может быть просто разрушительно и для него, и для тех, кто с ним соприкасается. Как же избежать этой ошибки?
Готовых рецептов нет. Очевидно, что христианин сердцем должен услышать волю Божию о себе. Этому предшествует не один год внимательной жизни в Церкви. Без всякой спешки, эмоций и восторгов молящийся и работающий над собой человек в нужное время обязательно увидит в себе талант, подаренный Богом. Это произойдет тогда, когда луч благодати озарит темноту души и отблеск его заиграет на золотом слитке, вложенном в человека его Творцом. Однако это не значит, что до наступления этих счастливых минут не нужно искать и пробовать себя то в одном, то в другом (но только в том, что дозволено; нельзя, скажем, «попробовать» быть священником). Не нужно бояться и ошибок в этом поиске. Через наши искания и ошибки Господь и приведет нас туда, куда Он хочет. Дарованное же Богом церковное служение непременно будет засвидетельствовано радостным чувством обретения себя.
Дай Бог всем нам занять свое место в Божием мире – для того, чтобы обрести его и в Божием Царстве.