На Руси Псалтырь была одной из самых почитаемых и одновременно часто используемых книг. И по сей день русские люди прибегают к ней в трудные моменты своей жизни.
Жизнь как быстрая река, которая неудержимо несет каждого из нас к финишу земного бытия. И каждый человек на этом нелегком пути в глубине души томится от одного вопроса: а что там дальше? При этом люди ежедневно упражняются в самых бесполезных занятиях независимо от своего интеллекта и социального положения. Что делать? – это не извечно русский, а общечеловеческий вопрос.
Что делают христиане, чтобы преодолеть ужас бесполезности существования без Бога, с которым сталкивается в своей жизни абсолютно каждый человек? Молятся. Разговаривают с Отцом, Другом, Творцом, Целью своей жизни. О молитве сложно говорить, порой разговоры способны набить оскомину и даже вызвать непонимающее раздражение. Молитвой нужно заниматься, практиковать ее. Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Связь с Богом, разорванную на заре человечества, необходимо поддерживать трудом, как мы поддерживаем огонь в костре, неустанно подбрасывая дрова, которые нужно найти, собрать, обработать. Молитва поддерживает огонь души, дает наполненность и открывает человеку смысл жизни, необъяснимый словами, но ясно осознаваемый. Молящийся понимает: надо продолжать и не останавливаться. Если Бог – Источник всего, как можно избегать общения с Ним?
Современник изранен, духовно дезориентирован, он похож на неразборчивого ребенка, который тащит в рот все, что попадает в руки. Одной из особенностей нынешней эпохи человечества становится все более уверенный взгляд в прошлое в поисках духовных корней. Пластмассовость прогресса, при всей его полезности, сделала homo sapiens комнатным растением, вырванным из тысячелетнего биотопа и пересаженным в горшок цивилизационной теплицы. В холоде каинового мегаполиса, в пещерах глобальной деревни интернета затерлись смысл, и возросла потребность поиска ответов на вопросы.
Князь Владимир Мономах, раздумывая, что написать в своем духовном завещании, раскрыл Псалтырь и попавшийся на глаза псалом принял как ответ от Бога.
Эта ветхозаветная книга до сих пор не потеряла своей актуальности. В православном богослужении нет других текстов, используемых чаще, чем Псалтырь. «Книгу хваления» рекомендуют читать в сложных жизненных обстоятельствах, за здравие ближних, за упокой усопших на протяжении всех 40 дней по разлучении души с телом. 50-й и 90-й псалмы учатся верующими наизусть для того, чтобы прибегнуть к ним в трудные минуты жизни.
В практике древнерусского богослужения можно выделить следующий сложившийся «корпус» молитвенных правил. Имевшие время и силы вычитывали суточный богослужебный круг мирским чином при наличии книг. В «легком» варианте утром и вечером молились, читая полунощницу и повечерие. Верным спутником русского христианина была лестовка, по которой верующий мог в течение дня молиться Иисусовой молитвой (и всем святым), а также заменять поклонами суточный круг.
Но была также и практика домашней молитвы по Псалтыри. Каждая часть богослужения заменялась чтением какого-то количества кафизм:
- за вечерню – 2,
- за повечерие – 1,
- за полунощницу – 2,
- за утреню – 5,
- за 1-й час – 1,
- за часы – 3.
В случае немощи молитвенника предлагался облегченный вариант:
- за вечерню – 1 кафизму,
- за повечерие – 1,
- за полунощницу – 1,
- за утреню – 3 или 2,
- за 1-й час – 100 поклонов,
- за часы – 2 кафизмы.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий вместе со своими учениками помимо Евангелия и избранных служб перевели на церковнославянский язык Псалтырь. Однако согласно преданию, «Книгу хваления», записанную «русскими буквами», святой Кирилл нашел в Корсуни у нашего безымянного земляка. Выходит, еще до «официального» перевода и Крещения Руси русские христиане прибегали к этой сокровищнице духовной мудрости.
В быту простого человека Псалтырь использовалась не только как молитвенная, но и как учебная, назидательная книга, а в некоторых случаях и спасительная.
Религиозно-нравственный характер русского народа был сформирован именно Псалтырью
«Книга хваления» легла в основу образования Руси. Неудивительно, что религиозно-нравственный характер нашего народа был сформирован именно Псалтырью. Понимание этого факта в некотором смысле является ключом в усилившихся поисках русской идентичности. Наш дух – дух Псалтыри. Именно такой вывод напрашивается по результатам ряда экспедиций в единоверческие приходы, общения в этнографических поездках со стариками, заставшими еще живой уклад русской жизни.
Мудрость, светлая мерность, доброта, взвешенность, обращенность к Богу, способность переносить невзгоды, трудолюбие – отличительные черты исконного народа Святой Руси. Эти архетипы по сей день проглядываются и в людях нецерковных. Но именно вера людей – не лозунги, а практика, в первую очередь молитвенная, – могут показать, что было для народа ценным. Ведь русские всегда были людьми довольно практичными. Для мира без благ прогресса это было вдвойне актуальным. Время очень дорого: упустишь момент – умрешь с голоду. Очевидно, что в молитвенных правилах, предельно ясных, сложных, серьезных, наши предки видели огромную практическую пользу для внутреннего мира.
Псалтырь освежает душу, наполняет пространство светом, изгоняет темные мысли, дает жизни вкус, силы, идеи. «Книга хваления» написана распахнутым настежь сердцем псалмопевца, где нет фальши, а лишь предельная откровенность в оторванности человека от Бога. Это предел напряжения, вопрос, лежащий не в плоскости формальных и внешних рассуждений, а плач либо восхваление Отца Небесного. И эта богоискательная искренность таинственным образом помогает и нам проникнуться нравственным содержанием псалмов – и при этом дает возможность поговорить с Богом. Универсализм Псалтыри заключается и в молитвенном, и в нравственном характере. Святые отцы говорили о «Книге хваления» как о Священном Писании в миниатюре. Здесь есть и пророчества о Спасителе, и просительные, и хвалебно-благодарственные молитвы, и учительные назидания для человека. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1: 1), – таким предостережением начинается Псалтырь. А заканчивается словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 6), призывая к молитве все человечество.
Основатель русского иночества преподобный Феодосий Печерский говорил братии: «Наипаче же имети в устех Псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье». Сам он, по сказанию жизнеописателя, «пел усты тихо Псалтырь», в то время как руки его были заняты прядением или другим делом. Святой апостол Иаков так и пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5: 13). В житиях русских святых мы будем часто встречать упоминание о том, как иноки во время трудовых послушаний пели псалмы на память.
Традиция учения Псалтыри наизусть пришла на Русь вместе с христианством из Византии. Святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал священников до той поры, пока они не выучивали всю «Книгу хваления» наизусть. Святитель Василий Великий писал, что Псалтырь говорит голосом благодати, а святитель Афанасий Великий утверждал, что в ветхозаветном сборнике гимнов «измерена и описана вся жизнь человеческая».
В Псалтыри описана вся жизнь человеческая со всеми ее духовными изгибами
Если в Псалтыри и вправду описана вся жизнь человеческая со всеми ее духовными изгибами, если говорят тексты «Книги хваления» голосом благодати с небес, а русские люди формировали характер и в целом культурный код именно ветхозаветным произведением царя Давида, то отчего же мы, современники, не столь часто прибегаем к сборнику ответов на главные вопросы жизни? Святые отцы, толкуя и разбирая псалмы, каждый из них отмечали как читаемый в той или иной нужде – в болезни, при нападении врагов, от уныния, от блудной страсти… Душе нужен помощник и покровитель, практик, честный, прямой и ведущий к Богу как к цели всего человеческого бытия.
В радости и в горести мы имеем уникальную возможность менять свою жизнь через молитву, научение духовной мудрости, не «растекаясь по древу», а нанося удар в одну точку. Псалтырь одновременно наш щит и меч, помощник и покровитель, поводырь, который может нам в этом помочь. «Книга хваления» прошла проверку временем, была испытана нашими предками. Пришло наше время духовных побед. С Псалтырью на устах.