Писание в миниатюре

На Руси Псалтырь была одной из самых почитаемых и одновременно часто используемых книг. И по сей день русские люди прибегают к ней в трудные моменты своей жизни.

Жизнь как быстрая река, которая неудержимо несет каждого из нас к финишу земного бытия. И каждый человек на этом нелегком пути в глубине души томится от одного вопроса: а что там дальше? При этом люди ежедневно упражняются в самых бесполезных занятиях независимо от своего интеллекта и социального положения. Что делать? – это не извечно русский, а общечеловеческий вопрос.

Что делают христиане, чтобы преодолеть ужас бесполезности существования без Бога, с которым сталкивается в своей жизни абсолютно каждый человек? Молятся. Разговаривают с Отцом, Другом, Творцом, Целью своей жизни. О молитве сложно говорить, порой разговоры способны набить оскомину и даже вызвать непонимающее раздражение. Молитвой нужно заниматься, практиковать ее. Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Связь с Богом, разорванную на заре человечества, необходимо поддерживать трудом, как мы поддерживаем огонь в костре, неустанно подбрасывая дрова, которые нужно найти, собрать, обработать. Молитва поддерживает огонь души, дает наполненность и открывает человеку смысл жизни, необъяснимый словами, но ясно осознаваемый. Молящийся понимает: надо продолжать и не останавливаться. Если Бог – Источник всего, как можно избегать общения с Ним?

Современник изранен, духовно дезориентирован, он похож на неразборчивого ребенка, который тащит в рот все, что попадает в руки. Одной из особенностей нынешней эпохи человечества становится все более уверенный взгляд в прошлое в поисках духовных корней. Пластмассовость прогресса, при всей его полезности, сделала homo sapiens комнатным растением, вырванным из тысячелетнего биотопа и пересаженным в горшок цивилизационной теплицы. В холоде каинового мегаполиса, в пещерах глобальной деревни интернета затерлись смысл, и возросла потребность поиска ответов на вопросы.

Князь Владимир Мономах, раздумывая, что написать в своем духовном завещании, раскрыл Псалтырь и попавшийся на глаза псалом принял как ответ от Бога.

Эта ветхозаветная книга до сих пор не потеряла своей актуальности. В православном богослужении нет других текстов, используемых чаще, чем Псалтырь. «Книгу хваления» рекомендуют читать в сложных жизненных обстоятельствах, за здравие ближних, за упокой усопших на протяжении всех 40 дней по разлучении души с телом. 50-й и 90-й псалмы учатся верующими наизусть для того, чтобы прибегнуть к ним в трудные минуты жизни.

В практике древнерусского богослужения можно выделить следующий сложившийся «корпус» молитвенных правил. Имевшие время и силы вычитывали суточный богослужебный круг мирским чином при наличии книг. В «легком» варианте утром и вечером молились, читая полунощницу и повечерие. Верным спутником русского христианина была лестовка, по которой верующий мог в течение дня молиться Иисусовой молитвой (и всем святым), а также заменять поклонами суточный круг.

Но была также и практика домашней молитвы по Псалтыри. Каждая часть богослужения заменялась чтением какого-то количества кафизм:

  • за вечерню – 2,
  • за повечерие – 1,
  • за полунощницу – 2,
  • за утреню – 5,
  • за 1-й час – 1,
  • за часы – 3.

В случае немощи молитвенника предлагался облегченный вариант:

  • за вечерню – 1 кафизму,
  • за повечерие – 1,
  • за полунощницу – 1,
  • за утреню – 3 или 2,
  • за 1-й час – 100 поклонов,
  • за часы – 2 кафизмы.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий вместе со своими учениками помимо Евангелия и избранных служб перевели на церковнославянский язык Псалтырь. Однако согласно преданию, «Книгу хваления», записанную «русскими буквами», святой Кирилл нашел в Корсуни у нашего безымянного земляка. Выходит, еще до «официального» перевода и Крещения Руси русские христиане прибегали к этой сокровищнице духовной мудрости.

В быту простого человека Псалтырь использовалась не только как молитвенная, но и как учебная, назидательная книга, а в некоторых случаях и спасительная.

Религиозно-нравственный характер русского народа был сформирован именно Псалтырью

«Книга хваления» легла в основу образования Руси. Неудивительно, что религиозно-нравственный характер нашего народа был сформирован именно Псалтырью. Понимание этого факта в некотором смысле является ключом в усилившихся поисках русской идентичности. Наш дух – дух Псалтыри. Именно такой вывод напрашивается по результатам ряда экспедиций в единоверческие приходы, общения в этнографических поездках со стариками, заставшими еще живой уклад русской жизни.

Мудрость, светлая мерность, доброта, взвешенность, обращенность к Богу, способность переносить невзгоды, трудолюбие – отличительные черты исконного народа Святой Руси. Эти архетипы по сей день проглядываются и в людях нецерковных. Но именно вера людей – не лозунги, а практика, в первую очередь молитвенная, – могут показать, что было для народа ценным. Ведь русские всегда были людьми довольно практичными. Для мира без благ прогресса это было вдвойне актуальным. Время очень дорого: упустишь момент – умрешь с голоду. Очевидно, что в молитвенных правилах, предельно ясных, сложных, серьезных, наши предки видели огромную практическую пользу для внутреннего мира.

Псалтырь освежает душу, наполняет пространство светом, изгоняет темные мысли, дает жизни вкус, силы, идеи. «Книга хваления» написана распахнутым настежь сердцем псалмопевца, где нет фальши, а лишь предельная откровенность в оторванности человека от Бога. Это предел напряжения, вопрос, лежащий не в плоскости формальных и внешних рассуждений, а плач либо восхваление Отца Небесного. И эта богоискательная искренность таинственным образом помогает и нам проникнуться нравственным содержанием псалмов – и при этом дает возможность поговорить с Богом. Универсализм Псалтыри заключается и в молитвенном, и в нравственном характере. Святые отцы говорили о «Книге хваления» как о Священном Писании в миниатюре. Здесь есть и пророчества о Спасителе, и просительные, и хвалебно-благодарственные молитвы, и учительные назидания для человека. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1: 1), – таким предостережением начинается Псалтырь. А заканчивается словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 6), призывая к молитве все человечество.

Основатель русского иночества преподобный Феодосий Печерский говорил братии: «Наипаче же имети в устех Псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье». Сам он, по сказанию жизнеописателя, «пел усты тихо Псалтырь», в то время как руки его были заняты прядением или другим делом. Святой апостол Иаков так и пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5: 13). В житиях русских святых мы будем часто встречать упоминание о том, как иноки во время трудовых послушаний пели псалмы на память.

Традиция учения Псалтыри наизусть пришла на Русь вместе с христианством из Византии. Святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал священников до той поры, пока они не выучивали всю «Книгу хваления» наизусть. Святитель Василий Великий писал, что Псалтырь говорит голосом благодати, а святитель Афанасий Великий утверждал, что в ветхозаветном сборнике гимнов «измерена и описана вся жизнь человеческая».

В Псалтыри описана вся жизнь человеческая со всеми ее духовными изгибами

Если в Псалтыри и вправду описана вся жизнь человеческая со всеми ее духовными изгибами, если говорят тексты «Книги хваления» голосом благодати с небес, а русские люди формировали характер и в целом культурный код именно ветхозаветным произведением царя Давида, то отчего же мы, современники, не столь часто прибегаем к сборнику ответов на главные вопросы жизни? Святые отцы, толкуя и разбирая псалмы, каждый из них отмечали как читаемый в той или иной нужде – в болезни, при нападении врагов, от уныния, от блудной страсти… Душе нужен помощник и покровитель, практик, честный, прямой и ведущий к Богу как к цели всего человеческого бытия.

В радости и в горести мы имеем уникальную возможность менять свою жизнь через молитву, научение духовной мудрости, не «растекаясь по древу», а нанося удар в одну точку. Псалтырь одновременно наш щит и меч, помощник и покровитель, поводырь, который может нам в этом помочь. «Книга хваления» прошла проверку временем, была испытана нашими предками. Пришло наше время духовных побед. С Псалтырью на устах.

Владимир Басенков

9 июля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Непонятная книга Непонятная книга
Ольга Рожнёва
Непонятная книга Непонятная книга
Рассказ
Ольга Рожнёва
Чужая скамейка, чужой дом, чужой сад. От своей жизни осталась только книга заветная – Псалтирь. Невестка удивляется: «Смотрите, мать на зрение жалуется – а читает, как молоденькая!»
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).
Библия, изложенная для семейного чтения.
Псалмы царя Давида
Библия, изложенная для семейного чтения.
Псалмы царя Давида

Нет такого состояния души человеческой, которое не отражено вдохновенными псалмами царя и пророка Давида. В них — и ликование славословия Всевышнего; в них и уничижение своей природы, несовершенной вследствие падения; в них и пламенный порыв возвыситься над этой уничиженностью, покрыть ее милосердием Божественным; в них — и вопль покаяния, несравненного по своей высоте и глубине.
Комментарии
evgeniy10 июля 2018, 10:56
псалтирь прочищает мозги.грубо сказано.но это правда.мне 60 и очень жалею что поздновато понял
Ксения 9 июля 2018, 23:09
Согласна - Псалтирь очень нужная вещь. В наше ненормальное время, когда часто надо куда то ехать, бежать, когда мало времени и возможностей для уединенной молитвы, легко отрываться от Бога и тут же засоряешься полчищами гадких и не очень или просто пустых мыслей. От этого спасают псалмы, выученные наизусть. Я специально поэтому их учила. Иду по улице - про себя читаю. Мою посуду - тоже. И на душе так светлеет и время проходит со смыслом. Очень рекомендую - учите Псалтирь. Встать с книгой и читать по ней не всегда есть возможность, а на память - вы ежедневно будете очищать душу Священным Писанием.
Галина И. 9 июля 2018, 21:08
"МНОГО ЕСТЬ РАЗНЫХ ДУХОВ ОТ МОИСЕЯ ДА ААРОНА. ДУХОМ, ВОСКРЕСИВШЕМ ВАС, ВОДИТЕСЬ" (И.Х.). Из статьи: "Наш дух – дух Псалтыри".Псалтырь- великая богодухновенная книга. Но она составлена, в основном, по книгам Ветхого Завета,до боговоплощения, распятия и воскресения Иисуса Христа. И если наш дух затормозился на Псалтыри, то об этом надо покаяться Господу и усердно заняться чтением книг Нового Завета и святоотеческой литературы. Не зная Евангелие и Апостолов, не возродившись во Христе Иисусе и не имея в себе залога Святого Духа, мы не можем считать себя христианами. Так не будем продолжать оставаться для истинных православных христиан притчей во языцех.
Наталия Васильковая Русь 9 июля 2018, 14:22
Мир всем! Уже более десяти лет прошло, как ушли мои родители.Слава Богу, в монастыре их отпевали. Но перед этим мы с сестрой всю ночь читали Псалтирь. Это была первая встреча с Книгой "Псалтирь и Каноны, читаемые по усопшим" для мирян. С первой страницы прямо в сердце вошли сова святых отцов Церкви: "ЛУЧШЕ СОЛНЦУ ОСТАНОВИТЬСЯ, ЧЕМ ПРЕКРАТИТЬ ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ". С тех пор еженощно сколько могу читаю ПСАЛТИРЬ - в надежде, что святые слова псалмов будут ходатайствовать перед Богом о моих ушедших Родителях. Слава Тебе, Боже!!!
Катерина 9 июля 2018, 08:58
Псалтырь замечательная вещь и читать его полезно, но дух человека, считающего себя христианином формируется всё-таки заповедями, данными Спасителем в Новом Завете. И живет христианин по новозаветным, а не старозаветным заповедям.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×