Грубое слово из уст младенца – теперь не редкость. Четырех-пятилетний карапуз может рявкнуть такое, что покраснеешь. «Откуда они этому научились? – разводят руками родители. – Мы так не выражаемся». Если вы на самом деле так не «выражаетесь», то есть надежда, что ситуацию можно поправить.
Пусть вы так не выражаетесь, но выражаются ваши соседи, другие дети на площадке, в садике или в школе, некоторые ваши гости, прохожие на улице, герои видеороликов на ютубе, к которому вы бесконтрольно допускаете своих чад, чтобы чем-то занять. Не допускаете? Хорошо, но проблема влияния мира остается. Сделать жизнь ребенка абсолютно стерильной не получится, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1 Кор. 5, 10).
Как же быть? Необходимо учить детей отличать доброе от злого, полезное от вредного, святое от грешного. Учить сознательности и ответственности. Учить не только не материться, но и в целом относиться к словесности как к Божьему дару. Учить пользоваться языком сдержанно, по делу, благоразумно. Учить, пока не поздно!
Задавшись этой благой идеей, торопя результат, родители могут начать раздавать своему отпрыску подзатыльники и прочее в этом роде. Толку, на мой взгляд, не будет. Дитя не оценит ваших глубинных праведных мотивов, будет копить обиду, а вместе с ней и желание поступать вопреки.
Другая крайность – вместо подзатыльников раздавать поучения в виде отвлеченных сентенций. Но ребенку трудно удержать абстрактную мысль. Его мир наполнен предметами и ощущениями, а не концептами. Детям важно что-то потрогать, понюхать, по возможности лизнуть, разобрать, им нужна интерактивность, контакт. Контакт посредством подзатыльника – перебор, контакт с размытой идеей – недобор. Нужна золотая середина.
Когда я в первый раз произнес при маме какое-то подцепленное от дворовых друзей ругательство, она отправила меня вымыть рот мылом. Я натирал губы и язык бруском «хозяйственного» и, кривясь от его горького вкуса, размышлял о том, что и слова бывают грязными. Старая школа... Сейчас так, наверное, никто уже не делает, но на меня этот урок произвел большое впечатление, обиды на маму не было.
Впрочем, нужно искать и другие варианты. Я поискал и нашел – неподалеку от мыла: зубную пасту! Итак, уважаемые читатели, предлагаю вам набросок объектно-ориентированного урока на тему «Дар человеческого слова», возраст аудитории (очень приблизительный) – 6–9 лет.
Купите несколько тюбиков зубной пасты, выберите подходящее для беседы время, будьте серьезны и собраны, ведь вы – на ответственном задании.
Урок 1. Безответственность
Дайте ребенку один из тюбиков и предложите выдавить всю пасту на тарелку. Мечты сбываются, – подумает он или она и с удовольствием примется за дело. Когда же с торжествующим видом дитя отдаст вам измятый тюбик, попросите… вернуть пасту обратно. Всё по-доброму, ребенок должен находиться в атмосфере игры.
Слово, выйдя в мир, начало действовать, созидать или разрушать
Естественно, обратно паста залезать ни за что не захочет. Тогда-то и придутся впору наставления о том, что «слово – как зубная паста: вылетит – не вернешь». Пустой тюбик непригляден, его выбрасывают в мусор. Так же и многословный человек часто воспринимается как пустой, не стоящий внимания.
Еще одна деталь. Если что-то пошло не так, дети порой используют волшебную фразу: «Беру свои слова обратно». Но на примере с зубной пастой нужно показать, что на самом деле можно лишь спрятать тарелку за спину и притвориться, что паста не выдавлена, но это неправда. Слово, выйдя в мир, начало действовать, целить или калечить, созидать или разрушать. И за него нужно нести ответственность.
Урок 2. Многословие
Берем следующий тюбик и другую тарелку, на этот раз – с узорами или каким-нибудь рисунком. Попросите ребенка повторить контуры на тарелке, выдавливая на них зубную пасту. Пусть ваше чадо побудет в роли экстравагантного художника, которому захотелось попробовать что-то новое. Похвалите его за результат и порассуждайте о том, что одно дело – выжать все содержимое сразу, другое – дозированно, только там, где следует. Это труднее, но и разница между бесформенной массой и произведением искусства очевидна. Говорить ровно столько, сколько нужно, – большое достижение, приятное нашему небесному Отцу.
Урок 3. Клевета и лесть
Если отрок (или отроковица) уже побывал в детских загородных лагерях и познакомился с практикой «намаза» – мазания во сне зубной пастой, то можно на этом примере развить мысль о словах, которыми можно «замазать» человека: очернить порядочного или обелить негодяя. Разрисовывать зубной пастой лицо лагерного собрата – значит использовать ее не по назначению. Так же и нам Господь дал речь не для того, чтобы осуждать других или льстить.
Урок 4. Подмена
Наконец пришел черед последнего тюбика, особенного. Для ребенка он выглядит как остальные, но это не так. Вы повозились заранее и замаскировали под зубную пасту обувной крем: приклеили надпись, поместили в соответствующую коробочку. Попросите ребенка испробовать эту пасту на новую зубную щетку. Какого же будет его удивление, когда вместо разноцветной и благоухающей массы из тюбика полезет нечто черное, с неожиданным резким запахом. Поговорите с ним, нравится ли ему это? Составьте беседу так, чтобы ребенок понял, как не соответствует грязная лексика нашему призванию. Бог хочет слышать от нас одно, но слышит порой другое. Зубная щетка испорчена гуталином, ее придется выбросить, это символ того, как разрушительно воздействует сквернословие.
Пожалуй, это все, что касается зубной пасты. Но, уверен, где-то рядом притаился еще какой-нибудь интересный способ помочь ребенку разобраться в нашей непростой жизни. Многое можно исправить, надежда есть, при условии, что вы, уважаемые читатели, подаете детям достойный пример и не «выражаетесь» сами.