То, что детские книжки должны учить добру, ясно всем. Ну, а как же иначе? Даже самый несознательный из родителей понимает: одни качества помогут его чаду взаимодействовать с людьми, другие – оттолкнут от него окружающих. Только вот что брать за критерий «хорошего человека»? «Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик…» – это вроде бы тоже дело понятное: бездельники и неучи и в наш век мало кому нужны, если, конечно, за их спиной не стоит, к примеру, солидный отцовский капитал. Правда, и в этом случае такая детка далеко не у всех вызовет симпатию…
Ребёнок лекцию по богословию слушать не будет. Ему примеры подавай
Но я сейчас совсем не об этом – я о вещах более тонких. О добродетелях. Потому что родителю и так непросто, а родителю-христианину непросто вдвойне. Ему хочется научить своего ребёнка такой материи, к которой порой страшно подступиться. Меж тем как ребёнок – товарищ взыскательный. Он лекцию по нравственному богословию слушать не будет. Ему примеры подавай, да поконкретнее. А где их взять?
Многие скажут – в Житиях святых. Да, безусловно. Но я лично не знаю ни одного ребёнка, который бы весь свой досуг проводил за их чтением. Может быть, есть такие, только мне они неизвестны.
Жития Святых – это примеры высшего порядка. Иногда нужно что-то совсем близкое. Прямо вот протяни руку – и увидишь: живёт старичок за соседним забором. В смешной шляпе ходит, с котёнком своим разговаривает, рассеянный такой, все соседи над ним посмеиваются. Но почему-то хочется узнать о нём побольше: какой-то светлый этот старичок. Такой светлый, что и соседей этих светом своим греет и заражает.
На первый взгляд, книги эти – просто истории для детей о старичке Петсоне и котёнке Финдусе
Живёт этот персонаж в книгах Свена Нурдквиста, живого классика детской литературы из Швеции. Живёт не только в тексте, но и в рисунках: Нурдквист сам иллюстрирует свои произведения. На первый взгляд, книги эти – просто яркие и остроумные истории для детей о старичке Петсоне и его котёнке Финдусе, о проделках, о впечатлениях, ссорах и дружбе, имбирном печенье и мясных тефтельках, курах и лисах, о мирной деревенской жизни. Тёплая, весёлая, ясно и талантливо написанная и нарисованная серия. Но это только на первый взгляд.
За простотой Петсона, его безыскусным отношением к жизни, его каждодневными трудами, манерой общения, вообще за его поступками стоит нечто большее. То, что глубже просто понятия «хороший человек». То, что Церковь называет добродетелями.
Петсон и огород
Справиться с чередой неприятностей можно без злобы, ругани и раздражения
Как часто мы злимся на обстоятельства. Даже не на людей, нет – на то, что техника сломалась, пятно не отстирывается, ужин подгорел. Как часто близким перепадают все «прелести» нашего плохого настроения. И детям тоже. Вот они и учатся – психовать, рычать и огрызаться, ходят мрачные, хотя причина вроде бы мелочь.
Однажды весной у Петсона выдались непростые деньки. Они с Финдусом сажали огород (впрочем, Финдус сажал тефтельку, но не суть). Огород Петсона уничтожали трижды – сначала куры, потом соседская свинья, потом соседские же коровы. Старичку было трудно, просто физически трудно. Они вместе с Финдусом гоняли кур, охраняли от них посадки, доискивались, кто же съел картошку в земле, организовывали операцию по выдворению стада коров с многострадального огорода. И при этом ни одного злого слова – только спокойное намерение довести дело до конца. И кроткое замечание: «Завтра обойду всех соседей и попрошу их починить свои ограды и заборы».
Петсон своим примером доказывает: справиться с чередой неприятностей можно без злобы, ругани и раздражения. Потому что, даже если посмотреть строго практически, делу они не помогут.
Петсон достигает главного результата – не богатого урожая картошки, нет. Благодушного настроения за утренним кофе, несмотря на ноющую от тяжёлой работы спину, несмотря на предстоящие (в который раз!) посадки. Мира в сердце, спокойствия, которое, как тёплое солнышко, освещает его скромное обиталище.
Рождественские дары
Рождество Христово – особенное время, время милосердия, и западная христианская традиция не исключение. Петсон собирается праздновать Рождество Христово. Правда, сильно повредив ногу, он остаётся без праздничного ужина и ёлки. Финдус в негодовании.
А Петсон верен себе. Он ищет хорошее в малом, в том, что ему доступно. Он собирается встречать праздник морковкой и сардинами, сооружает ёлку из подручных материалов, по мере сил они с Финдусом прибираются в жилище. Старику грустно, но он не ропщет и не унывает, и Финдус бросает дуться, придумывает хозяину подарок. А потом…
Нет, никаких сверхъестественных чудес. Вернее, чудеса есть, но совершаются они руками обычных людей – соседей, нескольких деревенских семей. Все жалеют Петсона. Приносят ему праздничной снеди. И вот уже торжество, праздничный стол, смех и игры, и Финдус поражает публику своими акробатическими номерами, а дети, разинув рты, смотрят на чудо-ёлку Петсона.
Великий праздник соединяет всех. Праздник и добрый старичок Петсон.
Зачем жалеть Юсси?
Финдус – котенок, и, как любой ребёнок, даже добрый и чуткий, способен необдуманно обидеть близкого. Ну, всякие же близкие бывают. Некоторые, например, громко и противно кричат, и это раздражает.
Финдус терпеть не может петуха Юсси. Во-первых, он ревнует хозяина к новому жильцу в курятнике. Во-вторых, тот действительно орёт так, что уши закладывает.
Петсон тоже в лёгкой растерянности от голосовых данных петуха. Но у него и в мыслях нет избавиться от него. Он спасает соседскую птицу от перспективы попасть в бульон и берёт к себе. Живая душа, какой бы она ни была, нуждается в заботе и любви. И Петсон даёт их несчастной птице.
«Чужак в огороде» – самая грустная, по-моему, история из серии о Петсоне и Финдусе. Котёнок находит изящный способ выпроводить петуха, и тот действительно исчезает. Только вот после того, как Юсси ушёл, не становится легче...
Для Финдуса и маленьких читателей эта ситуация – хороший урок. Для Петсона – настоящее несчастье. Ведь он готов принимать и любить всякого – даже неприятного, глупого и громкоголосого. Зачем нужно терпеть такого неудобного жильца? А затем, чтобы вместо облегчения не появилось внутри сосущего чувства пустоты после его ухода.
Великодушие в малом
Основной характеристикой Петсона мне кажется терпение. Он терпит неудобства и насмешки от соседей, шум и проказы Финдуса, глупость и капризы кур. Он терпит не потому, что боится или, например, ищет выгоду. Он терпит потому, что любит. Боится обидеть. Не хочет расстроить. Хочет порадовать.
А ещё старик по-настоящему великодушен. Глядя на него, понимаешь: это высокое литературное слово вполне применимо в незначительных бытовых ситуациях – тех, из которых и складывается жизнь.
Финдус – беспокойный постоялец. В его уме постоянно рождаются идеи, осуществление которых требует непосредственного участия старика. Например, Финдус празднует день рождения трижды в год. А Петсон трижды в год печёт ему именинный пирог. Потому что хочет порадовать.
Петсон всегда готов быть рядом, когда котёнку одиноко и страшно, и – уйти, когда тот хочет самостоятельности. Он может отступить в тень, если не нужен, но не сделает это демонстративно, когда по-настоящему необходим глупенькому и неопытному котёнку.
Если кого-то любишь по-настоящему, то можешь сделать для него настоящее чудо
Особо следует сказать о книге «Механический Дед Мороз». Она для детей постарше – думается мне, для младшего школьного возраста. Она таинственная, неспешная, но очень увлекательная. И здесь, как это ни удивительно, можно вспомнить «Алые паруса» Грина. «Механический Дед Мороз» – о том, что если кого-то любишь по-настоящему, то можешь сделать для него настоящее чудо.
Вообще, честно говоря, когда я впервые прочитала книжки про Петсона и Финдуса (а случилось это уже во взрослом возрасте), у меня в голове возникла интересная параллель. Петсон – это родитель, взрослый, сильный, знающий. Финдус – ребёнок, с неуёмной жаждой познания, любопытством и любознательностью, а также с бесперебойным источником энергии где-то пониже спины. Петсон – это наставник, сдерживающая сила, прибежище в трудных ситуациях, принятие. В общем, это любовь – безусловная и всепрощающая, ведь именно такая любовь нужна любому человеку, а маленькому – вдвойне. И, обсуждая с детьми поступки героев Нурдквиста, я отмечаю для себя: именно такой мне нужно быть. Больше терпеть. Меньше злиться. Прощать и жалеть. Проявлять великодушие в мелочах и снисходительность в ерунде. Быть как Петсон: вот же оно, просто, рядом, протяни руку – и схватишь. Только вот не получается. Потому что это один из законов жизни – самое близкое, ясное, нужное оказывается самым трудным. И этому надо учиться. В том числе и у старичка из талантливой детской книжки.
Достойная компания книгам Нурдквиста - серия Вестли про маму, папу, бабушку, восемь детей и грузовик. Тоже очень убедительный и жизненный пример здоровых взаимоотношений. Именно, как пишет автор статьи - пример добродетелей, проявляющихся в обыденной жизни.
Персона, но сюжетная линия очень интересная. Ещё по этим книгам есть мультфильмы. Тоже Свена Нурдквиста.