«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»

Больной муж. Художник: Василий Максимов Больной муж. Художник: Василий Максимов

Среди православных христиан хорошо известна фраза – отрывок из стихотворения, принадлежащего перу известного русского поэта Аполлона Майкова: «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Она – о том, что в моменты жизненных испытаний, тяжелых скорбей и болезней присутствие Бога в нашей жизни мы должны ощущать особенно достоверно, очевидно и убедительно. И такое ощущение, вместе с пониманием близкого соучастия Бога в наших скорбях, должно обнаруживаться в нашем сердце живым, укрепляющим и утешающим нас действием…

Должно, но ощущаем ли мы это на деле? Сегодня священник все чаще сталкивается с обратным: обилие скорбей и испытаний вызывает у человека сильное недоумение («Почему это со мной? Я же…»), подавляет, подводит его, немощного, к сомнению в действительности Промысла Божия, ослаблению веры и, как следствие, ставит на грани отчаяния. И я говорю о верующих и церковных людях, тех, кто при возникновении таких духовных проблем в первую очередь и бежит к священнику за разъяснением.

Почему так происходит? Почему эти важные слова поэта, которые звучат для верующего сознания как неоспоримая, очевидная истина, нередко остаются для христианина лишь формальной истиной, не имеющей лично для него жизненного подтверждения, становятся истиной «мертвой», на которую он не может опереться? Это немаловажный вопрос, требующий ясного ответа.

Наше время, по милости Создателя, изобилует скорбями. Они, будучи орудием Промысла Божия, в то же время «ухитряются» служить «двум господам», т.е. становятся «верными служителями» врага человеческого рода. Именно этим орудием наш враг пользуется наиболее эффективно, подрывая веру немощного человека в мудрость Промысла Божия, вызывая малодушие, ропот, отчаяние. Все то, что, оставляя человека со скорбью наедине, лишает его спасительного плода от действия скорби. В таких ситуациях для человека чрезвычайно важна поддержка, которую он нередко просто не находит. Близкие люди часто оказываются беспомощны, особенно когда скорбь сильна: нередко им просто не хватает мудрости, такта, собственной силы духа для того, чтобы действительно оказать поддержку скорбящему, а не раздражать своим присутствием и не утомлять гиперопекой. В такие минуты человеку на самом деле, как глоток свежего воздуха в задымленном помещении, необходима ПОДДЕРЖКА, которую по-настоящему может оказать лишь Тот, Кто держит весь мир в Своих руках.

Только как ее получить? Почему в минуты, когда скорбь представляется нам невыносимой и мы балансируем на грани отчаяния, мы можем совсем не ощутить той укрепляющей Десницы Господа, Которая, как мы это не раз слышали, все содержит в Своей власти?

Может быть, потому, что сами мы в эти тяжелые моменты делаем что-то не так? Может быть, мы сами не идем туда, где эта поддержка обретается? Не хотим поднять даже малого духовного труда, ожидая, что подобное познание близости Господа должно быть нам дано как бы «на блюдечке с голубой каемочкой»? Ответ на этот вопрос поищем в Священном Писании.

А Священное Писание призывает человека в минуты скорби обращаться к Богу: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму Тя, и прославиши Мя» (Пс. 49,15). Господь наш Иисус Христос, Который во всей полноте испытал все те страдания и невзгоды, с какими в своей жизни сталкиваемся и мы, показал нам пример исполнения призыва псалмопевца. Как истинный Человек, Он также нуждался в укреплении от Отца Небесного, и неоднократно на страницах Евангелия мы видим, что Он делает, чтобы такое укрепление получить. Евангелие повествует, что Христос, «находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22, 44). Часто Он уходит от учеников, чтобы долго молиться в уединении, нередко это происходит ночью. Именно глубокая, длительная, усердная молитва к Отцу укрепляла Христа на Его Крестном Пути. И это первое, что нам необходимо осмыслить.

Святые угодники Божии, жизнь которых всегда изобиловала скорбями, именно в сугубой и продолжительной молитве, в подражание Христу, находили для себя укрепление. Преподобный Ксенофонт (VI в.), узнав, что корабль, на котором ехали его дети, разбит бурей, прибег к особой, длительной молитве. После всенощного келейного бдения он получил от Бога особое утешение и извещение о том, что его сыновья живы и их осеняет особая милость Божия (прпп. Ксенофонт и Мария, пам. 26 янв.).

К такому же деланию молитвы в минуты скорби призывает христиан святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия»[1].

Нашествие скорбей есть не что иное, как обнаружение Господа в нашей жизни

Всякий ли поступает так в тяжкие минуты своей жизни? Увы, не всякий и не всегда. Зачастую мы уже при начале серьезных скорбей кидаемся в какую-то панику, которая буквально выбивает нас из привычных «берегов». И это вполне объяснимо: нашествие скорбей есть не что иное, как обнаружение Господа в нашей жизни (как говорят в народе: «Господь посетил»), а подобное обнаружение может поначалу напугать. Вспомним апостолов, которые испугались явления Господа посреди бури. Вспомним и то, когда они успокоились. Лишь тогда, когда узнали Господа. И отсюда делаем для себя важный вывод: начало успокоения при нахождении скорби – в признании скорби Божиим посещением. Так говорит об этом святитель Игнатий:

«Когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим»[2].

Лишь когда мы немного успокоимся и поймем, что у Господа «все под контролем», нам, вдохновленным этой истиной, становится доступной молитва, но эта молитва должна быть усерднейшей, т.е. продолжительной, сердечной, исполненной непоколебимой надежды на услышание. Лишь такая молитва приведет к избавлению:

«Из среды отовсюду окружающих нас стеснительных обстоятельств принудим себя вспомнить о Боге, обратимся к Богу с усерднейшею молитвою об избавлении. Избавление не замедлит»[3].

Ощущение близости Господа отнимает у скорби ее силу

«Избавление не замедлит»… Означает ли эта фраза святого, что по мановению Десницы Божией уйдут удручающие нас обстоятельства? Наверное, не означает, тем более что в некоторых случаях, таких, как потеря близкого человека, это и невозможно. Но слова святителя открывают нам ту глубочайшую истину, что ощущение близости Господа и Его соучастия в нашей скорби отнимает у скорби ее силу. И не только отнимает у нее силу, но посреди самой скорби насаждает в душе источник радости и утешения. Вот как писал об этом святитель Игнатий, приводя в пример святых мучеников:

«Святые мученики воспевали радостную песнь среди печи разженной, ходя по гвоздям, по острию мечей, сидя в котлах кипящей воды или масла. Так и твое сердце, привлекши к себе молитвою благодатное утешение, храня его при себе бдительностью над собою, будет воспевать, среди несчастий и бед лютых, радостную песнь хвалы и благодарения Богу»[4].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Особенно в этом отношении сильна благодарность Богу за скорбь! Как бы ни противилось все в нас такой благодарности, как бы ни казалось нам диким прославление Бога при наступлении беды, именно подобное прославление избавит нас от еще большей беды: отчаяния, ропота и сильнейших колебаний в вере. Вот как об этом на основании собственного опыта говорит святитель Игнатий:

«“Слава Богу!” Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: “Слава Богу!” Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и, при встретившейся нужде, испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного, нового знания, возрадуется о приобретении оружия против мысленных врагов, так сильного и удобного. От одного шума этих слов, произносимых при скоплении мрачных помыслов печали и уныния, от одного шума этих слов, произносимых с понуждением, как бы одними устами, как бы только на воздух, содрогаются, обращаются в бегство князи воздушные; развеваются, как прах от сильного ветра, все помышления мрачные… В скорби твоей начни произносить от души, повторять вне всякого размышления – слова: “Слава Богу!” Увидишь знамение, увидишь чудо: эти слова прогонят скорбь, призовут в сердце утешение, совершат то, чего не могли совершить разум разумных и премудрость премудрых земли. Посрамятся, посрамятся этот разум, эта премудрость, а ты, избавленный, исцеленный, верующий живою верою, доказанной тебе в тебе самом, будешь воссылать славу Богу!»[5].

Бог становится к нам ближе в той мере, в которой стремимся к такой близости мы сами

«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Глубокие раны важны и нужны нашему религиозному опыту. Они для нас – наступившая возможность ощутить Бога и найти Его, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17, 27). Такая возможность определена Промыслом Божиим, коего свойство есть исправление и обращение к благим последствиям таких моментов нашей жизни, которые причиняют нам страдания. Однако это именно возможность, а не неизбежность. Нередко случается так, что человек, имея неверные представления о себе и о Боге, в минуты тяжкой скорби избирает неверный путь, а потому начинает роптать, озлобляться, отходить от веры – и, как следствие, подходит к отчаянию. И подобная духовная беда по своим последствиям значительно превосходит ту начальную причину, которая ее спровоцировала.

Бог становится к нам ближе лишь в той мере, в которой стремимся к такой близости мы сами. И нам не следовало бы искать этой близости лишь тогда, когда нас «клюнет жареный петух», а стремиться к ней всегда. Очень важно это понять, поскольку лишь единство со Христом, стремление к которому должно характеризовать повседневную реальность христианина, и есть то неизменное условие, при котором не так страшны ему никакие скорби, ибо «ничего не значат сами по себе временные страдания: мы даем им значение нашею привязанностью к земле и всему тленному, нашею холодностью к Христу и вечности»[6].

[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Чаша Христова.

[2] Там же.

[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Бог – помощник человека в скорбях его.

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Чаша Христова.

[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слава Богу!

[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Чаша Христова.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О причинах скорбей, находящих на нас О причинах скорбей, находящих на нас
Иером. Арсений (Бока)
О причинах скорбей, находящих на нас О причинах скорбей, находящих на нас
Иеромонах Арсений (Бока)
Если ты говоришь, что всё у тебя в доме и жизни идет плохо, тогда это значит, что у тебя есть грехи, от которых Бог хочет тебя отторгнуть. Бог потому касается жизни твоей скорбями, что ты не исповедался.
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений
Диак. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений
Диакон Валерий Духанин
«Человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой».
Духовная польза скорбей Духовная польза скорбей
Митр. Лимассольский Афанасий
Духовная польза скорбей Духовная польза скорбей
Митрополит Лимассольский Афанасий
Скорби и испытания помогают нам, они не помогают Богу понять что-то. Бог не испытывает нужды в том, чтобы обогатить Свое ведение о нас; испытания помогают нам, и если человек духовно использует испытания, тогда действительно становится очень сильным.
Комментарии
ирина29 августа 2018, 14:43
в прошлом году у нас в семье случилось горе.это было в Великий Пост,ходила на все Службы,прихожане поддерживали меня,батюшка попросил молится всем и все изменилось к лучшему.в трудный час упасть перед иконой Спасителя,Божьей Матери и молиться,а слезы текут и сердце сжимается.а потом так тепло и легко на душе.помоги нам всем Господи
Юлия27 августа 2018, 03:18
Наталье, от 24 августа 2018, 11:23. "Но слова о необходимости стойкости в скорбях убедительнее звучат от тех, кто их сам пережил, и, прежде всего, - от семейных людей".
Наталья, согласна, но почему Вы полагаете, что у свт Игнатия не было скорбей? Монашеский путь это с одной стороны радость, но в то же время добровольный путь принятия скорбей, бескровное мученичество. А свт Игнатий к тому же был болящим.
"Ведь большинство святых были одинокими мужчинами. Они не теряли своих больных детей и супругов" - в том-то и дело, что они были святыми - они были не одиноки, а с Богом. А мы Богом нам данных детей считаем СВОИМИ, а не Божьими, и любим их больше, чем Бога, и боготворим как Бога.
Александр27 августа 2018, 00:06
Ольге: Ну да,я и сам об этом задумываюсь. Может, оно и действительно так, кто знает )))
Татьяна25 августа 2018, 23:37
Сегодня такое уныние напало после очередного психического приступа у сына...
И вот - эта статья!
Слава Богу за всё!
Ольга25 августа 2018, 19:10
Александру (24 августа 2018, 21-24). Но ведь вы же выжили, Александр! Как же вы говорите, что Господь не слышал вас и не помог?
Дрия25 августа 2018, 15:55
Спаси вас Господь, от. Димитрий!
Так вовремя и такие нужные, важные слова.
настя25 августа 2018, 14:17
А вот я наоборот испытав скорьб от потери близкого мне человека, отчетливо поняла что Бог с нам всегда был когда мы были вместе рядом и так счастливы только мы этого не замечали, не задумывались, что Господь с нами он рядом надо только почувствовать его присутствие отбросить суету мира.
Светлана Валерьевна25 августа 2018, 13:36
Елена24 августа 2018, 09:14 Слава Богу! да-да, вот именно так и бывает- просто блуждаешь по интернетам, и находишь именно то, что тебе необходимо. так и в моём случае тоже - да на этом сайте почти в каждой статье ответы на мои периодически возникающие вопросы
р.Б. Татиана25 августа 2018, 10:42
"Глубокие раны важны и нужны нашему религиозному опыту" - как это верно. Главное, бороться с унынием усердной молитвой и терпеть, уповая на всеблагой Промысел Божий. Благодарить за скорбь во время скорби - это, наверное, высокий духовный уровень. Часто благодарность возникает уже после скорби, когда понимаешь, зачем все это Господь попустил... Замечательная проповедь. Спаси Господи, о. Димитрий! Присоединяюсь к Ларисе (11:29) - радуйте нас своими трудами!
Мария Захарова25 августа 2018, 10:25
Спаси Господи!
Галина25 августа 2018, 00:15
Когда погиб мой муж, только Господь спас меня от отчаяния. В глубокой скорби я ощутила присутствие Божие. Я молилась, и в одной из молитв были слова, упомянутые в статье:"Призови Мя в день скорби твоея, и изму Тя, и прославиши Мя" Так и произошло. Еще очень помогало чтение акафиста за единоумершего. Читая его, я рыдала навзрыд, но скорбь смягчалась.
Александр24 августа 2018, 21:24
Я вот о чем... Я так и не могу понять, почему любящие Бога всегда живут хуже и тяжелее, чем те, кто о Нём и не думает... И почему Господь всегда бьёт и наказывает тех, кто идёт к Нему, тем самым как бы отгоняя их... И чем сильнее к Нему тянешься, тем сильнее Он бьёт... Разве бьют тех, кого любят? Разве их не утешают, поддерживают, оберегают? Я не могу этого понять... По своему опыту - когда мне было плохо и думал, что не выживу, Господь так и не послушал меня и не помог ничем, хотя я просил прощения и плакал, как никогда до того... Поэтому теперь и есть, конечно, сомнение...
Александр А24 августа 2018, 20:06
Всё так и есть как написано в этой статье, Господь очень близко к нам в скорби, недавно, в начале августа у меня умерла моя любимая мамочка, после трех месяцев тяжёлой болезни, даже не одной, а был целый клубок болезней... Отмучалась...
Бог был очень близко, если б не близость Бога, я бы наверное свихнулся и не выдержал физически... Не скрою,было недоумение, на грани ропота,потому что угасала очень быстро, и каждая ступень болезни была неожиданностью...
НО, Бог дал такой мир в душе, что боль утраты не такая острая, а когда вспоминаю о маме, не плакать хочется, а молиться о её упокоении, и приходит вера,что Бог вселит её в селения праведных...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!!!
Olga24 августа 2018, 15:22
Zdravdyvuite, Sviaschennik Dmirtriy Vidumkin. A skolko poter, muchitelnih smertey samih dorogih i blizkih Vam ludey perezili Vi sami? Kak Vi sami spravilis s uniniem i otchayaniem? Hvatilo li u Vas sil i veri kazdiy den nabludaya kak rodnoy Vam chelovek, nesmotria na vse Vashi usiliya I molitvi medlenno I muchitelno umiraet u Vas na glazah blagodarit Boga za ego mucheniya? Prostite za lichnii voprosi. Tsitati - vesh zamechatelnay, no... S uvazeniem, Olga.
Светлана24 августа 2018, 14:26
Мой любимый муж ушел из жизни, и это иногда невыносимо, но когда наступает крайнее отчаяние, я жалуюсь Господу как родителю, просто рассказываю о своей боли и прошу помочь мне и моему мужу на том свете. И так становится легче.

Мне кажется, тут должна быть неформальная искренняя молитва от сердца. И отношение к Господу как к любящему Отцу, а не суровой чужой фигуре, которую надо бояться...

А роптать не надо - это эгоизм. Мы не знаем, почему так случается в жизни, и наши скорби возможно нас берегут от чего то худшего (или наших близких в случае их смерти)... Они вовсе не значат, что Господь нас "наказал".
Лариса24 августа 2018, 11:29
Спаси Господи, о.Дмитрий! Благодарю Вас за ваши статьи на этом сайте, за то, что доносите до нас учение святителя Игнатия Брянчанинова, моего любимого учителя. Современные проповедники редко прибегают к опыту святителя Игнатия, не изучают его, не понимают, не прилагают усилия понять, потому что сложно, а по широкому пути идти легче. Радуйте нас своими трудами, о.Дмитрий!
Евгений24 августа 2018, 11:27
Спасибо! Сам я болею уже 17 лет, прошёл все круги хирургических отделений.Понимаю,что за грехи Господь меня таким образом вразумляет...И в дни ропота я понимаю,что вот эти слова из этой статьи напрямую касаются и меня... «ничего не значат сами по себе временные страдания: мы даем им значение нашею привязанностью к земле и всему тленному, нашею холодностью к Христу и вечности»... Спаси,сохрани и укрепи всех Господь!
Наталия24 августа 2018, 11:23
Я с большим почтением отношусь к святым Божиим. Но слова о необходимости стойкости в скорбях убедительнее звучат от тех, кто их сам пережил, и, прежде всего, - от семейных людей. Ведь большинство святых были одинокими мужчинами. Они не теряли своих больных детей и супругов. Одно дело - скорбь одинокого мужчины, другое дело - скорбь матери или отца.
зоя24 августа 2018, 10:31
А ведь и на самом деле так. Испытано мной в тяжкие моменты, когда скорбные обстоятельства не изменились (это было уже свершившимся фактом), но в душе наступил мир и покой, а боль от которой задыхаешься - ушла, как будто её забрали от тебя. Для меня это было потрясением, так как в ту пору я и Бог были в параллельных плоскостях, но в тот момент отчаяния, ясно понимая, что никто не сможет мне помочь на земле вдруг вспомнила про НЕГО. Так что Господь намного ближе к нам, чем мы думаем. И я бесконечно рада, что со мной все так произошло, видимо промысел Божий для меня был именно такой.
Елена24 августа 2018, 09:14
Спасибо!!! Сегодня я опять прочитала то, что мне надо было именно сегодня. Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×