В цикле передач «Не верю», где встречаются и дискутируют православные с людьми иных убеждений, писательница и правозащитница Мария Арбатова назвала Русскую православную церковь консервативным женоненавистническим институтом. Подчеркивая свою светскую позицию, она сказала, что в Церкви права женщин ущемляются. Это проявляется, например, в том, что женщина не имеет возможности занять в Церкви высшие посты (дословно — стать патриархом).
Прежде у людей не возникал вопрос, почему женщина не может занимать руководящие должности в Церкви? В традиционном обществе было четкое распределение сфер ответственности и дел, кто чем занимается. У мужчины был свой круг обязанностей, у женщины — свой, которые мало пересекались друг с другом. Весь строй жизни в те времена складывался из чисто практических соображений: то, что лучше получалось у мужчин, делали они, то, что у женщин, — было их прерогативой. Так, вождем народа становился тот, кто мог обеспечить его выживание: прокормить, защитить от врагов, используя свою физическую силу.
У современного общественного лидера, государственного чиновника иной характер служения. С его обязанностями женщины вполне могут справляться, поэтому среди современных женщин есть и губернаторы, и мэры, и депутаты. И главами государств женщины бывают. В обществе и государстве, где изменились обязанности руководителя, женщины успешно их выполняют. Если на следующих президентских выборах победит женщина, Русская православная церковь нисколько не будет возражать, как чуждая любого женоненавистничества.
Но священническое служение стало исключительно мужской обязанностью не случайно, а, как свидетельствует Священное писание, по Божественному установлению (см. Исх. 28, 1). Только язычество порождало жриц, а среди людей, хранивших веру в Единого Бога, не было ни одной женщины-священника ни до пришествия в мир Христа, ни после Него. В православии, которое сохраняет апостольскую преемственность, обязанности иереев и епископов остаются неизменными уже две тысячи лет. И дело здесь не в консерватизме.
На протяжении всей истории христианства, даже когда шла борьба с Церковью, светские власти не принуждали церковных иерархов рукополагать женщин. Даже богоборцам это не приходило в голову. И позже, когда Советский Союз декларировал равноправие мужчин и женщин, ни у кого подобных идей не рождалось. Сама постановка вопроса о женском священстве, епископстве, возникла недавно, в ХХ веке, когда женщины стали требовать полного равенства с мужчинами. И тут возникает встречный вопрос: зачем женщине занимать высшие должности в Церкви?
Как минимум это принесет смущения служителям алтаря. Совершение таинств, молитва, духовная жизнь — материи столь тонкие, что любые страстные моменты нарушают ее нормальный ход. В житии святителя Василия Великого упоминается, что однажды, во время Божественной литургии хлеб и вино не преосуществлялись в Святые Дары — Тело и Кровь Христову. Желая понять причину, святитель заметил, что один из диаконов невольно переводит взгляд на молодую женщину, стоявшую в храме. Таинство было завершено без его участия, и святитель Василий распорядился, чтобы впредь священнослужители, которые совершают таинство Евхаристии, были отгорожены от остальных молящихся за богослужением. Так в храмах появился иконостас.
Во время службы в храме верующие стараются придерживаться правила: мужчины стоят с одной стороны от алтаря, женщины — с другой. Это правило сложилось не потому, что одни лучше или привилегированнее других, а потому, что сами верующие стремятся меньше отвлекаться от молитвы. Так же, если в алтаре будет смешанный состав, это не пойдет на пользу молитве и совершению таинства.
Сам Христос, определяя апостолов на служение, не посылал их вместе с женщинами. Несмотря на то что те тоже ходили за Ним вместе с остальными учениками, Спаситель ни одной из них не повелел совершать таинства, даже Своей Пресвятой Матери. Богородица по достоинству почитается выше всех ангелов. На Деву Марию сошел Святой Дух еще во время Благовещения (см. Лк. 1, 35), т.е. намного раньше, чем на апостолов, но не Она крестила Христа, а пророк Иоанн Предтеча. Так благоволил Господь, и не нам менять установленный Им порядок.
Женского священства нет не только в православии, но и в католицизме. А на протестантском Западе оно появилось. В протестантизме нет таинств — таких священнодействий, которые совершаются Святым Духом по молитве священника или епископа, что требует от них молитвенной сосредоточенности, серьезного аскетического настроя. Там, где исчез сакраментальный смысл священнослужения, где нет таинств, там и священства в сакральном понимании этого слова нет. Там пастор — это руководитель общины, а не совершитель таинств. У них нет богослужений, во время которых совершались бы таинства, а проходят молитвенные собрания. Поэтому у протестантов женщина может быть и пастором, и епископом.
В такого рода служении, которым занимаются протестантские пасторы, и православные женщины активно участвуют. Они так же вовлечены миссионерство, ведут православные программы на радио и телевидении, занимаются православной журналистикой, катехизаторством, преподаванием в семинариях, богословских институтах, в гимназиях и воскресных школах. В православных приходах женщины бывают председателями приходских советов, пишут иконы, расписывают храмы, управляют церковным хором.
В женских монастырях вообще все послушания, включая руководящие должности, несут женщины. А вот богослужения и таинства совершают только рукоположенные в священники мужчины.
Церковь учит о двух образах священства. Апостол Петр говорит, что все верные — это «царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2, 9), в том смысле, что все христиане причастны Христу, входят в Тело Христово. Все члены Его Церкви — священники и миряне, монахи и епископы, мужчины и женщины — имеют к Богу прямой доступ. Православная Церковь наравне со святыми мужами прославляет святых жен: мучениц, преподобных, пустынниц, исповедниц, страстотерпиц, праведниц, благоверных и равноапостольных цариц и княгинь.
Вместе с тем есть институциональное рукоположенное священство, которое совершает святые таинства. Это служение Христос доверил Своим ученикам, несмотря на то что среди следовавших за Ним людей было немало женщин. И сами апостолы, и преемники их благодати в современной православной Церкви рукополагают в священнический сан только мужчин по примеру своего Божественного Учителя, а не из ненависти к женщинам.
Мне лично её мнение абсолютно неинтересно. Вероятно, для поддержания интереса к своей персоне, Мария и ей подобные стараются "светиться" в обществе священников.