Апостол Павел о предназначении человека

    

Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16).

Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21).

Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин.

Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно».

Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

После завершения строительства православного храма в нем всегда служится так называемый Чин освящения храма. Кто присутствовал когда-нибудь на этом прекрасном богослужении, тот знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания. Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же и перед крещением, ведь человек Богу посвящается. Потом специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой, со специальными молитвами, так же как и при крещении. После освящения престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же как в крещении – и помазанием святым миром стен храма, что ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после крещения. После этого сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых. Причем Литургия должна, по Уставу, служиться в новоосвященном храме семь дней подряд. Это символизирует то, что христианин отныне призван непрерывно совершать в сердце своем жертву хваления и воскликновения.

Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами). Вначале нужно разрушить притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма – и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, а кирпичиками – дела; смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: кто растлит храм сей, того растлит Бог.

Итак, удивимся красоте Божьего замысла о нас. Но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых храмов, храмов с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана сигаретный дым, вместо ангельских песнопений крик и мат, вместо икон – порнографические картины. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеные, но Бога не знающие. Будем молитвенно вздыхать о них и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя давайте скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс. 50:20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной воскресный день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хоть небольшое, но продвижение в этом строительстве – созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по замыслу Божьему существа – человека.

Сергей Комаров

Источник: Портал «Православная жизнь»

22 сентября 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена25 сентября 2018, 21:04
Спаси Бог. Спасибо за статью. Пусть поможет заблудшим.
Павел25 сентября 2018, 19:29
Спасибо! Верные мысли.
Благослови Господь!
Виталий25 сентября 2018, 16:38
Храни Вас Господи,Сергей! Как здорово читать,душа поет!
анна24 сентября 2018, 21:56
А мне хочется спросить,как спустится с небес на землю,в буквальном смысле.Вот накануне был праздник Рождества Богородицы,я готовилась к нему и причастию и причастилась.Состояние накануне и после причащения-удивитльно благодатное и отрешенное от мира.Честно говоря,не хотелось опять опускатся до этой мирской суеты,будь моя воля и возможности,так бы и жила-дом-храм-дом! Очень тяжело переключатся,буквально выпадаю мысленно из земного процесса.Может это связано с индивидуальными особенностями ? И ещё о храмах новоделах.У меня рядом с домом комплекс аж из двух храмов и часовни,а ездить приходится в центр города в старинный большой храм,он удобный и комфортный,умели раньше строить.
Ирина24 сентября 2018, 14:42
Очень хорошо сказано! И очень красиво! Спасибо, что напомнили нам о самом главном!
рбМарина23 сентября 2018, 15:35
СПАСИ ГОСПОДИ СЕРГЕЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×