Православный календарьПравославный календарь
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.

Апостол Павел о предназначении человека

    

Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16).

Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21).

Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин.

Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно».

Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

После завершения строительства православного храма в нем всегда служится так называемый Чин освящения храма. Кто присутствовал когда-нибудь на этом прекрасном богослужении, тот знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания. Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же и перед крещением, ведь человек Богу посвящается. Потом специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой, со специальными молитвами, так же как и при крещении. После освящения престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же как в крещении – и помазанием святым миром стен храма, что ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после крещения. После этого сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых. Причем Литургия должна, по Уставу, служиться в новоосвященном храме семь дней подряд. Это символизирует то, что христианин отныне призван непрерывно совершать в сердце своем жертву хваления и воскликновения.

Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами). Вначале нужно разрушить притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма – и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, а кирпичиками – дела; смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: кто растлит храм сей, того растлит Бог.

Итак, удивимся красоте Божьего замысла о нас. Но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых храмов, храмов с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана сигаретный дым, вместо ангельских песнопений крик и мат, вместо икон – порнографические картины. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеные, но Бога не знающие. Будем молитвенно вздыхать о них и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя давайте скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс. 50:20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной воскресный день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хоть небольшое, но продвижение в этом строительстве – созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по замыслу Божьему существа – человека.

Сергей Комаров

Источник: Портал «Православная жизнь»

22 сентября 2018 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 703 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена25 сентября 2018, 21:04
Спаси Бог. Спасибо за статью. Пусть поможет заблудшим.
Павел25 сентября 2018, 19:29
Спасибо! Верные мысли.
Благослови Господь!
Виталий25 сентября 2018, 16:38
Храни Вас Господи,Сергей! Как здорово читать,душа поет!
анна24 сентября 2018, 21:56
А мне хочется спросить,как спустится с небес на землю,в буквальном смысле.Вот накануне был праздник Рождества Богородицы,я готовилась к нему и причастию и причастилась.Состояние накануне и после причащения-удивитльно благодатное и отрешенное от мира.Честно говоря,не хотелось опять опускатся до этой мирской суеты,будь моя воля и возможности,так бы и жила-дом-храм-дом! Очень тяжело переключатся,буквально выпадаю мысленно из земного процесса.Может это связано с индивидуальными особенностями ? И ещё о храмах новоделах.У меня рядом с домом комплекс аж из двух храмов и часовни,а ездить приходится в центр города в старинный большой храм,он удобный и комфортный,умели раньше строить.
Ирина24 сентября 2018, 14:42
Очень хорошо сказано! И очень красиво! Спасибо, что напомнили нам о самом главном!
рбМарина23 сентября 2018, 15:35
СПАСИ ГОСПОДИ СЕРГЕЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×