Почему почитание Богородицы имеет в Православной Церкви столь принципиальное значение? Можем ли мы оставаться православными и относиться к Деве Марии как к обычному, пусть и очень хорошему человеку? В протестантизме, к примеру, установилась именно такая традиция отношения к Богородице.
Такое восприятие Пресвятой Девы Марии в протестантизме сложилось потому, что там нет понятия «обожения» – настоящего соединения с Богом. Поэтому протестанты не видят смысла почитать святых и Божию Матерь. Православные же почитают святых не просто за их человеческие качества, за то, что они были хорошими, благочестивыми людьми, – хороших людей много и вне Церкви. Мы прежде всего почитаем Бога, живущего в них. Принятие православия не делает человека автоматически хорошим и непринятие православия не делает его автоматически плохим.
Но мы почитаем святых не в рамках категории «хороший – нехороший», а по заповеди о почитании Бога. Святые для нас важны как причастники Божественной энергии, как те, кто сделал свои тело и душу, всего себя жилищем Бога. Мы чтим подвиг святых, их образ жизни, их решимость, волю, то, что они готовы были отбросить все земное и следовать за Христом. Это достойно уважения и к этому призван каждый из нас.
Богородицу же мы выделяем, потому что Она Матерь Господа. Если во всех святых Бог вселяется своей благодатью, то в Божию Матерь Он вселился еще и физически, телесно, воспринял от Нее человеческую природу. То есть Она сделалась жилищем Бога по преимуществу.
Вся ветхозаветная история существовала ради того, чтобы появилась Та Единственная, Которая смогла бы воспринять Бога Слово и послужить Его Воплощению. Господь с момента грехопадения человека начал готовить людей к спасению, начал готовить пришествие Христово. И в первую очередь должна была родиться Та, которая смогла бы сказать: «Да будет мне по глаголу Твоему». Вся родословная Христа, все события, которые проживали те или иные участники этой родословной, были направлены на то, чтобы подготовить появление Марии.
Дева Мария была избрана Богом предвечно. Каждая еврейская девушка мечтала о том, что именно от нее родится Мессия. Желающих было много, а способной понести этот подвиг оказалась лишь одна Дева. Одно дело мечтать быть кем-то, а другое – воспринять труд, который к этому приведет. С момента, когда Симеон Богоприимец сказал, что Ей самой оружие пройдет сердце, и далее – страданий и искушений в Ее жизни было море. И знания у Нее такого не было, что Христос родился, чтобы принять не только мученическую, но еще и позорную смерть на кресте, и только потом воскреснуть и таким образом победить смерть и дьявола. Она тоже, может быть, как и апостолы, ожидала, что Христос придет царем-триумфатором. Апостолы постоянно спрашивали Господа: «Когда устроишь царство Израилево?», так что подобные вопросы, возможно, рождались и в Ее душе. Но ожидания разошлись с действительностью. Вот еще почему нам так важен Ее пример – Она, родив Бога, смогла смириться, довериться Ему во всех обстоятельствах жизни.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что одно только имя «Богородица» содержит всю тайну домостроительства: кем именно был Христос, и что Он для нас сделал. И только почитая Богородицу, можно сохранить православное учение о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь речь идет о догматике. На III Вселенском Соборе была опровергнута ересь Нестория, учившего, что Божия Матерь родила обычного человека, который в силу своей святости настолько соединился с Богом, что стал Богочеловеком. Несторий считал, что Божество вселилось во Христа, как в храм. Родился обычный человек, но родился чудесным образом, без мужа, – это он признавал. И в силу своих подвигов, в силу величайшей святости стал достоин того, что Бог вселился в него полностью. Поэтому Несторий призывал называть Божию Матерь Христородицей, а не Богородицей. С точки зрения несторианства, Пресвятая Дева Мария – простой человек, Жена, которая дала жизнь святому человеку. Эта ересь была опровергнута святителем Кириллом Александрийским.
Святой Кирилл настаивал не просто на правомерности, а на необходимости слова «Богородица». На вопрос «кого» родила Дева Мария, мы отвечаем: Бога, а на вопрос «что» родила Божия Матерь, мы говорим: человеческую природу. Тем самым говорим о том, что во Христе две природы – божественная и человеческая, но одна ипостась – Сына Божия.
Из слова «Богородица» нам становится ясно то, что Бог для нас сделал: Он родился от Девы как Человек. Но в то же время Он Бог. И в этом заключается домостроительство нашего спасения. В этих словах преподобного Иоанна Дамаскина заключена вся совокупность православной догматики, которая разъясняет и показывает нам все, что совершил Христос, начиная с Его Воплощения и заканчивая Его Вознесением и Пятидесятницей – ниспосланием от Отца Духа Святого.
Но важно не только понимать догматику, но и жить по вере. Тут можно вспомнить эпизод Евангелия, когда Христос вопрошает: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мф. 12, 48–50). Это слово было непонятно для окружающих, оно становится ясным только в контексте православия. А протестанты на основании этого высказывания уничижают Богородицу, говорят, что Сам Христос относился к Ней как к обычной женщине.
Но святые отцы поясняют, что душа каждого верующего крещеного человека должна вынашивать Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что Христос входит в душу, как семя, и душа становится девой, вынашивающей семя. А святитель Иоанн Златоуст пояснял, что Христос мог хоть тысячу раз родиться в Вифлееме, но если Он не родится в твоей душе, не будет тебе от этого никакой пользы.
Христианская жизнь – это вынашивание Христа в душе верующего человека. Как женщина, когда вынашивает ребенка, оберегается, старается жить правильно, хранит себя от соблазнов, потому что понимает: сейчас ее жизнь принадлежит не только ей. Так и православный человек должен быть аккуратен в своей жизни, должен оберегаться от греха, помнить, что он призван соединиться со Христом, что его душа и тело должны стать сосудом благодати, которую даст Господь. Христос вселяется в нас и, подобно закваске, начинает «переквашивать» нас. Мы можем Ему либо не мешать, если будем жить в соответствии с заповедями, либо мешать, если будем эти заповеди нарушать.
Даже если человек очень хочет стать жилищем Бога, но мешают Ему «переквашивать» себя страсти. Они не дают ему выполнить свое намерение. Кто-то, к примеру, очень хочет не завидовать, не раздражаться или не осуждать, но раз за разом страсть его побеждает. Поэтому «переквашивание» жизни Христом, при согласии человека, – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Можно даже так просить Господа: «Господи, я хочу с Тобой идти, но слаб я и вот эта страсть так мне мешает, одолевает меня. Господи, верю Тебе, помоги моему неверию, укрепи и спаси меня».
Господь же видит в нас все наши страсти. Он их знает лучше нас самих. Его задача – помочь нам от них избавиться. Для этого Он показывает их нам, чтобы мы сами тоже эти страсти увидели. Поэтому часто мы попадаем в такие искушения, в которых нам открываются наши страсти. Так, постепенно, во многих искушениях душа, как матерь, должна выносить Христа и родить Его – принести духовный плод. Женщина в свой срок рождает ребенка. А душа верующего? Ведь можно всю жизнь ходить в храм, ездить по святым местам, даже утреннее и вечернее правило читать, считать себя верующим и при этом ничего в жизни не поменяется: вынашивает душа что-то и ничего не рождается. Что же есть рождение Христа в нашей жизни?
Как в земной жизни, пока ребенок во чреве матери, мы догадываемся о том, что она в положении, по косвенным признакам. А когда ребенок рождается, мы его видим в реальности. Так же и в духовной жизни: когда мы видим в человеке, что через него действует Христос, тогда и можем сказать, что Христос в нем родился. Тогда мы не просто догадываемся по каким-то косвенным признакам, что этот человек причастен Христу, к примеру, потому что он в храм ходит. Мы видим реально в его действиях действия Христа. Об этом свидетельствует его жизнь. Он милосерден, радостен, мирен, постоянно устремлен к Богу, готов оказать помощь, невзирая на свои затруднения или настроения, ищет блага не только себе и своим родным, но всем, с кем сводит его Господь.