Давайте мы все, кто ходит в церковь, так возлюбим Христа, чтобы другие видели это и тянулись к нам. Говорят, что любовь не спрячешь. И если мы будем влюблены в Господа и сильно возлюбим Его, весь мир увидит это. А поскольку мы сейчас рассеяны по всей земле – мы, христиане, возлюбившие Господа, слушатели этой передачи и всех других тоже, – то другие ощутят вкус Христа и скажут:
– В чем дело? Почему ты такой? Почему ты такой радостный возвращаешься с Литургии? Почему у тебя такие счастливые глаза? Почему сияет лицо? И почему твоя любовь меня так трогает? Почему твоя доброта смягчает мое сердце?
– Потому что Он существует, – скажем мы.
– Кто Он? – спросят нас.
– Христос.
– А где Он? Я тоже хочу увидеть Его лицо!
– В Церкви. Приди, чтобы увидеть Его! Я хожу туда, и мой секрет в этом. Нет у меня других секретов красоты, нет другого секрета счастья. Я просто хожу в церковь, чувствую Господа, и моя жизнь меняется.
Церковь – это не сухой долг или формальность, не обязанность. Церковь – это радость и любовь
Мне очень нравится такой церковный подход! Мне очень нравится эта экклезиология, в центре которой стоит личность Христа и наша связь с Ним. Но не как сухой долг или формальность, не как обязанность, как иногда говорят: «Мы тоже должны это сделать»! Нет! «Мы должны» для святых означало, что это вырывается у тебя из сердца, спонтанно, как порыв любви.
Поэтому не дави на своего ребенка! Ты спрашивал меня:
– Что мне делать? Он не ходит в церковь.
Не мучай его, дай ему ощутить сладость, то есть когда он увидит в твоих глазах воодушевление и почувствует это, тогда и придет. А если не почувствует, значит, или из тебя не исходило особого воодушевления, потому что ты продолжаешь грешить, а следовательно, тебе надо покаяться, перестать грешить, а не настаивать на своем, или же это значит, что его время еще не пришло. В таком случае будем терпеливо ждать перемен и чуда Божия.
Это не значит, что он никогда не придет в церковь. Но и то давление, которое ты постоянно оказываешь, тот скандал, который устраиваешь каждое воскресенье из-за хождения в церковь, – тоже не решение. Церковь – это радующее событие, она – событие радости и любви. Понимаешь?
А где твой ребенок? Ты подвел его ближе к радио, чтобы он тоже послушал это? Я хочу сейчас сказать кое-что и ему. А ну приведи его, чтобы я мог сказать это ему лично.
Итак, мой юный друг, послушай, что я скажу только тебе. Я только что говорил твоим родителям, чтобы они на тебя не давили и не водили в церковь насильно, а тебе говорю, что было бы хорошо, чтобы ты тоже иногда ходил туда, потому что там замечательно. А если сердишься на мать и отца из-за того, что они на тебя давят, скажи им:
– Идите вперед, я за вами скоро приду. Ну всё, оставьте меня, я приду сам!
Заведи будильник, чтобы поспать еще 15 минут, а потом встань, оденься и сам иди в храм. Но только иди! Не надо не ходить в церковь только из-за того, что ты хочешь сделать им назло. Сделай это ради меня! Сделай приятное мне!
Потом ты поймешь, что самый хороший подарок, который ты себе когда-нибудь делал, – это то, что ты ходишь в церковь. Церковь – это нечто замечательное! Просто мы, взрослые, не показываем ее молодым так, чтобы они это поняли.
В церковь зовут тебя не люди, не твои близкие – тебя зовет Христос! Там, в церкви, Христос Живой!
Мы говорим «церковь», но она – не какое-нибудь здание, а Христос, Которого мы там находим, Тело и Кровь Христовы! Он присутствует там Живой! Там сокрыта Тайна! Там – Его присутствие! Туда Господь и велел нам идти. Ты понимаешь это? Это велит нам Сам Христос. В церковь зовут тебя не мать, не отец, а зовет Христос! Ты идешь туда не ради матери или отца, потому что они тебя заставляют, это неправильно.
Христос, зовущий тебя, любит тебя. Поэтому говорит:
– Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22: 19). Собирайтесь, как мы с вами сейчас собрались – вы, апостолы, и Я, – и совершайте молитву. Принесите хлеб и вино и вознесите молитву. Потом их благословите, и они станут Моим Телом и Моей Кровью, и когда вы причаститесь их, будете жить Мною. Вы Меня ощутите, опытно познаете, и Я буду рядом с вами!
Это прекрасно! Так иди же, чтобы помолиться Христу. Чем ты сейчас занимаешься? Сломался компьютер? Помолись Христу! В школе проблемы с математикой? Помолись Христу! Иди на Литургию! Иди и попроси у Него того, чего хочешь!
И мать попросит на молитве своего, а отец – своего. Что ты говоришь? У тебя отец не ходит в церковь? Да ладно! Вот, мы говорим детям, чтобы они стали лучше, а сами, взрослые, не ходим в церковь. Ну что ты скажешь ребенку, когда сам не ходишь?
У меня сегодня к вам будет просьба, чтобы одним из девизов этой передачи было следующее: «Никто да не занимается другим и не делает ему замечаний!» Никто! Заканчивай с этим! Прекращай! Ни ты не будешь комментировать свою мать, ни она тебя. Ты будешь слушать и воспринимать то, что касается тебя. Если что-нибудь будет к тебе относиться, скажешь: «А, это он про меня сказал! Применю-ка я это!», – а не так: «Вот, это он про тебя сейчас сказал! Ну что, видела, мама? Ты виновата! Он сказал, чтобы ты на меня не давила!»
Нет, ты будешь заниматься исключительно собой. И твои мать и отец тоже будут заниматься своей личной святостью. Будут тебя любить всегда и, разумеется, уважать. И ты тоже будешь любить и уважать их. Будешь любить Господа и стараться стать ближе ко Христу. А Он не где-то неизвестно где, в каком-то пустом пространстве, Он существует везде, но в церкви присутствует как Тело и Кровь Христовы.
Итак, я прошу тебя: ходи в церковь каждое воскресенье. Можешь прийти к семи часам? Хорошо. Можешь попозже? Хорошо. Когда можешь. Но чем раньше, тем лучше, потому что тогда твоя душа сможет больше насладиться любовью Божией, сердце усладится сильнее, еще больше растают льды, вынуждающие тебя быть холодным к другим и к жизни вообще.
Вера остывает, когда отдаляешься от святой Литургии. Иди же в Божий храм, чтобы укрепить свою веру! И если бы ты однажды позвонил мне и сказал: «Я хожу в церковь, чувствую Христа и звоню тебе, чтобы сказать это, чтобы и тебя порадовать. Я понял, что наш Христос – это мой личный Бог, Которого я люблю и Которого чувствую!»… Ты доставишь мне бесконечную радость, если скажешь такое.
Господь благословляет весь мир. Старец Паисий говорит, что Бог благословляет всех людей одной рукой. А когда увидит смиренного человека, благословляет его обеими руками. Молю Бога, чтобы Он благословил обеими руками тех, кто ходит в церковь. Молю Бога, чтобы и вы в нее ходили и чтобы Господь исполнял всякое благородное желание вашего сердца и давал вам всё хорошее, чего вы у Него попросите.
И ты, который мечтаешь сегодня о мотоцикле, но боишься, не волнуйся: Бог и тебе подаст решение. Если что-нибудь будет тебе во благо, Христос даст тебе это. И ты не попадешь в катастрофу и не разобьешься через месяц. Помолившись, почувствуешь Христа в душе, забудешь про мотоцикл, пусть и на короткое время, и скажешь себе: «В конце концов Церковь таит в себе нечто гораздо более важное, чем мотоциклы, свадьбы, деньги, еда, дом и прочее. В ней существует Христос!»
Ходите же в церковь, чтобы почувствовать Господа! Молю Бога, чтобы Он даровал вам все Свои земные и неземные блага, чтобы вложил вам в сердце весь Свой рай уже сейчас и вы еще на этой земле прочувствовали маленький рай – предвкушение Царствия Божия и небесного блаженства. И чтобы мы в вечной жизни были вместе, и я был с вами, подвизающимися, и чтобы мы ходили в церковь и сияли как солнце оттого, что лица наши будут отражать сияние лика Христова!
Ходите же в церковь, где бы вы ни находились! И я почувствую это по молитвам, которые вы вознесете у святого жертвенника, у святого престола в своем приходе.
"На всякой литургии священнослужитель приглашает: со страхом Божиим и верою приступите. Следовательно, на всякой литургии и можно приступать. Тем более можно приступать часто. У нас иные говорят даже, что грех – часто причащаться; иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме этих, и другие есть в сем отношении неправости. Не обращайте внимания на эти толки, – и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся".
Если духовный отец Вам персонально уже 20 лет "рекомендует причащаться раз в 2 недели", не означает, что все православные обязаны лишать себя Радости частого Причащения с самим Богом.
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".
Вы, уважаемая, постоянно талдычите "не потянуть", "сверх сил", "надрыв", совершенно не понимая, что помимо вашего прихода, существуют и другие православные, которые тоже руководствуются рекомендациями святых отцов и причащаются минимум раз в неделю. Для них это норма Радости!
Теоретизировать здесь бессмысленно, нужна духовная практика постоянного Причастия, тогда Радость придет.
Возьмите благословение у умного пастыря и попробуйте Причаститься три дня подряд. Сами всё поймете.
Да кто Вам такое сказал?!! Современные православные что, не "нормальные христиане"?
Про "узкий путь" спорить не буду, каждый волен выбирать свою дорогу по направлению к Царствию Небесному.
Мне ближе путь Радости и частого Причастия. Таково благословение моего духовного отца. Слава Богу, миряне могут сами выбирать православный храм, где есть Радость (говорю о нашей РПЦ).
Сразу чувствуется состояние радости))
Хорошо, что Вы упомянули "Об участии верных в Евхаристии".
Там, кто не знает, можно найти такие замечательные слова: "Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви".
Мы начинали разговор с Божественной Радости, о которой говорил греческий священник. У православных греков и в наши дни участвовать в литургии, значит - причаститься.
"Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания божественной литургии, но и ОБЯЗАНЫ были все ПРИЧАЩАТЬСЯ св. тайн" ...
"В слав. Кормчей (изд. 1787, I, 3) это правило читается: “да отлучены будут не пребывающие в церкви до последней молитвы, не причащающиеся.”
Иоанн Зонара:
"Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались"...
Помните что все до одной ереси возникли от того, что тот или иной говорил: "А я вот так понимаю".
А почему Вы решили, что "не пребывающих до конца" означает "не причащающихся"? Это скорее означает, что нельзя уходить до окончания богослужения.
"А вот позиция "не причащаюсь -- не пойду на литургию"....
Правило 9 Святых Апостолов:
"Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного."
Алексей, так понимаю смысл церковно-славянского перевода: Тех, кто только молится на Литургии, но не причащается следует отлучать от Церкви.
Православие - это Радость! Всегда!
Жаль только, что статья священника-грека, даже в переводе с болгарского, будет понятна не всем нам русским.
Для полного понимания, как минимум, ежевоскресной Радости, необходимо уточнение. У греков литургия = причастие. Пришел в церковь, значит обязательно причастился.
Если перевести совсем на русский, получается: не собираешься причащаться, зачем идти на литургию?