Святые отцы против «Игры престолов»

«Можно ли это стерпеть? Можно ли это снести? У вас самих я хочу судиться против вас же», – этими словами святитель Иоанн Златоуст начинает «Беседу против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища».

«Можно ли это стерпеть, можно ли это снести? Я не перестану постоянно говорить это и тем облегчать свою скорбь, чтобы не заглушить ее молчанием, но поставить на вид и обнаружить пред вашими глазами». Святитель Иоанн Златоуст в свое время приходил в ужас, когда легкомысленные христиане вместо того, чтобы молиться Богу, убегали в театры или на скачки. К теме «Христиане и всемирная индустрия развлечений и СМИ» стоит возвращаться снова и снова, и особенно сегодня, когда контент, в котором преобладают открытые насилие и порнография, так умело, словно бы под гипнозом, подается миллионам потребителей во всем мире. И этот контент, который люди, в том числе христиане, смотрят в фильмах и телешоу, все глубже падает в темную бездну расчеловечения. А мы все включаем эти видео, словно жертвы питона в состоянии полного сомнамбулизма. Питон все крепче сжимает нас в своих смертельных объятьях, и мы час за часом все глубже погружаемся в его чрево.

«Какое же, скажешь, здесь нечестие? Но потому-то я и скорблю, что ты и болен и не знаешь, что ты болен»

Святитель Иоанн Златоуст вопрошал:

«Разве ты не знаешь, что, подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, то есть этот мир, ты не отдал Ему своего долга? И не достаточно тебе было предшествовавшего дня, но и на другой день, когда следовало бы немного отдохнуть от прежнего нечестия, ты опять пошел на зрелище, из дыма бросившись в пламя, низвергнув себя в другую, ужаснейшую пропасть».

И мало того, что сами посвятили этому так много времени, – мы еще разрешаем это своим детям.

«Старцы посрамляли свои седины, юноши подвергали опасности свою юность, отцы приводили туда своих детей, ввергая их, в самом начале невинного возраста, в пропасть нечестия, так что не погрешил бы тот, кто назвал бы таковых не отцами, а детоубийцами, нечестием погубляющими души рожденных ими», – продолжает Иоанн Златоуст.

Кажется, будто зрители уже стали столь нечувствительными к порнографии, что могут сегодня возразить святителю Иоанну: «Что с того, что мы посмотрим несколько сомнительных сцен? Ведь сериал так изысканно, тонко поставлен!» Их логика такова, что если они покопаются в грязи «еще один сезон», то рано или поздно найдут в сериале нечто «нравственное».

«Какое же, скажешь, здесь нечестие? Но потому-то я и скорблю, что ты и болен и не знаешь, что ты болен, и не ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния и спрашиваешь: какое нечестие? Или ты не слышал слов Христовых: “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5: 28)? А что, если я, скажешь, буду смотреть не “с вожделением”? Но как ты будешь в силах убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания остаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Ты облечен плотью, плотью человеческою, которая сильнее соломы воспламеняется от похоти», – продолжает Златоуст.

А мы думаем, что к нам это не относится. «Неужели мы звери, у которых во время просмотра видео возникает желание заняться тем, что они в нем видят?» – возражаем мы.

Святитель Иоанн Златоуст: «Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры?»

«Как дерзаешь сказать, что не испытываешь ничего человеческого? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Я не перестану повторять то же. Разве ты любомудреннее тех великих и доблестных мужей, которые пали только от одного такого взгляда? Не слышал ли ты, что говорит Соломон? “Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?” (Притч. 6: 27–28). Хотя бы ты и не имел совокупления с блудницею, но ты имел с нею связь пожеланием и совершил грех волею. И не только в то время, но и тогда, когда окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, ловкость, прелюбодейные члены, и ты уходишь, получив множество ран. Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли бессмысленные неприятности? Когда ты, занятый и плененный ею, приходишь домой, то и жена кажется тебе менее приятною, и дети – более надоедливыми, и слуги – несносными, и дом – отвратительным, и обычные заботы к устроению надлежащих дел кажутся тягостными, и всякий приходящий – неприятным и ненавистным», – увещевает Златоуст.

И это не говоря уже о насилии, о котором писали другие древние отцы Церкви.

«Но правда и то, что нельзя без срама смотреть на все то, что происходит на позорище, а именно: на кулачный бой, на попирания ногами, на пощечины и на другие буйства, обезображивающие лице человека, сотворенного по образу Божию», – пишет Тертуллиан («О зрелищах», гл. 18).

«Я склонен думать, что тлетворное влияние сцены еще более заразительно. Ибо тема комедий – это унижение девственниц и любовные истории блудниц; и чем красноречивее сочинители сцен этих постыдных действий, тем убедительнее выразительность их чувств; а гармоничные и изысканные стихи легче запечатлеваются в памяти слушателей. Подобным образом истории авторов трагедий представляют взору публики отцеубийства и кровосмесительные связи нечестивых царей и прочие трагические преступления. Какое еще воздействие имеют эти непристойные жесты актеров, которые учат блуду и возбуждают похоти? Их возбужденные тела, ставшие женоподобными после копирования женской походки и ношения женской одежды, подражают распутным женщинам своими бесстыдными движениями. Почему я должен говорить о мимах, которые подают пример тлетворного влияния, учат прелюбодеянию, симулируя его, и симуляциями этих действий обучают тех, кто чисты? Что делать молодым мужчинам и девственницам, когда они видят, что эти вещи совершаются без стыда и с охотой лицезреются всеми?» (Лактанций. Т. VII).

Создается впечатление, что святые отцы читали журнал «Psychology Today» и были знакомы с исследованиями современных психологов! Вот что пишет психолог, доктор философии, профессор Университета штата Огайо Брэд А. Бушман в статье «Почему люди отрицают воздействие насилия в масс-медиа?», опубликованной в «Psychology Today»:

Час просмотра делает человека более агрессивным, а иногда риск агрессивности вырастает в пять раз

«Многие думают, что насилие в масс-медиа не имеет никакого воздействия, потому что они никогда никого не убили, посмотрев телепрограмму, фильм или поиграв в видеоигру, где преобладают насилие и жестокость. Не удивительно, что поглощающие такие СМИ никого не убили, потому что немногие люди убивают себе подобных… Очень трудно спрогнозировать редкие события, такие как убийство, принимая во внимание влияние медиа-насилия и любой другой фактор риска. Однако для большинства людей убийство – самое запоминающееся насильственное действие; поэтому, если в их памяти не запечатлелись многочисленные случаи совершения убийств в результате просмотра насилия в СМИ, они игнорируют низкий процент таких преступлений и делают неверное заключение, что медиа-насилие не оказывает никакого воздействия. Они делают такой вывод, несмотря на то, что агрессивное поведение (хотя и менее радикальное, чем убийство, но более распространенное) в результате просмотра насилия в СМИ вполне предсказуемо. Так, согласно 15-летнему исследованию, если дети в большом количестве смотрели телепередачи со сценами насилия в первом и третьем классе, то вероятность того, что, перешагнув 20-летний возраст, они будут судимы за преступное поведение, возрастает в три раза и значительно увеличивается вероятность их жестокого обращения с супругами и нападения на других людей»[1].

«Согласно другому, 25-летнему исследованию, всего час просмотра телевидения в день может сделать человека более агрессивным по отношению к другим. При некоторых обстоятельствах просмотр телевизора увеличивает риск агрессивности в пять раз. А согласно новейшему исследованию, негативное воздействие просмотра актов насилия распространяется не только на детей, но и на взрослых».

«Исследование подтверждает: что многие психологи установили относительно детей, верно и для взрослых – наблюдение насилия по ТВ в большом объеме с высокой вероятностью вызовет подражание»[2].

«Демонстрация сцен насилия в СМИ учащается и приобретает опасные масштабы», – говорит Эммануэль Танай, доктор медицины, клинический профессор психиатрии Университета Уэйна в штате Мичиган, судебный психиатр с более чем 50-летним стажем.

«Вы включаете телевизор – и видите насилие, идете в кино – и там жестокость, – сказал доктор Танай в интервью журналу «Psychiatric Times». – Реальность искажена. Если вы живете в выдуманном мире, он становится вашей реальностью».

«Согласно исследованию аналитической компании “The Nielsen Company”, средний американец тратит около пяти часов в сутки на просмотр видео, причем 98% – это традиционное телевидение. Почти две трети телепрограмм содержат сцены физического насилия. Большинство видеоигр, включая игры для детей, содержат жестокий контент».

«Как отметил доктор Танай: “Если нечто продвигается, это можно назвать пропагандой”. То, что мы называем индустрией развлечений, действительно пропагандирует насилие»[3].

И пропаганда усиливается с каждым годом. Это заявление было сделано в 2013 году, до того как «Игра престолов» наводнила наши приложения. «Изучив более 10 000 часов телепрограмм с 1994 по 1997 год, авторы “Исследования насилия в передачах национального телевидения” пришли к выводу, что молодежь просматривает порядка 10 000 актов насилия в год. Более половины телевизионных программ содержат жестокий контент – и это исследование проводилось до появления таких сериалов, как “Клан Сопрано”, “Во все тяжкие” и “Настоящая кровь”»[4].

Несомненно, Златоуст и без чтения «Psychology Today» знал, какое вредное воздействие на его паству имел просмотр разжигающего страсти «мусора». Только его боль в сотни раз превышала озабоченность всех психологов, вместе взятых, потому что это воздействие обозначало потерю духовных овец и вечную погибель их душ.

«Причина же этого в том, что ты возвращаешься домой не один, но приводишь с собою блудницу, входящую не явно и открыто, что было бы сноснее, потому что жена скоро выгнала бы ее, но сидящую в твоей душе и в сознании и воспламеняющую внутри тебя вавилонский и даже гораздо сильнейший пламень – ведь пищею этого пламени служит не хворост, нефть и смола, но то, что сказано выше, и все у тебя приходит в беспорядок. И как больные горячкою, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих, так точно и одержимые этою тяжкою болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери, будучи ранены стрелою, убегают от охотника; а человек, разумнейшее существо, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще более тяжелую рану, и находит удовольствие в последней; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Кто ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот как станет искать врача? Поэтому я и скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получая столь великую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение.

Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего мучения вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение – питать такую похоть, постоянно воспламеняться и везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе? Как будешь слушать беседу о целомудрии, весь покрытый такими язвами и ранами и имея душу, порабощенную страсти? И нужно ли говорить об остальном? И из того, что происходит теперь у нас, можно видеть душевную скорбь. Вот и теперь я вижу, как некоторые при этих словах ударяют себя в лице, и изъявляю вам великую благодарность за то, что вы – такие сострадательные люди. Я думаю, что многие, может быть, не согрешив сами ни в чем, делают это из сожаления о братских ранах. Потому я и скорблю и терзаюсь, что диавол заражает такое стадо», – продолжает Златоуст.

Проходят столетия, а христиане снова и снова увлекаются зрелищами, распаляющими страсти. И опять, на этот раз отцы нового времени – Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский – предупреждают нас.

«Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: “Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне!” (Лк. 6: 25). Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры (добавим: кабельное телевидение. – мон. К.Р.) и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке.

Займись чтением Божественных книг с благоразумною умеренностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. Письмо 370).

«Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза – беги в церковь, и все отойдет, – или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая приразиться к тебе» (Феофан Затворник, святитель. Слово о пути ко спасению. Слово второе).

«Кто к чему имеет сочувствие, тот туда и влечется. Кто имеет сочувствие к делам спасения, к ним и стремится. Имеет кто сочувствие к другому чему, к тому и бежит. Вот отчего и бывает, что, тогда как одни спешат в церковь, другие едут в театр, на бал или гулянье (или включают кабельное телевидение. – мон. К.Р.)… Но, сами знаете, чего ожидать от сих последних» (Феофан Затворник, святитель. Пять поучений о пути ко спасению).

Святитель Феофан Затворник: «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце – церковность»

«Когда человек был в союзе с Богом – находил вкус в вещах Божественных и освященных благодатию Божиею. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Благодать крещения отрешила от сего, но чувственность снова готова наполнить сердце. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети… Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь. Очевидно, что театры, балаганы (кабельное телевидение. – мон. К. Р.) и тому подобное негодны для христиан» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению).

«Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой… Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла (см.: 2 Кор. 11: 14), чтобы прельщать удобнее недальновидных; иногда ввернет по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Если вы уже смотрели «Игру престолов» или другие душепагубные вещи, постарайтесь начать молиться

Нет, святые отцы нашей Церкви не давали себя обмануть – последуем и мы их примеру. Давайте подражать отцам и называть вещи своими именами. Если вы уже смотрели «Игру престолов» или другие душепагубные вещи, постарайтесь начать молиться. Поначалу это будет нелегко, потому что ужасающие сцены инцеста, насилия и пыток будут продолжительное время снова вставать перед вашим мысленным взором, вступая в противоречие кроткому духу раскаяния и любви. Но не сдавайтесь! Наш Небесный Отец, Его Сын Иисус Христос и Пречистая Божия Матерь сотворят с вами чудо и очистят ваши души от беспокоящих образов.

И давайте пожалеем нашего возлюбленного святителя Иоанна Златоуста, который по-прежнему печалится о нас, христианах:

«Поэтому я не перестану делать и говорить все – хотя бы нужно было опечалить вас, хотя бы показаться ненавистным, хотя бы несносным, – чтобы мне можно было предстать пред тем страшным престолом, не имея “пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф. 5: 27). Да будет же молитвами святых, чтобы уже развратившиеся скоро обратились, а оставшиеся неповрежденными еще более преуспели в чистоте и целомудрии, чтобы и вы достигали спасения, и мы радовались, и Бог прославлялся ныне и присно, и в бесконечные веки веков. Аминь».

Монахиня Корнилия (Рис)
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Christianity

7 ноября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Путь героя» «Путь героя»
Фильм о компьютерной зависимости и ее преодолении
«Путь героя» «Путь героя»
Фильм о компьютерной зависимости и ее преодолении
Пока ты бродишь по виртуальным мирам, твоя жизнь проходит мимо. Твоя жизнь, где ты мог бы строить отношения, путешествовать, открывать новое, – уходит безвозвратно.
«Без свободы вера невозможна» (+ВИДЕО) «Без свободы вера невозможна» (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
«Без свободы вера невозможна» (+ВИДЕО) Игумен Нектарий (Морозов): «Без свободы вера невозможна» (+ВИДЕО)
Противоречивы ли вера и свобода? Одинакова ли свобода монаха и мирянина? Как сочетать личную свободу и жертвенное служение людям? Ограничивает ли свободу ответственность?
Превращение человека в зверя Превращение человека в зверя
Свящ. Иоанн Истрати
Превращение человека в зверя Превращение человека в зверя
Священник Иоанн Валентин Истрати
Дарвин не смог убедить 95 из 100 живущих на земле, что человек произошел от обезьяны. А медийная субкультура превращает человека в животное.
Комментарии
Алла14 ноября 2018, 18:39
Евгения, с чего вы взяли, что я не читала статью? Обсуждаю Игру Престолов, потому что её вынесли в заголовок, а для меня эта Сага многое значит. Особенно книги, сериал это уже вторично. То, что вы вынесли вердикт сериалу по первой серии - это ваши проблемы. Я не собираюсь ваш вердикт принимать, как окончательный (с какой стати?) и тоже буду людям озвучивать свое мнение, нравится вам оно или нет. Очень забавно, как вы гордитесь тем, что вам, видишь ли, сериал не понравился, не то что этим ничего не понимающим "лисичкам"))
Евгения14 ноября 2018, 09:32
Вообще, любителям этого сериала хорошо отвечать фразой, приписываемой поэту Пастернаку: Я не обязан разбираться в сортах фекалий. Кто хороший, кто плохой в современной продукции голивудщины может начать разбираться только глубоко влипший в это дело человек. Но это его личное дело, а вот то, что ещё пытаются агитировать и других людей смотреть это, как та лисичка из сказки, прилипшая к смоляному бычку и уговаривающая зайку тоже дотронуться до бочка, мол, вместе и убежим, вот это уже гадко, нехорошо.
Евгения14 ноября 2018, 09:21
Относительно самого сериала "Игра престолов", раз уж о нём зашла речь. В году 2010, кажется, одна моя студентка, совсем юная девушка, как-то сказала, что смотрит его вместе с парнем, за которого собиралась замуж. Мы с мужем тоже решили посмотреть, о чём все говорят. Включили. И представьте, в первой серии такие эпизоды, что я, сидя рядом с мужем, с которым мы прожили вместе десять лет на тот момент, испытала неловкость, мне стало неуютно и стыдно. Я ушла на кухню под каким-то предлогом. Муж выключил сериал и больше его не включали. У меня был вопрос: а как же эта девушка смотрела вместе с парнем и не испытывала ничего, или терпела непонятно зачем, ведь краснееешь прямо от некоторых сцен?
Евгения14 ноября 2018, 09:14
Алла, если бы Вы дали себе труд прочитать статью, а не заголовок, немного провокационный, то увидели бы, что Ваши комментарии вообще не в тему. Статья о другом, конкретно к сериалу "Игра престолов" отношения не имеющая. Вы столько комментариев настрочили, прочтите же наконец саму статью. Далее, никто Вас не заставляет отказаться от того, к чему лежит Ваша душа. Это должен быть Ваш собственный выбор- что смотреть и что читать. Вы свой выбор сделали. Но здесь есть и другие, христиане, и прочтя Ваши комментарии,они могут попробовать окунуться в то дурнопахнущее вещество, из которого состоит так защищаемый Вами голливудский продукт. Поэтому всё же стоит написать - не смотрите это, люди. Не надо.
Михаил14 ноября 2018, 08:04
Давайте представим на секунду, что из этого сериала исчезло все гадкое и мерзкое. Будет ли у него тогда такая бешеная популярность ?
Алла13 ноября 2018, 15:22
Катерина, я очень много читаю и люблю обсуждать литературу. Не вижу в этом ничего плохого. Я не монахиня, у меня могут быть увлечения. А любовь к книгам не относится к чему-то плохому. "Песнь Льда и Огня" - далеко не худшая литература.
Елена12 ноября 2018, 16:10
Фильм отталкивает своими костюмами и декорациями. Даже пример картинки в этой статье героя на троне из мечей говорит, что фильм о тьме и зле. Поэтому даже желания нет его смотреть и знать о чем он.
Ирина Рюрик12 ноября 2018, 15:14
Слова Святителя Иоанна Златоуста относится ко всему мирскому, включая и классическую литературу и народные песни и танцы, а также и сам Интернет в котором здесь многие сидят, а не только к данному сериалу...
Елена12 ноября 2018, 12:43
вот уж комментаторы удивили!! я даже перепроверила на православие.ру ли я их читаю. Своевременная видать статья то!!! Предлагаю христианским ценителям-оправдателям этого и подобного ему сериалов провести эксперимент: при просмотре очередной серии ответьте себе мысленно, если бы к Вам в гости пришел Христос - пригласили ли бы Вы Его присоединиться к просмотру?
Алла12 ноября 2018, 01:31
Макаров, и ваша оценка, конечно же, самая верная? А почему не моя тогда? У христиан не бывает единого мнения насчет ныне живущих людей или исторических личностей, с какой же стати мнения о литературном персонаже должны быть унифицированы?
Катерина 11 ноября 2018, 22:33
Алла11 ноября 2018, 19:37 - я уже написала, что именно.
Алла11 ноября 2018, 19:37
Катерина, что плохого в обсуждении литературного персонажа? Срабатывает рефлекс "всё запретить"?
Катерина 10 ноября 2018, 21:28
"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною." Алла, уже само долгое и весьма упорное обсуждение светлого образа карлика (а не + или - соответствующего фильма) из темного царства на православном сайте уже показатель определенного духовного влипания в этот сериал.
Светлана Ф.10 ноября 2018, 13:32
Благодарю безызвестный автор комментария от 7 ноября 2018, 22:42. Кратко и точно. Именно так. Можно выискивать и жемчужину в сами знаете чём, только точно перепачкаетесь. О чём говорить, если даже в поисках детских стихов в интернете, захожу на сайт и по бокам как в рамочке пестрят порнографические предложения. Имела тут удовольствие искать одну известную детскую потешку-небылицы. Вы знаете, я уходила с таких сайтов, ну, не хочу я это видеть, не хочу. Даже мельком, даже не вглядываясь. Кстати, нашумевшая "Матильда" среди историков по костюму считается хорошим фильмом, потому что с этой точки зрения, качественно снято. И что? Фильм стал от этого менее гадким и гнусным?
Макаров10 ноября 2018, 02:27
Алла 10 ноября 2018, 00:02
Макаров, мера положительности Тириона оценивается каждым читателем на его усмотрение

Нравственные критерии, дорогая Алла, отличаются от точки зрения на выбор пиццы или "брэнда" одежды значительно бОльшим постоянством своей шкалы, даже на таком переходном периоде "отсюда-туда" , на котором сейчас имеет несчастье находиться матушка Русь. "На усмотрение читателя" назвать мерзавца ангелом можно только если читатель с рождения живёт на необитаемом острове в совершенном отрыве от общества других людей.
Алла10 ноября 2018, 00:02
Макаров, мера положительности Тириона оценивается каждым читателем на его усмотрение, но он точно не отрицательный, а вы написали, что больше всего внимания уделяется отрицательным персонажам. Но это совершенно не так. Из отрицательных собственные главы есть только у Серсеи, пожалуй.
Алексий 9 ноября 2018, 10:47
Вспомнил, как я, тогда неофит горящий, поудалял у себя с электронки всю художественную литературу, с плеера -- всю музыку, даже классику, кроме духовной, и весь такой на крыльях прилетел к своему духовнику рассказывать, каким стал благодатным. На что духовник отругал так, что я больше не смел и думать без благословения отказываться от мирской культуры.
А сказал он в т.ч. и такое: что монаху -- необходимо, то мирянину -- повод для гордыни. И вот смотрю я комменты, и вижу -- да. Каждому, кто "не читает, не смотрит", надо тут об этом упомянуть, как вот стереотипному вегану из анекдотов непременно надо публично отворотить нос от мяса. Фарисейство же, братья и сестры.
Дмитрий 9 ноября 2018, 08:53
Почитал комментарии...
Могу только сказать, что книг и фильмов о чести, мужестве и верности куда более чистых и качественных предостаточно. Об истории Англии и средневековой Европы вообще -- в том числе. Книги, конечно, imho, предпочтительнее.
А то, что Мартина живым классиком уже почитают -- не показатель. Даже среди истинно классических произведений полным-полно вещей, для христианина неприемлемых.
Макаров 9 ноября 2018, 04:12
Алла 8 ноября 2018, 14:52
Макаров, не придумывайте, большинство глав у Тириона...

Алла, карлик Тирион -- одно из самых омерзительных порождений "гения" Мартина. Он может выглядеть "положительным" только на фоне ещё большей мерзости, которой наполнены книги "классика жанра" . Жаль, что Вы этого не понимаете.
Кира 8 ноября 2018, 15:24
В игры не играю, ни ТВ, ни сериалов не смотрю, нет ни времени, ни интереса. Но, насколько я знаю, у этого фильма такой рейтинг именно потому, что он выделяется своим качеством среди подобной низкопробной продукции, и основная его идея - борьба добра и зла, а не демонстрация насилия и пошлости. С канонической же точки зрения все светское искусство будет лукаво, но, думаю, нужно призывать верующих не к полному, тем более резкому, отказу от него (далеко не всем это по силам), а интересоваться им в меру и осознанно. Одно дело - посмотреть ту же серию либо почитать немного книгу и пойти помолиться, совсем другое - еще и обсуждать ее часами.
Алла 8 ноября 2018, 14:55
Татьяна, театральное искусство не нуждается в защите. Вы не в курсе, что в посещении театра ныне не исповедуются? Православному христианину театр не возбраняется, и я с удовольствием в него хожу. Как и в кино. Вообще, читая комментарии на сайте, только радуюсь, что у нас нет какого-нибудь шибко православного цензурщика, который бы решал, что населению можно читать, смотреть, слушать и во что играть. А то некоторые запретили бы просто всё.
Алла 8 ноября 2018, 14:52
Макаров, не придумывайте, большинство глав у Тириона, Джона, Арьи и Дейенерис, которые не являются отрицательными персонажами.
Алла 8 ноября 2018, 14:51
Макаров, не надо демагогии разводить. Все писатели зарабатывают на своих книгах, ну может кроме тех, кому повезло родиться в богатой семье. И Достоевский жил за счет гонораров. Это совершенно нормально. И это никак не влияет на качество самой литературы, на него влияет только талант, а Мартин - очень талантливый автор. То, что вы это не увидели, ничего не значит. Есть объективные критерии, Мартин всеми признается уже практически классикой жанра. Осталось только дописать цикл, чтобы закрепить этот статус.
Алексей 8 ноября 2018, 12:10
Увлечение фантастикой есть уход в ложную духовность. Архимандрит Рафаил (Карелин)
Татьяна 8 ноября 2018, 12:06
Как грамотно и красиво рассуждает Алла. Во времена Иоанна Златоуста также красноречиво отстаивали театральное искусство, но вся разница в Божественной Мудрости. Этой Мудростью душа, храмина, Иоанна Златоуста и была наполнена. Вот-так... След в след... и надо идти за златовещающим, чтобы не оступиться и в пропасть не сорваться.
Николай 8 ноября 2018, 10:55
Ирина 7 ноября 2018, 18:18 Именно, сравнивать с "Властелином колец" кощунственно. Об этом и у Святых Отцов читаем - Толкиен душеспасительно, Мартин грех великий.
Наталия Ростова 8 ноября 2018, 09:29
"Игры престолов" не смотрела. Однако ж поделюсь печальным экспериментом, который я над собой невольно поставила. Заболела я как-то и пришлось уложить себя в постель. Решила посмотреть наш, широко разрекламированный сериал " Метод ". Основанный на реальных событиях. Где-то на 4-й серии, поймала себя на том, что мой любимый кот как-то меня раздражает..Далее, почти поссорилась по телефону с подругой...настроение само собой упало до нуля и ушло в минус. В конце 16-й серии, уже реально хотелось с кем-нибудь сцепиться. Каждая серия затягивает и хочется продолжения. Понятное дело, убивать мне никого не хотелось. Но градус какой-то злости очень поднялся. Вывод. НЕ СМОТРИ ПОДОБНОЕ. НЕ ИСКУШАЙ СЕБЯ.
Ольга 8 ноября 2018, 08:47
«...широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими...» (Евангелие от Матфея, VII, 13)
Макаров 8 ноября 2018, 06:22
Ещё одна особенность "творчества" Мартина -- это чем гаже персонаж, тем больше внимания ему отводится в книгах. Положительные персонажи либо мрут как мухи, либо становятся отрицательными. В начале ещё можно читать, есть какое-то разнообразие персонажей, но постепенно книга превращается в болото с единственной мыслью "кто кого перехитрит и убьёт раньше" .
Макаров 8 ноября 2018, 05:59
Алла 7 ноября 2018, 17:58
Мартин - не благотворитель, он на книгах зарабатывает. Писательство это его работа. А значит история его должна быть интересна, чтобы люди ждали продолжение и покупали его. А вы разве бесплатно работаете?

Вот-вот, он именно на книгах "зарабатывает" . А писатель книги пишет. Вот и вся разница. "Творчество" Мартина и ему подобных -- это сильно раздутый комикс. Это не литература.
Просто "дарагия расияне" забыли разницу между "работать" и "зарабатывать". А разница коренная. У тех, кто РАБОТАЕТ, есть честь, а для тех, кто ЗАРАБАТЫВАЕТ, деньги не пахнут.
юлия 8 ноября 2018, 02:31
Все мы разные. Я вот не могу смотреть большинство художественных (особенно современных) фильмов. Что то противно. Но не буду осуждать тех, кому нравится. Ведь кто-то постится как следует, а я, грешная, сладкое люблю. КВН вот смортрю. Муж ругается. А я смотрю. Думаю, придёт время, когда тоже станет противно. Насмотрюсь....
7 ноября 2018, 22:42
Современное искусство: литература, кино, живопись - опасно еще и тем, что в нем перестают различаться добро и зло.
Алла 7 ноября 2018, 22:31
Дионисий, и что плохого в компьютерных играх? Обычно больше всех их осуждают те, кто никогда не играл. Представьте, не только стрелялки существуют. Есть игры с интересным сюжетом и увлекательным геймплеем. А чем разница между хорошей книгой и хорошей РПГ? В том, что если вы читаете книгу, то просто знакомитесь с сюжетом, придуманным автором. В игре вы сами выбираете, как поступит герой в той или иной ситуации.
Алексей 7 ноября 2018, 21:56
Ирина 7 ноября 2018, 18:18, говоря о "потребителях с заплывшим жиром сердцем и мозгами", себя-то вы, разумеется, к ним не относите. Но знаете, не все достигли вашего уровня святости, бесстрастия и прозорливости, чтобы суметь вот так разом осудить всех зрителей Игры Престолов, для которых, "пресыщенных порнухой", этот сериал "самое то", и при этом не ощутить на душе никакой грязи. Преклоняюсь перед вами, целую ножки.
Елена 7 ноября 2018, 21:50
Григорий 7 ноября 2018, 09:14
"... В нём кроме подлостей и предательства, кровавой мести и т.п. вещей есть и любовь к предкам и верность семье..."
Враг человеческий - искусный хитрец, умеет примешивать к плохому немного хорошего дабы усыпить бдительность, прикрыть «злодеяние» и не вызвать мгновенного отвращения. Цель одна – отвлечь от молитвы, занять мысли чем угодно, только не спасением собственной души.
Если вам подарят хрустальный сосуд – станете ли туда лить всякие нечистоты? Трезвитесь и молитесь, храните драгоценный сосуд своей Души от всякой скверны.
Спаси Господи создателей и читателей сайта сего, всех заблудших, ищущих и нашедших и научи нас отличать зерна от плевел.
Алексий 7 ноября 2018, 21:45
Последнее время как-то активно продвигается позиция "всё, что не Святые Отцы -- грех". Вся фантастика -- грех, все фильмы, которые не про святых -- грех, всё в мире -- грех. При этом авторы подобных опусов крайне поверхностно разбираются в том или ином сериале, в той или иной книжной вселенной.
Напомню таким авторам, что даже Христос прибегал к притчам, дабы вразумлять и объяснять. А нынешнее общество таково, что мораль надо завернуть в сладкую обёрточку. Или в горькую, как делает Мартин. Поучать, развлекая -- именно таково сейчас правило творчества.
Да, со временем, с духовным ростом многое мирское становится неинтересным. Но не значит -- плохим, бесовским. Не утрируйте, уважаемые авторы.
Дионисий 7 ноября 2018, 20:16
Слава Богу, что хоть кто-то об этом заговорил. Речь ведь идёт о глобальной УТРАТЕ ЦЕЛОМУДРИЯ не только современными людьми, но и православными христианами. Я видел православных мирян и священников, которые смотрят мерзости по ТВ (в т.ч. и эту), играют в компьютерные игры, ублажают свой взор и слух непристойными песнями и клипами. Это ужасно. Дай Бог, если автор сможет до кого-то достучаться.
раба Божия Тамара 7 ноября 2018, 19:41
Давно уже не смотрю ничего подобного, в основном документальные...много интересного узнаю из истории, географии ( сама не езжу - хоть увижу в ТВ), читать надо...Спаси нас, Господи!
Ирина 7 ноября 2018, 18:18
Вот точно, что сериал мерзкий, и сравнивать его с "Властелином Колец" кощунственно, как по мне. У Толкиена воспевается благородство, мужество, даже показана внутренняя борьба с искушением (Кольцо Всевластия), а в "Игре Престолов" - какой-то "псевдореализм" - порнография, низменные инстинкты, жестокость... В общем, как мне кажется, самое то для пресыщенных порнухой и ужастиками современных потребителей с заплывшим от жира сердцем и мозгами.
Алла 7 ноября 2018, 18:08
Марина, почему мужчины? Я тоже смотрю Игру Престолов, и на форумах сижу, где её обсуждают. Женщин там половина точно. Чем цепляет? Интересной историей, конечно. Что касается откровенного описания сцен близости и натуралистическая жестокость - это тренд современного искусства. Тут ничего не поделаешь, сейчас в любом жанре так пишут. Ныне реалистичность считается хорошим тоном, доказательством авторского мастерства. Кому это не по нраву, можно тогда либо вообще не читать современных авторов, либо пропускать пикантные сцены и сцены насилия. Я обычно при просмотре кино так и делаю - просто проматывая излишнюю жестокость. А в книгах это воспринимается менее болезненно, чем в кино.
Алла 7 ноября 2018, 17:58
Макаров, это смехотворные обвинения. Мартин - не благотворитель, он на книгах зарабатывает. Писательство это его работа. А значит история его должна быть интересна, чтобы люди ждали продолжение и покупали его. А вы разве бесплатно работаете? И не стараетесь работать лучше, с расчетом, что вам премию дадут или повысят? Это тоже "проституция"? Если в многотомном произведении автор закончил очередную книгу так, что у читателя не возникло желание скорее прочесть продолжение - значит он плохой автор. Скучный, неинтересный. Профнепригодный.
Алла 7 ноября 2018, 17:52
Мартину, автору книг, удалось сделать то, что является редкостью для современного искусства - у него зло НЕ привлекательно. Точнее оно отталкивающе. И происходит это именно из-за реализма. В реальности зло редко бывает привлекательным, его таким делает искусство. Очаровательные злодеи, которые помимо плохих деяний имеют набор привлекательных черт, и обязательно трагическую предысторию, которая во многом оправдывает их поведение в глазах читателя, и к которым порой питаешь больше симпатии, чем к положительным героям, действительно хорошим людям - это в очень многих произведениях есть. Но не у Мартина. И по обсуждениям в сети видно, что людям нравится у Мартина именно добро, а не зло.
григорий 7 ноября 2018, 16:14
Хорошие вопросы, уважаемые оппоненты.
Отвечу сперва насчёт книг. Книги Вальтера Скотта я люблю с самого детства, особливо его "Айвенго", "Пуритан" и "Паверила Пика" с "Роб Роем". Хорошие книги. Книги же Мартина, автора книг цикла "Песнь огня и пламени", по которому сняли этот сериал, я тоже читал. Одноразовые. Средневековую историю можно читать и по трудам святого Григория Турского. Упоения насилием при просмотре сериала нет. Но буду думать далее. Простите.
Николай 7 ноября 2018, 16:13
Недавно открыл для себя этот сериал. Да,весьма реалистично. Средневековая Европа во всей красе, то, что не прочтешь в романах Скотта. Можно этим возмущаться, но не видеть что в сериале кроме грязи, крови и насилия присутствуют и верность, и честь, и красота невозможно. Качественная работа всех киношников от сценария до музыки. Любой, подчеркиваю - любой сериал, бесконечно идущий ежедневно на наших нтв, тнт и стсах это сгустки пошлости, грязи, насилия,к тому же безвкусно сляпанные. Желающий увидеть в сериале только черное увидит только черное. "В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое".
Нина Пахомова 7 ноября 2018, 14:17
Полностью разделяю мнение автора статьи! Я давно наслышана об этом сериале, читала отзывы, представляя,что это какое-то эпическое действо, дорогостоящее фэнтези с морем наград за выдающиеся успехи.) В прошлом году созрела посмотреть первую серию сериала, узнать,за какие заслуги этот фильм имеет такую армию фанов.
Если сказать, что я испытала шок, это ничего не сказать. Меня хватило на первую серию и то с быстрой перемоткой кадров. Как? Что это? Пособие для извращенцев? От чего там фанатеть, ждать сезоны, восхищаться постановкой? Меня очень угнетает тот факт, что большое количество людей с восторгом смотрят этот сериал.
Боже милостивый даруй этим людям духовный разум!
Анна 7 ноября 2018, 13:59
Собственно, в статье автор предвосхитил комментарии "в защиту этих зрелищ" - перечитайте в конце статьи цитату св. Иоанна Кронштадтского, абсолютно по той же схеме - найдем-ка что положительного, чтобы оправдать свое чудовищное увлечение! И вот оно - сразу защитники активизировались. Грустно.
Марина 7 ноября 2018, 13:57
Прочитав отзыв Григория у меня возник вопрос: а когда мужчина смотрит фильм где "полно и обнажения тела, и смертоубийств всяких" какие струны его души затрагиваются? что цепляет именно в жесткой подаче средневековой истории? Книги об этих временах ведь не имеют такой бешеной популярности как фильм... нужно быть честным с самим собой. И не нужно в грязной помойке искать какие то добродетели. На тему верности, чести, любви к Родине и к своей семье есть множество прекрасных фильмов, в т.ч. в советском кинематографе. А православным христианам, прежде чем припасть к экранам, нужно задать себе вопрос: а для чего мне это нужно? и не отравит ли это мою душу?
Макаров 7 ноября 2018, 12:40
григорий 7 ноября 2018, 09:14
Этот сериал вызывает не только низменный интерес, но в нём можно найти немало отсылок к древней и средневековой истории Англии.

Если так влечёт древняя и средневековая история Англии, попробуйте почитать Вальтер Скотта.
А я, грешный, "Престолы" не смотрел, я поступил хуже - купил по дешёвке весь англоязычный набор книг и начал читать. И что меня взбесило и заставило бросить эту муть - не "насилие и обнажёнка", а то, что автор относится к читателю как к дойной корове, намеренно заканчивая книгу так, чтобы было желание бежать покупать следующую. Это - вид проституции, только продаётся не тело, а мозги. К тому же книги переполнены банальностями рекламного уровня.
Алексей 7 ноября 2018, 12:29
Вначале этот сериал мне тоже показался каким-то особенным и выдающимся. Но позже я понял, что его главная особенность оказалась не столько в сюжете и игре актеров, сколько в исключительно реальном изображении сцен насилия и блуда. Это шокирует и затягивает. Перестал смотреть. Призыв к единству против сил зла должен звучать не так. Это мое личное мнение, не хотел никого обидеть.
7 ноября 2018, 11:59
Согласен с Григорием
Алексей 7 ноября 2018, 10:10
Конечно, с этим нельзя не согласиться.
григорий 7 ноября 2018, 09:14
Прочитал я эту статью и сильно задумался. Я люблю смотреть этот сериал и смотрю его с самой первой серии. Да, в нём полно и обнажения тела, и смертоубийств всяких. Но есть ли там воспевание греха?
Этот сериал вызывает не только низменный интерес, но в нём можно найти немало отсылок к древней и средневековой истории Англии. В нём кроме подлостей и предательства, кровавой мести и т.п. вещей есть и любовь к предкам и верность семье. И верность долгу, который может быть даже превыше величия королей.
Безусловно, это не зрелище для монашествующих.Главное, дети не должны его смотреть. А так - вспомните "Властелина колец" Толкина. Тут всё жёстче, но есть и свет, и призыв к единству против сил зла
Андрей 7 ноября 2018, 09:09
БРАВО!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×