Москва, 21 ноября 2018 г.
21 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Семенович Собянин посетили один из самых известных московских храмов — церковь Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот, сообщает Патриархия.ru. В 2017-2018 гг. в храме были проведены крупные реставрационные работы, ставшие завершающим этапом возрождения этой московской святыни.
Предстоятеля Русской Православной Церкви и столичного градоначальника встречал настоятель храма «Большое Вознесение», секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков.
Об итогах ремонтных и консервационно-реставрационных работ по живописи в интерьерах церкви рассказал заместитель директора по научной работе и реставрации Государственного научно-исследовательского института реставрации Министерства культуры РФ С.В. Филатов.
Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин высоко оценили проведенные реставрационные работы в храме.
Обращаясь к мэру Москвы, Святейший Владыка отметил: «Под Вашим руководством развивается масштабная программа по реставрации московских храмов. Этот храм — наша жемчужина, сейчас здесь уже завершаются реставрационные работы, поэтому большая благодарность Вам и всем Вашим коллегам за большую работу».
В свою очередь С.С. Собянин сердечно поздравил Святейшего Патриарха с днем рождения: «Вашими трудами возвращаются храмы. Это памятники и это подарок всем москвичам и Вам тоже за Ваши труды. Мы сегодня побываем еще в одном замечательном монастыре, одном из самых старинных монастырей Москвы. Так случилось, что окончание работ в нем совпало с Вашим днем рождения. От имени москвичей поздравляю Вас, желаю Вам счастья, здоровья, успехов».
Затем Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин посетили Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, где в сопровождении наместника обители игумена Петра (Еремеева) ознакомились с ходом реставрации архитектурного комплекса монастыря. В осмотре участвовал полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев.
В состав ансамбля входят 12 строений. В 2016-2018 годах были отреставрированы: колокольня с надвратной церковью, 1690 г.; церковь Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г.; церковь Пахомия над Южными вратами, 1753-1755 гг.; Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г.
В храме святителя Петра, митрополита Московского, состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви и мэра Москвы.
С.С. Собянин отметил, что Высоко-Петровский монастырь «является значительной частью летописи нашего города». «Очень важно привести его в порядок, отреставрировать совместными усилиями Патриархии и Министерства культуры. Я думаю, что эти работы будут продолжены, хотя уже сегодня можно сказать, что мы серьезно продвинулись. Целый ряд объектов, в том числе центральный основной храм, восстановлены», — отметил мэр.
Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив С.С. Собянина за участие в программе реставрации, в частности, сказал: «Высоко-Петровский монастырь — это действительно историческое место. Иван Калита пригласил митрополита из Владимира в Москву, и с тех пор первопрестольная кафедра переместилась... Собственно говоря, возвышение нашей столицы и города Москвы в качестве столицы связано с этим местом».
По завершении осмотра Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин побеседовали с корреспондентами средств массовой информации.
«В Москве проводится огромный комплекс работ по реставрации памятников. Такая огромная цифра — уже к этому году больше тысячи памятников приведено в порядок. Причем примечательно, что меньше половины отреставрировано городом, а все остальное — за счет пожертвований меценатов, различных ведомств, которые приводят в порядок объекты, находящиеся в их собственности», — сказал С.С. Собянин.
Святейший Патриарх Кирилл также отметил большой объем реставрационных работ, которые ведутся в столице, в частности, в православных храмах. «Замечательно, что в начале XXI века осуществляются такие масштабные реставрационные работы. Помимо того, что вообще Москва хорошеет, меняются улицы, транспорт, очень важно, что самые древние и самые ценные объекты восстанавливаются, идет настоящая научная реставрация», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
«Помогай Бог Вам и всем, кто трудится над этими благородными задачами», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
* * *
Церковь «Большое Вознесение» общей площадью 2,3 тыс. кв. м расположена по адресу: улица Большая Никитская, д. 36, стр. 1. Является объектом культурного наследия федерального значения.
В 2017-2018 гг. в храме были проведены крупные реставрационные работы, которые стали завершающим этапом возрождения этой московской святыни.
В течение этих двух лет специалисты выполнили сложнейшие ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма.
На стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части был укреплен штукатурный слой, удалена накопившая за годы копоть. Кроме того, были реставрированы искусственный мрамор и лепной декор, украшающие храм. Отремонтирована кровля, что позволило ликвидировать угрозу протечек и разрушения восстановленной живописи.
Проектировщик — ООО «Художественная реставрация» (главный архитектор проекта — С.В. Филатов). Генподрядчик — ООО «СТГ-Групп». Финансирование работ осуществлялось за счет городской программы субсидий и частных пожертвований.
Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 г. В конце XVII в. недалеко от храма Вознесения был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова — Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 г. на месте сгоревшего деревянного храма она начала строить новый каменный, который был достроен в 1680-е гг.
В XVIII в. в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина — отца князя Григория Потемкина-Таврического. В 1780-е гг. Г.А. Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 м. Новый храм предполагали именовать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился «полковой двор».
Первым архитектором храма был Василий Иванович Баженов. Однако после смерти князя Г.А. Потемкина в 1791 г. дело о постройке церкви продолжил генерал-майор Н.П. Высоцкий, который привлек другого известного зодчего того времени Матвея Федоровича Казакова.
Возведение новой Вознесенской церкви началось весной 1798 г. Согласно проекту церковь должна была стать помпезным собором с высокой колокольней, галереей и фасадом, украшенным скульптурами. Строительство продвигалось медленно. К 1812 г. была построена и отделана только трапезная. Здание самого храма не было возведено даже наполовину — были готовы лишь фундамент и цоколь, установлены базы для колонн. Однако в пожаре 1812 г., который поглотил 90% московских домов и различных строений, не уцелела и церковь Вознесения. Сгорели и чертежи М.Ф. Казакова. Так что храм стали возводить на опаленных руинах практически заново. Трапезную вновь отделали довольно быстро, и уже в 1816 г. в ней стали проводить церковные службы. К слову, впервые нынешнее название храма — «Большое Вознесение» — также встречается в документах, датированных 1816 г.
На сохранившихся чертежах проекта нового храма есть подписи архитекторов Ф.М. Шестакова, Н.И. Козловского, А.Г. Григорьева. Также к проекту приложил свою руку великий русский архитектор О.И. Бове, который оживил суровый кубический объем храма ионическими портиками с 4 колоннами.
По различным причинам строительство храма затянулось на несколько десятилетий. Точка была поставлена только в 1840 г., когда состоялось освящение храма. К этому времени были закончены не только строительные работы, завершившиеся в 1836 г., но и роспись храма, выполненная артелью итальянских художников. Иконостасы были сделаны по проектам архитектора М.Д. Быковского. Старая церковь Вознесения была разобрана, а вот колокольня старого храма, отдельно стоявшая на месте нынешнего сквера у памятника писателю А.Н. Толстому, снесена не была и просуществовала вплоть до 1930-х гг.
В храме «Большое Вознесение» происходили многие знаковые события в истории Москвы. Пожалуй, самое яркое из них — венчание Александра Сергеевича Пушкина и Наталии Николаевны Гончаровой, которое состоялось 18 февраля 1831 г. в еще недостроенном храме. Много лет спустя в 1999 г. — к 200-летию со дня рождения поэта — вблизи храма в память об этом событии был установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр».
В 1920 г. в храме состоялось венчание дочери Федора Ивановича Шаляпина — во время совершения таинства раздавался могучий бас великого оперного певца, читавшего «Апостол».
В путеводителях по Москве XIX в. неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали великих русских актеров Михаила Семеновича Щепкина (1863 г.) и Марию Николаевну Ермолову (1928 г.).
Церковь также стала свидетелем страшных «кровавых» событий 1917 г. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 г. в храме «Большое Вознесение» прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев.
23 апреля 1922 г. новая власть произвела в храме «Большое Вознесение» изъятие церковных ценностей «на 500 рублей золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий».
В 1925 г. здесь отслужил свою последнюю литургию Патриарх Тихон.
Окончательно храм был закрыт осенью 1931 г. Серебряные венцы, которыми венчали А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма безвозвратно погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана.
В 1937 г. снесли шатровую колокольню XVII в. и на ее месте разбили сквер. После закрытия храма здание передавали различным арендаторам. Кто только не ютился здесь: конторы, склады, мастерские. Сам храм был частично перестроен: сделали 2-й этаж, наставили перегородок, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался даже гараж, и в главном алтаре пробили стену для въезда машин.
В 1960-е гг. в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 г.
Однако верующим храм был передан не сразу, какое-то время была идея открыть здесь культурный центр с концертным залом. В 1990 г. по многочисленным просьбам москвичей храм вернули Русской Православной Церкви, группы добровольцев начали его восстанавливать.
23 сентября 1990 г. был совершен чин малого освящения храма «Большое Вознесение», положивший начало ежедневным богослужениям.
20 мая 1999 г., в праздник Вознесения Господня, чин великого освящения храма совершил Патриарх Алексий II.
В 2002-2004 гг. на обнаруженном фундаменте колокольни, снесенной в 1937 г., была построена новая 61-метровая колокольня. Ее проект разработал архитектор-реставратор О.И. Журин на основе неосуществленного проекта Ф.М. Шестакова. Также в 2000-е гг. были отреставрированы фасады храма.
В 2012 г. были проведены работы по устройству пандуса и лестницы со стороны улицы Малая Никитская, укреплена кирпичная кладка сводов и стен трапезной, а также 7 столбов ограды. В 2015 г. Правительство Москвы провело благоустройство Большой и Малой Никитских улиц.
* * *
Ансамбль Высоко-Петровского монастыря расположен по адресу: улица Петровка, д. 28. Является объектом культурного наследия федерального значения.
В состав ансамбля входят 12 строений. В 2016-2018 гг. проводились работы по реставрации 4 из них:
1) Колокольня с надвратной церковью, 1690 г., которая является одной из архитектурных доминант улицы Петровка.
В 2016-2017 гг. проведена реставрация фасадов, архитектурно-лепного декора, покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров, межъярусных лестниц. Отремонтирована глава (проведена промывка позолоченных поверхностей). Укреплена кирпичная кладка стен, сводов, проездной арки и стилобата. Выполнено устройство системы водостока. Отреставрированы белокаменный цоколь и кровля. Выполнено устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием водометов и пинаклей, а также устройство отмостков, оконных и дверных заполнений, витражного блока, белокаменных и деревянных полов
2) Церковь Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. — один из старейших храмов Москвы, построенный на территории Высоко-Петровского монастыря по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).
В 2017-2018 гг. выполнены работы по реставрации кровли и фасадов церкви с укреплением кирпичной кладки, устройству белокаменных полов и отмостки, воссозданию оконных и дверных заполнений, реставрации фундамента, ступеней крыльца, живописи.
3) Надвратная Церковь Пахомия, 1753-1755 гг.
В 2016 г. проведены работы по реставрации фасадов церкви, белокаменных стен (стилобат), цоколя, декора и крыльца, ограждения гульбища, интерьеров, а также устройство полов, воссоздание оконных и дверных заполнений, ремонт и реставрация крыши, устройство системы водостока.
4) Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г.
В 2018 г. ведутся работы по реставрации фасадов четверика и апсиды (включая белокаменный декор), конструкций крыши четверика, глав и т.д. Окончание работ намечено на 2019 г.
Генподрядчик — ООО «СТГ-Групп». Научно-методическое руководство и авторский надзор — АО «Институт по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация"». Финансирование работ осуществлялось в рамках программы субсидий Правительства Москвы религиозным организациям на реставрацию памятников архитектуры.
Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основание которого связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
Летописное предание говорит о том, что однажды князь Иван Калита увидел во сне гору с заснеженной вершиной. На глазах у князя снег растаял в воздухе, а затем исчезла и сама гора. Митрополит Петр, к которому обратился князь, истолковал этот сон, как пророчество о смерти. Сначала умрет он, Петр (святитель носил на голове белый куколь), а потом и сам Иван Калита. Так и произошло, хотя князь Иван пережил митрополита на 14 лет. На месте, где во сне стояла чудная гора, и был основан Высоко-Петровский монастырь.
В 2015 г. отмечалось 700-летие обители. По имени монастыря свои названия получили улица Петровка и Петровские ворота в стене Белого города.
После князя Ивана Калиты строителями и благодетелями обители были великие князья Дмитрий Донской и Василий III, царь Алексей Михайлович, Петр I и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, святитель Филарет Московский.
До конца XV в. сведения об ансамбле или об отдельных постройках обители, в документах отсутствуют.
Первый каменный храм святителя и чудотворца Петра Митрополита появился в ансамбле в начале XVI в. Он был построен на месте одноименного деревянного храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового). Храм помещен в центре четырехугольного монастырского двора, окруженного по периметру стенами ограды и монастырскими постройками.
В 1611 г. монастырь послужил форпостом обороны Кремля первому народному ополчению.
Основная часть современного архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря была сооружена в XVII-XVIII вв. С 1684 по 1704 гг. вокруг церкви Петра Митрополита, на центральном («церковном») дворе, сложился выразительный ансамбль стилистически однородных, монументальных каменных построек, включающий Боголюбский собор с родовой усыпальницей Нарышкиных, трапезную церковь прп. Сергия Радонежского, Святые ворота с надвратной церковью Покрова Богородицы и высокой ярусной звонницей. В соседстве с ними на территории центрального двора сохранялись древний некрополь и несколько старых каменных и деревянных построек.
Капитальная перестройка монастыря осуществлялась по инициативе царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, при личном участии Петра I и по его указам. Работы производились планомерно, здания возводились опытными мастерами. Интерьеры храмов украшались иконостасами, выполняемыми лучшими резчиками, позолотчиками и иконописцами Государевой Оружейной палаты. Стены изнутри расписывались.
В 1680-1690-е гг. на западной границе южного двора, по линии Петровской улицы, возвели протяженное и нарядно декорированное 2-этажное здание Нарышкинских палат.
Середина XVIII столетия является вторым по своей важности этапом строительной истории монастыря, связанным с ликвидацией последствий пожаров 1703 и 1712 гг. и дополнением ансамбля новыми элементами.
Успех реконструкции обеспечивался активной деятельностью настоятеля монастыря архимандрита Пахомия (1730-1750-е гг.), совпавшей с расцветом московской школы зодчества эпохи барокко и творчеством привлекаемых к восстановлению монастыря архитекторов И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского.
Одним из итогов реконструкции стало создание на центральном дворе автономного жилого комплекса с двухэтажным Настоятельским домом. В середине века к ансамблю прибавилось два новых храма: церковь в честь иконы Толгской Божией Матери и церковь св. Пахомия над Задними воротами.
В 1771 г., когда в Москве свирепствовала чума, в монастыре была открыта лечебница.
Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 г. В нем остановились на постой французские кавалеристы. Храмы разорялись и подвергались осквернению. Не уцелели деревянные постройки, однако главные каменные здания не пострадали
Исторически сложившаяся пространственно-планировочная структура монастырского ансамбля, подразумевавшая архитектурное единство трех функционально самостоятельных частей — центральной («монастырь» или церковный двор), северной (монастырский сад) и южной (хозяйственный двор), сохранялась с начала XVIII в. до начала 30-х гг. XIX в. Дальнейшие изменения обуславливались факторами, связанными с вопросами экономического характера и задачей выживания монастыря в новых исторических условиях. С 1830-40-х гг. большинство «внецерковных» помещений монастырского ансамбля сдавались в аренду. В Нарышкинских палатах расположились духовное училище, книжный магазин, библиотека.
Монастырь был крупнейшим просветительским центром, его настоятелями назначались ректоры Московской и других духовных академий.
В 1918 г. Высоко-Петровский монастырь был упразднен, но его храмы стали центром подпольных монашеских общин, в которые входили выдающиеся люди ХХ в.: ученые, литераторы, врачи. В 1926 г. закрыли последнюю Боголюбскую церковь.
В 1929 г. здания ансамбля передали в ведение Государственного исторического музея на правах филиала, но фактически его территорией и помещениями распоряжался город. В исторических зданиях расположились советские учреждения и коммунальные квартиры. На территории церковного двора возникали сараи, гаражи и другие постройки производственного характера, обслуживавшие завод по ремонту сельскохозяйственной техники.
После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. монастырь перешел в непосредственное ведение Министерства культуры РСФСР, изменившее характер временного использования помещений и развернувшее ремонтно-восстановительные и научно-реставрационные работы. В одном из храмов была организована репетиционная база ансамбля «Березка». Постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря продолжалось более полувека.
С 1991 г. в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения. 10 октября 2009 г. решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.
* * *
Правительство Москвы продолжает реализацию программы реставрации памятников религиозного назначения. Начиная с 2011 г. проводились работы по 85 храмам: по 33 объектам — за счет средств государственной программы «Культура Москвы»; по 52 объектам — за счет городской программы субсидий, выделяемых Правительством Москвы религиозным организациям.
Завершена реставрация 54 храмов. Среди них в 2018 г:
- ансамбль Новоспасского монастыря — Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.;
- ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII-XVIII вв. — Церковь Петра Митрополита;
- ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в. — Собор, 1501-1505 гг.;
- церковь «Большое Вознесение», 1848 г., арх. А.Г. Григорьев;
- церковь «Малое Вознесение», конец XVI в. — начало XVII в.;
- церковь Людовика, 1830 г., арх. Д.И. Жилярди;
- выявленный объект культурного наследия «Комплекс богаделен на Петербургском шоссе» Императорского Человеколюбивого общества;
- Церковь Владимирская, 1672 г.;
- ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в. — Склеп Лобановых-Ростовских, 1676-1677 гг. (Усыпальница);
- ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д. — Корпус больничный с храмом прп. Елисаветы.
Начиная с 2011 г., в Москве отреставрировано 1 160 объектов культурного наследия, в т.ч.: 488 памятников за счет городского бюджета, 257 памятников за счет Министерства иностранных дел, Министерства культуры и других федеральных органов исполнительной власти, 395 памятников за счет частных инвесторов и меценатов.
В результате число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза — с 1 325 объектов в 2010 г. до 248 в 2018 г. (с 39% до 6% соответственно).