9 декабря 2018 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Татианы в Люблине города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении — а это был отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам (Кол. 1:12-18) — мы находим такие слова: «Благодарим Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, и избавившего нас от власти тьмы». Тема света и тьмы проходит через все Божественное откровение, с самого начала. Ведь первое, что совершил Бог-Творец, — Он создал свет. А второе — Он отделил свет от тьмы, потому что свет и тьма несовместимы: либо свет, либо тьма. Это очевидно в физической природе, но это очевидно также в духовной жизни людей. Свет и тьма несовместимы, поскольку свет — это Бог, это добро, а тьма — это диавол и зло. И совместить, соединить, ввести в некую систему взаимодействия добро и зло невозможно, потому что зло всегда останется злом, а добро в таком случае перестало бы быть добром.
Вся человеческая история, начиная от дня творения и кончая новым творением, связана с темой света и тьмы. Бог творит свет в первый день творения; и Бог Сам называет Себя Светом в том новом творении, о котором свидетельствует нам Откровение апостола Иоанна Богослова. Между этими двумя актами — сотворением света и явлением света невечернего Божественного Царства — лежит вся человеческая история, в центре которой — борьба добра со злом. И мы знаем по опыту собственной жизни, что эта борьба проходит в первую очередь в сознании, в сердце, в душе каждого. Нет человека, который бы не согрешил, а значит, нет человека, который бы в какой-то момент не отдался злу. Но большинство людей не желает полностью отдавать себя злу, понимая, что там, где зло, там небытие, там отсутствие гармонии, там конфликты, там болезни, там скорби.
Люди сопротивляются злу, и это сопротивление злу, защита добра являются лейтмотивом всей человеческой истории, о чем бы мы не говорили — об истории государств, об истории народов или лично каждый о своей собственной истории. Господь призывает нас оставаться на стороне света, потому что, как учит нас апостол Иоанн Богослов, «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5). Это означает, что свет, который есть синоним Божественного присутствия, сильнее тьмы, и тьма никогда не сможет объять свет.
Все это так очевидно, особенно когда вдумчиво читаешь слово Божие. Все это так очевидно, когда вдумчиво взираешь в историю рода человеческого. Какие только колоссальные силы ни работали на протяжении всей истории на стороне зла — силы власти, военные силы, специальные службы, — но ведь они не одержали окончательной победы, и никому не удалось уничтожить добро. Это в принципе невозможно, ибо Бог есть добро, а Бог сильнее диавола.
Сегодняшнее слово святого апостола Павла о том, что мы призваны быть наследниками святых для участия в свете и что Господь избавил нас от власти тьмы, мы должны очень хорошо запомнить и принять умом и сердцем, понимая, что нам никогда не следует отдавать свое сердце, свое время, свои силы злу. И особенно важно никогда не вставать на сторону зла в тот момент, когда зло борется с добром; ведь даже если произойдет сиюминутная, видимая победа зла, то зло все равно обречено на поражение.
Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине. Мы знаем, как силы зла восстали на Православную Церковь. Силы зла, которые рядятся в ангела света, которые видимым образом будто защищают лишь создание некой ни от кого не зависимой Церкви, что якобы соответствует статусу независимого государства. Казалось бы, а почему бы и нет? Может быть, эти люди правы, и в независимом государстве должна быть независимая Церковь? Правда, в истории так бывало редко, потому что Церкви очень часто простирали и до сих пор простирают свое пастырское попечение на многие народы и на многие государства. Но почему бы не допустить такое в отношении Украины? Нельзя допустить! Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую единую Церковь, прислушайтесь к интонациям, прислушайтесь к словам. Какая же там злоба, какая ненависть! А разве злоба и ненависть могут быть от Бога? Да нет же! А все те, кто стремится утвердить сегодня так называемую незалежную Церковь, кто ради этого готов погубить жизнь других людей, сломать церковную жизнь, ворваться в храмы и монастыри, захватить их силой, — разве язык силы, которым они говорят, является языком Божиим? Разве через такой язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!
Потому речь идет не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идет о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только рядящейся в одежды светлые. Послушайте лидеров раскола — с какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви? И послушайте Блаженнейшего Онуфрия, иерарха нашей Церкви, который никогда ничего плохого не говорит даже о раскольниках. Молятся, плачут люди о том, что есть раскол, но никто же ведь не предлагает государству уничтожить раскол силой, даже грубых слов в адрес раскольников не говорят. Вот как все просто: одни участвуют в наследии святых во свете, а другие впадают во власть тьмы. И для того чтобы отличить свет от тьмы, не нужно много мудрствовать, — достаточно внимательно послушать тех, кто говорит о свете, а на самом деле пребывает во тьме.
Мы сегодня говорим о Православии в близкой нашему сердцу Украине. Мы верим, что Церковь Православная устоит, что никакие расколы, никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика неспособны будут оторвать верующих людей от жизни в невечернем дне Божественного Царства, от жизни во свете Божием, и никакая тьма неспособна будет объять и уничтожить эту жизнь.
Сегодня, вспоминая дивные слова апостола Павла о свете и тьме, мы должны еще и еще раз проанализировать и нашу собственную жизнь. И спросить себя: может быть, и мы участвуем в делах тьмы — сознательно или несознательно, объясняя это некими высшими соображениями или житейским прагматизмом? Не может быть участия света в делах тьмы — этому научены мы святым апостолом Павлом; и сохраним эту заповедь до скончания своих дней, помня, что свет не может участвовать в делах тьмы. Аминь.