Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали историю о том, как Христос увидел женщину, которая 18 лет страдала от тяжелого недуга – была сгорблена и не могла распрямиться. Он подозвал ее и сказал, что она исцеляется от этого недуга, и она разогнулась. Рядом были фарисеи, и один из них стал говорить, что не должно этого делать, потому что день субботний: приходите в любой другой день исцеляться, только не в субботу… Христос обличил его, сказав, что даже скотину, которую имеете, ведете поить в субботний день, неужели эту дочь Авраамову не должно было исцелить? И фарисеи не могли Ему на это ничего ответить, они устыдились. Противившиеся Ему стыдились, – сказано в Евангелии, – а весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13: 17).
Несчастная сгорбленная женщина – это наша с вами жизнь. Вся наша жизнь такая сгорбленная и больная, мы никак не можем разогнуться и исправить ее. Грех, неправильные поступки, ошибки связали и сгорбили нас.
Некоторые говорят: «Я в таком мире живу!» – и этим объясняют свои грехи. В каком таком особом мире живет человек, чтобы он имел право смертно грешить? А раньше христиане жили в другом мире? Или Христос пришел в мир, который был безгрешным, в котором легко было быть святым человеком? И так мы, сгорбленные под этим миром, никак не можем избавиться от греха. Вся наша жизнь сгорбленная и неправильная, потому что мы не находим в себе силы обратиться ко Христу и попросить Его, а главное – не находим в себе силы быть верными Ему. И эта фарисейская закваска присутствует постоянно в нашей жизни.
Мы много рассуждаем о посте, и правильно делаем. Сейчас идет Рождественский пост, уже прошло довольно много времени, и мы замечаем, что время прошло, а ничего толком не сделано, а ведь не так много осталось до конца поста. Через 10 дней праздник святителя Николая. И всего ничего до Нового года, когда начинается настоящее безумие, всеобщее торжество объедения и все остальное, что этому сопутствует, бомбардировка наших душ и мозгов, и очень нелегко придется христианам. Поэтому мы должны собраться и подумать, зачем мы постимся: только ли ради того, чтобы не есть масла в среду и пятницу, о чем многие задают вопрос: «А вот правда, что нельзя есть масла в среду и пятницу?» Прочитали в календаре монастырский Устав, и это больше всего их занимает. И при этом те же самые люди говорят: «А я не знаю, в чем исповедоваться! Я ничего плохого не делаю!» – потому что фарисейский дух часто нас захватывает, мы больше думаем об этих вещах внешних, о том, что есть, чего не есть.
Бывает и другая крайность, когда люди, выросшие в Церкви, почему-то дали себе свободу вообще не поститься. Это тоже фарисейский дух: люди считают, что они выше всех остальных, потому что они знают 150 батюшек по всей Москве, знают всю церковную кухню и поэтому это для них все неважно. Точно так же рассуждали и фарисеи.
Надо храниться этой фарисейской закваски. Когда мы говорим о посте, в первую очередь нам надо помнить о том, что мы должны облечься во Христа. В этом истинная цель поста, а не в том, чтобы воздерживаться или не воздерживаться от пищи. Как говорил апостол Павел: не пища спасает, не от нее происходит спасение, а от Христа. Мы благодарить должны Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа (Кол. 1: 12–13), – вот что говорит сегодня апостол Павел. И в этом суть и нашего поста, и всей нашей жизни, и дела спасения. Это прекрасные слова из Послания к Колоссянам.
Вообще чтение Священного Писания – это одно из самых важных занятий в нашей жизни, и особенно постом. Мы часто рассуждаем о масле в пище и не рассуждаем о словах Божиих. Очень важно каждый день читать Священное Писание и в нем находить что-то для себя, применимое для повседневной своей жизни. Можно посоветовать взять, например, Послание к Колоссянам – оно небольшое, 15 минут даже чтение не займет – и выписать из него все, что мы сможем в своей жизни применить, что нам понятно и близко. И там мы найдем то, что мы должны сделать, и то, чего мы должны не делать. И это намного важнее того, что мы едим и что мы не едим.
Давайте посвятим немного времени этим речам святого апостола Павла. Что он говорит? Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3: 1–2). Мы же больше помышляем о земном, а о горнем мы помышляем, только когда случайно нашли силы и зашли после работы в храм близлежащий. И тут мы вспоминаем, что кого-то мы не простили, кто-то просил помолиться – а мы этого не сделали, но стоит нам выйти из храма – мы тут же обо всем забываем. А апостол Павел говорит, что горнее, небесное, то, что соединяет нас со Христом, – это должно занимать наши мысли и наши сердца. Вы умерли для мира, чтобы жить во Христе, – говорит он. – И когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3: 3–4). Что надо для этого сделать? Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, злую похоть и любостяжание (Кол. 3: 5).
Посмотрите, что происходит вокруг: одна злая похоть и любостяжание. Все на этом построено. Любая реклама – злая похоть и любостяжание. Только это, больше ничего. Вообще надо заметить, что вся реклама построена на смертных грехах. Что предлагают человеку? Блуд, любостяжание, деньги. И это называется успехом, а настоящий успех христианина – в том, что он явится во славе вместе со Спасителем своим. Вот истинный успех. Поэтому мы должны отказаться от любостяжания, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3: 5–6)
Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3: 8). Посмотрите, как много сквернословия кругом! Мы допускаем это, мы даже гордимся этим, нам это приятно. Люди, живущие общественной жизнью, известные люди, которые подают другим пример, сейчас постоянно сквернословят, они бравируют этим, а это отравляет детей, это обрекает их жизнь на проклятие. Отложите сквернословие уст ваших – вот о чем надо думать Рождественским постом, а не только о том, что есть или чего не есть!
Дорогие братья и сестры, в Послании к Колоссянам вы найдете еще много полезного и важного для вашей повседневной жизни. Найдите время, одну-две главы прочтите, выпишете это! И запомните и поступайте так, как говорят вам святые Божии человеки! И это будет залогом того, что этот Рождественский пост пройдет для нас не зря!
В этом послании еще есть очень важные слова: апостол Павел говорит, обращаясь к вам, людям, не облеченным священным саном: молитесь за меня, чтобы у меня были силы и разум проповедовать вам истину! Это очень важно: молитесь за нас, молитесь за Церковь, молитесь за своих епископов, священников, патриархов, чтобы у них была сила проповедовать истину, стоять в истине. Но для этого сначала отложите дела скверны и облекитесь в любовь, во всепрощение – об этом тоже говорит апостол Павел: прощайте друг другу, если у вас есть какое-то огорчение друг на друга, и все у вас должно быть с мудростью, и слово ваше должно быть с солью, а для того, чтобы оно было с солью, вам надо читать обязательно Священное Писание. Не только слушать его во время богослужения, но и читать постоянно, запоминать и в жизни своей воплощать. Молитесь за нас, чтобы мы находили в себе силы, любовь вместе с вами быть верными Господу нашему Иисусу Христу.
Ищите истинных духовных плодов и следите за временем, как оно быстро проходит. Не тратьте напрасно эти святые дни поста, чтобы нам вместе в чистоте, в вере, в надежде, в силе встретить рождающегося Христа. Аминь.