Время войне, и время миру, время разбрасывать камни, и время собирать, время насаждать, и время вырывать посаженное – всему свое время, сказано мудрецом. Сегодня настало время испытаний нашей любви. Митрополит Антоний (Паканич) предлагает каждому проверить себя.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Бог нам известен в достаточной мере, чтобы мы могли найти Его, и в то же время Он настолько нами еще не изведан, настолько далек и грандиозен, что наша жажда познать Божью любовь, Его неизреченное Величие обречена быть вовеки нескончаемой, неминуемо возрастающей с каждым днем.
Мы жаждем знать Бога, потому что познавая Истину, обретаем блаженство. А блаженство и есть наша жизнь в Боге – жизнь между Небом и землей.
Глубокому и настоящему чувству всегда необходимо время, чтобы созреть.
Оно вдруг робко возникает из ниоткуда и постепенно растет в нашем сердце, распрямляясь и укрепляясь, пока, наконец, не станет центром, лейтмотивом всей нашей жизни, главным стимулом и вдохновляющей силой.
Именно так созревает чувство любви в браке. Люди, настигнутые влюбленностью, соединяются вместе, создают семьи и в процессе совместной жизни преображают это пылкое чувство в настоящую любовь. Оно с годами становится зрелым и глубоким, как океан, чистым, как утренняя роса, способным покрывать все немощи и бесконечно милосердствовать и прощать.
Но нужно приложить огромные усилия, чтобы преобразить себя и свои чувства, выкристаллизовать их. Важно научиться понимать другого, с любовью уступать ему, считаться с его желаниями.
Так же выстраиваются наши отношения с Богом.
Соприкоснувшись с Господом один раз, мы будем стремиться к дальнейшим встречам, станем познавать Его, искать всюду, реагировать на Его желания, ориентироваться на Его волю, пытаясь угадать, чего желает Он. Так зарождается любовь, побеждающая смерть, окрыляющая, дарующая свет преображения и открывающая дверь в вечность.
Обладая такой любовью, мы сможем сносить любые испытания и не будем бояться никаких сражений, и если даже тактически (по земным меркам) проиграем, то стратегически (для вечности) – обязательно выиграем.
«…и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью…» (Мк. 12:33).
Сражаться за настоящую любовь – самое прекрасное и ответственное дело из всех существующих на земле. Только настоящим храбрецам оно под силу.
И если нам выпала такая участь – терпеть испытания во имя любви, хранить верность Его заветам, выполнять и смиряться перед Божией волей из любви к Нему, это огромная честь для всех нас.
Вспомним, как победил юный Давид могучего великана по имени Голиаф, который с вызовом поносил живого Бога и богоизбранный народ. Давид возмутился духом, его сердце, полное искренней веры в Бога, вскипело праведным гневом. Он единственный вызвался вступить в бой с великаном.
Голиаф был невероятно сильным воином очень высокого роста, в броне, медном шлеме, со щитом и тяжелым копьем. А у юного Давида не было ни доспехов, ни оружия, ничего, кроме пращи (метательное оружие в виде веревки или ремня). Абсолютно все присутствующие не сомневались в исходе боя – Голиаф одним движением уничтожит Давида.
Но далеко не всегда исход битвы определяет физическая сила.
Давид без оружия победил Голиафа, запустив камень из пращи и ударив великана прямо в лоб с такой силой, что он тут же упал и больше не встал.
Бог даровал Давиду благословение, мудрость и силу побеждать всех врагов за то, что тот очень любил Творца и был предан Ему.
Став уже великим царем, Давид продолжал сочинять песни, вдохновленные любовью к Богу и прославляющие Его имя:
«…Велик ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя…»
Последуем же примеру Давида, встанем в ряды воинов Господних, заручимся Его поддержкой, и никакой враг нам не будет страшен.
Главное во всех сражениях – внутренних и внешних – сохранять мирный дух и полное упование на Бога.
«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20–21).
Любящим Бога все содействует ко благу.
Мы, христиане, обручены со Христом. Он Хозяин нашей жизни и Жених на нашей свадьбе.
Мы сораспинаемся с Ним каждый раз, когда на нас клевещут и нас незаслуженно обижают, когда нас гонят и нами помыкают. А что может быть более великим и значимым, чем сораспятие Ему?
Будем же радоваться, что есть возможность идти Его дорогой и испытывать все то, что испытал Господь в земной жизни.
Но не нужно при этом забывать, что грош цена нашей любви к Богу, если она не подтверждена любовью к ближним.
Если мы тяготимся нашими обязанностями перед родственниками и близкими людьми, если мы вечно недовольны нашими родными, если нам все в тягость, то нет в нашем сердце любви к Богу. Мы любим только себя.
И бессмысленно рассказывать, что другой плохой и это он нас не понимает. Если кто-то виноват в наших проблемах, а не мы сами – это плохой знак, предупреждающий, что мы движемся не в том направлении, не к Христу.
Если наше сердце не расположено к сочувствию, к участию, к искреннему желанию понять другого, то в нашем сердце нет Бога.
Он рождается только в сердцах милосердных и сострадательных, жаждущих помогать и понимать, умеющих забывать о себе, но помнить о ближних.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:44).
Господь научил нас любить не только родных, друзей и близких, но и высшей любви, по человеческим меркам, любить врагов своих, тех, кто причиняет нам боль и огорчает нас.
Это принять непросто каждому. Именно этот постулат становится камнем преткновения на пути к Богу для многих, рискнувших идти за Ним.
Они готовы любить близких, любить Бога, но не готовы прощать обидчиков. А именно это то горнило, через которое нужно пройти, где и очищается человеческая душа.
Важно прощать, несмотря на причиненную боль, прощать, несмотря на сильную обиду, прощать, несмотря на нелогичность этого шага.
Нужно прощать из любви к Нему, потому что Он так заповедовал, это Его новый завет для нас, Его главное желание. Прощать из преданности Ему.
Ни в какой другой ситуации мы так близко не подойдем к Богу, как в момент прощения своих врагов…
Пусть Божия любовь и благодать Божия воскрешают нас вновь и вновь после падений и уныния, пусть в душе никогда не прекращается хвалебная песнь Богу, как у царя Давида!
Пусть все старые обиды покинут наши сердца, освобождая место младенцу Христу, идущему к нам навстречу!
Пусть Божие благословение пребудет со всеми любящими Его!
«И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:26).