Православный календарьПравославный календарь
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.

Храм, где венчался Пушкин, передан в собственность Церкви

Москва, 12 декабря 2018 г.

    

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. № 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., арх. А.Г. Григорьев», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36, сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления.

Местная религиозная организация: Православный приход храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

История

Первое упоминание

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV века. Храм сгорел в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении — с острогом.

Храм на Царицыной улице

В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего.

XVIII век

В XVIII веке участок перешел в собственность князя Г. А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.

Архитекторы

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова.

Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца.

Пожар и восстановление

Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело. Общестроительные работы и работы по восстановлению и благоукрашению завершены в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.

Строительство центральной части храма

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым (1787—1836). В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании.

Иконостасы

Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Стиль

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.

Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожане

Прихожанами были представители дворянства, купечества и интеллигенции, жившие рядом. В этом храме в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.

13 ноября 1917 года в храме отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.

Патриарх Тихон

5 апреля 1925 года в храме совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).

Период богоборчества

В 1931 году храм был закрыт. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание оставили как памятник пушкинской эпохи, убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987—1990 годах была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи.

Возрождение

В 1990 году храм был передан Московской Патриархии. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм освятили архиерейским чином.

Новая колокольня

В 2002—2004 годах с западной стороны храма была заново отстроена колокольня. Архитектор-реставратор: Олег Игоревич Журин. 20 мая 2004 года колокольню освятил Патриарх Алексий II. Строительство колокольни — пример «воссоздания» никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О. И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века.

В 2007 году в храме отпевали историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.

12 декабря 2018 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 205 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×