В начале декабря минувшего года мы просили молитв о тяжко болящем епископе Кисумийском и Западнокенийском Афанасии из Александрийской Православной Церкви, который к тому времени уже три недели находился в отделении реанимации больницы святого Винсента (Викентия) города Вустер штата Массачусетс (США). Как только появилась новость о болезни епископа Афанасия, социальные сети наводнили воспоминания многих верующих и слова похвалы в адрес владыки, который, по общим отзывам, был искренним и смиренным пастырем своих духовных овец. Миллионы людей во всем мире молились о его здравии. Но, как оказалось, не было на то Божией воли, чтобы архипастырь получил исцеление, и 4 января преосвященный епископ Афанасий отошел ко Господу. Причиной смерти стала редкая форма рака крови.
Монах Силуан (Браун), основатель «Православной Африки» – организации, спонсирующей различные православные миссии, приюты и школы на африканском континенте, был лично знаком с почившим владыкой и поделился своими воспоминаниями о нем.
Вечная память владыке Афанасию!
«Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 4: 8–15).
Первой моей реакцией на болезнь епископа Афанасия была молитва, и, как только я начал молиться, мне на ум пришла приведенная выдержка из книги Премудрости Соломона. Эти стихи всегда поражали и поражают меня: возможно, из-за опасностей, с которыми мне приходится сталкиваться в жизни, или ввиду желания «быть взятым от среды нечестия». Так или иначе, меня всегда особенно привлекает этот отрывок. Могу с точной определенностью сказать, что за всю свою жизнь не встречал никого, кто бы так полно воплотил в себе эти слова, как владыка Афанасий.
Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения
В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству.
Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца.
Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л.): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки»[1]. Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие.
Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента»
Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).
Да удостоимся и мы прожить такую жизнь. Вечная Вам память, Ваше Преосвященство! Вас будет не хватать, но Ваша жизнь была не напрасной, и все мы, Ваши духовные братья и сестры, будем продолжать «звонить в колокола Православия» в память о Вас независимо от того, где мы находимся.