27 января 2019 года исполнилось 30 лет со дня кончины иеромонаха Космы Григориатского, просветителя Конго. Прошло уже достаточно много лет, чтобы стали видны плоды ревностных трудов этого миссионера, вдохновившего многих молодых людей в Греции и по всему миру последовать его апостольскому примеру.
Краткое жизнеописание
Иоанн Асланидис, будущий отец Косма, вырос в Салониках, в благочестивой и трудолюбивой многодетной семье, и с ранней юности проявлял глубокий интерес к православному вероучению и церковной жизни. В 18-летнем возрасте он впервые захотел обратиться к миссионерской деятельности, побывав на лекции тогда еще мирянина, а ныне архиепископа Албанского Анастасия (Яннулатоса). Будучи профессиональным строителем, он, еще мирянином, помогал Миссии не только проповедью Слова Божия, но и возведением храмов и образовательных центров во Флорине, на Мадагаскаре и в Конго, куда он впервые попал в 1975-м году в возрасте 33 лет и где в течение 15 месяцев пребывания руководил строительством девяти православных храмов.
В 1977-м году, занимаясь по просьбе отца Никодима Билалиса восстановлением храма на месте подвигов преподобного Никодима Святогорца на Афоне, будущий отец Косма имел возможность посещать многих просвещенных святогорских отцов. В том числе Иоанн познакомился с преподобным Паисием Святогорцем, который посоветовал ему принять монашеский постриг в монастыре Григориат, к которому Иоанн на тот момент не имел никакого отношения, рукоположиться и, с благословения игумена, возвращаться в Миссию в качестве иеромонаха. По объективным причинам правила этого монастыря, как и Святой Горы в целом, не предусматривают возможность участия молодых монахов в миссионерских экспедициях. В случае Иоанна игумен проявил икономию, и после годового послушничества, в течение которого им был явлен образцовый пример аскетической жизни и любви к монашескому подвижничеству, Иоанн принял малую схиму под именем Косма и, быв рукоположен в священный сан, отправился в Конго.
Отец Косма был убежден, что самоотдача миссионера должна быть искренней и абсолютной, без скупости, со стремлением к самопожертвованию и самоотвержению, и с намерением сложить кости среди местных жителей. Кроме того, он понимал, что в таком духовном деле, как проповедь христианства, нельзя допустить, чтобы внешнее делание затмевало собой внутреннее, что для самого миссионера необходимы трезвение и постоянный духовный подвиг. По словам знавших его лично людей, он был настоящим аскетом и стремился передать африканцам христианство не только словом, но и в первую очередь личным примером. При этом он следовал святогорской традиции церковной акривии, внутреннего делания и Иисусовой молитвы, настаивая на необходимости передачи этой традиции новокрещаемым братьям-африканцам.
он настолько не хотел тратить время на себя, что засыпал в ботинках
Отец Косма, будто предчувствуя свою преждевременную кончину, спешил как можно больше сделать для своих братьев во Христе. Сотрудники миссионерского центра говорили, что он настолько уставал от непрестанных трудов и настолько не хотел тратить время на себя, что зачастую засыпал в ботинках. Когда его умоляли больше отдыхать, он отвечал: «Мой отдых начнется раз и навсегда тогда, когда Господь призовёт меня к Себе». Его сотрудник, Василий Верверис, писал, что отец Косма как будто чувствовал приближение этого момента. В последнее время перед кончиной он был особенно смиренным, постоянно просил прощения у всех: у сотрудников, у священников и у верующих – за все, чем он, как человек, огорчил кого-либо. Отец Косма все время говорил о смерти и вечной жизни, и его проповеди на Божественной литургии были сконцентрированы на этой теме. Он говорил нашему самому старшему священнику, отцу Герасиму (ему было 70 лет): «Я уйду из этой жизни раньше тебя».
Так и произошло. Как потом рассказывал консул Дионисий Киветос, они выехали из Ликаши в Колвези в достаточно пасмурную погоду. Отец Косма поставил кассету с ораторией Вернадоса «Косма Этолийский» и тихонько подпевал. Они ехали достаточно долго. На 55-м километре, где случилась авария, консул слушал кассету и рассеянно смотрел на водителя (он не следил за дорогой), а отец Косма усилил звук и стал петь громче, потому что в этот момент звучал тропарь святому Косме. Было 20:10, вечер 27 января 1989 года. На встречной полосе появился стоящий на обочине грузовик, прицеп которого выступал примерно на 30 дюймов от кабины. Несмотря на то, что отец Косма был хорошим водителем, он не учёл габариты прицепа. В результате произошла авария, прицеп буквально снес левый бок лендровера, которым управлял отец Косма. Машина дважды перевернулась на асфальте. Отец Косма умер мгновенно.
Он внезапно увидел перед собой священника, возносящегося от дороги на Небеса
Хозяин грузовика рассказывал, что за пару часов до этого он ехал по дороге, как вдруг внезапно увидел перед собой священника, возносящегося от дороги на Небеса. Он испугался и остановил свою машину. Панически потрясённый, он позвал жителей близлежащей деревни и спросил, видели ли они то, что созерцал он. Никто ничего не видел, кроме торговца. Полный страха, что с ним может случиться что-то плохое, он решил провести ночь в той деревне. Поздно ночью, когда жители деревни собрались на месте происшествия, торговец внезапно вскричал, узнав в лице отца Космы священника, которого он несколькими часами ранее видел возносившимся от этого самого места на Небеса.
Отец Косма оставил нам сокровище своего наследия в виде миссионерских дневников, которые относятся к разным периодам его жизни в Африке, интервью, изложения принципов работы в «Мыслях о миссионерской работе, основанных на опыте», а также писем. На данный момент это сокровище доступно только на греческом и частично английском языках, но в ближайшем будущем планируется издание русскоязычной книги о жизни и миссионерских принципах отца Космы Григориатского. Эти труды можно назвать сокровищем не только потому что они являются историческим свидетельством о миссионерской деятельности в Африке, – гораздо более они важны тем, что слова отца Космы о Миссии написаны не «от головы», а «от духа», и, читая их, мы как бы наблюдаем со стороны за тем, как Господь преображает трудолюбивого делателя Своей жатвы, делая его из простого человека богом по благодати. Мы видим, какую огромную пользу приносит миссионерское служение проповеднику, который посредством этого служения напрямую исполняет заповедь Спасителя о любви к ближним.
Письма иеромонаха Космы
Сегодня, в 30-ю годовщину со дня гибели отца Космы, мы хотели бы поделиться отрывками из его писем, адресованных духовному отцу, архимандриту Георгию Григориатскому (Капсанису), в которых виден путь духовного созревания для Небесного Царства, к Которому он стремился сам и в Которое он открыл дверь 15 тысячам крещеных им африканцев и многим людям, вдохновленным его пламенным примером.
Как Новый Завет
Колвези, 19 июня 1979 г.
Всечестной Старец, благословите!
Возлюбленные братия, прошу Ваших молитв!
Пользуясь тем, что отцы А. и Б. возвращаются обратно, хочу написать Вам несколько строк, поскольку почта работает медленно и даже теряет письма.
Геронда, в последнее время мы были очень заняты работой в лесах. Совершили несколько Крещений, и, как Вы понимаете, я забросил правило. Единственное, что я делал – немного молился по четкам. Это дает мне силы. По отношению к сестрам я все время был несколько строг, в основном в отстаивании нравственности.
В определенных ситуациях я проявляю некоторую жесткость по отношению к нашим африканским братьям, но это единственный способ, и, с педагогической точки зрения, он совершенно необходим для этих людей. Молитесь, чтобы Господь простил меня и просветил поступать так, как будет полезнее для ближних.
«Наглядным образом рука Божия направляет нас во всем»
Опять пошли слухи о приближении боевых действий к нашим местам. Да сохранит нас Господь. Молитвы отцов помогают нам мгновенно. Я убеждаюсь в этом каждый день; это не галлюцинации и не фантазии: наглядным образом рука Божия направляет нас во всем. Например, я знаю, когда к нам залезут воры, что мне следует сделать в какой-то момент, о чем думает собеседник. Рука Божия ограждает нас невидимым щитом, ведь вокруг нас не только христиане. Есть также нечестивые, ужасные люди, колдуны, враги нашего Распятого Господа.
Старец, что касается духовного «высыхания», я согласен, что оно противопоказано, но мы сталкиваемся с дурным наследием прошлого, и, к сожалению, иногда приходится жертвовать тем, что полезно для души. В любом случае, я пользуюсь Вашим советом, чтобы Ваше благословение пребывало на мне, и как только чувствую хоть небольшую сухость, бросаю все и вместе с ребятами тяну четки. Это серьёзное лекарство и наше единственное утешение среди монотонных джунглей. Каждый день вспоминаю о. Авксентия, который на любой вопрос отвечал: «Молитву, твори молитву». До чего же он был прав!
Благодарю всех отцов за их молитвы и отца Петра – за то, что он написал мне о таких прекрасных новостях и ненадолго перенес меня в монастырь, где я увидел постриги, обеты, святого Артемия с деревцами и полноводие в винограднике... Дай ему Бог здоровья!
Старец, когда же придет тот благословенный час, когда ко мне присоединится какой-нибудь брат, и мы сможем приступить к осуществлению нашего чудесного плана по основанию киновии? Сколько бы мог дать нашей маленькой группе один монах-великосхимник из нашей обители, – даже о. Ефрем, несмотря на его почтенный возраст! Если бы собор старцев принял такое решение, его пение и пример духовной жизни смогли бы возродить многие души.
Желаю отцам Фотию и Филофею, чтобы они были достойны и угождали Богу и братьям. Я обрадовался за Анастасия и жду новое имя отца Николая, нашего энергичного и восторженного брата. Письма задерживаются, и я вплоть до сегодняшнего дня поминал их как послушников. Желание о. Андрея было исполнено. Я крестил двух местных жителей, дав им при Крещении имя Андрей.
При Крещении я следую афонской традиции. На данный момент мы крестили уже 250 человек, причем не только язычников, но и перешедших в Православие католиков мы крестим через погружение в глубоких реках. Мои действия будут иметь последствия, когда о них узнают в Александрийском Патриархате, где считают, что даже протестанты нуждаются только в миропомазании. До тех пор, однако, мы будем принимать инославных через Крещение, чтобы иметь благословение св. Никодима.
Во время наших поездок по деревням я показываю слайды через проектор, который мне удалось получить из Греции. Он работает от автомобильного аккумулятора. Это что-то удивительное для деревень, затерянных среди джунглей. Собирая вместе представителей различных сект и вероучений, я показываю им разные иконы и, основываясь на них, наставляю их в вере. Это просто поразительно.
Дела нашей маленькой киновии идут сравнительно благополучно. Наши планы трудны в исполнении, но мало-помалу мы привыкаем.
Высылаем Вам несколько четочек из числа первых, которые местные научились делать на основе уроков отца Варлаама.
Не помню, писал ли я Вам о Вашем рождественском письме, пришедшем на два или три месяца позже самого праздника. Однажды вечером я прочитал его нашим ребятам, и оно им очень понравилось. Один из них, Андрей, сказал мне: «Отец, это ведь как Новый Завет». Он имел в виду смысл этого письма. Я ответил: «Да, потому что один и тот же Святой Дух просвещал тогда и просвещает сейчас».
Обнимаю всех отцов, особенно преклонных годами. Каждый раз, когда я поминаю их имена, они проходят перед моим мысленным взглядом один за другим. Тогда я начинаю читать имена медленнее, чтобы лучше видеть их в своем уме, и в то же время думаю о том, увижу ли я еще своих пожилых братьев, когда приеду в наш монастырь? Да ущедрит Господь их души! Прошу их и за нас протянуть один узелок.
Благословите.
Ваш оторванный от родины сын,
иеромонах Косма Григориатский
Возвращение в Африку из монастыря
Лубумбаши, 23 февраля 1982 г.
Всечестной мой Старец, братья и отцы, благословите.
Я уехал от Вас с тяжелым сердцем. С одной стороны, потому что покинул гавань и отправился в океан, где дуют сильные ветра, приводящие в тревогу тишину монашеской души. Какой бы сильной ни казалась злая ложь, духовная жизнь существует только в келье монастыря. С другой стороны, меня мучают размышления о том, как справиться с ситуацией, которую лукавый с помощью определенных орудий создал в Миссии. Геронда, меня утешили только Ваши советы и ценные слова нескольких современных богоносных отцов о том, что я должен вернуться в Миссию, имея доверие к Богу и возлагая все мои проблемы на Него. И еще то, что в ближайшем будущем мне не стоит ожидать чудес. Путь узок, и нам понадобятся многие труды и молитвы для возрождения наших чернокожих братьев. Таким образом, я снова вернулся в сердце африканских джунглей, оставив свое собственное сердце в монастыре Святого Григория, если быть точнее – в стасидии, которая находится за игуменским троном в соборном храме нашего монастыря. Это помогло мне принимать все проблемы с непосредственностью и душевным спокойствием, и даже когда несколько священников, пав жертвами сатаны, пришли и попросили прощения, я смотрел на них как на раненых братьев. Таким образом, Вашими молитвами, тотчас был восстановлен порядок, и план нового периода с основными преобразованиями в духовной сфере вошел в силу.
Я убедился, что испытания и искушения, которые попускает Господь в нашей жизни, необходимы, чтобы направить нас на путь спасения наших душ
Я наконец-то убедился в том, что все испытания и искушения, которые попускает Господь в нашей жизни, необходимы не для чего иного, как для того, чтобы направить нас на путь спасения наших душ. Геронда, на фоне большого груза трудов и скорого потока событий мы забываемся и оправдываем все свои недостатки и упущения, и даже наши ошибки. А потом приходит Господь и единственно подходящим образом, который знает только Он Сам, спасает нас от жалких кувырканий, которые мы предпринимаем. Оглядываясь сегодня на некоторые события прошлого, поражаюсь благоутробию Божию, Который посреди горечи приносит сладость и Который может трясти вверх-вниз целый мир для спасения всего одной души. Молитесь, святой мой Старец и возлюбленные братья и отцы.
Отправляю Вам пару фотографий из дневника моего отца, чтобы Вы узнали немного о наших новостях.
Позавчера мы вместе с отцом и Апостолом проделали путь в 50 километров вглубь леса, к прокаженным. Мы привезли им в подарок одну большую свинью и достаточно много лекарств. Посетили нескольких живущих там людей, которые находятся в предсмертном состоянии. Мы рассеяли слова утешения, а утешением для этих людей является только Небесное Царство. Они знают, что новые ноги, руки, глаза, уши или носы никогда не отрастут. У некоторых болезнь проникает глубже и съедает кости. Они смотрят на нас как на ангелов утешения. Они нас уже знают, потому что на Рождество Христово мы посылали им другую большую свинью, и, если благословит Бог, мы будем отправлять им пропитание и в будущем.
Другое утешение получили заключенные городской тюрьмы, 200 человек. Мы отвезли им еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи. Мы начали помогать тем, кто имеет в нас нужду. В своей проповеди я сказал: «В будущем, когда вы окажетесь на свободе, обращайтесь в Миссию, чтобы получить нашу помощь, и не возвращайтесь к вашей прошлой жизни». Таким образом, мы помогли и этим нашим братьям. Да будет благословен Всеблагой Бог, который ежедневно открывает нам новые двери и направляет нас к тому, что мы должны делать.
Усилия, предпринимаемые для обучения детей Закону Божиему, сильно меня изводят, но, надеюсь, что потом будет легче. Помолитесь, чтобы наше дело принесло плод. Детей начальной школы очень трудно утихомирить, им трудно выслушать какой-либо рассказ, какую-то историю. Их тянет в лес, на танцы, в игры и т.д. Не считая немногих исключений, их уровень восприятия в целом гораздо ниже по сравнению с детьми, которые посещали наши занятия по Закону Божиему в Афинах. Требуется большой труд, чтобы найти способ передачи Слова Божия их душам.
Подростки от 15 лет почти все – служители греха, и почти все находятся в кандалах сатаны. Очень трудно пробудить их от летаргического сна, в котором они находятся. Их не интересуют великие идеи христианства, истории, героизма. Духовно парализованные, одурманенные, они живут во всем этом, следуя по стопам своих прародителей в магии и звероподобной лесной жизни.
Единственный утешительный знак – в том, что они любят богослужения и часами проводят время в храме. Больше всего успокаиваются на уроках, которые мы преподаем, но сама их природа не позволяет им двигаться дальше.
Я вижу их боль и желание новой жизни во Христе, но груз стольких веков идолопоклонничества держит их в узде
Мужчины – искренние и послушные. Женщины – жесткие и одержимые демонами и самим диаволом. В итоге я вижу своими глазами всю их боль и сильное желание новой жизни во Христе, но груз наследственности, стольких веков идолопоклонничества, держит их в узде.
Геронда, я пишу Вам это так подробно, чтобы Вы посоветовали мне то, чем Вас просветит Бог.
Возлюбленный Апостол передает поклон.
Иеромонах Косма Григориатский
Проблема рукоположений
Колвези, 5 июля 1984 г.
Всечестной Старец, братья и отцы, благословите.
Геронда, я присел на минутку, совершенно изможденный, чтобы написать Вам несколько строк и одновременно сделать Вас «причастником» борьбы и боли за будущее Церкви в этой стране. Его Высокопреосвященство недавно побывал у нас, полный любви и готовности помочь нам, чем только сможет. Он освятил у нас две церкви и отобрал несколько молодых женщин, живущих в миссионерском стане (четыре девушки 17–22 лет), для оказания помощи в уборке храма. Он также рукоположил одного священника, одного диакона и двух чтецов.
Рукоположения – одна из моих главных проблем. Я не вижу людей, наделенных достаточной инициативой и болеющих сердцем за Церковь. Более того, мне приходится постоянно быть начеку и наблюдать за ними. Они все время на грани впадения в лень, а иногда даже оказываются замешанными в колдовстве. Если они не избавятся от своего образа мыслей в течение ближайших десяти лет, каждый из этих людей закончит тем, что создаст свою собственную версию Православия.
Думаю, раз невозможно найти подходящих людей из числа взрослых, нам придется готовить детей, которые растут под нашим присмотром. В этой связи, Геронда, я подумал, что может быть, Вы сможете выяснить, не имеет ли Моисей, который живет при Вас, желания поступить в «Афониаду»[1], а затем – в Богословскую школу в Фессалониках, при постоянном руководстве и участии со стороны нашего монастыря.
В октябре, если Бог даст, собираюсь в монастырь, чтобы немного восстановить силы, потому что чувствую себя ужасно уставшим. Тогда мы сможем обсудить вопрос, как пополнить ряды служителей Церкви в стране, о которой мы имеем попечение.
Если на это будет благословение, я привезу с собой молодого человека, который уже закончил среднюю школу, чтобы он остался в монастыре на год и получил опыт жизни в Православии; после этого в течение года он мог бы изучать греческий язык в «Афониаде», а затем богословие в Салониках. Таким образом, лет через десять из числа десяти учеников, поступающих каждый год, мы получим около 50 человек, способных чем-то помочь Миссии. Другого решения я не вижу.
Мой отец и мой сотрудник, капитан Василий, шлют поклоны.
Передайте нашу любовь всем братиям, а также Апостолу и Моисею.
Благословите.
Иеромонах Косма Григориатский
Пастырские соображения
Колвези, 20 октября 1986 г.
Всечестной Старец, братия и отцы, благословите!
В последнее время я вижу, что сатана всеми силами старается разрушить наши начинания: автомобили получают серьезные повреждения, друзья внезапно становятся злейшими врагами, сотрудники сильно беспокоятся, часто безо всякого основания...
Так что я уединился в своем затворе и принял строгий пост, на столько дней, сколько выдержу; очищение сердца и непрерывное изучение соответствующих трудов о трезвении.
В молитве я «хромаю». Пожалуйста, сотворите молитву, чтобы Бог просветил меня, и я полюбил молитвенное делание. Я служу в часовенке Исихастирия по воскресеньям и беру либо о. Кирилла и нескольких юношей, либо сестру Параскеву с её девушками-послушницами.
Возлюбленный наш Старец, направляю Вам план своей работы и жду Вашего благословения или редакции. В любом случае, помысл говорит мне, что если я не обрету внутренних признаков просветления и сердечной молитвы, я не должен продолжать евангелизацию братьев. Хотя и место здесь идеальное, и благодать ощущается, я все равно не справляюсь с молитвой. Пожалуйста, помолитесь и напишите мне.
У меня с собой радио, и даже если я нахожусь далеко от стана, мне удается оставаться в курсе дел и давать необходимые указания, потому что Миссия необычайно разрослась и требует постоянного внимания.
Мы получили письмо отца Луки, и я прочитал, что они с Теологом (молодым африканцем) написали нам по Вашему благословению.
Если будет на то Божья воля и Ваше благословение, ближе к Рождеству Христову я хотел бы направить к Вам вместе с о. Кириллом местного священника, о. Иакова, который окормляет приход в Колвези, с тем, чтобы он смог вкусить немного нектара наших богослужений, которые он так любит. Если сатана не будет его искушать, Старец, он Вас утешит. Он сильно отличается от людей, которых я направлял к Вам до сих пор; я надеюсь, что он вдохновит Вас направить нам еще двух-трех отцов, которые могли бы поспособствовать распространению миссии и спасению душ. Следует отметить, что пока о. Иаков не возродился в водах Крещения, он был словно дикий зверь, которому никто не решался противостоять. Вот каковы чудеса Господни.
Я задаю свои вопросы, чтобы узнать, до какой границы мы можем доходить с точки зрения икономии
Что касается некоторых пастырских вопросов, то я хотел бы узнать не столько сведения о каноничности тех или иных решений, поскольку позиция Церкви мне, вероятнее всего, известна из Пидалиона[2], сколько Ваше личное мнение. Я задаю свои вопросы в первую очередь для того, чтобы узнать, до какой границы мы можем доходить с точки зрения икономии.
Весьма вероятно, что молодые люди, которые просят о Крещении, не сохранят девство до брака. Должны ли мы их крестить?
Существует большое количество женщин, сожительствующих или состоящих в церковном браке с мужчинами, имеющими тем не менее еще одну или несколько жен, живущих в том же или в другом доме (многоженство). Мои вопросы следующие:
1) Должны ли такие женщины оставаться только оглашенными до конца жизни?
2) Если они христианки, должны ли они оставаться отлученными от Св. Причастия?
3) Наши советы расторгать такой брак имеют нежелательный эффект: заброшенные дети на улице и новые незаконные связи;
4) В случае, если оба партнера оказывают послушание, положительный результат достигается. В противном случае полигамия вызывает множество проблем.
Не знаю, применим ли вообще в таких случаях стих 1 Кор. 7, 13.
Обрезание передается здесь по наследству. Т.е. это часть местных обычаев, способная вызвать проблемы со старшими поколениями, когда православные родители отказываются делать обрезание своим детям. Должны ли мы настаивать на отказе от обрезания, или это несущественно, и следует предоставить им право поступать, как хотят?
Касательно употребления в пищу крыс, змей, обезьян, саранчи, червей и т.д., помимо вопросов, насколько это хорошо для их здоровья (а для них это мало что значит), должна ли продолжаться такая практика?
По вопросу о кражах, совершаемых здесь для того, чтобы выжить и чтобы выжили дети, какую позицию мы должны занять (недавно я прочитал, что крупный собор католических епископов в Латинской Америке решил не считать такое воровство грехом и направил свои выводы Папе)?
Старец, если бы кто-нибудь задал мне эти вопросы 10 лет назад, когда я еще жил в Греции, я бы даже не знал, кому их адресовать. Сейчас, однако, когда я живу проблемами африканцев, там, где они сталкиваются с этим каждый день, я считаю самым естественным обратиться к Вам за помощью в решении моих повседневных проблем. Прошу Вас заняться решением этих вопросов в умной молитве, и как Господь Вас вразумит, так мы и поступим.
О. Кирилл и сестра Параскева испрашивают Вашего благословения и выражают почтение.
Благословите.
Иеромонах Косма Григориатский
Любовь и поддержка монастыря
Колвези, 5 февраля 1980 г.
Всечестной Старец, возлюбленные братия и отцы, благословите!
Я полон радости, что Господь удостоил меня написать Вам несколько строк и вновь приобщиться к Вашей любви. Написание посланий в монастырь и чтение Ваших писем всякий раз является для меня большим событием. Это время молитвы и духовной связи со всем тем, что дорого Косме в этом суетном мире. Поверьте, я живу и дышу благодатным воздухом монастыря Преподобного Григория. Когда я чувствую себя изнуренным тяжестью работы и жарой тропиков, я беру четки, мысленно взбираюсь по лестнице у настоятельских покоев, прохожу через калитку в кладбищенскую часовню или сажусь у моей любимой дорожки с видом на море. Так, по крайней мере в душе, я чувствую, что нахожусь рядом с Вами, под Вашим отеческим попечением.
Когда я нахожусь в храме и совершаю богослужения, в особенности литургию, я соединяюсь с Вами в молитве и незабываемом сослужении и мысленно оказываюсь в нашем Кафоликоне.
Все это побуждает меня находить время и единое с Вами духовное состояние для общения с моим Старцем и братиями.
Трижды я начинал писать это письмо и прерывался, потому что долгое время был утомлен и болен. Геронда, произошел ряд событий, о которых Вы узнаете из моей переписки с епископом. Люди, соблазненные дьяволом, и раньше клеветали на Миссию в Колвези. Вот и сейчас, когда по Вашему благословению я возглавляю Миссию, они пытаются сделать это снова, возводя на меня всяческую клевету. Основываясь на дошедших до него слухах, епископ написал мне довольно суровое письмо, и я тут же ответил ему требованием, чтобы дьявольские козни были прекращены, если он хочет продолжения работы Миссии.
Здесь я должен просить у Вас прощения, поскольку забыл о послушании и поставил на первое место свое «я», посчитав, что это действительно поможет делу. В конце концов с прибытием епископа все тучи рассеялись. Он признал, что здесь совершается дело Христово, а все, о чем ему сообщали, есть ложь. В то же время, если бы мы не нашли общего языка с епископом, я готов был вернуться в наш монастырь. В молитвах я говорил себе: «Может быть, Господь не хочет, чтобы я трудился в Его винограднике?»
С прибытием епископа тучи рассеялись. Он признал, что здесь совершается дело Христово, а все, о чем ему сообщали, есть ложь
Однако в те дни я черпал силы в Ваших молитвах и в письмах, приходивших одно за другим, в выпусках «Осиос Григориос», в книге «Православное Предание и папизм», в фильме, в письмах моего Старца, письме брата Григория, в рождественской посылке, а сегодня, спустя четыре месяца, – в письме отца Панарета.
Каждое письмо – это воспоминание о том, что я должен регулярно писать в монастырь. Но то, что заставило меня содрогнуться и устыдиться, – небольшая рукописная строчка в машинописном Рождественском письме 1979 года: «Я не получил ответа на свое письмо». Простите меня, Старец святой, и помолитесь, чтобы Всеблагой Бог просветил меня, чтобы в будущем я не добавлял лишний груз к Вашему игуменскому бремени, которое Вы несете на своих плечах.
Время от времени из-за изнеможения я не совершаю свое молитвенное правило. Старец, напишите, есть ли у меня на это благословение, чтобы надо мной не издевался сатана. Кроме того, я впадаю в грех гнева по отношению к детям, живущим в Миссии.
Я использую материалы Вашей книги о папизме, и они очень мне помогают.
Был счастлив узнать о Вашем путешествии и о перенесении святых мощей основателя нашего монастыря.
Возглашаю и я, смиренный: «Аксиос!» – отцам Игнатию и Фотию. Молюсь, чтобы отцы Филофей, Артемий, Варлаам, Акакий и Николай угождали Богу и людям. Отец Панарет не написал мне, как зовут нового брата-диакона с Крита. Буду ждать его имя, чтобы внести его в помянник.
Любовь брата Григория очень велика, ведь по Вашему благословению он в подробностях написал мне о множестве прекрасных новостей, чтобы сделать меня причастным жизни нашей киновии. Благодарю его. Благодарю также всех отцов и братьев, которые поминают меня, когда тянут четки, о чем мне написал отец Панарет. Каждый Ваш узелок, каждая молитва приносит нам, живущим здесь, в африканских джунглях, особое благословение. Не забывайте нас. Просим по узелку в день для укрепления.
Епископ сейчас находится у нас. Он начал рукополагать кандидатов в священство. Почти месяц прошел в поездках и рукоположениях. На настоящий момент рукоположено семь человек. Сейчас у нас небольшой перерыв, потому что владыка находится в Столице, так как он был приглашен на выступление президента Заира (благодаря этому у меня появилось немного времени, чтобы написать Вам). С нетерпением ждем его завтрашнего возвращения, чтобы поехать в остальные приходы, где будут рукоположены другие священники.
Думаю, что Вы, Геронда, и духовный Совет обители приняли решение в подходящее время. Как мне кажется, Ваше желание помочь нашим новым священникам – от Бога. Как только у меня появится возможность, отправлю Вам мерки для пошива 11 подрясников и стольких же скуфеек. Мы Вам очень благодарны!
Благословите.
Ваше духовное чадо
Иеромонах Косма Григориатский
Последнее письмо отца Космы
Последнее письмо о. Космы, отправленное в его родной монастырь. Оно было написано в качестве эпилога на последней странице журнала о новостях Миссии. Дошло через десять дней после его смерти.
Всечестной наш Геронда, отцы и братия! Благословите!
Мы получили Рождественское поздравление, а также пожелания, написанные Вашей, возлюбленный Старец, собственной рукой.
Борьба продолжается, Вашими молитвами. Слава Богу! Люди спасаются! Несмотря на нашу греховность, Бог нас терпит и использует в Своем деле. Да будет славен!
Благословите!
Ваши чада,
Иеромонах Косма
и монах Кирилл