Поваровы живут на хуторе между двумя деревнями. За достойное воспитание детей губернатором Московской области Лариса Поварова награждена знаком отличия «Материнская слава». Их дети читают в день по сто страниц бумажных книг и помогают родителям заниматься семейным бизнесом. Константин и Лариса рассказывают о своем опыте построения счастливой семьи.
Константин Сергеевич, 44 года, генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело», педагог-организатор (14 разряд).
Лариса Евгеньевна, 42 года, филолог.
В браке 18 лет.
Дети:
- Серафим, 16 лет, ученик 11 класса школы-пансиона «Вятичи»
- Александра, 15 лет, ученица 8 класса школы-пансиона «Вятичи»
- Мария, 13 лет, ученица 6 класса школы-пансиона «Вятичи»
- Ирина, 11 лет, ученица 5 класса школы-пансиона «Вятичи»
- Сергей, 10 лет, ученик 4 класса, школа села Волковское
- Марфа, 5 лет
Константин Сергеевич:
– Мы с Ларисой вместе учились в Тульском педагогическом институте, но познакомились не там. Когда в епархии возникла идея организовать Тульское православное молодежное движение, меня попросили развесить объявления для привлечения молодых людей. Одно из них я повесил в Центральной городской библиотеке, куда ходила Лариса. Она прочитала объявление и пришла в организацию. Там мы и увидели друг друга впервые. Так что наш брак – это знакомство по объявлению!
Уже спустя несколько лет мой друг, который жил с Ларисой в одном корпусе общежития, рассказывал, какая это необычная девушка. Ни на кого не похожая. Все помнят студенческую песенку Максима Леонидова про «хмельные пирушки» и прочее. Так вот, это не про Ларису. В комнате у нее стояли иконы, она ежедневно читала утренние и вечерние молитвы. И этим очень удивила моего друга.
Но поженились мы с Ларисой только через 5 лет после знакомства. Дело в том, что я в институте воцерковился и выбирал для себя дальнейший путь. Все неофиты – люди суровые, и мне, конечно, хотелось духовных подвигов и высокой жизни. Для христианина идеал – монашество. Я читал святоотеческую литературу, ездил по монастырям. С Ларисой мы просто общались, без каких-то планов на будущее, хотя уже при первых встречах я почувствовал к ней симпатию – что-то произошло в душе. Сказать, что именно, не могу; зарождение любви – это всегда тайна. Я сделал ей предложение только через 4 года после знакомства, когда заканчивал обучение на миссионерском факультете ПСТБИ. Лариса в тот момент уже училась в Сорбонне, во Франции. Через год она вернулась из Парижа, и мы повенчались.
Главное, чтобы вам было вместе интересно. Мы проживаем с интересом каждый день
Помните, у Константина Никольского есть песня: «Моя любовь сменила цвет, угас чудесный яркий день… Поблекли нежные тона, исчезли высь и глубина». Чтобы этого не происходило, есть отличный рецепт, который митрополит Тихон (Шевкунов) всегда дает тем, кто спрашивает его о тонкостях семейного общежития: главное, чтобы вам было вместе интересно. Мы с Ларисой проживаем с интересом каждый день. У каждого из нас свой внутренний мир – мы обмениваемся мнениями, обсуждаем книги, будущие или прошедшие путешествия, вопросы воспитания детей. Порой кажется невероятным, что 18 лет нашего брака прошли как один день… И я могу сказать, что до конца еще не открыл свою супругу. В ней такая высота и глубина, что постичь их – вечности не хватит.
Отец Максим Первозванский в своей книге пишет: «Обязательно находите час для ежедневных прогулок с супругой». Не всегда получается найти час для прогулки, но в течение дня мы находим время, чтобы обсудить что-то неспешно. Я часто руководствуюсь пожеланиями супруги в принятии каких-то решений, и я никогда не прогадывал. Мы вместе приняли решение продать квартиру в самом благоустроенном городе южного Подмосковья – в Протвино – и переселиться в сельскую местность. Живем между двух деревень, на хуторе. Мы приняли это решение, когда поняли, что семье из восьми человек очень тяжело ютиться в трехкомнатной квартире. И еще один плюс переезда – здесь мы можем контролировать окружение наших детей. В городе в роще рядом с домом валялись шприцы, собирались пьяницы. Неоднократно я был свидетелем, как пятиклассники бегали после уроков рядом со школой и громко матерились. Они даже не замечали, что разговаривают нецензурной бранью. На перемене многие выходили покурить. У нас ничего этого нет, зато есть свои детские площадки, баскетбольное поле, футбольное поле, альпинистская стенка, качели, тарзанки – всё, что душе угодно. У нас два дома общей площадью 500 квадратных метров и два с половиной гектара земли вокруг. Захотели пообщаться с собаками, с овечками, козами – пошли к соседям. Если дети захотят еще чего-то – лошадь, например, – пожалуйста, купим! Но они сами будут за ней ухаживать. В городе таких возможностей нет. Мы с детьми все время беседуем, спрашиваем: вам нравится такая жизнь? Более того, мы показываем им другие страны; они были в Греции, Франции, Германии, Черногории, на Кипре, на Крите… И каждый раз мы спрашиваем: где вам больше нравится? Они отвечают: там, где мы живем.
В маленьком классе педагоги уделяют достаточно внимания всем ученикам, и детям нравится учиться
Сергей учится в сельской школе, а остальные дети – в школе-пансионе «Вятичи». Я утром отвожу их и в 2 часа забираю. В сельской школе у нас только начальные классы, потом нужно переводить. Наукоград Протвино находится в километре от нашего хутора, но мы считаем, что лучше учиться в классе, где 5–10 человек, чем в классе, где 30 человек. В сельской школе и в пансионе как раз такой формат. В маленьком классе педагоги уделяют достаточно внимания всем ученикам, и детям нравится учиться – школьные вопросы мы обсуждаем с ними каждый день.
Я девчонкам говорю: моя задача – воспитать вас такими, как мама. Сыновьям говорю: во-первых, будьте верующими людьми, во-вторых, трудолюбивыми, в-третьих, заботьтесь друг о друге. Любая многодетная семья расскажет, что дети могут ссориться, выяснять отношения, поэтому я постоянно напоминаю им эти принципы.
Больше всего меня расстраивает ложь. Когда берут без спросу, а потом отпираются. Но поскольку я долго работаю с детьми и молодежью, мне несложно докопаться до истины. Обидно не то, что взял без спроса, – любой человек может согрешить. А когда лжет в глаза – вот за это стоит наказывать. Но все же дети больше нас радуют, чем огорчают. Они у нас послушные, выполняют все поручения. Я не помню, когда в последний раз мыл посуду. Все шестеро детей вместе с мамой занимаются уборкой в доме, готовят, старшие играют с младшими… Конечно, есть возрастные проблемы: «не хочу», «не буду», «достало», но это не критично.
У нас дома много книг, мы собрали целую библиотеку из того, что сами любили в детстве
У наших детей нет смартфонов – мы купили им обычные кнопочные телефоны. Мы видим, какое влияние гаджеты оказывают на детей, в какую они попадают зависимость. Ребенок не может оторваться от этого квадратика. Я не хочу, чтобы мои дети были на таком же поводке. Они спокойно к этому относятся; у них нет – и не надо. В свободное время девочки рисуют, вяжут, много читают. Мальчики занимаются спортом, благоустраивают территорию. Все наши дети очень любят чтение. 10-летний Сережа книгу в двести страниц за два дня прочитывает. У нас дома много интересных книг, мы собрали целую библиотеку из того, что мы с женой сами любили в детстве. Я читаю разные книги о детских зависимостях – современные дети не могут воспринимать информацию дольше двадцати минут, потом у них мозг отключается. Об этой проблеме говорят многие родители. У наших детей такого нет, хорошую книгу могут проглотить за пару дней. Им некогда заниматься гаджетами. Дочка Саша хотела бы изучать китайский, другие дочки – заниматься вокалом, но им не хватает времени. Школа, домашние задания, поручения по дому, хобби, чтение – и пора ложиться спать. Они говорят: жалко, что в сутках только 24 часа. Но у них есть планы на личностный рост. Ира взялась с маминой помощью учить французский язык. Старший сын Серафим занял шестое место на областной олимпиаде по французскому языку, получил второе место на олимпиаде ПСТГУ по русскому языку, сдал нормативы на золотой значок ГТО.
Конфликты у нас бывают, как в любой семье. Но у меня есть одна счастливая особенность: я не могу долго злиться. Если кого-то в чем-то обвинил, с кем-то поссорился, можно по часам засекать – я через 15 минут подойду и извинюсь. Перед ребенком, перед женой – неважно. Мне тяжело носить этот камень на сердце. Супруга у меня очень ранимая, она может целый день ходить расстроенная. Но и она понимает, что плохой мир лучше доброй ссоры. Я знаю, что у меня импульсивный характер, унаследованный от мамы, я могу быстро организовать конфликтную ситуацию. Но перегибать палку нельзя, потому что человек просто завянет от силы твоего гнева. Поэтому критическую черту я стараюсь не переступать.
Чем я зарабатываю на жизнь? Занимаюсь продажей земельных участков, 20 лет провожу детские, молодежные и семейные каникулярные проекты. Россия – страна безграничных возможностей. Я могу лекции читать, как многодетному отцу заработать денег. Основная проблема в том, что люди не знают законов, а чиновники им ничего не разъясняют. Россияне не знают, что электричество к участку можно подвести за 550 рублей. Газ к границе участка – за 20 тысяч рублей. Землю купить – одна сотка будет стоить 2 тысячи рублей в 120 км от МКАД. Государство могло бы разъяснять действующие законы, способствующие обустройству семьи в сельской местности, но этим не занимается никто. Общественникам ресурса не хватает, а государство этим просто не занимается.
Государство вообще мало внимания уделяет многодетным семьям. Нужна соответствующая времени демографическая политика. Отец Дмитрий Смирнов говорит, что многодетные должны стать элитой общества, чтобы другие хотели походить на них. Государственная политика должна быть настроена на это. Иначе, боюсь, мы пройдем точку невозврата, когда русские станут национальным меньшинством. У нас в сельской школе примерно 20% детей – это дети из Узбекистана, Таджикистана. Я спрашиваю приезжих рабочих: у вас в семье сколько детей? Почти все говорят: у нас 8, у нас 10. А у нас много семей с десятью детьми?
На формирование общественного мнения влияют СМИ, фильмы. Вы можете назвать современный фильм о многодетных? Наверное, единственный – это «Однажды двадцать лет спустя» с Гундаревой, который еще в 1980-е сняли. Был сериал «Папины дочки» про неполную семью, из которой жена ушла – вот и всё. Откуда возьмётся положительный образ многодетных? Где пример для подражания для современной молодежи? Нужно менять ситуацию, и делать это на государственном уровне.
Лариса Евгеньевна:
– Мы с Костей 5 лет после знакомства просто общались. Я даже не думала, что он когда-нибудь станет моим мужем. Год, когда он был в армии, мы переписывались, потом я улетела учиться в Сорбонну на два года, мы тоже переписывались. Как-то я пригласила его в Париж поработать в детском лагере неделю, и еще один раз пригласила к себе в гости, когда прилетала домой. Таким образом, за два года мы виделись два раза, но все время писали друг другу письма. Когда я приехала на каникулы, Костя сделал мне предложение. Прошел ещё год, я закончила учебу, и мы поженились.
Я даже не думала, что он когда-нибудь станет моим мужем
Я ничего не планировала, не думала ни о замужестве, ни о детях. Я вообще всегда думала только о том, чем занималась в данный момент. Если я училась – думала об учебе. После лекций мы встречались с друзьями – думала об общении. Шла на работу – думала о работе. Когда я училась в Сорбонне, я подрабатывала, преподавала русский язык.
Вопрос, сколько рожать детей, передо мной не стоял. Сколько дал Бог, столько и родила. Дети у нас погодки, но особых сложностей я не помню. Послеродовой депрессии у меня не было. Депрессии у меня вообще не было никогда в жизни. Может быть, оттого, что мне никогда не было трудно. То есть трудности, наверное, были, но я не знала, что это они. Всё происходящее воспринималось как рабочие моменты.
Поначалу мы жили с моими родителями и старенькой бабушкой в двухкомнатной квартире. Переехали в свою квартиру, когда третьему ребенку был год. Для других совместная жизнь с родителями часто представляет проблему, но для нас это не было сложно. Мы не ссорились. У меня родители довольно терпеливые и молчаливые, если им что-то не нравилось, они просто об этом не говорили. А у нас с Костей не было такого, чтобы нам что-то не нравилось. С родителями отношения всегда были спокойными, партнерскими. Между нами не принято плакаться в жилетку, обниматься – отношения без сантиментов и без проблем. Всегда друг другу оказывали поддержку. Когда жили вместе, я занималась детьми, а на маме и бабушке держался весь быт.
Когда мы стали жить отдельно, я поняла, что если я буду вести хозяйство, на детей просто не останется времени. А для чего тогда я их рожала, если не буду ими заниматься? Мы стали искать помощницу по хозяйству. В деньгах мы были ограничены, установили очень маленькую зарплату, и всё равно было много звонков. Звонили пенсионерки, которым скучно было сидеть дома и хотелось общения. Но с пенсионерками очень сложно, они же бабушки, любят навязывать свой опыт. Наконец мы нашли женщину, которая помогала нам 7 лет. Старший сын в пятом классе тоже начал выполнять несложные поручения по хозяйству: чистить картошку, пылесосить полы, ходить в магазин у дома, а года через два и гулять с малышом во дворе.
У нас в семье сложилась община, где все делают общее дело и никто не обсуждает: «надо – не надо, хочу – не хочу»
Четыре года назад мы продали квартиру и переехали в собственный дом на большом участке земли. С покупкой недвижимости нам помогли родители Константина. Нашему старшему сыну было 13 лет, младшей – около двух. Я думала: как быть с помощницей, мы ведь здесь как на острове? И тут я поняла: дети-то выросли. Теперь наши помощники – это дети. Мы распределили обязанности и научили детей, как правильно помыть полы, посуду, развесить белье. У нас в семье сама собой сложилась такая община, где все делают общее дело и никто не обсуждает: «надо – не надо, хочу – не хочу». Наши дома – это ещё и сельская семейная турбаза «Остров Пасхи». Мы проводим каникулярный проект «Ратная Застава», принимаем туристов со всего мира, а наши дети участвуют и в подготовке, и в проведении мероприятий в нашей «стране детства». Никто из них никогда не говорил «не хочу, не буду». Старший сын, как и мы, хочет стать педагогом, после школы будет поступать в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
С мужем мы постоянно общаемся. Пока дети были маленькие, старались вечером гулять все вместе. Дети играют в песочнице, а мы сидим, наблюдаем за ними и разговариваем. В течение дня пообщаться удавалось лишь урывками. Когда старшие выросли, стало проще – уже не так устаешь, после отбоя можно поговорить, фильм посмотреть, книгу почитать. Костя любит вслух читать. Мы смотрим фильмы не для развлечения, а исключительно с целью отобрать те, которые мы покажем детям. Всё, что мы смотрим, из категории семейных фильмов: фильмы-биографии, комедии, военные фильмы.
Я привыкла, что на многодетных люди реагируют с удивлением: «Невероятно! Это все ваши?» Дальше мнения расходятся. Одна собеседница говорит: «Какая молодец! И как вы справляетесь?» Другая: «Ты с ума сошла? Не надоело тебе, ты из горшков не вылезаешь?» В случае негативной реакции я просто не поддерживала беседу. Если не получалось, в основном говорила: «Я не жалуюсь». И всё.
В чём преимущества многодетной семьи? В ней проявляется соборность, взаимопомощь и поддержка; дети учатся общежительству, состраданию. Все аффективные стороны жизни, которые должны развиваться в человеке, развиваются в них с утра до вечера. В общежитии проявляются и плохие, и хорошие стороны человека, то есть душа не спит, она постоянно работает – у всех членов семьи. Когда человек живет в маленькой семье, этого, как правило, не происходит. Хотя любая семья будет хвалить свой уклад жизни, потому что она его считает правильным, раз она его выбрала.
Женщины часто говорят о таком явлении, как послеродовая депрессия. Одни её уже пережили, другие ещё нет, но уже боятся. Однако мало кто озвучивает тот очевидный факт, что малыши как раз и выводят из этого состояния, стоит им подрасти. Маленькие дети проявляют очень много неподдельной ласки. Подростки после 12-ти лет уже не будут по голове тебя гладить, причёски тебе делать. А малыши проявляют искреннее внимание: одеялом накроют, подушку подложат. И чем больше в семье малышей, тем дольше длится этот период нежности.
Нередко отмечают, что в многодетной семье больше сложностей, чем в обычной, но ведь радости и веселья тоже больше. А это как раз то, к чему призывает нас апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).
Желающие пообщаться с Константином могут найти его контакты на сайте организации "Общее дело".
https://delo.org.ru/
Но хотелось бы предложить ещё тему "Формула неполной семьи"! Так складывается жизнь, что, скорее всего, через год-два я пополню ряды матерей-одиночек - мой православный муж отказывается работать, при том совершенно не хочет заниматься воспитанием ребёнка - у него только компьютер, фильмы и игры, сидит дома(на его языке это называется "келия всему научит"). Я не могу содержать семью и одновременно воспитывать ребёнка, постоянно откладываю, но к школе придётся что-то решать(уйду к родителям).
Как жить и правильно воспитать детей одной матери-одиночке? Возможно, есть общины таких неудачниц? Напишите о нас, пожалуйста!
Также вспомнила бабушку из дома престарелых, у которой трое детей и все живы и успешны. А она вот так....
наверное не в количестве детей дело...