...Даже не помню, о чем я написала в том самом, первом, письме. Статья в обычной светской газете о монастыре, строящемся руками пожилой монахини-молитвенницы и нескольких юных послушниц под открытым северным небом, потрясла до глубины души. Чудеса, описанные в статье, «заставили» радостно перекреститься, но не очень, как ни странно прозвучит, и удивили: Господь не мерой тогда подавал нам Свою призывающую благодать – чудеса изобиловали и вокруг. А вот матушка и сестры с поистине пустынным житием… В конце статьи был адрес обители. И я с какой-то детской уверенностью взяла бумагу и ручку и начала письмо.
Ответа я не ожидала. Но он пришел.
Так началась моя переписка с настоятельницей женского Серафимовского монастыря села Ыб (Республика Коми) матушкой Серафимой. Когда только она находила время мне отвечать? Простая бумага, острые буквы, которые складывались в добрые слова ее советов, рассказов о том, как строится монастырь и как на праздники мироточат иконы. Матушка смиренно просила и молитв о своем здоровье – очень мучили ее болезни. Кончина ее, как мне писали позже, была поистине мученическая, но никто не слышал от нее ропота – все ее последние дни были освящены молитвой.
Мне очень хотелось тогда рассказать о ней в газете, ее молитве, удивительных светлых письмах. Полезла в коробку, где хранились послания матушки…но коробка оказалась пустой.
Через долгое время я вновь написала по заветному адресу уже на имя матушкиной преемницы Питиримы (Пасновой). Успела прочесть о ней: игумения была человеком интересной судьбы, в прежней светской жизни умела реализовывать масштабные проекты, побывала в разных странах, в уже солидном возрасте занималась, как это сейчас называется, экстремальными видами спорта, а первый опыт монастырской жизни приобрела в одной из обителей США.
На письмо кратко ответила послушница по благословению, и это очень вязалось с обликом деятельной и энергичной игумении. Но через небольшое время в моем почтовом ящике был новый конверт с обратным адресом обители. Содержание письма заставило застыть: «На Крещение матушка Питирима скончалась от рака…»
Говорят, матушка знала о времени своей кончины с точностью до часа. Говорят, до последнего дня раздавала распоряжения по строительству и благоустройству монастыря.
В письме лежал буклетик об обители с изображением мироточивой иконы святого преподобного Серафима, о которой я уже столько знала. Помню, как я прижала к груди этот буклетик и со слезами молилась обеим матушкам, как если бы они стояли рядом, в полной уверенности, что они меня слышат. На следующий день нашу семью ждало настоящее чудо: вся большая икона Святой Троицы в домашнем иконостасе была покрыта маленькими капельками, похожими на густое масло. В первые дни появлялись новые капли. Хочется верить, что таким образом Господь приоткрыл небесную участь Своих самоотверженных тружениц и молитвенниц.
О нынешней настоятельнице игумении Иеремииле я расскажу только одну историю. И она также о письмах. Жила-была одна раба Божия, которая тоже решила написать по этому адресу. Попросила молитв, поделилась своими радостями. Радости у нее были очень простые: дети впервые за долгое время без температуры, в деревне дорогу почистили да электричество впервые за долгое время дали, удалось найти денег и купить детям мяса… Она торжественно вложила в письмо огромную для себя сумму – 500 рублей «на храм» – и запечатала конверт.
Ответ не заставил себя ждать. В письме, подписанном матушкой Иеремиилой, лежала красивейшая открытка к ближайшему святому празднику и …тысяча рублей.
Кто-то, кто паломничал в село Ыб, купался в святых источниках и молился у мироточащих икон, написал бы об обители лучше, чем я. А для меня монастырь навсегда остался вот этим маленьким чудом писем – теплых писем из морозного неласкового края, – благословением во всех житейских нуждах молиться перед образом Божией Матери «Экономисса», именами усопших матушек в записках о упокоении и именем «игумении Иеремиилы с сестрами» в записках о здравии к Литургии.
Сейчас монастырь переживает не лучшие времена. Не так давно в обители произошел пожар, уничтоживший сестринский корпус, и сестры нуждаются в помощи. Давайте подарим хоть капельку тепла тем, кто так щедро дарит тепло своих молитв всем нам.